Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 01.09.2014.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЙ В ОТРАСЛИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЕСЕЛ

Олексюк Мария Петровна

Кременецкий областной гуманитарно-педагогический институт им. Тараса Шевченка

ассистент

Аннотация:
В статье раскрыт ход педагогического эксперимента и поданы основные результаты диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности будущих учителей технологий в отрасли народных художественных ремесел.


Abstract:
The article reveals the process of pedagogical experiment and reveals main results of diagnosis of the professional competence level formation of the would-be teachers of technologies in the sphere of folk crafts.


Ключевые слова:
учитель технологий; педагогический эксперимент; народные художественные ремесла; компетенции; профессиональная компетентность

Keywords:
the teacher of technologies; pedagogical experiment; folk crafts; competences; professional competence


УДК 378.3(477) 

     Введение. Формой развития педагогической науки выступает научное исследование, т. е. изучение психолого-педагогических явлений и процессов с помощью научных методов, анализ влияния на них разных факторов и условий, а также выяснение взаимодействия между явлениями с целью получения убедительно доказаных и полезных для теории и практики решений, которые имеют максимально возможный воспитательный, учебный и развивающий эффект. Известно, что экспериментальное исследование – это процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах функционирования явления, которое исследуется, а также содержание, принципы, методы и организационные формы деятельности [3]. Проблемами методологии педагогических исследований успешно занимались ряд известных ученых-педагогов: Ю. Бабанский [1], С. Гончаренко [2], В. Загвязинский [3], В. Краевский [4], В. Сидоренко [6] и др. С целью решения педагогической проблемы формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологий в отрасли народных художественных ремесел нами разработана программа исследования, основа которой - системный подход с учетом современных достижений методологии и результатов предыдущих исследований в отрасли психолого-педагогических наук.

     Цель статьи - освещение этапов педагогического эксперимента и представление результатов диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности будущих учителей технологий в отрасли художественных ремесел.

     Актуальность. В первую очередь, отметим, что экспериментальное исследование процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологий в отрасли народных художественных ремесел предполагало всестороннее изучение с помощью научных методов этого профессионально-педагогического явления с целью получения максимально эффективных результатов, убедительно доказанных и полезных для педагогической науки и практики обобщений и выводов. Для этого была разработана программа, которая, играя в исследовании главную роль, регламентируя этапы, стадии подготовки, организации и проведения исследовательско-экспериментальной работы, обусловила ее содержательно- смысловую ценность и обеспечивала качество и надежность полученных результатов. Программа экспериментального исследования процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологий в отрасли народных художественных ремесел предусматривала последовательную реализацию таких задач: 1) анализ программно-нормативных документов и предыдущих психолого-педагогических исследований, определение реального состояния профессиональной компетентности будущих учителей технологий в отрасли народных художественных ремесел, формулирование научной проблемы;  2) определение цели и задач исследования, а также путей их реализации соответственно избранным методам (наблюдение, беседы, интервью, анкетирование, рейтинг, тестирование, методы измерения эффективности педагогической деятельности – диагностические контрольные работы и тесты, самооценка, анализ учебной документации и продуктов творческой художественно-трудовой деятельности студентов); 3) разработка структурно-функциональной модели формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологий в процессе изучения народных художественных ремесел; 4) обоснование содержания профессионально-педагогической подготовки будущих учителей технологий в отрасли народных художественных ремесел и технологии обучения; 5) экспериментальную проверку эффективности педагогических условий, содержания и технологии обучения студентов народным художественным ремеслам, спроектированных на основе компетентностного подхода; 6) обобщение полученных результатов исследования, формулирование теоретических выводов, разработку практических предложений и методических рекомендаций относительно профессионально-педагогической подготовки будущих учителей технологий в отрасли народных художественных ремесел. Исследовательско-экспериментальная работа была проведена на базе Дрогобычского государственного педагогического университета имени Ивана Франко и Кременецкого областного гуманитарно-педагогического института им. Тараса Шевченко. Содержание и отдельные составляющие технологии обучения студентов народным художественным ремеслам уточнялись в Ровенском государственном гуманитарном университете и Уманском государственном педагогическом университете имени Павла Тычины. На разных этапах экспериментального исследования на протяжении 2008 – 2013 гг. принимали участие 326 студентов – будущих учителей технологий, 48 преподавателей факультетов технологического образования, а также 36 учителей общеобразовательных школ и 17 руководителей художественно-прикладных кружков и студий внешкольных учебных заведений Львовщины, Тернопольщины и Волыни.

      Отдельно остановимся на педагогическом эксперименте, в котором участвовали 157 студентов: 52 – контрольных и 105 – экспериментальных групп. Отметим, что студенты экспериментальных групп обучались по систематизированному и структурированному содержанию эстетической, проектно-технологической и педагогической подготовки, овладевали разными видами народных художественных ремесел, методикой их преподавания в рамках авторского спецкурса «Народные художественные ремесла и методика их преподавания», а учебный процесс проводился по технологии обучения, которая базировалась на основе компетентностного подхода. Для определения изменений в процессе развития профессиональных качеств во время изучения народных художественных ремесел и при последующем использовании предметных компетентностей в этой отрасли, была проведена диагностика начального уровня подготовленности студентов к осуществлению творческой художественно-трудовой деятельности. Уровень такой подготовки определялся поэтапно на основе разных, относительно независимых источников информации и с помощью разнообразных методик:  1) изучалась самооценка студентами уровня художественно-трудовой подготовки с помощью анкетирования; 2) проводилась письменная проверка знаний истории, морфологии, орнаментики, особенностей технологии народных художественных ремесел с помощью тестов и практическое выявление специальных умений и навыков изготовления декоративно-прикладных изделий; 3) учитывалась экспертная оценка преподавателями уровня практической подготовки студентов в отрасли народных художественных ремесел.

      Во время апробации интегративной составляющей содержания специального обучения  студентов (дидактичного комплекса инвариантных и вариативных дисциплин и спецкурса) и технологии обучения осуществлялась поэтапная проверка уровней готовности будущих учителей технологий к организации художественно-трудовой деятельности учащихся в условиях школы и внешкольного учебного заведения. На основе статистических расчетов изменений показателей готовности были определены соответствующие уровни, что дало возможность объективно оценить мотивационную направленность на творческую деятельность в отрасли народных художественных ремесел, знания и личный практический опыт творческой проектно-технологической деятельности и методики ее организации в школьных учебных мастерских, а главное – рефлексивную способность студентов оценить собственную творческую художественно-трудовую деятельность и педагогические способности.

Констатирующий этап педагогического эксперимента предусматривал анализ актуальных проблем теории и практики подготовки учителей технологий, поиск информационных источников относительно возрождения традиционного народного искусства и народных художественных ремесел и промыслов в Украине, изучение условий формирования профессиональной компетентности будущих педагогов, современные требования, заложенные в Государственном отраслевом стандарте и образовательно-профессиональной программе направления подготовки «Технологическое образование», действующие методики преподавания дисциплин эстетического, проектно-технологического и педагогического циклов, уровень начальной подготовки студентов к организации и осуществлению творческой художественно-трудовой деятельности, а также их профессиональных карьерных намерений.

     В частности, детальный анализ рабочих учебных планов и программ дисциплин, беседы с преподавателями, анкетирование и тестирование студентов дали возможность выяснить основные причины низких показателей готовности студентов к изучению народных художественных ремесел. Кроме этого, было замечено, что адаптация студентов на первом курсе сильно зависит от количества и качества консультаций, которые проводят преподаватели сложных профессиональных дисциплин. Согласно «Временному положению об организации учебного процесса в кредитно-модульной системе подготовки специалистов» [5], соотношения обязательной (аудиторной) и самостоятельной работы студентов составляет 5 : 5 на младших курсах и 4 : 6 – в последних семестрах бакалаврских студий. Поэтому 52,4 % первокурсников признают, что адаптироваться к условиям учебы в ВУЗе, освоить сложные учебные дисциплины им помогло систематическое общение с преподавателем. И только 16,4 % респондентов считают, что способны учиться самостоятельно, без дополнительного консультирования. Анализ ответов на вопрос анкеты дает основание утверждать, что доступная методика преподавания и усиленные требования преподавателей, а также систематические дополнительные консультации помогли студентам в освоении профессиональных дисциплин больше, чем собственное умение организовать самостоятельную работу. Зато большинство студентов-старшекурсников считают, что способность организовать самостоятельное изучение учебного материала была для них характерна с первого семестра.

      Решение задач констатирующего этапа исследования обеспечил синтез научных знаний (философских, социологических, культурологических, этнографических, психолого-педагогических, проектно-технологических и тому подобное), анализ учебной и научно-методической литературы, правовых документов, программных материалов относительно профессионально-педагогической подготовки учителей технологий, а главное – обстоятельное изучение состояния готовности будущих учителей технологий к организации творческой художественно-трудовой деятельности школьников (беседы, опросы, интервью, анкетирование и др.).

      На поисковом этапе, согласно программе исследования и на основе компетентностного подхода, нами была разработана структурно-функциональная модель, обнаружены педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологий в процессе изучения народных художественных ремесел, проанализировано содержание учебных дисциплин эстетической, проектно-технологической и педагогической подготовки, установлены междисциплинарные связи в логике интегративного подхода, выяснены технологии обучения студентов народным художественным ремеслам, осуществлена структуризация и отбор содержания спецкурса «Народные художественные ремесла и методика их преподавания», а также разработаны методические рекомендации относительно его внедрения и эффективной реализации.

В процессе разработки содержания и методики формирования у будущих учителей технологий профессиональной компетентности в отрасли народных художественных ремесел использовались методы теоретического проектирования учебного процесса (абстрагирование, конкретизация, аналогия, теоретическое моделирование и тому подобное), проводилась экспертиза интегративних связей между темами дисциплин эстетической, проектно-технологической, педагогической подготовки студентов и спецкурса, осуществлялся дидактический отбор технологий обучения и тому подобное. На этом этапе исследования также собирались и обобщались независимые характеристики учебных достижений и творческих достижений студентов, анализировалась практическая деятельность преподавателей относительно повышения эффективности процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологий в отрасли народных художественных ремесел, изучались учебные планы и рабочие программы дисциплин, продукты творческой художественно-трудовой деятельности студентов (творческие проекты, реализованные в материале; авторские учебные программы кружков и студий народного декоративно-прикладного искусства, сценарии мастер-классов, конкурсов, олимпиад, праздников и тому подобное).

      Допуская, что уровень учебных достижений студентов является прежде всего показателем результативности деятельности коллектива преподавателей и действенности созданной в педагогическом ВУЗе дидактической среды, на поисковом этапе нами был изучен уровень сформированности у будущих учителей технологий педагогических умений и навыков организации творческой художественно-трудовой деятельности в условиях школы или внешкольного учебного заведения, то есть обнаружен уровень знаний студентов про историю и морфологию видов народных художественных ремесел, практических умений и навыков проектирования, изготовления и декорирования изделий, учитывая местные традиции народного искусства, а также возможности выполнения ими профессиональных функций учителя технологий или руководителя детских творческих объединений.

      Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовалась система взаимозависимых и взаимодополняющих методов, адекватных цели поискового этапа исследования, в частности, анализ академических журналов, зачетных книжек, ведомостей и продуктов творческой художественно-трудовой деятельности студентов; непосредственное наблюдение за процессом практического обучения студентов разным видам народных художественных ремесел; беседы со студентами по специально составленным анкетам; анализ результативности технологических практик и организации творческой художественно-трудовой деятельности школьников во время педагогических практик; количественная и качественная обработка эмпирических данных, а также подтверждение достоверности статистическими методами анализа экспериментальных данных.

      На последнем, формирующем этапе исследовательско-экспериментальной работы определялись критерии, показатели и уровни профессиональной компетентности будущих учителей технологий в отрасли народных художественных ремесел, осуществлялась подготовка экспериментальной базы исследования. Ход формирующего этапа определялся в соответствии с логикой реализации интегративних связей учебных дисциплин эстетической, проектно-технологической и педагогической подготовки, технологий обучения студентов народным художественным ремеслам и методики организации художественно- трудового процесса в общеобразовательных и внешкольных учебных заведениях.

     Этот этап предусматривал проведение диагностической работы, направленной на выявление характера и уровня сформированности профессиональной компетентности студентов в отрасли народных художественных ремесел в условиях традиционной (Дрогобычский государственный педагогический университет имени Ивана Франко) и экспериментальной дидактической среды (Кременецкий областной гуманитарно-педагогический институт им. Тараса Шевченко); организацию индивидуальных и групповых бесед со студентами и преподавателями; обобщение самооценок и педагогических оценок экспертов относительно готовности студентов контрольных и экспериментальных групп к организации творческой художественно-трудовой деятельности школьников; разрабатывались методические рекомендации относительно усовершенствования процесса преподавания разных видов народных художественных ремесел и тому подобное. Проверена адекватность критериев и показателей уровня профессиональной компетентности студентов, отработана методика ее измерения, согласованы предыдущие выводы и рекомендации, которые частично внедрялись в учебно-воспитательный процесс других педагогических ВУЗов (Ровенского государственного гуманитарного университета и Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычини).

      Решение задач формирующего этапа исследования осуществлялось с использованием таких методов: педагогического эксперимента, мониторинга качества учебных достижений и результатов творческой художественно-трудовой деятельности студентов, бесед, интервью, анкетирования, контрольных работ, тестирования, математической статистики. Непосредственно в Кременецком областном гуманитарно-педагогическом институте им. Тараса Шевченко была осуществлена экспериментальная проверка структуры и содержания авторского спецкурса «Народные художественные ремесла и методика их преподавания», а также технологии обучения студентов народным художественным ремеслам, спроектированной на основе компетентностного подхода. Одновременно проводились анкетирование и тестирования студентов, по которым определялась динамика развития компонентов профессиональной компетентности. В контексте сказанного стоит отметить, что актуальность использования компетентностного подхода делала возможным: 1) проявление студентами сформированных компонентов компетентностей в реальной художественно-трудовой или педагогической деятельности (например, при проектировании форм и орнаментов декоративно-прикладных изделий, разработке программ мастер-классов, сценариев конкурсов творческого мастерства и тому подобное); 2) рефлексию будущими педагогами личного профессионального развития, адекватной оценке собственных способностей в учебной ситуации или творческом процессе; 3) учет мотиваций в учебе и личностном отношении студентов к процессу формирования их профессиональной компетентности; 4) ориентацию процесса формирования у студентов профессиональной компетентности на будущее при одновременном его проявлении в настоящем.

      В связи с этим на последнем этапе экспериментального исследования были выяснены: 1) уровни сформированности знаний, умений и навыков в отрасли народных художественных ремесел и в организации творческой художественно-трудовой деятельности школьников с помощью многоуровневых проверок (тестов, программированных опросов, модульных контрольных работ, оценивания художественных проектов и декоративно-прикладных изделий); 2) превалирующие мотивы и основные трудности при изучении дисциплин эстетического, проектно-технологического и педагогического циклов, а также спецкурса «Народные художественные ремесла и методика их преподавания»; 3) оценка студентами собственных профессионально-педагогических качеств, которыми они уже владеют, в том числе способностей к коммуникации и самоорганизации; 4) оценка эмоционального отношения опрашиваемых к процессу обучения народным художественным ремеслам и профессиональным карьерным намерениям, которые изменяются на протяжении учебы в педагогическом ВУЗе (отношение как к избранной профессии учителя технологий, так и к творческой художественно-трудовой деятельности в целом); 5) доступность использования информационных технологий и их влияние на формирование компонентов профессиональной компетентности студентов при выполнении проектов декоративно-прикладных изделий; 6) проявления профессионального опыта, приобретенного студентами во время педагогических практик, благодаря профессиональной компетентности, сформированной в процессе изучения народных художественных ремесел.

      В конце формирующего эксперимента проводился его анализ и коррекция, осуществлялось обобщение экспериментальных данных, формулировались выводы и разрабатывались методические рекомендации относительно формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологий в отрасли народных художественных ремесел, проводилась апробация и публикация полученных результатов, литературное оформление рукописи и внедрение общих выводов и рекомендаций исследования в практику учебно-воспитательной работы педагогических ВУЗов.

      Следовательно, результаты формирующего этапа педагогического эксперимента подтверждают, что для преодоления трудностей в освоении дисциплин эстетического, проектно-технологического, педагогического циклов и спецкурса, усиления мотивации к творческой художественно-трудовой деятельности, создания позитивного отношения к избранной профессии учителя технологий, важную роль играют отобранное содержание и предложенная технология обучения народным художественным ремеслам на основе компетентностного подхода. Они стимулировали профессиональный интерес, который помог перебороть сомнения студентов экспериментальных групп в необходимости изучения этих дисциплин, способствовали приобретению ими опыта как проектирования и изготовления декоративно-прикладных изделий, так и организации творческой художественно-трудовой деятельности школьников с помощью сформированной в процессе учебы профессиональной компетентности. Как свидетельствует анализ исследовательских материалов, у студентов экспериментальных групп уровень теоретических знаний вырос на 16,8 %, личный практический опыт творческой художественно-трудовой деятельности – почти на 17,5 %, а мотивация к изучению народных художественных ремесел – на 13,8 %. Освоили учебный материал, вынесенный на исследовательско-экспериментальную проверку, с оценками «отлично» и «хорошо» 66,7 % студентов экспериментальных групп. Высокий уровень сформированности умений проектирования и технологии изготовления декоративно-прикладных изделий, а также методики организации творческой художественно-трудовой деятельности учеников в целом продемонстрировали 74,4 % студентов. В целом, уровень творческой художественно-трудовой и педагогической подготовки студентов экспериментальных групп был на порядок выше, чем в контрольных группах (достаточный показатель – на 11,2 %, высокий – на 7,4 %), а вместе – на 18,6 %.

      Результаты, выводы. Общий анализ результатов проведенного педагогического эксперимента подтвердил гипотезу, что предложенные нами дидактический механизм и факторы способствуют эффективному формированию профессиональной компетентности будущего учителя технологий. Формирование профессиональной компетентности студентов экспериментальных групп осуществляется более эффективно, ведь у них уровень развития этого личностного феномена выше, чем у студентов контрольных групп (в среднем на 13,6 %). Подтверждено, что обновленное содержание и последовательность изучения разных видов народных художественных ремесел, внедрение технологии обучения, построенной в логике компетентностного подхода, широкое использование современных компьютерных средств при проектировании декоративно-прикладных изделий способствует увеличению количества студентов экспериментальных групп, уверенных в правильности выбора будущей профессии учителя технологий.

Библиографический список:

1. Введение в научное исследование по педагогике: учебн. пособие [для студентов пед. ин-тов] /Ю. К. Бабанский,В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.; под ред.В. И. Журавлиная. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
2. Гончаренко С. У. Педагогическое исследование: методические советы молодым научным работникам / С.У Гончаренко. – К.: [б.в.], 1995. – 45 с.
3. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие [для вузов по спец. 050706 «Педагогика и психология»] / В. И. Загвязинский, Г. Атаханов. – 5-ое изд. испр. – М. : Академия, 2008. – 206 с.
4. Краевский В. В. Методология педагогики : пособие [для педагогов- исследователей] / Краевский В. В. – Чебоксары : Чуваш, ун-т, 2001. – 244 с.
5. О проведении педагогического эксперимента из кредитно-модульной системы организации учебного процесса / Приказ Министерства образования и науки Украины № 48 от 23.01.2004 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mon.gov. ua/images/files/osvita/evrointehraciya/mon_48.doc
6. Сидоренко В. К. Основы научных исследований: учебн. пособие. для высших пед. заведений образования / В. К. Сидоренко, П. В. Дмитренко. – К.: РННЦ «ДИНИТ», 2000. – 154 с.




Рецензии:

27.09.2014, 11:16 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: Материал, представленный автором, интересен и актуален. Однако под категорию "Статья" он не подходит. Дело в том,что в статье должны быть научно обоснованные положения и выкладки, а перечисление периодов экспериментальной работы, учебных заведений и процентных соотношений присуще скорее всего диссертационному исследованию. В статье должны быть ответы не на вопросы "как", "в каком порядке", "сколько" и "где", а "что", "зачем" и "почему". Это что касается структирирования материала. Что касается научного содержания, то как следствие перегруженности материалов этапами, процентами, методами и проч. его очень трудно выявить. Если автор прислушается к советам и переделает свою работу в статью, тогда её можно будет рекомендовать к печати.

29.09.2014, 21:53 Тумаш Гелена Юрьевна
Рецензия: Статья М.П. Олексюк представляет собой обобщение результатов педагогического эксперимента по формированию профессиональной компетентности будущих учителей технологий в отрасли народных художественных ремесел. Данная работа отражает постоянно актуальную для любого общества проблему сохранения национальной самоидентичности народа в процессе воспитания и обучения молодежи. К сожалению, автором не обозначена степень разработанности данной проблемы в педагогической науке и практике. Судя по содержанию статьи, автором разработан спецкурс «Народные художественные ремесла и методика их преподавания», направленный на формирование профессиональной компетентности студентов в отрасли народных художественных ремесел. Но сама совокупность данных компетенций автором не представлена. Не обозначено автором и содержание понятия «компетенция», хотя современное понимание его сущности в педагогической науке и международной педагогической практике далеко не однозначно. При описании педагогического эксперимента исследователь указывает на разные уровни развития «личностного феномена» - профессиональной компетентности студентов в отрасли народных художественных ремесел, хотя в статье отсутствует информация о её содержании, проявлениях и критериях, позволяющих оценить развития данной компетенции. Таким образом, по содержанию данной статьи невозможно сделать выводы об эффективности педагогических условий и технологии обучения студентов народным художественным ремеслам, спроектированными М.П. Олесюк на основе компетентностного подхода. Бесспорно, автором разрабатывается актуальная педагогическая проблема, но итоги проведенного им педагогического эксперимента в данной работе раскрыть не удалось. Данная статья может быть рекомендована к публикации после существенной доработки. канд. пед. наук, доцент каф. «О И ЕД» ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)» филиала в г. Ейске Краснодарского края / Тумаш Г.Ю. 29.09.2014 г.



Комментарии пользователей:

8.09.2014, 0:00 Колесникова Галина Ивановна
Отзыв: статья соответствует основным требованиям и может быть рекомендована к публикации


26.09.2014, 22:41 Бахов Иван Степанович
Отзыв: Внешне статья оформлена согласно требованиям к данному виду работ. Но по содержанию нет. Зачем нужно такое расширенное введение, которое на самом деле взято очевидно из вступления диссертации. Под заголовком актуальность никакой актуальности не видно, просто идет описание этапов исследования. Вызывает сомнение использование второго источника - Гончаренко С. У. Педагогическое исследование.... И вообще - литература устаревшая, нет украинских источников. Согласен с некоторыми критическими комментариями предыдущих рецензентов, на которые автор по моему дает дежурные отписки.


Оставить комментарий


 
 

Вверх