Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №11 (июль) 2014
Разделы: Психология
Размещена 14.07.2014. Последняя правка: 14.07.2014.

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Юдеева Татьяна Васильевна

кандидат психологических наук

Крымский инженерно-педагогический университет

старший преподаватель

Аннотация:
В данной статье рассмотрены результаты эмпирического исследования особенностей ценностных и смысловых структур личности старших подростков с девиантным поведением. Проведен сравнительный анализ особенностей ценностно-смысловой сферы подростков с девиантным и нормативным поведением.


Abstract:
In this article the results of empiric research of features of the valued and semantic structures of personality of senior teenagers are considered with a deviation behavior. The comparative analysis of features of valued-semantic sphere of teenagers is conducted with a deviation and normative behavior.


Ключевые слова:
девиантное поведение; социальная дезадаптация; подросток; ценностные ориентации; ценностно-смысловая сфера личности.

Keywords:
deviation behavior; social disadapted; teenager; valued orientations; valued-semantic sphere of personality.


УДК 159.9

Проблема девиантного поведения подростков является актуальной несмотря на то, что в настоящее время существует большое количество исследований, посвященных данному вопросу. Работы отечественных и зарубежных психологов посвящены исследованию факторов, видов и причин девиантного поведения поведения у детей и подростков; разрабатываются программы психопрофилактики и коррекции девиаций (С.А. Беличева, Н.В. Дмитриева, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, А.Е. Личко, В.Т. Кондрашенко, Н.Ю. Максимова, И.А. Фурманов и многие другие).В целом, авторы рассматривают «девиацию», или социальное отклонение, как отклонение от общепринятых норм и правил, установленных в определенном обществе.Однако, представляется актуальным исследование особенностей ценностно-смысловой сферы личности подростка с девиантным поведением, поскольку в данный возрастной период формируются потребности и ценностные ориентации, соответственно и внутренняя мотивация поведения, а также поведенческие стереотипы.

Цель исследования:определить особенности ценностно-смысловой сферы личности подростков с девиантным поведением.

Задачи исследования, представленного в данной статье:
1. Провести экспериментальное исследование особенностей ценностно-смысловой сферы личности подростков с девиантным поведением
2. Осуществить сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы личности подростков с девиантным и нормативным поведением.

Группа подростков с девиантным поведением была отобрана методом экспертного оцениваня. В качестве экспертов выступили психологи школ, социальные педагоги, заместитли директоров школ и классные руководители. Для исследования особенностей ценностно-смысловой сферы личности подростков были использованы: методика М.Рокича «Ценностностные ориентации», опросник А.С Андреева и Е. В Черного «Ценности и смыслы», Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева. Статистическая обработка данных включала расчеты средних величин и их стандартных отклонений, определение достоверности исследуемых параметров осуществлялась с помощью t-критерия Стьюдента.

Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе УВК «школа-лицей» №3 им. А. С. Макаренко, г. Симферополь, Республика Крым;Общеобразовательная школа №31 г. Симферополь, Республика Крым. В исследовании приняли участие 60 подростков 14 – 16 лет. Из них 30 подростков с девиантным поведением, и 30 подростков группы норма. Основные критерии по которым осуществлялся отбор группы девиантных подростков: ниличие существенных проблем в поведении и обучении, не включенность в учебную и внешкольную воспитательную деятельность, систематические пропуски школьных занятий, употребление ненормативной лексики, педагогическая запущенность, пбеги из дому, бродяжничество, правонарушения с последующей постановкой на внутришкольный учет, эпизодическое употребление психоактивных веществ и распитие спиртных напитков, кражи, нанесение телесных повреждений, хулиганство.
Рассмотрим результаты эмпирического исследования. Иерархическая структура ценностных ориентаций предполагает изучение степени (уровня) выраженности измеряемой характеристики. Средние значения шкал характеристики «Терминальные ценности» (ценности-цели, или Т-цели) варьируются от 6,6 до 12,4 балов. Средние значения шкал характеристики «Инструментальные ценности» (ценности-способы) варьируются от 5,8 до 14,6 баллов

Анализ иерархии ценностей у подростков с девиантным поведением показывает, что некоторые ценностные ориентации выявились более значимыми, а другие менее значимыми, есть также ценности, которые выступают приоритетными в иерархии. Все выше сказанное дает возможность сгруппировать их не только в содержательные блоки (ценности личностной жизни, ценности профессиональной реализации, индивидуальные ценности, абстрактные и пассивные ценности), но также объединить их за модальностью (приоритетные, актуальные и менее значимые для личности).

Следовательно, мы выделили 3 группы ценностных ориентаций, значения которых соответствуют следующим трем диапазонам:

- невысокие показатели (минимальная значимость)

- средние показатели (средняя значимость)

- высокие показатели (приоритетность)

В результате, по шкале «Терминальные ценности» диапазон приоритетных Т-ценностей у испытуемых включает: «наличие хороших друзей» (5,8 баллов), «развлечения» (6,6 балла), «свобода» (7.6), В диапазоне Т-ценностей, которые имеют среднюю значимость значений следующие ценностные ориентации: «здоровье» и «материально обеспеченная жизнь» по 8,8 и 8,1 балла и «уверенность в себе» ( 9,9 баллов). В диапазоне низких (невысоких) средних значений Т-ценностей, а именно, ценности, которые для подростков имеют минимальное значение, находятся: «познание» (11,2 баллов), «продуктивная жизнь» (10,9 баллов), «красота природы» (12,4 балла).

По шкале «Инструментальные ценности» (И-ценности), по аналогии с предыдущим, в список ценностных ориентаций, которые имеют приоритетное значение у испытуемых, включены: «независимость» (5,8 балла), «терпимость» (7,6 балла), «самоконтроль» (8,7 баллов)

В диапазоне И-ценностей, которые имеют среднее значение для подростков, является: «смелость в отстаивании своего мнении» (9,9 баллов), «жизнерадостность» (10,4 баллов), «эффективность в делах» (10,3 балла).

В диапазоне И-ценностей, которые имеют наименьшее значение для девиантов, определились следующие ценности: «честность» (10,9 баллов), «воспитанность» (11,4 баллов), «аккуратность» (12,5баллов).

Обобщая результаты анализа иерархичной структуры ценностных ориентаций подростко-девиантов, можно констатировать, что ведущие ранги в общей структуре ценностей-целей (терминальных ценностей), занимают такие ценности как («друзья», «развлечения», «свобода»), а к наименее важным ценностям отнесли («познание», «продуктивная жизнь», «красота природы»). По шкале «инструментальные ценности» более значимыми являются («независимость», «терпимость», «самоконтроль») В диапазоне И-ценностей, которые имеют наименьшее значение для подростков с девиантным поведением, определились следующие ценности («аккуратность», «честность», «воспитанность»).

Средние значения шкал характеристики «Терминальные ценности» (ценности-цели, или Т-цели) варьируются от 1,9 до 14,06 балов. Средние значения шкал характеристики «Инструментальные ценности» (ценности-способы) варьируются от 5,8 до 14,6 баллов.

Анализ индивидуальной иерархии ценностей у подростков группы норма показывает, что по шкале «Терминальные ценности» диапазон приоритетных Т-ценностей (высокие показатели средних значений) у испытуемых включает: «здоровье» (1,9 баллов), «уверенность в себе» (7,1 баллов), «развитие» (7, 3 баллов).

В диапазоне Т-ценностей, которые имеют среднюю значимость (средние показатели значений) у исследуемых следующие ценностные ориентации: «любовь» (7,5 баллов), «наличие хороших и верных друзей» (7,7баллов), «познание» (8,8 , баллов).

В диапазоне низких (невысоких) средних значений Т-ценностей, а именно, ценности, которые для подростков имеют минимальное значение, находятся: «красота природы» (11,3 баллов), «продуктивная жизнь» (11,5баллов), «творчество» (14,06 баллов).

По шкале «инструментальные ценности» (И-ценности), по аналогии с предыдущим, в список ценностных ориентаций, которые имеют приоритетное значение у испытуемых, включены: «независимость» (5,8 баллов), «жизнерадостность» (5,9 балла), «воспитанность» (7,1 баллов).

В диапазоне И-ценностей, которые имеют среднее значение для подростков, соответственно: «честность» (8,5 баллов), «чуткость» (8,6 баллов), «ответственность» (8,6 баллов).

В диапазоне И-ценностей, которые имеют наименьшее значение для нормативных подростков, определились следующие ценности: «твердая воля» (9,9 баллов), «смелость в отстаивании своего мнения» (11,3 баллов), «непримиримость» (14,6 баллов).

Обобщая результаты анализа иерархичной структуры ценностных ориентаций подростков с нормативным поведением, можно констатировать, что ведущие ранги в общей структуре ценностей-целей (терминальных ценностей) наиболее значимыми являются («здоровье», «развитие», «уверенность в себе»), а к наименее значимым ценностям отнесли: («твердая воля», «смелость в отстаивании своего мнения», «непримиримость»).

По шкале «инструментальные ценности» более значимыми являются («независимость», «жизнерадостность», «воспитанность»). В диапазоне И-ценностей, которые имеют наименьшее значение для подростков с нормативным поведением, определились следующие ценности: «твердая воля», «смелость в отстаивании своего мнения», «непримиримость»).

По результатам проведенного исследования терминальные ценности девиантных подростков и подростков группы норма отличаются. Подростки контрольной группы ставят в числе первых здоровье, уверенность в себе и развитие (p≤0,05).

В числе ведущих ценностей, подростки с девиантным поведением выделяют наличие хороших друзей, развлечение, свободу (p≤0,05)(самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), Подростки с девиантным поведением в числе доминирующих ценностей выделяют независимость (способность действовать самостоятельно, решительно).Такие ценности как терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать) смелость в отстаивании своего мнения и взглядов это одни из ведущих ценностей девиантных подростков (p≤0,05). Подростки с нормативным поведением ставят в числе первых ценностей жизнерадостность, воспитанность и независимость.

Для более полной картины ценностно-смысловой сферы подростков с девиантным поведением рассмотрим результаты по тесту - опроснику СЖО.

Анализ смысложизненных ориентаций на основе сравнения среднегрупповых значений нормативных и девиантных подростков показал статистически значимые по t-критерию Стьюдента различия по двум субшкалам («Цели» и «Локус контроля – жизнь») смысложизненных ориентаций и общему показателю осмысленности жизни (p≤0,05).

Низкие показатели смысложизненных ориентаций свидетельствует об общем низком уровне осмысленности жизни у подростков с девиантным поведением, что свидетельствует об отсутствии осмысленности жизни. Подростки-девианты живут сегодняшним днем, воспринимают свою жизнь как неинтересную, не насыщенную событиями. Это отражается на убеждениях девиантных подростков в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю и поэтому бессмысленно что-либо планировать на будущее.

Средние показатели подростков с нормативным поведением выше по всем шкалам. Это указывает на их достаточную осмысленность жизни.

Дополнительно была проведена методика А. С. Андреева и Е. В. Черного незаконченные предложения «Ценности и смыслы». Анализ результатов указывают на недифференцированность восприятия собственной жизни девиантным подростками, низкой степени ее осмысления, переживание малой ценности и значимости собственной личности.
На отсутствие «временных перспектив» у подростков с девиантным поведением указывает и Д.И.Фельдштейн и на отсутствие функции прогноза будущего Н.Ю. Максимова. Д.И. Фельдштейн полагает, что в отличие от подростков с нормативным поведением, которые значительно больше думают о будущем, чем о настоящем или прошлом, девиантнты имеют «ретроспективную временную ориентацию», т.е. обращены в прошлое [7]. Среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних девиантов (социально - психологическая обстановка в семье, степень влияния знакомых, друзей, физическое развитие, наследственность и т.д.), наиболее весомым оказывается фактор самопознания - честности и реалистичности осознания себя и своего социального окружения [5].

В результате проведенного исследования ценностно - смысловой сферы личности подростков с девиантным поведением можно сформулировать следующие выводы. У девиантных подростков отсутствуют просоциальные ценности - познание, ценности культуры, активная деятельность в жизни и др..
Преобладающие ценности подростков с девиантным поведением - материальное благополучие и наличие хороших и верных друзей, свобода.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в системе ценностей подростков-девиантов доминируют ценности эмоционально-отрицательной конформистской направленности.

Учитывая психологические особенности развития детей данной категории, следует особое внимание уделять развитию у них функции прогнозирования будущего, целепологания.
Нарушения развития ценностно-смысловой сферы личности подростков могут привести к формированию социльной дезадаптации. Таким образом, можно предположить, что одной из причин формирования девиантного поведения подростков является нарушение системы ценностно-смысловых ориентаций.
Значимость проведенного эмпирического исследования ценностно - смысловой сферы личности подростков с девиантным поведением заключается в расширении представлений о специфике и особенностях феномена девиантного поведения.

Библиографический список:

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. – М.: Воронеж, 1995.− 352 с.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. − СПб: Питер Ком, 1999. − 528 с.
3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). − М.: Издательский центр «Академия», 2003. − 288 с.
4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного (отклоняющегося) поведения // Вопросы психологии. − 1998. − №5. − С. 141 − 146.
5. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. − Минск: Беларусь, 1988. − 206 с.
6. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. − Ростов н/Д.: Феникс, 2000. − 576 с..
7. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Психологический журнал. − 1996. −Т. 17. − № 3 − С. 149 − 152.
8. Максимова Н.Ю. Воспитательная работа с социально дезадаптированными школьниками / Н.Ю. Максимова // АПН Украины ; Институт психологии, – К., 1997. –137 с.
9. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М: Международная пед. академия, 1995. − 367 с.
10. Фельдштейн Д.И. Психология личностного развития подростка // Сов. педагогика . − 1991. − № 4. − с. 31 − 38.




Рецензии:

15.07.2014, 0:59 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья соответствует квалификационным требованиям и может быть рекомендована к публикации

22.11.2014, 20:17 Лучинкина Анжелика Ильинична
Рецензия: эта статья уже напечатана в июльском номере.

6.04.2015, 9:21 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Какой смысл публиковать одну и ту же работу дважды.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх