Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 31.07.2014.
Просмотров - 2928

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЕСЕЛ

Олексюк Мария Петровна

Кременецкий областной гуманитарно-педагогический институт им. Тараса Шевченка

ассистент

Аннотация:
В статье раскрыт ход педагогического эксперимента и поданы основные результаты диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности будущих учителей технологий в отрасли народных художественных ремесел.


Abstract:
The article reveals the process of pedagogical experiment and reveals main results of diagnosis of the professional competence level formation of the would-be teachers of technologies in the sphere of folk crafts.


Ключевые слова:
учитель технологий; педагогический эксперимент; народные художественные ремесла; компетенции; профессиональная компетентность

Keywords:
the teacher of technologies; pedagogical experiment; folk crafts; competences; professional competence


УДК 378.3(477)

Введение
.
Формой развития педагогической науки выступает научное исследование, т. е. изучение психолого-педагогических явлений и процессов с помощью научных методов, анализ влияния на них разных факторов и условий, а также выяснение взаимодействия между явлениями с целью получения убедительно доказаных и полезных для теории и практики решений, которые имеют максимально возможный воспитательный, учебный и развивающий эффект. Известно, что экспериментальное исследование – это процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах функционирования явления, которое исследуется, а также содержание, принципы, методы и организационные формы деятельности [3]. Проблемами методологии педагогических исследований успешно занимались ряд известных ученых-педагогов: Ю. Бабанский [1], С. Гончаренко [2],           В. Загвязинский [3], В. Краевский [4], В. Сидоренко [6] и др. С целью решения педагогической проблемы формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологий в отрасли народных художественных ремесел нами разработана программа исследования, основа которой - системный подход с учетом современных достижений методологии и результатов предыдущих исследований в отрасли психолого-педагогических наук.

Цель статьи - освещение этапов педагогического эксперимента и представление результатов диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности будущих учителей технологий в отрасли художественных ремесел.

Актуальность. В первую очередь, отметим, что экспериментальное исследование процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологий в отрасли народных художественных ремесел предполагало всестороннее изучение с помощью научных методов этого профессионально-педагогического явления с целью получения максимально эффективных результатов, убедительно доказанных и полезных для педагогической науки и практики обобщений и выводов. Для этого была разработана программа, которая, играя в исследовании главную роль, регламентируя этапы, стадии подготовки, организации и проведения исследовательско-экспериментальной работы, обусловила ее содержательно- смысловую ценность и обеспечивала качество и надежность полученных результатов. Программа экспериментального исследования процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологий в отрасли народных художественных ремесел предусматривала последовательную реализацию таких задач: 1) анализ программно-нормативных документов и предыдущих психолого-педагогических исследований, определение реального состояния профессиональной компетентности будущих учителей технологий в отрасли народных художественных ремесел, формулирование научной проблемы;     2) определение цели и задач исследования, а также путей их реализации соответственно избранным методам (наблюдение, беседы, интервью, анкетирование, рейтинг, тестирование, методы измерения эффективности педагогической деятельности – диагностические контрольные работы и тесты, самооценка, анализ учебной документации и продуктов творческой художественно-трудовой деятельности студентов); 3) разработка структурно-функциональной модели формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологий в процессе изучения народных художественных ремесел;                                   4) обоснование содержания профессионально-педагогической подготовки будущих учителей технологий в отрасли народных художественных ремесел и технологии обучения; 5) экспериментальную проверку эффективности педагогических условий, содержания и технологии обучения студентов народным художественным ремеслам, спроектированных на основе компетентностного подхода; 6) обобщение полученных результатов исследования, формулирование теоретических выводов, разработку практических предложений и методических рекомендаций относительно профессионально-педагогической подготовки будущих учителей технологий в отрасли народных художественных ремесел. Исследовательско-экспериментальная работа была проведена на базе Дрогобычского государственного педагогического университета имени Ивана Франко и Кременецкого областного гуманитарно-педагогического института им. Тараса Шевченко. Содержание и отдельные составляющие технологии обучения студентов народным художественным ремеслам уточнялись в Ровенском государственном гуманитарном университете и Уманском государственном педагогическом университете имени Павла Тычины. На разных этапах экспериментального исследования на протяжении 2008 – 2013 гг. принимали участие 326 студентов – будущих учителей технологий, 48 преподавателей факультетов технологического образования, а также 36 учителей общеобразовательных школ и 17 руководителей художественно-прикладных кружков и студий внешкольных учебных заведений Львовщины, Тернопольщины и Волыни.

Отдельно остановимся на педагогическом эксперименте, в котором участвовали 157 студентов: 52 – контрольных и 105 – экспериментальных групп. Отметим, что студенты экспериментальных групп обучались по систематизированному и структурированному содержанию эстетической, проектно-технологической и педагогической подготовки, овладевали разными видами народных художественных ремесел, методикой их преподавания в рамках авторского спецкурса «Народные художественные ремесла и методика их преподавания», а учебный процесс проводился по технологии обучения, которая базировалась на основе компетентнистного подхода. Для определения изменений в процессе развития профессиональных качеств во время изучения народных художественных ремесел и при последующем использовании предметных компетентностей в этой отрасли, была проведена диагностика начального уровня подготовленности студентов к осуществлению творческой художественно-трудовой деятельности. Уровень такой подготовки определялся поэтапно на основе разных, относительно независимых источников информации и с помощью разнообразных методик:          1) изучалась самооценка студентами уровня художественно-трудовой подготовки с помощью анкетирования; 2) проводилась письменная проверка знаний истории, морфологии, орнаментики, особенностей технологии народных художественных ремесел с помощью тестов и практическое выявление специальных умений и навыков изготовления декоративно-прикладных изделий; 3) учитывалась экспертная оценка преподавателями уровня практической подготовки студентов в отрасли народных художественных ремесел.

Во время апробации интегративной составляющей содержания специального обучения  студентов (дидактичного комплекса инвариантных и вариативных дисциплин и спецкурса) и технологии обучения осуществлялась поэтапная проверка уровней готовности будущих учителей технологий к организации художественно-трудовой деятельности учащихся в условиях школы и внешкольного учебного заведения. На основе статистических расчетов изменений показателей готовности были определены соответствующие уровни, что дало возможность объективно оценить мотивационную направленность на творческую деятельность в отрасли народных художественных ремесел, знания и личный практический опыт творческой проектно-технологической деятельности и методики ее организации в школьных учебных мастерских, а главное – рефлексивную способность студентов оценить собственную творческую художественно-трудовую деятельность и педагогические способности.

Констатирующий этап педагогического эксперимента предусматривал анализ актуальных проблем теории и практики подготовки учителей технологий, поиск информационных источников относительно возрождения традиционного народного искусства и народных художественных ремесел и промыслов в Украине, изучение условий формирования профессиональной компетентности будущих педагогов, современные требования, заложенные в Государственном отраслевом стандарте и образовательно-профессиональной программе направления подготовки «Технологическое образование», действующие методики преподавания дисциплин эстетического, проектно-технологического и педагогического циклов, уровень начальной подготовки студентов к организации и осуществлению творческой художественно-трудовой деятельности, а также их профессиональных карьерных намерений.

В частности, детальный анализ рабочих учебных планов и программ дисциплин, беседы с преподавателями, анкетирование и тестирование студентов дали возможность выяснить основные причины низких показателей готовности студентов к изучению народных художественных ремесел. Кроме этого, было замечено, что адаптация студентов на первом курсе сильно зависит от количества и качества консультаций, которые проводят преподаватели сложных профессиональных дисциплин. Согласно «Временному положению об организации учебного процесса в кредитно-модульной системе подготовки специалистов» [5], соотношения обязательной (аудиторной) и самостоятельной работы студентов составляет 5 : 5 на младших курсах и 4 : 6 – в последних семестрах бакалаврских студий. Поэтому 52,4 % первокурсников признают, что адаптироваться к условиям учебы в ВУЗе, освоить сложные учебные дисциплины им помогло систематическое общение с преподавателем. И только 16,4 % респондентов считают, что способны учиться самостоятельно, без дополнительного консультирования. Анализ ответов на вопрос анкеты дает основание утверждать, что доступная методика преподавания и усиленные требования преподавателей, а также систематические дополнительные консультации помогли студентам в освоении профессиональных дисциплин больше, чем собственное умение организовать самостоятельную работу. Зато большинство студентов-старшекурсников считают, что способность организовать самостоятельное изучение учебного материала была для них характерна с первого семестра.

Решение задач констатирующего этапа исследования обеспечил синтез научных знаний (философских, социологических, культурологических, этнографических, психолого-педагогических, проектно-технологических и тому подобное), анализ учебной и научно-методической литературы, правовых документов, программных материалов относительно профессионально-педагогической подготовки учителей технологий, а главное – обстоятельное изучение состояния готовности будущих учителей технологий к организации творческой художественно-трудовой деятельности школьников (беседы, опросы, интервью, анкетирование и др.).

На поисковом этапе, согласно программе исследования и на основе компетентнистного подхода, нами была разработана структурно-функциональная модель, обнаружены педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологий в процессе изучения народных художественных ремесел, проанализировано содержание учебных дисциплин эстетической, проектно-технологической и педагогической подготовки, установлены междисциплинарные связи в логике интегративного подхода, выяснены технологии обучения студентов народным художественным ремеслам, осуществлена структуризация и отбор содержания спецкурса «Народные художественные ремесла и методика их преподавания», а также разработаны методические рекомендации относительно его внедрения и эффективной реализации.

В процессе разработки содержания и методики формирования у будущих учителей технологий профессиональной компетентности в отрасли народных художественных ремесел использовались методы теоретического проектирования учебного процесса (абстрагирование, конкретизация, аналогия, теоретическое моделирование и тому подобное), проводилась экспертиза интегративних связей между темами дисциплин эстетической, проектно-технологической, педагогической подготовки студентов и спецкурса, осуществлялся дидактический отбор технологий обучения и тому подобное. На этом этапе исследования также собирались и обобщались независимые характеристики учебных достижений и творческих достижений студентов, анализировалась практическая деятельность преподавателей относительно повышения эффективности процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологий в отрасли народных художественных ремесел, изучались учебные планы и рабочие программы дисциплин, продукты творческой художественно-трудовой деятельности студентов (творческие проекты, реализованные в материале; авторские учебные программы кружков и студий народного декоративно-прикладного искусства, сценарии мастер-классов, конкурсов, олимпиад, праздников и тому подобное).

Допуская, что уровень учебных достижений студентов является прежде всего показателем результативности деятельности коллектива преподавателей и действенности созданной в педагогическом ВУЗе дидактической среды, на поисковом этапе нами был изучен уровень сформированности у будущих учителей технологий педагогических умений и навыков организации творческой художественно-трудовой деятельности в условиях школы или внешкольного учебного заведения, то есть обнаружен уровень знаний студентов про историю и морфологию видов народных художественных ремесел, практических умений и навыков проектирования, изготовления и декорирования изделий, учитывая местные традиции народного искусства, а также возможности выполнения ими профессиональных функций учителя технологий или руководителя детских творческих объединений.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовалась система взаимозависимых и взаимодополняющих методов, адекватных цели поискового этапа исследования, в частности, анализ академических журналов, зачетных книжек, ведомостей и продуктов творческой художественно-трудовой деятельности студентов; непосредственное наблюдение за процессом практического обучения студентов разным видам народных художественных ремесел; беседы со студентами по специально составленным анкетам; анализ результативности технологических практик и организации творческой художественно-трудовой деятельности школьников во время педагогических практик; количественная и качественная обработка эмпирических данных, а также подтверждение достоверности статистическими методами анализа экспериментальных данных.

На последнем, формирующем этапе исследовательско-экспериментальной работы определялись критерии, показатели и уровни профессиональной компетентности будущих учителей технологий в отрасли народных художественных ремесел, осуществлялась подготовка экспериментальной базы исследования. Ход формирующего этапа определялся в соответствии с логикой реализации интегративних связей учебных дисциплин эстетической, проектно-технологической и педагогической подготовки, технологий обучения студентов народным художественным ремеслам и методики организации художественно- трудового процесса в общеобразовательных и внешкольных учебных заведениях.

Этот этап предусматривал проведение диагностической работы, направленной на выявление характера и уровня сформированности профессиональной компетентности студентов в отрасли народных художественных ремесел в условиях традиционной (Дрогобычский государственный педагогический университет имени Ивана Франко) и экспериментальной дидактической среды (Кременецкий областной гуманитарно-педагогический институт им. Тараса Шевченко); организацию индивидуальных и групповых бесед со студентами и преподавателями; обобщение самооценок и педагогических оценок экспертов относительно готовности студентов контрольных и экспериментальных групп к организации творческой художественно-трудовой деятельности школьников; разрабатывались методические рекомендации относительно усовершенствования процесса преподавания разных видов народных художественных ремесел и тому подобное. Проверена адекватность критериев и показателей уровня профессиональной компетентности студентов, отработана методика ее измерения, согласованы предыдущие выводы и рекомендации, которые частично внедрялись в учебно-воспитательный процесс других педагогических ВУЗов (Ровенского государственного гуманитарного университета и Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычини).

Решение задач формирующего этапа исследования осуществлялось с использованием таких методов: педагогического эксперимента, мониторинга качества учебных достижений и результатов творческой художественно-трудовой деятельности студентов, бесед, интервью, анкетирования, контрольных работ, тестирования, математической статистики. Непосредственно в Кременецком областном гуманитарно-педагогическом институте им. Тараса Шевченко была осуществлена экспериментальная проверка структуры и содержания авторского спецкурса «Народные художественные ремесла и методика их преподавания», а также технологии обучения студентов народным художественным ремеслам, спроектированной на основе компетентнистного подхода. Одновременно проводились анкетирование и тестирования студентов, по которым определялась динамика развития компонентов профессиональной компетентности. В контексте сказанного стоит отметить, что актуальность использования компетентнистного подхода делала возможным: 1) проявление студентами сформированных компонентов компетентностей в реальной художественно-трудовой или педагогической деятельности (например, при проектировании форм и орнаментов декоративно-прикладных изделий, разработке программ мастер-классов, сценариев конкурсов творческого мастерства и тому подобное); 2) рефлексию будущими педагогами личного профессионального развития, адекватной оценке собственных способностей в учебной ситуации или творческом процессе; 3) учет мотиваций в учебе и личностном отношении студентов к процессу формирования их профессиональной компетентности; 4) ориентацию процесса формирования у студентов профессиональной компетентности на будущее при одновременном его проявлении в настоящем.

В связи с этим на последнем этапе экспериментального исследования были выяснены: 1) уровни сформированности знаний, умений и навыков в отрасли народных художественных ремесел и в организации творческой художественно-трудовой деятельности школьников с помощью многоуровневых проверок (тестов, программированных опросов, модульных контрольных работ, оценивания художественных проектов и декоративно-прикладных изделий); 2) превалирующие мотивы и основные трудности при изучении дисциплин эстетического, проектно-технологического и педагогического циклов, а также спецкурса «Народные художественные ремесла и методика их преподавания»; 3) оценка студентами собственных профессионально-педагогических качеств, которыми они уже владеют, в том числе способностей к коммуникации и самоорганизации; 4) оценка эмоционального отношения опрашиваемых к процессу обучения народным художественным ремеслам и профессиональным карьерным намерениям, которые изменяются на протяжении учебы в педагогическом ВУЗе (отношение как к избранной профессии учителя технологий, так и к творческой художественно-трудовой деятельности в целом); 5) доступность использования информационных технологий и их влияние на формирование компонентов профессиональной компетентности студентов при выполнении проектов декоративно-прикладных изделий; 6) проявления профессионального опыта, приобретенного студентами во время педагогических практик, благодаря профессиональной компетентности, сформированной в процессе изучения народных художественных ремесел.

В конце формируещего эксперимента проводился его анализ и коррекция, осуществлялось обобщение экспериментальных данных, формулировались выводы и разрабатывались методические рекомендации относительно формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологий в отрасли народных художественных ремесел, проводилась апробация и публикация полученных результатов, литературное оформление рукописи и внедрение общих выводов и рекомендаций исследования в практику учебно-воспитательной работы педагогических ВУЗов.

Следовательно, результаты формируещего этапа педагогического эксперимента  подтверждают, что для преодоления трудностей в освоении дисциплин эстетического, проектно-технологического, педагогического циклов и спецкурса, усиления мотивации к творческой художественно-трудовой деятельности, создания позитивного отношения к избранной профессии учителя технологий, важную роль играют отобранное содержание и предложенная технология обучения народным художественным ремеслам на основе компетентнистного подхода. Они стимулировали профессиональный интерес, который помог перебороть сомнения студентов экспериментальных групп в необходимости изучения этих дисциплин, способствовали приобретению ими опыта как проектирования и изготовления декоративно-прикладных изделий, так и организации творческой художественно-трудовой деятельности школьников с помощью сформированной в процессе учебы профессиональной компетентности. Как свидетельствует анализ исследовательских материалов, у студентов экспериментальных групп уровень теоретических знаний вырос на 16,8 %, личный практический опыт творческой художественно-трудовой деятельности – почти на 17,5 %, а мотивация к изучению народных художественных ремесел – на 13,8 %. Освоили учебный материал, вынесенный на исследовательско-экспериментальную проверку, с оценками «отлично» и «хорошо» 66,7 % студентов экспериментальных групп. Высокий уровень сформированности умений проектирования и технологии изготовления декоративно-прикладных изделий, а также методики организации творческой художественно-трудовой деятельности учеников в целом продемонстрировали 74,4 % студентов. В целом, уровень творческой художественно-трудовой и педагогической подготовки студентов экспериментальных групп был на порядок выше, чем в контрольных группах (достаточный показатель – на 11,2 %, высокий – на 7,4 %), а вместе – на 18,6 %.

Результаты, выводы. Общий анализ результатов проведенного педагогического эксперимента подтвердил гипотезу, что предложенные нами дидактический механизм и факторы способствуют эффективному формированию профессиональной компетентности будущего учителя технологий. Формирование профессиональной компетентности студентов экспериментальных групп осуществляется более эффективно, ведь у них уровень развития этого личностного феномена выше, чем у студентов контрольных групп (в среднем на 13,6 %). Подтверждено, что обновленное содержание и последовательность изучения разных видов народных художественных ремесел, внедрение технологии обучения, построенной в логике компетентнистного подхода, широкое использование современных компьютерных средств при проектировании декоративно-прикладных изделий способствует увеличению количества студентов экспериментальных групп, уверенных в правильности выбора будущей профессии учителя технологий.

Библиографический список:

1. Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие [для студентов пед. ин-тов] /Ю. К. Бабанский,В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.; под ред.В. И. Журавлиная. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
2. Гончаренко С. У. Педагогични исследование: методические советы молодым научным работникам / С.У Гончаренко. – К.: [б.в.], 1995. – 45 с.
3. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие [для вузов по спеца. 050706 «Педагогика и психология»] / В. И. Загвязинский, Г. Атаханов. – 5-ое изд. испр. – М. : Академия, 2008. – 206 с.
4. Краевский В. В. Методология педагогики : пособие [для педагогов- исследователей] / Краевский В. В. – Чебоксары : Чуваш, ун-т, 2001. – 244 с.
5. О проведении педагогического эксперимента из кредитно-модульной системы организации учебного процесса / Приказ Министерства образования и науки Украины № 48 от 23.01.2004 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mon.gov. ua/images/files/osvita/evrointehraciya/mon_48.doc
6. Сидоренко В. К. Основи научных исследований: навч. посибн. для высших пед. заведений образования / В. К. Сидоренко, П. В. Дмитренко. – К.: РННЦ «ДИНИТ», 2000. – 154 с.




Рецензии:

31.07.2014, 10:28 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: статья посвящена актуальной педагогической проблеме - формированию профессиональной компетентности будущих учителей. особенно приятно, что рассматривалась профессиональная компетентность в области народного художественного творчества (народных ремесел). ведь в последнее время в науке и практике, зачастую, недооценивается, нередко принижается значение всей народной культуры для современности. в связи с этим актуальность выбранной темы не вызывает сомнения. статья написана логично, корректно используется понятийный аппарат исследования. в то же время изложение работы носит тезисный характер, без раскрытия неких, на наш взгляд, основополагающих понятий. В работе имеется ряд опечаток, стилистических ошибок, но это не умаляет ее достоинства, а требует лишь небольшой корректировки, после которой статья может быть рекомендована к печати.

31.08.2014 20:20 Ответ на рецензию автора Олексюк Мария Петровна:
В связи с ограничением объема изложенного материала и невозможностью представить его полностью, мы излагаем його тезисно, а некоторые основные понятия, которые следовало б описать раскрыты в предыдущих трудах. Материал откорректирован после чего подан к печати.

31.07.2014, 14:22 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Проблема актуальна. Очевидно, проведено комплексное и эффективное исследование по формированию компетентности будущих педагогов в процессе изучения народных художественных ремесел. Однако, относительно статьи, как формы представления его результатов, то считаю, она структурирована неверно, ибо ее название предполагает, что автор фокусирует внимание на проверке эффективности формирования компетентности, то есть, основным предметом должен быть процесс диагностики (инструментарий, процедуры), а реально представлена выборочно и очень поверхностно информация по всей структуре исследования. Поэтому, очень сложно судить об авторском подходе к исследованию конкретной проблемы. Непонятно, как трактуются ключевые понятия исследования, например, профессиональная компетентность в области технологий и др. Много ошибок. Статья может быть опубликована после существенной доработки.
31.08.2014 20:20 Ответ на рецензию автора Олексюк Мария Петровна:
Проверка эффективности формирования компетентности предусматривает применение определенного инструментария и средств диагностики. Учитывая примечания, что статья носит в какой-то выборочный и обобщенный характер мы внесли коррективы, относительно названия статьи «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЙ В ОТРАСЛИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЕСЕЛ» Именно изучение процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологий и будет отображать ее содержание. Относительно трактации ключевых понятий, то это не входит к основным целям, поскольку описано в предыдущих трудах. Возвращаясь к названию статьи, отмечаем именно изучение процесса формирования профессиональной компетентности и публикуем результаты, а предметом исследования остаются педагогические принципы формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологий в процессе изучения народных художественных ремесел. Ошибки орфографические и стилистические исправлены и статью просим принять к печати.

31.07.2014, 15:37 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Актуальность подобной проблематики особено важна, в связи с формирования принятой Европейской комисии по образованию концепция "непрерывного технологического образованияы, во всех школьных етапов обучения с 1-ого по 12-го классах.Педагогическая , теоретическая и професионально-техническая подготовка учителей имеет свои новые измерения.Думаю что статья дает некоторые ответы, но нужно доработать изследовательскую концепцию в следущих пунктах:связь между технологического обучения учителей(автор имеет в виду наверное Технологии и предпринимательство?)и место приложного знания в секторе етнология;связь между технического обучения будущих педагогов и етнографское знание на основе прежде всего регионального присутствия;связь между обще-методической подготовкой будущих учителей в сфере профессионального обучения и педагогической пропедевтикой в ходе планирования, проектирования и реализаций дидактического експеримента на основе класичекого построения(триетапность;использование больше чем двух експериментальных методов-в данном случае роль имеют методы контент-анализ,обсервационное наблюдение,дидактическое тестирование, оценка материалных артефактов.
31.08.2014 20:20 Ответ на рецензию автора Олексюк Мария Петровна:
Обращаем внимание на особенности концепции непрерывного технологического образования в Украине. Его новая структура предусматривает срок обучения в школе одинадцять лет, поэтому рецензент справедливо акцентирует на новизне профессиональной технической подготовки будущего учителя. В Украине учебный предмет называется «Технологии», прикладное же знание этнологического характера присутствует в программном обеспечении, региональный компонент также учитывается. Планирование профессионального обучения обязательно предусматривает проектирование и реализацию дидактического эксперимента на основе классической сруктуры. Использование методов в процессе эксперимента детально описано в работе, а конкретно в диссертационном исследовании.

2.08.2014, 14:54 Моторина Валентина Григорьевна
Рецензия: Статья тезисная. Не раскрыты основополагающие понятия. Информация предоставлена выборочно и поверхностно. Необходима существенная доработка статьи.
31.08.2014 20:20 Ответ на рецензию автора Олексюк Мария Петровна:
Статья отвечает стандартным требованиям. В связи с ограничением количества материала мы подаем его тезисно и полностью раскрываем его в диссертацыонном исследование. Здесь ясно и конкретно указана цель, основные этапы, методы и формы проведения научного эксперемента, а также опубликованы результаты и указаны выводы.

26.09.2014, 20:08 Лушников Александр Александрович
Рецензия: Автор затронула довольно важную проблему, однако достоинства статьи заканчиваются после обоснования актуальности темы. Непонятными остаются результаты исследования - что же за "дидактический механизм и факторы" (?!) способствуют "эффективному формированию профессиональной компетентности" будущей учителей? В самой статье дается лишь перечисление известных методов педагогического исследования. Наконец, изобилие ошибок не делает статью читаемой. Кроме того, интересно было бы ответить на вопрос - почему в эпоху информационного общества за основу были взяты именно традиционные художественные ремесла? Не нуждается ли содержание преподавания технологии в качественном преобразовании? В данном виде статья не рекомендуется к печати и нуждается в переработке.

28.09.2014, 19:09 Митросенко Светлана Васильевна
Рецензия: Представленная на рецензирование статья достаточно "сырая", требует серьезной доработки как в плане ее структурирования, описания экспериментальной работы, так и выводов по результатам исследования. Автору следует более четко и лаконично изложить результаты исследования, посколько достаточно сложно иногда понять, о чем идет речь. Например: Допуская, что уровень учебных достижений студентов является прежде всего показателем результативности деятельности коллектива преподавателей и действенности созданной в педагогическом ВУЗе дидактической среды, на поисковом этапе нами был изучен уровень сформированности у будущих учителей технологий педагогических умений и навыков организации творческой художественно-трудовой деятельности в условиях школы или внешкольного учебного заведения, то есть обнаружен уровень знаний студентов про историю и морфологию видов народных художественных ремесел, практических умений и навыков проектирования, изготовления и декорирования изделий, учитывая местные традиции народного искусства, а также возможности выполнения ими профессиональных функций учителя технологий или руководителя детских творческих объединений. Автор заявляет, что в процессе исследования выявлены уровни профессиональной компетентности будущих учителей технологий в процессе изучения народных художественных ремесел, однако характеристика уровней в статье отсутствует. Нет данных, на каком уровне профессиональной компетентности находились студенты на начальном и завершающем этапе эксперимента. Что исследует автор: компетентность или уровень теоретических знаний, личный практический опыт творческой художественно-трудовой деятельности и мотивацию, как заявлено в выводах? Считаю, что статья может быть опубликована после тщательной переработки.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх