Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №11 (июль) 2014
Разделы: Медицина, Религиоведение
Размещена 11.07.2014.
Просмотров - 5972

ОРГАНИЗАЦИЯ БОЛЬНИЧНЫХ ХРАМОВ И МОЛИТВЕННЫХ КОМНАТ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Ружицкая Лидия Валерьевна

ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

студентка факультета лечебного дела и педиатрии

Голиусова Любовь Сергеевна, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, студентка факультета лечебного дела и педиатрии; Научный руководитель: Кистенева Ольга Алексеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры факультетской терапии, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», e-mail: kisteneva@bsu.edu.ru


Аннотация:
В данной статье рассматривается вопрос об организации на территории Белгородской области больничных храмов и молитвенных комнат в лечебно-профилактических учреждениях, а также рассмотрены основные формы взаимодействия социальных институтов медицины и религии.


Abstract:
This article considers the question about the organization in the territory of the Belgorod region hospital churches and prayer rooms in medical institutions, and also describes the main forms of interaction between social institutions of medicine and religion.


Ключевые слова:
лечебно-профилактические учреждения; молитвенные комнаты; больничные храм; медицина; религия

Keywords:
medical institutions; prayer rooms; hospital Church; medicine; religion


УДК 61:1 76.01.09

Объект исследования – медицинские организации (лечебно-профилактические учреждения, органы управления здравоохранением) и православные организации (больничные храмы и молитвенные комнаты).

Цель исследования – анализ межинституционального взаимодействия медицины и религии (на примере организации больничных храмов и молитвенных комнат в лечебно-профилактических учреждениях Белгородчины).

Материалы и методы: Материал исследования представляет собой: формализованное интервью, опрос, наблюдения, СМИ. Исследование мнения священнослужителей в отношении социальных институтов медицины и религии в отношении контактов между ними осуществлялось в виде формализованного интервью. В процессе достижения цели исследования широко используется метод структурно-функционального анализа и системный подход, который позволил последовательно раскрыть сущность исследуемого вопроса.

Религия представляет собой институт, который в настоящее время стремится к взаимодействию с другими социальными институтами. Взаимодействие медицины и религии имеет внешние аспекты, выражающиеся в сотрудничестве системы здравоохранения и церковных структур, а также внутреннее содержание - контакты представителей обоих социальных институтов друг с другом, изменения в распределении сoциальных рoлей.

Исследуя историографию проблемы, следует отметить богатый опыт взаимодействия медицины и православия (РПЦ) в истории России. О таком взаимодействии много писал известный советский и российский историк медицины, председатель Московского научного общества историков медицины профессор М.Б. Мирский [3], Власов П. В.[1]. Сходная практика сотрудничества двух социальных институтов развита и в других странах [6; 7].

Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью рассмотреть формы взаимодействия социальных институтов медицины и религии на узком региональном примере больничных храмов и молитвенных комнат в лечебно-профилактических учреждениях Белгородской области.

Не секрет, что в последнее время среди медицинских работников возрос интерес к проблемам взаимоотношения медицины и религии (православия). Свидетельством тому служат больничные храмы в стационарах и молитвенные комнаты в ЛПУ, подготовка сестер милосердия, социальная практика семинаристов в Белгородском областном онкодиспансере и др. Вот почему большой интерес у студентов и преподавателей Белгородского государственного национального исследовательского университета вызвало бинарное (совместно с кружком истории медицины) заседание по теме: «Медицина и религия – страницы истории и современный этап». В связи с этим было принято решение исследовать деятельность больничных храмов в стационарах и молитвенные комнаты в ЛПУ.

Вaжно то, что право на доступ священнослужителя к пациенту, а также право на предоставление в больничном учреждении помещения для оправления религиозных обрядов определяется ст. 30 Конституции РФ и она же может являться основанием для устрoйства молитвенных комнaт и домовых церквeй [2].

В 2002 г. между Белгородской и Старооскольской епархией и управлением здравоохранения администрации Белгородской области состоялось подписание соглашения, которое предусматривает как расширение уже существующих программ, так и проведение в жизнь новых. В частности, в медицинских учебных заведениях нашего края уже имеются отделения, в которых ведут подготовку сестер милосердия. Студентам, обучающимся по этому направлению стипендию начисляет и выплачивает Белгородская и Старооскольская епархия [4]. Кроме того, было запланировано сотрудничество медиков и священнослужителей в рамках реализации программ профилактики физиологической зависимость от опиатных и им подобных веществ (наркозависимости) и профилактики алкогольной зависимости. Так же, в план была включена работа с женщинами детородного возраста, направленная на сокращение количества абортов и создание отделения социальной реабилитации. Не менее важным направлением совместной деятельности стало организация и поддержка приходских больниц и амбулаторий, православных родильных домов.

Руководитель отдела по социальному служению Белгородской и Старооскольской епархии Белгородской митрополиии иерей Михаил Сердюк знает по опыту, что трудно беседовать с женщиной, которая приняла решение об убийстве своего еще не рожденного ребенка. Отец Михаил убежден в том, что необходимо общаться с молодым поколением (школьниками, студентами) о грехе аборта и воспитывать в девушках отвращение к преступлению (к убийству своего ребенка). Священнослужитель является настоятелем больничного храма блаженной Матроны Московской в городе Белгороде. Отвечая на вопрос:  насколько тесно связаны лечебные учреждения и институт православной Церкви Белгородчины, указывал, что уже налажена связь с Департаментом здравоохранения и социальной политики Белгородской области в Белгородской и Старооскольской епархии. Подчеркнул, что все лечебные учреждения в Белгороде давно окормляются священниками.

В Белгородской и Старооскольской епархии есть опыт создания больничных храмов, которые одновременно являются и приходскими, поделился информацией Михаил Сердюк. Так, в 2003 г. был открыт больничный храм в честь святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского, чудотворца при I Городской больнице города Белгорода. На богослужениях в этом храме принимают участие главный врач I Городской больницы г.Белгорода А.С. Сотников, медперсонал и пациенты больницы, а также многочисленные прихожане. Отец Николай (Кобец), настоятель больничного храма святителя Луки при 1-ой городской больнице знает все об истории создания храма и подвижническом служении знаменитого врача и ученого в области гнойной хирургии, в честь которого назван храм. Больничный храм во имя святителя Луки Крымского расположен в небольшой комнате, здесь есть икона с частицей мощей святителя Луки, написанной в Симферополе, которая очень почитается православными. При II городской больнице г. Белгорода имеется небольшой больничный Свято-Пантелеимоновский храм.

Больничный храм во имя святой блаженной Матроны Московской был открыт в 2004 году и находится при Белгородской областной клинической больнице святителя Иоасафа Белгородского. В этом больничном храме присутствуют три «святыни» – это иконы с частицами мощей врача преподобного Агапита Киево-Печерского, святителя Иоасафа Белгородского и икона блаженной Матроны Московской, подаренная храму Покровским монастырем. За больничным храмом во имя блаженной Матроны закреплена ОГКУЗ «Белгородская областная клиническая психоневрологическая больница», ОГКУЗ «Белгородский областной противотуберкулезный диспансер» и МБУЗ «Городской родильный дом» г. Белгорода. Больничный храм во имя блаженной Матроны небольшой, построен в византийском стиле, расположен прямо у центрального входа в больницу. Это храм, куда приходят люди, чтобы помолиться о своих заболевших родственниках, пригласить священника в палату. А так же, сестры милосердия Марфо-Мариинского сестричества города Белгорода постоянно навещают больных в палатах и ведут подготовку пациентов к таинствам Исповеди и Причастия, которых на следующий день причащают священнослужители.

При Центральной районной больнице г. Губкина Белгородской области в 2007 году был освящен больничный храм во имя святой блаженной Ксении Петербургской.  Торжественные богослужения проводит благочинный Губкинского округа протоиерей Евгений Сапсай в сослужении настоятеля храма и священников Губкинского благочиния. В числе молящихся за богослужением также присутствуют сестры милосердия. В Губкинской центральной районной больнице небольшая группа милосердия появилась с образованием Губкинского благочиния в 1997 году, а с освящением в 2007 году больничного храма было образовано сестричество и уже с этого времени деятельность сестер милосердия приняла более активный характер. Они помогают пациентам больницы подготовиться к таинствам Исповеди и Причастия.

В 2010 году на территории Белгородского областного онкологического диспансера был сооружен и освящен больничный храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Необходимо отметить, во всех выше перечисленных медицинских учреждениях молитвенные комнаты существовали задолго до открытия храмов – 10 и более лет.

В Белгородской областной клинической психоневрологической больнице сейчас существует молитвенная комната. В ней функционируют два «пограничных» отделения, в которых лечатся люди с начинающимися психическими заболеваниями. «Пограничные» отделения открыты, при желании их может посетить каждый больной. Молитвенная комната расположена возле приемного отделения на первом этаже – это бывший небольшой кабинет дежурного врача. На такой шаг сознательно согласились дежурные врачи и пошли на неудобство для себя ради более эффективного лечения своих подопечных. Сюда не менее чем раз в неделю приезжает иерей Михаил Сердюк с сестрами милосердия. Работник молитвенной комнаты за несколько дней до приезда священнослужителя раздает справочные пособия для тех, кто никогда не исповедовался, для облегчения подготовки к Таинствам.

«Острые» отделения Белгородской областной клинической психоневрологической больницы действуют в закрытом режиме. Обход здесь осуществляется также и священнослужителями наравне с врачами. В каждом отделении медсестры обходят палаты и приглашают больных на Исповедь и Причастие. Кроме того, имеется большое детское отделение. Здесь всегда рады священникам, которые общаются с детьми, поддерживают их, организуют концерты совместно с ребятами из воскресной школы, приносят сладости.

В Белгородском областном Перинатальном центре и в двух белгородских городских родительных домах также есть молитвенные комнаты и священнослужители, которые занимаются окормлением рожениц. С роженицами проводятся беседы о Боге, Церкви, Таинстве крещения, о том, как вести себя в храме… и о грехе аборта. Хотя женщины приходят в родильный дом рожать, но часто, родив ребенка, потом они отказываются от рождения второго, третьего. Беседы с роженицами проходят раз в две недели, иногда раз в 12 дней.

На сегодняшний день большое количество различных проектов, которые по благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна готовятся совместно с Департаментом здравоохранения при участии священнослужителей. В настоящий момент в нашем городе реализуется всероссийская программа «Святость материнства», проводимая Фондом Святого апостола Андрея Первозванного. Самая активная деятельность по этой программе идет в областном Перинатальном центре, где существует довольно мощное реанимационное отделение для новорожденных с тяжелой патологией. Со всей Белгородской области в этот центр доставляют ребят, которым угрожает смерть. Священнослужители совершают крещение детей прямо в реанимационном отделении (безусловно, по желанию родителей), в кювезах, где лежат малютки. Кювез – это «ковчег», в котором поддерживается определенная температура и где ребенок часто бывает подключен к аппарату искусственного дыхания. Открывается окошечки в кювезе, и совершается крещение младенца через окропление, совершаем миропомазание полным чином. Такие дети сразу поминаются о здравии на ближайшем богослужении. Известны случаи исцеления после крещения. Как правило, родные в такие моменты довольно часто начинают воцерковляться, потому что понимают: эта помощь была от Бога.

В Белгородской области активно проводятся мероприятия по снижению количества абортов. В городе Губкине Белгородской области, например, есть противоабортная комиссия. Законодательством введены, так называемые, семь дней тишины. Однако комиссия в дополнении к этому своей властью устанавливает дополнительный срок «тишины»: если женщина хочет сделать аборт, ей необходимо побеседовать с заведующим отделением, с психологом, со священником – отцом Георгием Кравцовым. Эта работа очень тяжелая. Сами священники признаются, что очень трудно говорить с женщиной, решившейся сделать аборт.

В этой связи приоритетным становится взаимодействие не только с департаментом здравоохранения, но и с департаментом образования и молодежной политики Белгородской области. Таким образом, активно проводится профилактическая работа в школах, колледжах и высших учебных заведениях. Так, в Белгородском государственном национальном исследовательском университете (НИУ «БелГУ») с 2012 г. стали регулярно проводиться беседы среди студентов первых курсах всех без исключения факультетов. Священнослужителями разрабатываются презентации и передвижные выставки, которые оказываются весьма действенными и достаточно впечатляют молодежь. Так, проходит беседа со священником, а затем студентам показывают фильм, например, «Безмолвный крик» или другие ленты, которые оказывают сильное, в первую очередь, нравственной воздействие. Стабильную просветительско-профилактическую работу на сегодняшний день налаживают и в других вузах г. Белгорода. Взаимодействие со школами, колледжами, средними учебными заведениями уже отработано. В г. Белгороде все школы закреплены за храмами или, наоборот, храмы – за школами.

Как правило, люди живут в своем ограниченном мире. А есть целые сообщества людей, которые объединены какой-то одной бедой, но друг с другом почти не пересекаются, – люди, больные раком, наркоманы и их родственники, психически больные…А священники, работают со всеми людьми, и они должны быть готовы каждому прийти на помощь, причем эта помощь должна быть грамотной и с верным подходом [5, с. 8].

Заключение. Подводя итог, хочется сказать – это великое чудо, что при больницах теперь открыты храмы, и человек теперь может себе позволить врачевать не только телесные недуги, но и душу. Безусловно, соединение лечебницы телесной и лечебницы души, что мы сейчас наблюдаем, показывает – изменилось время, изменилось отношение к человеку и его проблемам. К людям стали относиться на порядок глубже и осмысленнее. Это – христианская антропология, которая предусматривает и врачевание души, и врачевание тела, причем именно в такой последовательности.

Библиографический список:

1. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. Серия: Россия забытая и неизвестная. Российский образ жизни. М., 2001 г. – 443 с.
2. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 (с изменениями от 30. 12. 2008 г.).
3. Мирский М. Б. Очерки истории медицины в России XVI—XVIII вв. Владикавказ, 1995. – 180 с.; его же, Хирургия от древности до современности. Очерки истории. М., 2000, 798 с.; его же, Медицина России Х-ХХ веков. Очерки истории. М., 2005, 632 с.
4. Православное информационное агентство - URL: http://rusk.ru/newsdata.php?idar=1073 (дата обращения 30.07.2013).
5. Черкасова А.Е. Организационные формы взаимодействия медицины и религии в современной России // Проблемы управления здравоохранением. – 2004. - № 3. – С. 8-14.
6. Brockop J.E. Islamic ethics of saving life: a comparative perspective / J.E. Brockop // Med. Law. 2002. - Vol. 21. -N 2. - P. 225-241.
7. King M. The effect of spiritual beliefs on outcome from illness / M. King, P. Speck, A. Thomas //Soc. Sci.Med.- 1999.-Vol. 48.-N9.-P. 1291-1299.




Рецензии:

11.07.2014, 13:31 Супрун Элина Владиславовна
Рецензия: Статья актуальная, написана в соответствии с общими требованиями и может быть опубликована.

13.07.2014 23:23 Ответ на рецензию автора Ружицкая Лидия Валерьевна:
Благодарим за отзыв!

16.07.2014, 12:15 Боровой Евгений Михайлович
Рецензия: Статья рассматривает довольно интересную проблему взаимоотношения религии и медицины. Название статьи полностью соответствует содержанию, как и аннотация. Приведены довольно хорошие примеры деятельности православных священников в медицинских учреждениях Белгородской области. В целом работа производит благоприятное впечатление и может быть рекомендована к публикации!

16.07.2014, 22:09 Остапенко Ольга Валериевна
Рецензия: Статья касается очень важной темы. Особенно в сегодняшнее сложное время, когда человек нуждается не только в помощи медиков. Рекомендую статью к печати.



Комментарии пользователей:

17.07.2014, 13:46 Ружицкая Лидия Валерьевна
Отзыв: Уважаемые члены редколлегии, очень признательны Вам за рецензию статьи.


Оставить комментарий


 
 

Вверх