Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №11 (июль) 2014
Разделы: Педагогика
Размещена 26.07.2014.
Просмотров - 3199

Содержание подготовки студентов педагогических вузов к купанию детей в водоёмах в детских оздоровительных лагерях

Климакова Светлана Николаевна

нет, соискатель

Украина, Харьков, ХНПУ им. Г.С.Сковороды

старший преподаватель, кафедра циклических видов спорта

Аннотация:
Подготовка студентов к прохождению летней практики очень необходима. Работа воспитателя это большая ответственность и студенты должны знать об этом. Действия вожатых во время массового купания детей и учебных занятий описываются только в основных положениях о детских учреждениях оздоровления и отдыха, а также служебных инструкциях, в очень сжатом виде. Целью данной работы является углубленное ознакомление студентов с действиями вожатых во время массового купания детей. Подготовка студентов к работе в оздоровительных лагерях отдыха проводится на семинаре для студентов III курса. Содержание тем и вопросов семинара приводится в данной статье.


Abstract:
Preparation of the students for the summer practice is very necessary. The work of a teacher is a big responsibility and students should know about it. The actions of counselor during the mass swimming of the children, and lessons are described only in basic materials about children camps and also in official statements, in a very condensed form. The purpose of this work is deep understanding of the students of counselors’ actions during mass swimming of the children. Preparation of students to work in the camps is held at the seminar for the students of III year. The themes and questions of this seminar are given in this article.


Ключевые слова:
лагеря отдыха; купание детей; открытые водоемы; знания; умения; правила поведения; техника безопасности; действия спасателя; оказание помощи; анкетирование; вожатый; методика; семинар; действия вожатых

Keywords:
camp; swimming of the children; open waters; knowledge; skills; rules of behaviour; safety; actions of the rescuer; assistance; questionnaire; counselor ; methodology; seminar; action of the counselors


УДК 378:377+374

Введение. Физическое воспитание детей в лагерях отдыха – это очень сложный и многогранный процесс. Согласно материалам ряда исследований физическая культура и спорт по значимости стоят на первом месте среди других видов деятельности школьников в лагере.[1,2,7,8]При плавании в естественном водоеме закаливающий эффект оказывают естественные факторы природы – солнце, воздух и вода.  Поэтому практически все лагеря отдыха располагаются около открытых водоемов. Есть и такие лагеря, которые находятся в лесу, но  в этих лагерях обычно имеются открытые наливные бассейны. Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Особенно велико оздоравливающее и укрепляющее воздействие плавания на детский организм[1].Согласно социальному стандарту оздоровления и отдыха детей №2881 от13.08.2009 г. услуги по оздоровлению – комплекс специальных мероприятий  социального, воспитательного, медицинского, гигиенического, спортивного характера, которые предоставляются детским учебным заведением оздоровления и отдыха которые направлены на восстановление и улучшение физического и психологического состояния ребенка. В состав видов услуг по организации физкультурно-спортивной деятельности входит проведение занятий по плаванию в открытых и закрытых водоёмах – по возможности.[3]

Актуальность. Многочисленные исследования в области организации работы по плаванию в лагерях отдыха (Набатникова Н.Я., 1953г; Молинский К.К., 1986г; Булах И.М., 1988г; Булгакова Н.Ж., 1989г)  в основном описывают действия инструктора по плаванию при проведении массового купания и учебных занятий. Действия же  вожатых во время массового купания детей и учебных занятий описываются только в основных положениях  о детских учреждениях оздоровления и отдыха, а также служебных инструкциях, в очень сжатом виде. Практически каждому вожатому, работая в лагерях отдыха,  придется столкнуться  с купанием  детей на открытых водоемах. Для того, чтобы это делать правильно со студентами ХНПУ им. Г.С.Сковороды проводится семинар по подготовке к работе в лагерях отдыха. Данный семинар  проводится уже более 30 лет, но плавание входило в состав  семинара в 90-х годах 20 столетия, и более 15 лет студентам данный материал не преподавался. С 2014 г в семинар снова был введен раздел по подготовке вожатых к купанию детей на открытых водоемах

Цели ,  задачи. При проведении названного семинара нам было интересно, что знают наши студенты по  тематике семинара, сталкивались ли они на практике  с  вопросами семинара и получили ли они новую информацию по данной теме. Мы определяли  уровень  их  подготовки  в работе на водоемах  в детских  оздоровительных  лагерях и исходя из этого – содержание семинара. Поэтому целью  статьи  есть  определение результативности  специальной подготовки студентов в работе с детьми на водоемах  в детских  оздоровительных лагерях.

