Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 01.08.2014. Последняя правка: 01.08.2014.

Взаимосвязь ВУЗа и работодателя как условие качественной подготовки студентов: правовой аспект

Кузнецов Игорь Александрович

-

ФГБОУ ВПО "Вологодский государственный университет"

студент

Научный руководитель: Наумова Галина Ивановна, доцент кафедры философии и права ФГБОУ ВПО Вологодский государственный университет


Аннотация:
В современное время, а именно в 21 веке, достигла своего пика проблема трудоустройства молодых специалистов(выпускников ВУЗов,ССУзов и т.д.). Рассматривая эту ситуацию в различных её аспектах можно смело говорить о том, что необходимо предпринять конкретные меры, а также создать максимально благоприятные условия для всех трёх сторон - ВУЗа, работодателя и специалиста. Именно об этом и пойдёт речь в данной статье. P.S.Проблема была рассмотрена на региональном уровне(объект исследования - Вологодская область).


Abstract:
In modern times, namely in the 21st century, the problem reached its peak employment of young professionals (graduates, secondary vocational schools, etc.). Considering this situation in its various aspects can safely say that it is necessary to take specific measures, as well as to create the most favorable conditions for all three parties - the student, the employer and the expert. This is what will be discussed in this article. Issue has been addressed at the regional level (the object of study - Vologda oblast).


Ключевые слова:
Трудовое право; работодатель; ВУЗ; молодой специалист; концепция государственной молодёжной политики; нормативный документ

Keywords:
Student; employer; college; high school; document; labour; work; science; expierence


УДК 349.23/24

Не секрет, что многие выпускники вузов, даже при наличии хороших и отличных оценок в дипломе, сталкиваются с острой проблемой трудоустройства. После отмены принудительного распределения молодые специалисты, конечно, получили относительную свободу выбора, но зачастую они не могут устроиться в компании и фирмы, где им хотелось бы работать по одной весомой причине - это отсутствие опыта. В связи с этим, хотелось бы отметить актуальность данной темы, целью которой является формирование крепкой связи между ВУЗами и работодателями, следствием чего будет уменьшение проблем, возникающих у молодых специалистов – выпускников ВУЗов, с трудоустройством, а также, у предприятий и компаний –это приток рабочей силы. Конкретная ситуация, происходящая на рынке труда (на примере Вологодской области), показана на рис.1

 

Рисунок 1 – Соотношение численности состоящих на учёте и количества вакансий на конец 2013 года

Работодателей, заинтересованных в наборе квалифицированных специалистов можно разделить по нескольким категорий (рис. 2)

 

Рисунок 2 – Категории работодателей

Формы такого сотрудничества (социального партнёрства)как российским законодательством, так и на уровне региона, практически не регламентированы - всё строится по принципу « как договорятся».

         Большинство руководителей ( ≈75 %) явно видят смысл в том, чтобы брать на работу молодых выпускников вузов. Основные резоны для этого представлены на рис.3

 

Рисунок 3 – Резоны для работодателей

Многие работодатели отмечали, что они готовы брать на практику и даже доучивать молодых, но подчёркивали : «Учить будем готовым новым технологиям, новым методикам, специфике определённой деятельности, но выпускник должен уже обладать базовыми навыками в той или иной сфере: ИТ, деловому этикету (коммуникациям) и др».

В ходе социологического опроса было выявлено, что более 30 % студентов ВУЗов считают принцип отсутствия опыта работы как важную составляющую нереализованных трудовых отношений между ними и работодателями. Остальные 70 % студентов называют разные причины, такие как нехватка знаний, несоответствие специальности потребностям рынка, низкая з/п, отсутствие информации об имеющихся вакансиях и отрицательные личные качества самих соискателей.

В ВУЗах в настоящее время почти не проводятся, или очень ограниченно, мероприятия, направленные на профориентацию молодёжи. В результате, при выборе профессии, молодые люди оказываются неосведомлёнными обо всех имеющихся возможностях. В РФ и во всех её регионах образовательная система и рынок труда функционируют тратить значительные усилия на переориентацию и адаптацию к условиям рынка и реальной трудовой деятельности, прямым следствием чего являются такие проблемы, как остро ощущаемая выпускниками нехватка опыта работы и, в целом, профессионально-квалификационная несбалансированность рынка труда.

Существует также проблема непроработанности и фрагментарности государственной молодёжной политики в целом, и политики, направленной на содействие трудоустройству будущих специалистов, в частности. В настоящее время мы имеем значительное количество, несвязанных между собой законодательных актов различной степени разработки, например, Концепция государственной молодёжной политики на 2006-2016 гг. или Программа содействия занятости населения Вологодской области на 2012-2014 гг. и т.д. Цели же обеих программ тесно соприкасаются. Также можно сказать о том, что со стороны ФЗ «Об образовании» и Трудового Кодекса РФ также не имеется никакой гарантии о содействии трудоустройства конкретно молодых специалистов (описана только основная - трудоспособная часть населения и отдельные категории граждан).

Конечно, можно выделить ещё одну неменее значимую проблему – это проблема, относящаяся к сфере функционирования собственно рынка труда, а именно, процесса формирования заработной платы и выплаты стимулирующих. В российской модели подавляющая часть зарплаты в конечном итоге зависит от конкретных финансовых результатов предприятия, что, в свою очередь приводит к тому, что идентичные группы работников даже в пределах одного региона или города могут получать разную плату за труд одинаковой квалификации. Таким образом оплата труда утрачивает своё основное предназначение меры труда и стимулирующую функцию. Такая ситуация диктует поведение работника - заниматься не столько повышением квалификации, сколько поиском предприятия, где больше платят.

Ещё, немало важный аспект, это психологическая составляющая. Она проявляется в склонности молодых специалистов рассчитывать в большей мере на поддержку со стороны, чем на собственные силы, как в трудоустройстве, так и в самом учебном процессе. В эту же группу относится недостаток мотивации к учёбе и труду, отчасти объясняющейся действующей моделью формирования зарплаты и локально действующем квотировании рабочих мест.

Следует отметить, что сотрудничество ВУЗов и работодателей не обязательно направлено на трудоустройство студентов. Многие компании и предприятия нуждаются в преодолении научно-технических исследований, для выполнения которых привлекают как студентов, так и преподавателей. Естественно, осуществление подобных работ полностью финансируется заказчиком, включая выплату стимулирующих и премиальных,а также гонораров. Обычно такие проекты являются разовыми заказами, но, однако, участвуя в них, студент получает реальную возможность хорошо зарекомендовать себя в компании. Особенно приглянувшихся могут пригласить на стажировку, а затем и на постоянную работу.

В заключение хотелось бы привести тот факт, что плотное сотрудничество выгодно для всех трёх сторон: ВУЗов, студентов и работодателей, но, к сожалению, в наши дни, эта связь полностью не проработана - между ВУЗом и работодателем нет официальной согласованности, то есть в настоящее время,  в РФ отсутствуют необходимые нормативные документы, регламентирующие помощь в трудоустройстве молодым специалистам. Как следствие этому, предлагается разработать долгосрочные нормативно-правовые документы, а также рассмотретьи дополнить уже имеющиеся (Трудовой Кодекс РФ, ФЗ «Об образовании») в комплексе.

Библиографический список:

1. Малышева А.А., Невраева И.В. Компетенции молодых выпускников ВУЗов глазами работодателей [Электронный ресурс].- Режим доступа к ресурсу: http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-molodyh-vypusknikov-vuzov-glazami-rabotodateley
2. Панина М.А. ВУЗы и работодатели – друзья навек! [Электронный ресурс].- Режим доступа к ресурсу: http://www.oilcareer.ru/publ/4-1-0-250




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх