Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №11 (июль) 2014
Разделы: Методика преподавания
Размещена 10.07.2014. Последняя правка: 19.02.2015.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННОЙ КАРТОЙ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Швабенланд Ирина Сергеевна

канд.биол.наук, доцент

ХГУ им. Н.Ф. Катанова

доцент

Зебарева Мария Александровна, студентка


Аннотация:
В статье показаны методические приемы работы с электронной картой, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся 7-х классов при изучении темы "Африка".


Abstract:
The article shows the methods of work with electronic map aimed at the development of cognitive universal educational activity of students of the 7th form when studying the theme "Africa".


Ключевые слова:
электронная карта; познавательные универсальные учебные действия; методические приемы; обучение; воспитание; творческая личность

Keywords:
electronic card; universal cognitive training actions; teaching methods; teaching; education; creative person


УДК 371.3

Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умение выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учителем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность.  В связи с этим, приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как “научить учиться”. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин [1].

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает, как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться [2].

Одним из средств формирования познавательных универсальных учебных действий (ПУУД)  могут быть современные картографические материалы.

Объект исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий школьников.

Предмет исследования: методические приемы работы с электронной картой направленные на развитие  познавательных универсальных учебных действий учащихся 7-х классов при изучении темы «Африка».

Цель исследования: разработка методических приемов  работы с электронной картой, направленных на развитие познавательных универсальных  учебных действий учащихся 7-х классов при изучении темы «Африка»

 

Задачи исследования:

  1. Проанализировать  структуру и методические аспекты развития ПУУД.
  2. Выявить специфические особенности электронной карты позволяющие развивать ПУУД.
  3. Оценить уровень развития ПУУД  учащихся 7 «Б» класса МБОУ СОШ №1 г. Абакана.

 Методы исследования:

  • Теоретические: анализ, синтез
  • Эмпирические: изучение передового педагогического опыта, диагностика сформированности ПУУД школьников по методике оценки уровня развития  познавательных УУД (авторы Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М),  педагогический эксперимент.

Теоретическая основа: концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Практическая значимость: Разработка  и апробация приемов работы с электронной картой, способствующих развитию познавательных универсальных учебных действий школьников

 Теоретическая значимость: обобщение передового педагогического опыта по использованию методических приемов работы с электронной картой.

Методические приемы работы с электронной картой, направленные на развитие ПУУД школьников в курсе «Географии Земли (Материки, океаны, народы и страны)» 7 класса, были разработаны на базе МБОУ СОШ №1 г. Абакана.

МБОУ СОШ №1 является старейшей школой города.Она одна из ведущих учебных заведений по уровню подготовки выпускников, награжденных золотыми и серебряными медалями, количеству победителей и призеров городских, республиканских и всероссийских олимпиад, конференций, конкурсов. Школа является финалистом федерального этапа конкурса «Лучшие школы России — 2005», победитель конкурса  среди общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы,  неоднократный лауреат Всероссийского конкурса «Школа года».

Большинство выпускников продолжает обучение в вузах. Среди выпускников  немало заслуженных, известных в республике и стране политиков, врачей, военных, работников образования науки и культуры, представителей бизнес – структур.

Педагогический коллектив стабильный, имеет высокий профессиональный уровень. На 1 сентября 2013 г. в школе 78 штатных педагогических работников и 4 внешних совместителя. Квалификационные категории имеют  53 человека (высшая к.к. - 26, первая к.к. - 25 , вторая к.к. – 2, без категории – 25). С  высшим профессиональным образованием работают 74 человека и  4 человека - со средним профессиональным образованием.

МБОУ СОШ № 1 г. Абакана направлена на обучение и воспитание здоровой, творческой личности ученика, обладающего набором социально – значимых качеств: желающего и умеющего принимать собственные решения, предлагать свои варианты, брать на себя ответственность, познающего мир и себя в нем, способного самостоятельно добывать знания, строить свою судьбу, делать осознанный выбор.

Разработанные методические приемы предназначены для учащихся 7 классов при изучении темы «Африка», которая состоит из 6 уроков. В апробации проекта принимали участие учащиеся 7 Б класса. Отличительной особенностью этого класса является то, что они занимаются по новой экспериментальной программе ФГОСТа. В классе 30 человек. Возрастной состав учащихся составляет 12-13 лет, что соответствует подростковому возрасту. В классе обучается 17 девочек и 13 мальчиков. 

По успеваемости 7 Б класс, в своей параллели один из сильных. Однако в последние годы обучения есть спад в познавательной активности общей массы учащихся. Из устной беседы с учителем географии выяснено, что уровень мотивации к изучению географии невысокий. Лишь отдельные учащиеся мотивированны на изучение этого предмета.

Для разработки методических приемов были использованы: научно – методическая литература, нормативные документы Министерства образования и науки РФ, нормативные документы МОУ СОШ №1, календарно – тематическое планирование.
 

При разработке методических приемов были определены образовательно-воспитательные и развивающие задачи, которые предусматривали получение новых знаний учащимися, формирование умений и навыков, методы и средства обучения, способствующие развитию ПУУД у школьников на уроках.

         С целью развития познавательных универсальных учебных действий личности учащихся, было решено проводить уроки с использованием различных методических приемов работы с электронной картой. Каждый прием направлен на развитие определенных ПУУД: действия со знаково-символьными средствами, структурирование знаний, построение логической цепочки рассуждений, выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов . Использование данных приемов позволяет реализовывать деятельный подход, который заключается в овладевании учащимися различными универсальными учебными действиями в состав которых входят и ПУУД.

На основе анализа тематического планирования и беседы с учителем методистом были выбраны 4 урока из 6 в теме: «Африка», на которых можно использовать разработанные методические приемы. На каждом уроке применялся новый методический прием, направленный на развитие определенных ПУУД (таблица 1). Время затраченное на данную работу не превышало 5-7 минут на каждом уроке. Было определено, что данные приемы будут применяется на начальном этапе урока для активизации познавательной деятельности учащихся. 

Таблица 1. Методические приемы работы при изучении темы «Африка»

Название урока

Методический прием работы с электронной картой

Развиваемые ПУУД

1

«Особенности природы Африки»

Географический конспект

Развитие действий со знаково-символьными средствами

 

2

«Население и страны Африки»

Задание на соответствие

Структурирование знаний

3

«Страны Северной Африки. Египет»

Работа с контурной картой

Построение логической цепочки рассуждений

 

4

«Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия»

Самостоятельное составление таблицы

Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов

 

 

Географический конспект, как методический прием работы на уроке, был направлен на развитие действий со знаково-символьными средствами. Особенностью использования данного приема при работе с электронной картой является то, что географический конспект накладывается на карту и, тем самым, образуется географическая привязка объектов и процессов о которых идет речь. Не случайно данный прием выбран при изучении темы «Особенности природы Африки», так как он очень наглядно и доступно позволяет отразить особенности и закономерности процесса климатообразования.
 Выполнение заданий на соответствие способствовало структурированию знаний учащихся, позволяя закрепить уже полученные знания и на основе их осмысления самостоятельно получить новые. Основной задачей географической карты на уроке «Население и страны Африки» являлось наглядное отображение тех закономерностей расселения населения, которые учащиеся выявляют самостоятельно.
 Работа с контурной картой, в основном, была направлена на закрепление географической номенклатуры, но разработанный прием, совмещающий работу с контурной и электронной картой, был направлен на развитие умения построения логической цепочки рассуждений. Для этого, учащимся давалось 7 вспомогательных предложений на основе информации, с которых они должны были распределить страны Северной Африки на контурной карте.   Самостоятельное составление таблицы при изучении темы «Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия» было направленно на развитие  умения выбирать основания  критериев для сравнения, оценки и классификации объектов. Учащимся предлагалось самостоятельно распределить, страны в колонки таблицы. Кроме того, предложенная дополнительная информация, позволяла им сделать самостоятельный вывод о неравномерности размещения населения в регионах.

Данные методические приемыбыли  направлены на развитие  логических и общеучебных ПУУД. Так как, из беседы с учителем - методистом было выявлено, что именно развитие этих блоков требует особого внимания. Использование электронной карты для внедрения этих приемов направленно главным образом для сокращения времени затраченного на данную работу, а так же для привлечения интереса учащихся к работе по средствам наглядности. Кроме того, электронная карта позволяет отбирать информацию, помещаемую на карту. При этом, помогает сосредоточить внимание на важных в работе объектах, отсеяв при этом лишнюю информацию.
На начальном этапе исследования была проведена диагностика сформированности ПУУД учащихся 7 «Б» класса  МБОУ СОШ №1 г. Абакан  по методике  субъективной оценки уровня развития  познавательных УУД, разработанная авторами Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.  Целью данной диагностики было определение среднего уровня сформированности ПУУД в классе, а также определение учащихся с наименее низким уровнем, с целью дальнейшего его повышения . Данная диагностическая методика включает в себя 20 утверждений , которые испытуемые переносят на себя и субъективно оценивают по шкале от 0 до 10 баллов. 

 На основе полученных данных было выявлено, что более половины класса (66 %) имеют уровень развития ПУУД - от среднего и выше. Однако, у 8 учащихся (34%)  уровень развития  ПУУД  ниже среднего, что является весьма низким результатом для данного класса, так как он обучается по новой экспериментальной программе ФГОСТа и должен на более высоком уровне овладевать ПУУД. В своей работе мы делали акцент именно на той группе учащихся, уровень развития ПУУД, у которых ниже среднего, с целью его повышения.

С целью развития познавательных универсальных учебных действий личности учащихся, было решено проводить уроки с использованием различных методических приемов работы с электронной картой. Каждый прием был направлен на развитие определенных ПУУД. Использование данных приемов позволяет реализовывать деятельный подход, который заключается в овладевании учащимися различными универсальными учебными действиями в состав которых входят и ПУУД.

На основе анализа тематического планирования и беседы с учителем - методистом были выбраны 4 урока из 6 в теме: «Африка», на которых можно использовать, разработанные методические приемы:

  1. «Особенности природы Африки»
  2. «Население и страны Африки»
  3. «Страны Северной Африки. Египет»
  4. «Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия»

 На каждом уроке применялся новый методический прием, направленный на развитие определенных ПУУД. Время затраченное на данную работу не превышало 5-7 минут на каждом уроке. Было определено, что данные приемы будут применятся на начальном этапе урока для актитвизации познавательной деятельности учащихся.

На конечном этапе исследования была проведена контрольная диагностика уровня сформированности ПУУД с помощью той же диагностической методики, с целью выявления изменений, произошедших в уровне сформированности ПУУД как отдельных учащихся так и класса в целом.

Результаты контрольной диагностики показали, что, по прежнему, у 8 учащихся (34%)  уровень развития  ПУУД  ниже среднего, однако произошли изменения внутри этой  группы. Низкий уровень сформированности ПУУД имел только 1ученик,  а двое учащихся повысили свой уровень на ниже среднего.
Таким образом, основываясь на сравнении результатов начальной и итоговой диагностики можно говорить о успешной апробации данных методических приемов  на базе МБОУ СОШ №1 г.Абакана в 7 Б классе. Несмотря на то, что лишь 2 человека повысили свой уровень сформированности ПУУД, результаты можно считать положительными, так как апробация проходила в очень короткий промежуток времени. Результаты можно весьма улучшить если использовать такие методические приемы в работе систематически и на протяжении более продолжительного промежутка времени.

 ВЫВОДЫ

  1. В новом ФГОСТе познавательные универсальные учебные действия входят в систему Универсальных Учебных Действий как отдельный блок, включающий в себя общеучебные действия, логические действия и действия постановки и решения проблемы. Они раскрываются как система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
  2. Электронные карты существуют лишь в определённый момент времени. В этом их главное отличие от прочих визуальных картографических материалов. Важной особенностью электронных карт является способность изменяться в процессе эксплуатации, вбирая в себя новые сведения о событиях и явлениях. Существенны отличия в механизме использования генерализации: в традиционной картографии генерализация применяется только при проектировании, в электронной картографии в любой момент использования картографической информации пользователем. Электронная карта — это сразу несколько карт разной степени подробности.  Масштабы у электронных карт весьма отличаются от бумажных. Установить соответствие между масштабами электронных и бумажных карт можно только на основании подробности карты — то есть, какие объекты можно указать на карте определенного масштаба.
  3. Уровень развития ПУУД учащихся 7 «Б» класса МБОУ СОШ №1 г. Абакана средний. У 73% учащихся уровень от среднего и выше, у 27% ниже среднего. 
  4. Разработано 4 приема работы с электронной картой при изучении темы «Африка», способствующих развитию следующих познавательных универсальных учебных действий школьников: структурирование знаний;  выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации обьектов; построение логической цепочки рассуждений; действия со знаково- символьными средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование). В результате аппробации данных приемов 2 учащихся повысили свой уровень сформированности ПУУД с низкого на ниже среднего.

Библиографический список:

1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования УВП[Текст] – М.: НИИ школьных технологий, 2005.-288 с.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. , Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.– 2-е изд. [Текст] – М.: Просвещение, 2011. – 159с.
3. Сластенин В. А. Педагогика – Учеб. пособие [Текст] - М: Дрофа, 1996.-504 с.
4. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий Шутенко А.В. [Электронный ресурс] http://pedsovet.su/publ/26-1-0-841




Рецензии:

15.07.2014, 7:04 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Статья в целом интересная и заслуживает внимания, однако требует доработки. Автору необходимо обратить внимание на пунктуацию, стилистику,структуру работы, опечатки, например: "На основе полученных данных было, что более половины класса"

16.07.2014 4:04 Ответ на рецензию автора Швабенланд Ирина Сергеевна:
Елена Геннадьевна, огромное спасибо за сделанные замечания. Все замечания учли и исправили.

15.07.2014, 18:50 Моторина Валентина Григорьевна
Рецензия: Тема статьи актуальна. Материал собран хороший. Но не понятно оформление статьи: что это - автореферат? Статья не соответствует требованиям и может быть опубликована после доработки.
17.07.2014 3:03 Ответ на рецензию автора Швабенланд Ирина Сергеевна:
Здравствуйте, Валентина Григорьевна. Во многих научных журналах требования к оформлению статей именно такие.

28.08.2014, 23:17 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Актуально (слегка "суховатый" стиль), но материал интересный - рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх