Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Правоведение
Размещена 16.07.2014. Последняя правка: 26.09.2014.

Проблемы и направления развития институтов гражданского общества в России

Декамбаев Тимур Джуманалиевич

Башкирский ГАУ, город Уфа

студент 1 курса

Яхина Айсылу Равилевна, кандидат юридических наук, доцент, Сабиров Вито Фладисович, студент 5 курса Башкирского ГАУ, член Молодежной общественной палаты республики Башкортостан


Аннотация:
В данной статье мы рассмотрели, что же такое гражданское общество и как оно перекликается с понятием правового государства, а также некоторые преграды на пути к становлению гражданского общества в России. Выделили часть из них, а также нашли некоторые пути решения, которые подходят именно для нашего социума.


Abstract:
In this article, we discussed what is civil society and how it resonates with the concept of rule of law, as well as some of the barriers to the development of civil society in Russia. Identified some of them, and found some solutions that are right for our society.


Ключевые слова:
гражданское общество; правовое государство; институт гражданского общества; публичная власть

Keywords:
civil society; constitutional state; institution of civil society; public authority


УДК 34

Большая часть истории России обнаруживает отсутствие институтов гражданского общества. Российское государство на всех этапах своего существования стремилось подавить любые проявления автономии личности. Такое естественное явление для любого правового государства, как гражданское общество, сейчас в России находится в очаговой форме развития. Хоть зачатки его начали складываться еще в 19 столетии, вследствие многих исторических событий потрясших Россию, а потом и СССР, не позволяли стабильно развиваться гражданскому обществу, такое понятие не использовалось.

Пришедшие к власти в 1917 году коммунисты провели грандиозное уравнивание всех членов общества перед всесильной государственной машиной. Что касается термина “гражданское общество”, то он был изгнан из советского государственно-правового и политического лексикона.[1] После распада СССР общество нуждалось в формировании гражданского общества. Конечно, люди, не знавшие такого термина, как гражданское общество, жившие без соответствующих понятий не могли начать действовать самостоятельно. Только спустя десятилетие на законодательном уровне первый был сделан государством. Это Федеральный закон РФ от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ об Общественной палате Российской Федерации. С этого момента принцип верховенства власти многонационального народа России принимает более устойчивую позицию, выраженную в появлении институтов гражданского общества, объединении и консолидации. [2]

Прежде чем перейти к сути вопроса, мы хотели бы рассмотреть основные понятия.

В научном значении понятие «гражданское общество» ввел в действие немецкий философ Г. Гегель. Его исследования и размышления сводились к представлению об отношениях, составляющих гражданское общество, как об идеальных, когда воплощаются в жизнь идеи права как высшей справедливости, основанной на недопустимости произвола и гарантировании равной для всех членов.[3]. В современной интерпретации гражданское общество – это система жизнедеятельности общества, обособленная от государства по своему характеру, но тесно с ней связанная, а также содержащая частные, групповые интересы граждан, регулирующая и отстаивающая их [4].

Правовое государство – это государство где человек, его права и свободы являются высшей ценностью и охраняются законом. Это государство, в котором устанавливается верховенство права. Правовое государство образует гражданское общество, которое влияет на все общественные и политические процессы в данном государстве.[5]. То есть гражданское общество - это воплощение идеала общественных отношений в результате построения правового государства.

Правовое государство является условием существования гражданского общества, но не более того. В дальнейшем эти два института развиваются самостоятельно, государство лишь предлагает наиболее благоприятную платформу для развития гражданского общества, не вмешиваясь напрямую в его деятельность и не препятствуя его развитию. Когда же нарушается один из этих двух принципов, появляются проблемы во взаимоотношении гражданского общества и государства.
Как сказал Владимир Рыжков: «Сильное гражданское общество - гарантия от авторитарного режима.»[6] А значит, любое вмешательство государства в механизмы гражданского общества влечет за собой скрытое проявление авторитарных намерений власти. И возникают проблемы взаимодействия и взаимоотношений гражданского общества и государства.

Политические партии и общественные объединения, с момента окончания регистрации в соответствующих государственных органах, становятся организациями, действующими на законной основе. Но не все зарегистрированные институты разделяют политические взгляды с действующей властью, это естественное явление любого демократического государства. Но именно на почве оппозиционного настроя легитимных общественных организаций, осуществляющих свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, возникают иногда столкновение интересов власти и оппозиции. И когда эта самая власть пытается «задавить» зачатки таких общественных организаций или каким-либо образом ликвидировать их, по сути вмешиваясь при этом непосредственно в сферу гражданского общества, оно нарушает принципы его развития. Ведь эти организации не что иное, как институты гражданского общества и, как известно, гражданское общество и правовое государство, взаимодействуя между собой, образуют сферу публичной политики, которая заключается в сотрудничестве гражданского общества и государственной власти.

Именно взаимодействуя, а не вставая друг у друга на пути. О.А. Митрошенков выделяет такие проблемы современного социума на пути становления гражданского общества; 1)Уровень доверия населения к политикам, скепсис в отношении возможности влиять на их решения; 2) Отсутствие многочисленного среднего класса; 3) Отсутствие у населения адекватного понимания социально-экономических и политических процессов; 4)Отсутствие политической культуры у значительной части общества.[7].

Безусловно, государство систематически принимая законы, оказывая финансовую помощь из госбюджета, своими действиями пытается решить эти и другие немаловажные проблемы в сфере становления гражданского общества. Но, к сожалению, пока эти усилия не дают существенного результата.

Для решения указанных проблем, а также ряда других, мы считаем, что государству необходимо наладить контроль над региональными органами исполнительной власти, местными органами самоуправления, уменьшить коррупционный уровень или вовсе искоренить его. Чтобы средства выделенные из бюджета страны как можно более в целом объеме доходили до нуждающихся общественных объединений, обеспечивая тем самым продуктивное развитие институтов гражданского общества. Проявление толерантности со стороны власти, как необходимое условие для подавления конфликтов между оппозицией и общественными объединениями, с одной стороны и государством, с другой. Политику государства необходимо направить на развитие у молодежи правосознания и гражданской активности через создание различных молодежных общественных организаций. И самое важное «воспитание» патриотизма у населения, чтобы любовь к Родине была равносильной любви к государству.

Библиографический список:

1. Об Общественной палате Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон РФ от 04.04.2005 N 32-ФЗ : принят Гос. Думой 15 марта 2005 г.: одобрен Советом Федерации 23 марта 2005г. // СПС «Консультант Плюс».
2. Рыжков В.А. Пять точек перелома [Электронный ресурс] : Российская газета / Режим доступа : http://www.rg.ru/2012/05/08/ryzhkov.html - 1.03.2014
3. Саидов Г. А. Понятие «гражданское общество» и его основные институты [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://tsulbp-journal.narod.ru/jurnal/matn_2/saidov_g.html - 25.02.2014
4. Сайт Политологии / Статья «Формирование гражданского общества в России» [Электронный ресурс] : Автор неизвестен – Режим доступа : http://all-politologija.ru/knigi/politologiya-uchebnoe-posobie/formirovanie-grazhdanskogo-obshhestva-v-rossii - 08.03.2014
5. Неизвествен Проблемы становления и развития гражданского общества в современной России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-217300.html
6. Яхина А.Р., Сабиров В.Ф. Проблемы построения правового государства в России [Текст] / А.Н. Кутлияров .// Студент и аграрная наука : материалы V Всероссийской студенческой научной конференции / Башкирский ГАУ – Уфа, 2011 – 324с
7. Яхина А.Р., Сабиров В.Ф. Соотношение правового государства и гражданского общества [Текст] / Государство будущего: политико-правовой аспект: материалы Международной научно-практической конференции / Издательство «Нефтегазовое дело» - Уфа, 2012 – 354 с.




Комментарии пользователей:

31.08.2014, 9:27 Сергушко Светлана Владимировна
Отзыв: По сути в статье рассматриваются "Проблемы и направления развития институтов гражданского общества в России", для соответствии материала статьи заявленному названию необходимо добавить информационный материал об современных институтах гражданского общества в России.


12.11.2015, 20:41 Колмаков Николай Анатольевич
Отзыв: гражданин- инструмент уничтожения человека(все на уровне чистых понятий, сущностей. логично: гражданское общество- инструмент уничтожения народа. есть два основания общественных отношений и соотв. видов государства: Право- двуклассовое государство, Закон(не закон как федеральный закон- народа государства. таким образом, система уничтожения прикрывается Правом- Правовым государством. Объединим: 1.человек- народ-Закон- народа государство, и 2.раб- гражданин- общество- Право господствующего класса- двуклассовое государство


14.07.2016, 11:18 Дзявго Роман Сергеевич
Отзыв: статья рекомендуется к публикации


Оставить комментарий


 
 

Вверх