Результаты. В начале семинара студентам было предложено анкетирование, включавшее в себя 7 вопросов до начала семинара, по окончании семинара были заданы еще три вопроса. Всего  в анкетировании приняли участие 375 студентов.

Обработав данные анкетирования, мы выяснили, что практически более 40 % опрошенных студентов слабо плавают (18,93%) или не умеют плавать(20,8%), и это притом, что на 1 и 2 курсах университета проводится массовое обучение студентов плаванию,  на которое отводится 14 часов на каждом курсе. В 20,8% студентов, которые не умеют плавать входят студенты, имеющие противопоказания к занятиям в бассейне, студентки мусульманской веры, студенты с водобоязнью, и, конечно же, есть такие студенты, которые не хотят учиться плавать.  На вопрос – знаете ли вы, что вам придется купать детей в лагерях отдыха? - 85,33% студентов ответили – да  и только 14,67 %  не предполагали, что им придется столкнуться с этим на практике. С обязанностями инструктора по плаванию знакомы только 29,07 % студентов. Скорее всего, никогда не были в лагере и не имеют представление об этой работе 70,13% студентов. В лагерях отдыха учили плавать только 14,93% студентов, не учили плавать 83,73%  студентов или они не были в лагерях отдыха.   Еще в 1989 году  Н.Ж.Булгакова [2] говорила о том, что «организация и проведение массового обучения детей плаванию в пионерских лагерях – огромный, но, к сожалению, пока не достаточно используемый резерв для решения проблемы обучения детей в масштабах всей страны». И  сегодня  мы сталкиваемся с тем, что массовое обучение детей плаванию в лагерях отдыха проводится не достаточно. Опыт купания детей на открытых водоемах имеют 29,33% опрошенных студентов, не имеют опыта купания детей 70,4% студентов. Мы видим, что основная масса студентов никогда практически не сталкивалась с купанием детей и этот процесс может вызвать у них тревогу, страх. На вопрос – знакомы ли вам способы оказания первой помощи пострадавшим на воде? – большая часть студентов 68,27% ответили – да, 29,87%  студентов ответили -  нет. Теоретическая информация по оказанию помощи пострадавшим на воде доносилась студентам и на занятиях по массовому обучению плаванию, и по разным источникам информации. А вот на вопрос – приходилось ли вам оказывать помощь пострадавшим на воде? – утвердительный ответ дали только 6,67% студентов, 93,33% студентов никогда не сталкивались с этим. Итак, было выяснено, что больше половины студентов имеют лишь представление о том, чем им придется заниматься в лагерях отдыха в частности по вопросу о купании детей.

Нами было определено содержание семинара, оно определялось законом Украины об оздоровлении и отдыхе детей (от 4.09.2008 г №375-VI), социальным стандартом оздоровления и отдыха детей (от 13.08.2009 г №2881), служебными инструкциями воспитателя ДОЛО, анализа литературы и опроса студентов.  Необходимость в знаниях и умениях по организации и проведении массового купания детей на открытых водоёмах определили цель данного семинара - это углубленное ознакомление студентов с действиями вожатых во время массового купания детей. Задачами семинара являются:1/ознакомление студентов с правилами поведения на открытых водоёмах; 2/обеспечение техники безопасности во время купания детей, которое влечет за собой  ознакомление студентов с порядком действий спасателя при оказании помощи  пострадавшим на воде и  оказанием первой медицинской помощи пострадавшим на воде в зависимости от степени тяжести их состояния; 3/организацией и методикой массового купания детей.

Раскроем краткое содержание тем и вопросов семинара:

1. Правила поведения на открытых водоёмах.

В начале каждой лагерной смены в лагерях отдыха проводится инструктаж по технике безопасности в лагере, а также инструктаж по технике безопасности на воде.  Дети обязательно должны расписаться в обще-лагерном журнале по технике безопасности, прошитом и пронумерованном, а также с печатью той организации, от которой работает данный лагерь.  Согласно КЗпП Украины, ст.135, ст. 136, ст.137, ст. 138;  Уголовного кодекса Украины, ст. 27, ст. 29, ст.32, ст. 34; а также ст. 52 Конституции Украины – вожатый, воспитатель несет юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей своего отряда.[9]  Поэтому вожатый должен быть в первую очередь заинтересован в проведении инструктажа  по технике  безопасности в лагере и на воде, а также в росписях детей в журналах, поскольку данный журнал является объективным документом для прокуратуры. По правилам поведения на открытых водоёмах категорически запрещается входить в воду и выходить из воды без разрешения вожатого или инструктора по плаванию. Купаться разрешается только в том случае, если на пляже находится дежурный плаврук или висит желтый флаг. Также запрещается баловство, неорганизованные игры, ныряния и заплывания за места ограничения купания. Не разрешаются купания  детей натощак или сразу после еды, а также после физических упражнений с большой мышечной нагрузкой. Категорически запрещается входить в воду со жвачкой во рту. Жвачка в воде –  моментальная смерть, поскольку дыхание в воде производится в основном через рот и при резком вдохе жвачка может перекрыть дыхательные пути.[5]В каждом лагере должны быть подробные инструкции по правилам поведения на воде и обычно они вывешиваются на стендах непосредственно около места купания. Более подробно с вопросом о правилах поведения на воде знакомятся студенты факультета физического воспитания, которые обычно и работают  инструкторами по плаванию в лагерях отдыха, а также проводят инструктаж с детьми.

2. Обеспечение техники безопасности во время купания детей.

Безопасность купания детей обеспечивается следующими факторами: выбором водоема, подготовкой места купания и оборудованием спасательного поста; соблюдением мер безопасности на воде; четкой организацией купания и обучения детей плаванию. Необходимо заблаговременно выбрать участок для купания и обучения детей плаванию. Площадь водного зеркала в месте купания на проточном водоеме должна быть не менее 5 м.кв. на одного купающегося. В местах, отведенных для купания не должно быть выхода грунтовых вод, водоворотов, воронок, скорость течения не должна превышать 0,5 м/сек.Границы водоема в местах купания обозначаются буйками оранжевого цвета, расположенными на расстоянии 25-30 м один от другого и не дальше 25 м от мест с глубиной 1,3 м. детские пляжи оборудуются участками для купания и обучения плаванию дошкольного и младшего школьного возраста – с глубиной не более 0,7 м; для детей старшего возраста не более 1,2 м. Пляж должен отвечать санитарным требованиям, огражден штакетным забором со стороны суши.[7] Вожатый является первым помощником инструктора по плаванию во время купания детей. Основной его задачей является наблюдение за детьми. Обычно с отрядом работают 2 вожатых. Поэтому когда дети приходят на пляж, вожатые должны расположить их на берегу компактно, таким образом, чтобы был свободен подход к воде, и осталось место для игр на берегу. Вещи детей должны быть аккуратно сложены возле подстилок (во избежание их потери), а также поломки мобильных телефонов (когда на них кто-то наступит). Один вожатый (обычно тот, кто лучше умеет плавать) ведет наблюдение за детьми в воде, второй вожатый наблюдает за детьми на берегу  (во избежание травматизма, солнечного или теплового удара).  Прежде чем вести детей на пляж вожатые должны определить,  с помощью каких сигналов они будут общаться с детьми на воде.  Зачастую голосовые сигналы не слышны на воде во время массового купания детей, поэтому лучше всего выбрать сигналы в виде жестикуляции. Например, высоко поднятая рука – это сигнал обратить внимание (на вожатого или на ребенка). Если ребенку надо выйти из воды раньше он должен сначала обратить внимание вожатого на себя (поднять руку), а затем показать рукой в сторону берега, а вожатый движением руки к себе показать ребенку, что он может выйти из воды. Окончание купания вожатый может показать скрещенными руками высоко поднятыми вверх и т.д. По общим правилам дети, находящиеся на пляже должны подчиняться следующим звуковым сигналам: а) 1 свисток – предупреждающий сигнал. Дается в случае нарушения правил поведения на воде и сопровождается устным замечанием плаврука.; б) 2 свистка – сигнал к окончанию купания; в) серия нескольких свистков или сирена – сигнал «Все внимание на плаврука». По этому сигналу прекращается любая деятельность на воде. Если сигнал сопровождается командой «Немедленно выйти из воды!», то это сигнал опасности: все купающиеся обязаны немедленно выйти из воды.[1]Есть негласный закон – сколько детей вошло в воду, столько должно и выйти. Поэтому перед входом в воду дети строятся у кромки воды, снимают свои тапочки, сверху на них кладут свои шапочки, вожатый пересчитывает их, а после купания они также строятся у кромки воды, вожатый опять пересчитывает их, затем они обуваются, одевают на голову шапочки и идут отдыхать.  Во время купания вожатый должен постоянно пересчитывать количество детей находящихся в воде.

3. Проверка плавательной подготовленности детей и распределение их на подгруппы в каждом отряде.

Проверка плавательной подготовленности детей осуществляется во время первого купания, движение выполняется с глубокого места на мелкое. Один вожатый заходит в воду по грудь или по пояс, второй находится на берегу с блокнотом и ручкой. Дети заходят в воду по два человека (в парах не так страшно, особенно не умеющим плавать) подходят к вожатому, находящемуся в воде, поворачиваются к берегу и показывают, как они умеют плавать (плывут, или идут).  Второй вожатый записывает  в блокнот детей в три подгруппы: хорошо плавающие дети, слабо плавающие дети, не умеющие плавать дети. [5]Разрешается одновременное пребывание в воде не более 10 детей с одного отряда. Один наблюдающий не может охватить своим взглядом более 10 детей одновременно, а тем более уследить за ними во время купания. Если в отряде (в каждом отряде приблизительно 30 человек) одинаковое число детей определенной  плавательной подготовленности, то отряд делится на три подгруппы: дети хорошо умеющие плавать, слабо плавающие и не умеющие плавать. Если в отряде много хорошо плавающих детей то их  можно разделить на две подгруппы, а детей слабо плавающих объединить с теми, кто не умеет плавать в третью подгруппу. Такое распределение детей по плавательной подготовленности  облегчает работу вожатого и обеспечивает соблюдение техники безопасности на воде.

4. Организация массового купания детей – наблюдение за детьми находящимися в воде, и наблюдение за детьми находящимися на суше.

Для каждого отряда на территории пляжа отводится определенный участок на суше, а водное пространство должно быть разделено на сектора огражденные поплавками. Общее руководство массовым купанием детей осуществляет инструктор по плаванию. Он дает сигнал к входу в воду и выходу из воды. Он наблюдает за всеми детьми, находящимися на воде и в случае необходимости оказывает помощь пострадавшим на воде, если в лагере нет спасательной службы. Если одновременно купаются несколько отрядов, то вожатые должны построить подгруппы купающихся, пересчитать детей и показать на пальцах, высоко подняв руки, сколько детей будет заходить в воду. Сигнал на вход в воду дается только после того как все вожатые, показали количество детей, входящих в воду. Если кто-то из детей вышел раньше из воды, вожатый должен  показать инструктору по плаванию, что у него на 1-го ребенка меньше в воде. Выход детей из воды осуществляется по общему сигналу инструктора по плаванию. Вожатые пересчитывают детей, вышедших из воды, и показывают количество детей инструктору по плаванию. Затем строят вторую группу и точно в таком же порядке осуществляют купание второй группы, а затем и третьей группы .Обычно в лагерях отдыха проводится 3 купания для детей (поскольку отряд делится на 3 подгруппы), а четвертое купание проводится для вожатых. Во время купания детей умеющих хорошо плавать вожатый находится на берегу, поскольку с берега лучше видно детей в воде, которые могут плавать до ограничительных знаков. Основная задача – наблюдение за купающимися детьми. Во время купания детей слабо плавающих или не умеющих плавать вожатый должен находиться в воде примерно по грудь, ограничивая собой глубину купания, а дети купаются вдоль берега. Основная задача не допускать заплывание детей на глубокое место.  С такими детьми можно проводить организованные игры на воде, например: «Невод и рыбки», «Караси и щуки», «Пятнашки», а также выполнять простейшие упражнения для освоения с водой, например: «крабы», «крокодилы», «раки» (держась руками за дно), «поплавок», «медуза», «звездочка» (в без-  опорном положении) и т.д.Вожатый, наблюдающий за детьми на суше, должен следить за тем чтобы дети не перегрелись на солнце, не обгорели и не получили тепловой удар. Если он видит какие-либо признаки недомогания нужно ребенка сразу отвести в тень, попросить надеть футболку или обратиться за помощью к медицинскому работнику, находящемуся на пляже.  Он также должен следить за тем, чтобы дети не уходили с обозначенного места на пляже без разрешения.  Дети не могут длительное время лежать на подстилках и загорать, как взрослые. Им нужно двигаться. Поэтому на суше им можно предложить поиграть в волейбол, провести пляжную игру блин-бол (игра с надувными шариками наполненными водой, шарики бросаются полотенцами, полотенце держат два игрока), также можно провести конкурс на лучшую крепость из песка или лучшие фигурки из камней или ракушек и т.д.

5. Методика массового купания детей.

Купание детей обычно проводится в безветренные солнечные дни. Противопоказаниями к проведению купания являются такие погодные условия как гроза, дождь, сильный ветер, низкая температура. Температура воды для младших школьников должна быть не ниже 20º , для старших школьников не ниже 18º, а температура воздуха должна быть на 4º выше температуры воды. С целью закаливания детей первые купания проводятся не более 5 минут. Время пребывания детей на воде ежедневно увеличивается на 1-2 минуты и доводится до 15 минут для младших школьников, до 20 минут для старших школьников. В течение одного дня можно проводить не более 3-4 купаний.  В начале лагерной смены желательно проводить не более 2-3 купаний. Во время массового купания детей обучение плаванию не проводится. Основная задача инструктора по плаванию и вожатых обеспечить безопасность  детей на воде.

6.  Порядок действий при оказании помощи пострадавшим на воде в зависимости от степени их тяжести.

Если вы увидели, что человек тонет в воде, то надо по берегу, как можно быстрее,  добежать до кратчайшего расстояния к нему в воде. Во время бега надо снять с себя все лишнее (обувь, куртку, часы или мобильный телефон), избавиться от дополнительных пазух для забора воды (вывернуть наизнанку карманы, вытащить футболку, рубашку из брюк, юбку лучше снять). Перед входом в воду наметить ориентиры того места (по деревьям или кустам на противоположном берегу, или по солнцу, тучам и т.д.), где находится пострадавший.  Если берег пологий быстро вбежать в воду, если берег крутой спустится с обрыва и войти в воду или прыгнуть в воду на ноги. Подплывать к пострадавшему надо самым быстрым способом плавания – кролем на груди с высоко поднятой головой. Голова должна быть поднята для того чтобы не терять пострадавшего из вида.[10]

При первой степени тяжести пострадавший находится на поверхности воды или как поплавок всплывает и опускается под воду  в состоянии шока.  К такому пострадавшему нельзя подплывать по поверхности воды очень близко, он может ухватиться за спасателя как за соломинку. Спасение таких пострадавших зачастую связано с освобождением от захватов пострадавшего. В любом случае (будь то захват спереди или сзади) спасатель должен сделать глубокий вдох и уйти под воду. Для того чтобы избежать захватов пострадавшего за 1 -1,5 м надо поднырнуть под воду и подплывая к пострадавшему взять его за бедра и развернуть к себе спиной. А затем, всплывая на поверхность воды, захватить его за локти двух рук (то есть  выполнить силовой захват для транспортировки пострадавшего к берегу). Положить пострадавшего на спину и транспортировать пострадавшего, используя способ плавания на боку.  При транспортировке пострадавших спасатель не должен класть пострадавшего на себя, он должен плыть рядом с пострадавшим. Доплыв до берега, пострадавшего выводят из воды и дальше оказывают первую помощь.

При второй степени тяжести зачастую пострадавших достают уже из-под воды, буквально хватая за волосы или за руку, или за футболку. Такие пострадавшие обычно уже наглотались воды, у них может отсутствовать дыхание. Всплывая на поверхность воды, спасатель применяет захват для транспортировки – под мышку и под скулы пострадавшего положив его на спину. Спасатель также плывет способом на боку рядом с пострадавшим и при необходимости во время транспортировки может применять искусственное дыхание изо рта в рот. Таких пострадавших выносят на берег, взяв их под мышки и волоча ноги по дну. Прежде чем оказывать помощь таким пострадавшим надо обратить внимание на состояние кожных покровов. Если кожа приобретает синеватый оттенок, то в легких есть вода – это так называемая синяя асфиксия (удушение водой).  Если кожа имеет белый оттенок, то в легких воды нет – это так называемая белая асфиксия (удушение из-за спазма дыхательных путей).

При третьей степени тяжести пострадавшего обычно достают со дна водоема. Поиск пострадавшего под водой ведется по расширяющейся спирали от того места где было зафиксировано месторасположение пострадавшего. Если имеется течение, спираль расширяется по течению. Когда пострадавший лежит на дне, спиной ко дну, то подплывать к нему надо со стороны головы. Подплыв к пострадавшему, надо подхватить его под мышки приподняв голову, прижимая его к себе спиной, встать с ним вместе на дно, оттолкнуться от дна и всплыть. Когда пострадавший лежит лицом ко дну, к нему надо подплывать со стороны ног. Также подхватив подмышки, прижав к себе спиной, встать на дно с пострадавшим оттолкнуться и всплыть на поверхность. Если спасатель не находит пострадавшего  под водой, он должен обозначить место, где последний раз видел пострадавшего и вызвать милицию. Милиция вызовет водолазов, и они будут дальше искать пострадавшего, а спасатель должен дождаться приезда милиции и показать им место утопления человека. После того как спасатель всплыл на поверхность воды с пострадавшим, он выполняет захват для транспортировки  удерживая пострадавшего захватом большим пальцем за ухом, а остальными  за скулы. Спасатель транспортирует пострадавшего в положении на спине, работая ногами кролем или брассом, а пострадавшего удерживает  прямыми руками над своим животом. Выносить пострадавшего из воды надо взяв его под мышки и волоча ногами по дну. Прежде чем оказывать помощь таким пострадавшим надо также обратить внимание на состояние кожных покровов. Пострадавшие третьей степени тяжести обычно характеризуются отсутствием дыхания и сердцебиения. Отсутствие сердечной деятельности определяется по таким признакам: отсутствие дыхания; отсутствие пульса на шее и на запястье; расширение зрачков.

Учитывая все действия, которые спасатель должен выполнить в воде, он должен иметь хорошую физическую подготовку, умение хорошо плавать и нырять.  При оказании помощи пострадавшему надо обязательно звать на помощь кого-нибудь еще и помогать друг другу при транспортировке, используя простейшие способы транспортировки такие как «паровозик», или же менять друг друга. А также нужно соизмерять свои силы, если вы плохо плаваете, то помочь пострадавшему будет очень сложно и велика вероятность того, что спасающий может утонуть вместе с пострадавшим.

7. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим на воде в зависимости от степени тяжести их состояния.

Оказание первой медицинской помощи также осуществляется в зависимости от степени тяжести пострадавшего.[6]

При первой степени тяжести – состояние шока – пострадавшего  выведя из воды, стараются успокоить, обогреть, переодеть в сухую одежду и обязательно провести домой. Человек, пребывая в состоянии шока, не всегда может адекватно реагировать на окружающий мир, поэтому нельзя оставлять без внимания таких пострадавших до того момента, пока они полностью  не успокоятся.  Однако в госпитализации они не нуждаются. 

При второй степени тяжести – человек пребывает без сознания и у него отсутствует дыхание, после выноса пострадавшего из воды надо расстегнуть все, что сдавливает грудную клетку, открыть рот, удалить жидкость, имеющуюся в легких, перевернув пострадавшего через колено, чтобы голова была ниже таза и выполнить 5-6 надавливаний руками на нижнюю часть ребер. После этого выполняется искусственное дыхание. Вариантов искусственного дыхания несколько. Первый - в положении сидя – выполнить надавливание двумя руками спасателя на нижнюю часть грудины (выдох), поднять руки вверх (вдох). Второй - в положении лежа – положить под голову валик, спасатель стоит за головой пострадавшего и держит его руки за запястье хватом с наружи, выполнить надавливание руками пострадавшего на нижнюю часть грудины (выдох), развести руки в стороны на себя (вдох).  Такое искусственное дыхание можно применять около минуты, если пострадавший не приходит в себя необходимо применять наиболее эффективный вариант искусственного дыхания «изо рта в рот». Для этого надо положить пострадавшего на берег, под шею положить валик (полотенце, трава, пластиковая бутылка, тапочки и т.д.), одной рукой закрыть нос, второй рукой надавливая на подбородок открыть рот, плотно прижать свои губы к губам пострадавшего и выдохнуть воздух ему в легкие. Количество вдуваемого воздуха зависит от возраста пострадавшего – маленьким детям вдувание выполняется на четверть объема легких, детям постарше в половину объема легких, а взрослым  в полном объеме легких. Об этом надо помнить во избежание баротравмы легких пострадавшего. При появлении признаков оживления (откашливание и восстановление дыхания), пострадавшего нужно обязательно госпитализировать. При отсутствии дыхания и сознания в головном мозге могут произойти необратимые изменения, поэтому таких пострадавших надо госпитализировать в обязательном порядке.

При третьей степени тяжести – она характеризуется отсутствием дыхания, сознания и сердечной деятельности.  Вначале нужно освободить грудную клетку пострадавшего от сдавливающих вещей, осмотреть его кожные покровы. Если кожа имеет синеватый оттенок (синяя асфиксия), то в легких имеется вода, тогда надо открыть рот, удалить тину, грязь или рвотные массы,  удалить воду из легких положив пострадавшего на колено и после этого применять реанимационные мероприятия. Если кожа имеет белый оттенок (синяя асфиксия), то в легких нет воды – удушение произошло из-за спазма дыхательных путей, поэтому надо снять спазм это возможно сделать несколькими способами: 1 – сделать  продувку, плотно прижав свои губы к губам пострадавшего и резко выдохнуть воздух в рот пострадавшего; 2 – взять пострадавшего за уши и резко потянуть их вверх (при этом происходит движение мышц гортани и можно снять спазм); 3 – выполнить так называемую трахеотомию (прокол гортани на три колечка ниже от кадыка) и вставить трубочку для поступления кислорода в легкие, после этого применить реанимационные мероприятия. Реанимационные мероприятия это – непрямой массаж сердца и искусственное дыхание «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Выполняются они по следующей методике: в начале выполняется непрямой массаж сердца (надавливание двумя ровными руками, расположенными перпендикулярно на середину грудины, при этом спасатель становится с правой стороны пострадавшего, для того что бы надавливания направлялись в левую сторону); 30  надавливаний на грудину и 2 вдувания воздуха с небольшим интервалом (при вдувании воздуха «изо рта в рот» спасатель одной рукой закрывает нос, второй рукой отводит вниз подбородок и плотно прижимает свои губы к губам пострадавшего). По международному стандарту оказания неотложной помощи пострадавшим при непрямом массаже сердца надавливания на грудину выполняются в быстром темпе, свыше 100 надавливаний в минуту. Реанимация продолжается до первых признаков оживления или до первых признаков смерти или до констатации смерти медицинским работником. Признаки оживления – потепление кожных покровов, откашливание, восстановление дыхания. Признаки смерти – охлаждение кожных покровов (через полчаса после смерти), появление трупных пятен (примерно через час после смерти), окоченение мышц (примерно через 2 часа после смерти). После оживления пострадавших также обязательно госпитализируют.

После проведенного семинара студентам были заданы еще три вопроса для проверки соответствия их ожиданий от семинара, его целей – результатам усвоения.

На вопрос – получили ли вы новую информацию  о купании детей в лагерях отдыха? – были такие ответы:  94,67% студентов ответили – да; 4% студентов ответили – нет; 1,33% студентов оставили этот вопрос без ответа. Таким образом, информация, представленная на семинаре, необходима студентам и окажет им огромную помощь при  работе в лагерях отдыха. На вопрос – достаточно ли информации для работы в лагерях отдыха связанной с купанием детей? – да ответили – 79,2% студентов, нет – 17,07%  студентов, 1.87% студентов сомневались в том, что информации достаточно, а  1,86% студентов оставили этот вопрос без ответа. По большому счету мы согласны со студентами, которые ответили – нет. Потому что рассказать во всех  тонкостях о процессе купания детей за одну пару сложно и хотя бы раз это надо попробовать или посмотреть. Последний вопрос, – каким разделам семинара надо уделить больше внимания? –  выдал интересные ответы.40,8% - студентов считают, что больше внимания надо уделить оказанию первой помощи пострадавшим на воде, несмотря на то, что 68,27% студентов ответили в опросе, что они знакомы со способами оказания  помощи пострадавшим на воде. Незнаем, то ли  в свете последних событий происходящих в нашей стране, но раздел по оказанию помощи пострадавшим на воде вызвал огромный интерес у студентов практически на каждом факультете. Также студенты просят уделить больше внимания таким вопросам: действиям спасателя по оказанию помощи пострадавшим на воде; играм на суше и в воде; технике безопасности на открытых водоемах; купанию детей; добавить практику.

Выводы. Информация, представленная на семинаре необходима и интересна для студентов. Результаты семинара свидетельствуют  о  выросшей подготовленности  студентов в работе с детьми на водоемах в детских  оздоровительных  лагерях. Но было бы больше пользы, если бы была возможность разделить семинар на две части – организация массового купания и отдельно действия спасателя  по оказанию помощи  пострадавшим на воде. Такое разделение позволило бы добавить в подготовку студентов не только теоретические знания, но и практические. Как показала практика проведения семинара необходимо добавить наглядность в виде видеосъёмок проведения массового купания, подвижных игр на воде и на суше, а также способов транспортировки пострадавших, способов освобождения от захватов, способов искусственного дыхания и реанимационных мероприятий.

Заключение. Таким образом, подготовка студентов к прохождению летней практики очень необходима, но  семинар надо усовершенствовать  в части  содержания и формы.

Библиографический список:

1. Булах И.М. Плавание в пионерском лагере. – 3-е изд., перераб. И доп. – Мн.: Полымя, 1988. – 126 с.
2. Булгакова Н.Ж. Плавание в пионерском лагере. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1989. -128 с., ил.
3. Державний соціальний стандарт оздоровлення та відпочинку дітей, затвердженний наказом Мінсім'ямолодьспорту України від 13 серпня 2009 р. №2881 та зареєстрований в Міністерстві юстиції 10 вересня 2009 р. за № 854/16870
4. Зернов В.И., Зернова Т.В. Прикладное плавание и 160 соревновательно-игровых упражнений в воде: Правила, обеспечивающие безопасность жизни людей в бассейнах и открытых водоёмах: Метод. Пособие. – Мн., 2001. -124 с
5. Клімакова С.М. Підготовка майбутніх вчителів фізичного виховання до навчання плаванню дітей в літніх оздоровчих таборах //Теорія та методика фізичного виховання – 2012 № 3 С.19-35
6. Князьков В.Л., Седов К.А. Методы оказания первой неотложной помощи при потере сознания // Теория и практика физ. культуры. – 1987. №2. С. 50-51.
7. Молинский К.К., Смирнов А.А., Борисова Е.С. Организация занятий по плаванию в пионерских и спортивно-оздоровительных лагерях: Учеб. пособие. – Л.: ГДОИФК, 1986. – 40 с.
8. Набатникова М.Я. Обучение плаванню в пионерских лагерях: Автореф. дис. …канд. Пед.. наук. – М.,1953. 16 с.
9. Організаційно-виховна практика студентів у дитячих закладах оздоровлення та відпочинку: методичні рекомендації студентам практикантам/ [уклад. Балацинова А.Д.; аг. Ред.. Золотухіна С.Т] – Харків: ХНПУ ім.. Г.С.Сковороди, 2014. – 50 с.
10. Семенов Ю.А. Обучение прикладному плаванию. – М. Высшая школа, 1990. – 192 с., ил.




Рецензии:

26.07.2014, 11:23 Трубавина Ирина Николаевна
Рецензия: статья актуальна в контексте безопасности жизни детей и обучению работы с ними массово на воде, что есть практически в каждл лагере.Автор показывет недочеты подготовки и аргументирует необходимость специальной подготовки к купанию детей всех студентов педвузов -как будущих вожатых и воспитателей лагерей.интересно содержание семинара, которое автор кратко раскрывает,его последовательность и методика купания детей, оказания первой помощи, что может быть полезно и не только педагогам.автор анализирует потребности в обучении студентов в этом вопросе и эффективность семинара. статья соответствует требованиям к ней и может быть рекомендована к печати.

26.07.2014, 20:25 Тюрина Валентина Александровна
Рецензия: Безопасность детей во время купания в водоемах, а также безопасность взрослых, обеспечивающих эту безопасность, - проблема, которая всегда ьыла актуальной. В связи с этим тема Климаковой С.Н. представляется весьма своевременной и представляющей определенный интерес.Практические рекомендации, представленные в работе, имеют несомненную ценность. Рекомендую статью к печати.

2.08.2014, 10:55 Моторина Валентина Григорьевна
Рецензия: Тема своевременна и представляет определенный интерес. Рекомендуется публикации.

6.08.2014, 15:09 Супрун Николай Алексеевич
Рецензия: 6.08 Тема имеет большое теоретическое и практическое значение для педагогических коллективов и для каждой семьи. Поддержываю мнение Уважаемых коллег о рекомендации статьи к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх