Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №12 (август) 2014
Разделы: Юриспруденция
Размещена 18.08.2014. Последняя правка: 18.08.2014.

Проблемы трудоустройства иностранных граждан

Гаевская Наталья Борисовна

Стерлитамакский филиал ФГБОУ «Башкирский государственный университет»

старший преподаватель

Аннотация:
В статье исследуется проблема трудоустройства иностранных граждан. Особое внимание уделено анализу форм трудоустройства иностранных граждан и потенциальным проблемам реализации данных форм. Кроме того, выделены практические проблемы получения квот на привлечение иностранных работников.


Abstract:
This article investigates the problem of employment of foreign citizens. The special attention is paid to the analysis of forms of employment of foreign citizens and potential problems of realization of these forms. Besides, practical problems of receiving quotas of involvement of foreign workers are allocated.


Ключевые слова:
иностранцы; миграция; трудоустройство; патент; трудовой договор; работодатель.

Keywords:
foreigners; migration; employment; patent; employment contract; employer.


УДК 349.222

Нестабильная политическая и экономическая ситуация последнего времени все чаще заставляет население мигрировать не только в пределах государства, но и за его пределы. Да и работодатели, несмотря на постоянно ожесточающуюся политику государства в отношении трудовых мигрантов, все чаще стали обращать внимание на иностранную рабочую силу. И дело не только в ее дешевизне. Если учитывать последние политические тенденции в Украине, то Россия столкнула еще с одной проблемой. В Россию начался массовый приток иностранцев, имеющих на территории страны родственников-россиян. Последние, выражаю некую долю сочувствия и родственных чувств, чаще всего содействуют приехавшим в решением вопроса о регистрации по месту пребывания и трудоустройстве.

Но проблема заключается в другом. Если классические трудовые мигранты прибывают на территорию нашей страны со строго определенной целью - заработать определенную сумму, благодаря которой можно будет обеспечить существование семьи, которая не собирается покидать страну гражданства, то последняя волна мигрантов преследует совершенно другую цель. Они намерены максимально долго пребывать в России, пережив, таким образом, политический и экономический кризис в более экономически стабильном государстве. При этом чаще всего преследуются идеи получения в дальнейшем и российского гражданства и объединение семей, часть которых еще не покинула страну гражданства. Если первые трудовые мигранты чаще всего занимают нишу низкоквалифицированных рабочих, то вторые чаще всего имеют соответствующий уровень образования и достаточный опыт работы, и могут существенно повлиять на рынок труда в любом регионе России. Но последнее слово, конечно, остается за работодателями.

В рамках данной статьи автор рассматривает основные варианты трудоустройства иностранных граждан и анализирует основные проблемы трудоустройства. По статистики Федеральной миграционной службы России по состоянию на 2 апреля 2014 года (автор специально не учитывает последние данные, т.к. последняя волна миграции с территории Украины была вызвана военными действиями, что не может быть учтено при прочих равных условиях при анализе ситуации) в России находится 10,7 миллионов иностранных граждан. Конечно, здесь учитываются и лица, прибывшие на территорию России и с деловой целью, и с туристической, и с целью транзита через территорию государства в другие страны. Но при этом 35,6% мужчин (2 655 174 человека) и 16,2% женщин (539 690 человек) прибыли именно с целью, сформулированной ФМС России как «работа по найму» [1]. Более трех миллионов человек – это очень внушительная цифра.

Каковы возможности трудоустройства иностранных граждан в России? Во-первых, это работа на основе так называемого патента. В данном случае следует различать термин «патент», который применяется при определении режима налогообложения в рамках предпринимательской деятельности и термин «патент», который подлежит определению как форма трудоустройства иностранных граждан на территории Российской Федерации. В последнем случае работа по патенту подразумевает работу у физического лица-гражданина Российской Федерации. Патент считается наиболее простым и доступным вариантом трудоустройства. В настоящее время государству вполне достаточно в рамках применения патента факта уплаты в Пенсионный фонд России фиксированных платежей, и соответственно оно совершенно не заинтересовано в обнаружении фиктивно заключаемых договоров. Чаще всего патент является некой формой легализации иностранных граждан, желающих находится на территории России достаточно длительный период времени, и чаще всего патент оформляется на родственников или друзей.

Второй вариант трудоустройства на территории Российской Федерации – это работа по трудовому договору, заключаемому с юридическим лицом. Здесь у работодателя три варианта развития событий. Первый – это приглашение на работу особо ценного специалиста. Работодателю при этом не вменяется в обязанность получение соответствующей квоты на привлечение иностранного работника, однако есть и существенный минус – выплата заработной платы в размере 2 миллиона рублей в год. Вряд ли малый бизнес сможем воспользоваться данным вариантом.

Следующий вариант - тоже без выделения соответствующей квоты – это привлечение специалистов на должности, перечень которых утвержден Приказом Минтруда России №768н от 20 декабря 2013 г. «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан – квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются». Настоящий перечень включает более пятидесяти позиций, и это в основном, руководители организаций и структурных подразделений, инженерно-технические специалисты, а также работники творческих профессий - артисты кино, балета и т.п. Установление такого перечня вполне логично и соответствует всем современным условиям интеграции России в мировое сообщество. Ну не будем же заранее оформлять квоту для Депардье (до момента принятия им гражданства России) чтобы он в Москве был занят в двух съемочных днях. На практике данный вариант применим лишь в исключительных случаях.

Четвертый, и самый проблематичный, но наиболее распространенный вариант – трудоустройство иностранцев в соответствии с выделенными квотами. Определение потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляется на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 27н от 23 января 2014 года «Об утверждении Правил определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников». Порядок выделения квот проблематичен. Во-первых, подать заявку на выделение квот можно только с первого рабочего дня января и до 01 мая. Таким образом, если работодатель задался вопросом трудоустройства иностранного гражданина во втором полугодии, то официально трудоустроить такое лицо можно будет только через год в лучшем случае. Вряд ли сам иностранец, которому необходимо покидать территорию России по общему правилу каждый три месяца, будет ждать такого трудоустройства. Вторая особенность – заявки о выделении квоты принимаются исключительно на уровне субъектов Российской Федерации и только через интернет с использованием автоматизированной информационной системы «Миграционные квоты». Единственный плюс для работодателя – пока использование данной системой осуществляется на безвозмездной основе. Третье – заявка, поданная в текущем году, автоматически формируется как заявка на следующий календарный год. Т.к. если работодатель подает заявку 01 февраля 2014 года, то она формируется таким образом, что работодатель намерен привлекать иностранного работника только в 2015 году. На практике эту проблемную ситуацию решают корректировкой квоты, понижая календарный год. Четвертая проблема – квоты выделяются не только в соответствии с поданными заявками, но и с учетом экономической, политической ситуации, а также реализуемых видов деятельности работодателем. Т.е. если работодатель занимается строительством, то квоту на каменщиков можно получить, а вот в предоставлении квоты на повара при условии что работодатель самостоятельно обеспечивает питание работников – уже откажут, т.к. строительство и организация общественного питания – это две большие разницы. А, например, заявку на выделение квоты на должность «менеджера» или «экономиста» можно вообще не подавать, т.к. наш рынок и так перенасыщен такими специалистами.

Таким образом, любой работодатель, заинтересованный в привлечении иностранных работников сталкивается с большим количеством проблем, что неизменно приводит к двум результатам – или к нежеланию рассматривать такой вариант рабочей силы, или нарушая действующее законодательство со всеми вытекающими последствиями, «уходить» в теневой сектор экономики.

Библиографический список:

1. Статистические сведения в отношении иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации в половозрастном разрезе (по состоянию на 2 апреля 2014 г.) [сайт]. Режим доступа: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/details/54893/ (дата обращения 15.04.2014 г.)




Рецензии:

27.09.2014, 14:22 Бойко Наталья Николаевна
Рецензия: Данная работа может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх