Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №13 (сентябрь) 2014
Разделы: Маркетинг, Экономика
Размещена 18.09.2014. Последняя правка: 22.09.2014.

Вендинговый бизнес – простое начало собственного дела

Гипикова Валерия Олеговна

бакалавр

Самарский государственный экономический университет

Студентка

Научный руководитель: Семашкина Зинаида Никитична, профессор, кандидат экономических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет.


Аннотация:
В данной статье рассмотрены основы организации вендингового бизнеса, его место в российской экономике, проанализированы преимущества и недостатки торговых автоматов. Приведены данные о развитии вендингового бизнеса за рубежом, прирост которого ежегодно увеличивается. На основе проведенного исследования выявлена и обоснована перспективность ведения данного вида бизнеса в России. В данной работе также даны рекомендации, как ускорить процесс достижения успеха в вендинговом бизнесе.


Abstract:
This article describes the basics of organizing vending business, its place in the Russian economy, analyzed the advantages and disadvantages of vending machines. The data on the development of vending business abroad, the growth of which is increasing annually. On the basis of the study revealed and substantiated the prospect of doing this business in Russia. In this paper also provides recommendations on how to accelerate the process of achieving success in the vending business.


Ключевые слова:
вендинговый бизнес; торговый автомат; снековая продукция; предприниматель; прибыль; торговля.

Keywords:
vending business; vending machine; snack products; entrepreneur; profits; trade.


УДК 33.339

Вендинговый бизнес - хороший старт для тех, кто хочет быстро и без особых затрат организовать собственное дело. Он уже занял достойное место в мировой экономике. Сегодня его оборот в ней достиг 150 миллиардов долларов и 20% всех покупок в мире совершается через торговые автоматы. И, возможно, те, кто уже имеет свое дело или только планирует его открыть, задаются вопросом: «Какие у него плюсы минусы, как правильно организовать свой вендинговый бизнес, каковы перспективы его развития в России?». Этим вопросам и посвящена моя работа.

Вендинг представляет собой получение прибыли от продажи товаров (в основном - продуктов питания) и услуг посредством торговых (вендинговых) автоматов. [1] Такой вид бизнеса позволяет клиентам самостоятельно совершать сделку через автомат, не пользуясь услугами продавца. Этот вид бизнеса не предполагает активного участия владельца автоматов в бизнес-процессе, автоматы   избавляют от необходимости найма работников и высокой ежемесячной платы за аренду.

Интерес к вендинг-бизнесу в России растёт. На сегодняшний день наблюдается увеличение продаж в различных регионах России (уже в 2014 году на улицах Москвы планируется открыть 10 тыс. вендинговых автоматов для продажи лекарств). [2] Вендинг продолжает занимать лидирующие позиции в рейтинге самых прибыльных и перспективных сфер бизнеса и ежегодно прирастает на 30% в натуральном выражении, но все еще остается мало насыщенным и слабо консолидированным сегментом. По данным Национальной Ассоциации Автоматизированной Торговли (НААТ), в России действует 405 вендинговых компаний, 50 из которых можно отнести к разряду крупных для отрасли. При этом пять из них занимают 40% рынка. Хорошо известны такие операторы, как «Фирма Валео», «Вендорус», «Венда», «Комм Пасс», «Сиба-Вендинг», Uvenco. Всего в РФ установлено порядка 55-65 тыс. торговых автоматов (максимальные оценки доходят до 80 тыс. единиц), принёсших в 2012 году выручку в 270 млн. долларов. Цифры эти, безусловно, аутсайдерские для большой страны. Однако эксперты прогнозируют быстрый рост общефедеральной торговли через автоматы к 2020 году до 2 млрд. долларов. [3]

Торговля через автоматы давно получила распространение во всем мире. Объемы продаж вендингового бизнеса в мире ежегодно увеличиваются на 10%. В странах ЕС уже установлено около 3,7 млн. торговых автоматов, которыми управляют приблизительно 10 тыс. компаний. Безоговорочные лидеры по количеству автоматов на душу населения являются такие страны, как Япония и США. Согласно международным данным за 2013 год, в Японии установлен 1 автомат примерно на 23 человека. В США это соотношение равно 1/35, в Европе – 1/110, а в России - 1 автомат на 2500 покупателей. [4]

Из всей массы аппаратов около 70% составляют кофейные автоматы, 20% - снековая продукция и 10% - другая штучная продукция. Согласно оценке нескольких компаний по продаже вендинговой техники, российский сегмент позволяет установить более 1.000.000 автоматов, покупать продукцию в вендинговом автомате готовы покупать ¾ всех потребителей.

В настоящее время в России наиболее распространенными торговыми автоматами для бизнеса являются автоматы, продающие горячие и холодные напитки. Хорошей результативности в плане получения прибыли можно добиться используя сочетание автоматов по продаже напитков и автоматов, продающих снеки. Торговля другими видами товаров в России пока не распространена, за рубежом с помощью автоматов продаются книги, лекарства, цифровая техника, одежда, обувь и даже свежие овощи и живые цветы. Прогнозируется, что будут торговые автоматы, продающие книги, мобильные телефоны, парфюмерию, бижутерию, бельё.

От того, в какой отрасли вендинга строится бизнес, будет зависеть и выбор места установки автоматов, и выбор поставщиков вендингового оборудования, и самое главное - уровень расходов и  необходимый начальный капитал.

Место установки торгового автомата надо определить сразу. Распространенная ошибка, которую совершают новички вендингового бизнеса - это когда  вначале покупают автоматы, а потом уже начинают присматривать место для их установки, вести переговоры об аренде. В итоге оборудование простаивает и прибыль не приносит. Перспективными для вендингового бизнеса считаются районы с высокой долей офисных, торгово-развлекательных, детских центров, учебных заведениях.

Довольно сложной проблемой является аренда, нужен лишь 1 кв. метр площади. Частным лицам не выгодно сдавать в аренду столь малую площадь, а государственные учреждения часто не имеют права осуществлять сдачу в аренду площади им не принадлежащей. Без проблем на сотрудничество соглашаются крупные офисы, торговые центры.

Необходим минимум месяц, чтобы понять как отрабатывает автомат, поскольку в первые недели на выручку будет влиять интерес потребителей к новому предмету, и лишь затем можно судить о реальном положении вещей и анализировать, оставить автомат в этом месте или нет.

Вендинговый бизнес становится популярным, так как затраты на покупку и обслуживание автомата невелики: для продажи товаров необходимо только наличие электропитания, автоматы сами поддерживают необходимую температуру продукта.

Современные информационные технологии в значительной степени облегчили дистанционное управление. Автоматы могут быть подключены к единой системе управления с помощью GSM-модулей, что позволяет владельцу в любой момент получать полную информацию о запасах ингредиентов, количестве проданных продуктов и сумме полученных денег. Кроме того, применяются системы самодиагностики, позволяющие сохранить работоспособность сети даже при отключении нескольких устройств.

Многие задаются вопросом о количестве необходимых для начала работы автоматов. Можно, конечно, начать и с одного, но при использовании трех уменьшается сумма расходов на один аппарат: расходные материалы уже закупаются оптом, снижаются расходы на транспортные перевозки. Но для того чтобы рассматривать вендинг как прибыльный бизнес, достаточно оперировать сетью из десятка автоматов. Приобрести новый кофейный автомат сегодня можно по цене около 200 тыс. руб. При хорошем положении дел один аппарат можно окупить за год - полтора. Для пяти аппаратов срок окупаемости составит примерно 2 года, десяти – около 3 лет.

В выборе поставщика автоматов проблем обычно не возникает. На сегодняшний день хорошо развиты услуги по предоставлению их в аренду, приобретению подержанных автоматов или приобретению по лизинговой схеме.

Любое оборудование должно быть очень надежным. Отказ автомата от приема купюр или неверное определение номинала негативно влияет на покупателя, поэтому экономить на платежных системах крайне нежелательно. В виду того что в России в обороте железные и бумажные деньги,  устанавливать следует два вида платежных систем — монетоприемники и купюроприемники. Установка системы по приему банкнот в дополнение к монетоприемнику увеличивает прибыль на 30%-40%. Электронные автоматы снабжены также системами безналичной оплаты, что очень удобно для потребителя.

Как сказал в интервью Бизнес журналу один из владельцев сети вендинговых автоматов: «вендинг вообще очень интеллектуальный бизнес. С одними платежными системами поэкспериментируешь — такие закономерности открываются! Ушел от цен на напитки в 17, 18 и 19 рублей — меньше сдачи закладывать требуется. Позволил банкнотоприемнику принимать сторублевки, и продажи — бац! — на 5–7% повысились». [5]о

Чем же привлекателен вендинговый бизнес и в чем его недостатки? Представим в виде таблицы (табл. 1):

Преимущества и недостатки вендингового бизнеса

Таблица 1

Преимущества

Недостатки

1.Торговые автоматы не требуют много затрат времени и сил.

1. Неудачное месторасположение

2.Маневренность

2. Вандализм

3.Отсутствие проблем с персоналом

3.Небольшая прибыль в краткосрочном периоде

4. Прозрачность в финансовом отношении

4.Нежелание арендаторов сдавать малую площадь

5.Небольшие налоги

5. Сбои в работе автоматов

6.Невысокая стоимость оборудования

 

7.Длительный срок службы автоматов

 

8.Аренда малой площади

 

9. Отсутствие специальных торговых и складских площадей

 

10. Небольшой срок окупаемости

 

 

Торговые автоматы не требуют много затрат времени и сил. Достаточно следить за их чистотой и исправностью, а также регулярно пополнять запас продуктов.

Не нужно платить за аренду большой площади, собирать массу документов и подвергаться постоянным проверкам. Вендинговый бизнес не требует специальных торговых и складских площадей, а также специальных расходов на рекламу и продвижение.

В пользу открытия такого бизнеса свидетельствуют небольшие налоги, невысокая стоимость вендингового оборудования.

Маневренностью данного вида бизнеса – это наиболее важное его достоинство. Если в течение некоторого времени не наблюдается необходимая прибыль, то автоматы нужно переставить на другое место.

Кроме того, торговля через автоматы предоставляет возможность полного отсутствия проблем с персоналом. Продавцы-автоматы будут исправно работать по ненормированному графику, вовремя сдавать выручку. Конечно же, можно нанять одного-двух операторов, которые будут выезжать к машинам, осуществлять выемку наличности, закладку продуктов, устранение неполадок.

Вендинг предельно ясен и прозрачен в финансовом отношении. Неприятности, связанные с недостачами исключаются. Современные торговые автоматы оборудованы совершенными платежными системами, сводящими к нулю риски оплаты услуг и товаров фальшивыми купюрами. Обслуживание платежных терминалов сводится к замене чековой ленты и сбору прибыли.

Срок службы автоматов – не менее 10 лет.  Снековые автоматы практически не ломаются, бывает только проблемы с охладителем и то, только в том случае, если их транспортируют в положении лежа, что прямо запрещено в инструкциях.

У вендингового бизнеса также есть и ряд недостатков. Основными считаются неудачное месторасположение и вандализм. Какими бы устойчивыми ни были аппараты, их обязательно надо прикручивать к полу и страховать.

Минусом может служить и тот факт, что данный вид бизнеса не подходит для получения быстрой прибыли в размере крупной суммы. Этот бизнес для тех, кто нацелен на успех и постепенно будет к нему идти, развивая свое дело.

Для размещения торгового вендинг оборудования нужно примерно около 1 кв. м. Это является не только плюсом, но и минусом: многие арендодатели считают этот вид бизнеса в плане аренды площади невыгодным, т. к. оплата мала, владелец автомата может оперативно съехать.

Как технически сложный прибор торговый автомат требует надлежащего техобслуживания. Не исключено, что могут возникнуть такие проблемы как: отказ от приема купюр, неверное определение номинала, сбои в выдаче продукции. А это значит, что при поломке потребуется найти квалифицированного специалиста и специальные детали для ремонта.

Рекомендации по ускорению процесса достижения успеха в вендинговом бизнесе:

1. Нельзя экономить на оборудовании. Простои и недовольство покупателей приводит к резкому падению выручки.

2.Не следует экономить на качестве ингредиентов. Качество напитков и продуктов – основополагающий фактор успеха вендинг-бизнеса.

3. Должны быть понятные инструкции, в которых доходчиво разъяснено, как пользоваться торговым автоматом.

4. Необходимо придумать свою «фишку»: оригинальный рецепт напитка, розыгрыши призов.

5. Следует чаще включать новинки, прислушиваться к мнению клиентов.

Таким образом, вендинг - идеальный вариант для предпринимателей, которые не располагают или не хотят рисковать большими суммами. Ниша этого вида бизнеса в России не всегда будет пустовать, еще два-три года, и ее плотно займут предприниматели, поэтому стоит поторопиться занять место в вендинговом бизнесе.

Библиографический список:

1.Вендинговый бизнес в России [Электронный ресурс] http://lazynerd.ru/vending.htm
2.Новости вендинга. Ольга Игнатова [Электронный ресурс] http://www.ru-vending.ru
3.Вендинговая Россия. Ерлан ЖУРАБАЕВ [Электронный ресурс] http://veq.ru/catalog/analitika-market/doc/2800/
4.Перспективы развития малого бизнеса. Трифилов Денис [Электронный ресурс] http://www.openbusiness.ru/html/dop-ads/vending.htm
5.Продуктовый журнал «Обзор цен»




Рецензии:

19.09.2014, 20:48 ПЕЛЕЦКИС КЯСТУТИС ЧЕСЛОВОВИЧ
Рецензия: Статья соответствует требованиям, предьявляемым к научным статьям и может быть отпечатана в журнале

20.09.2014, 12:11 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Статья актуальная и интересная, соответствует предъявляемым требованиям и рекомендуется к пкбликации

22.09.2014, 9:32 Короткова Татьяна Леонидовна
Рецензия: Статья написана бытовым, а не научным языком. Отдельные куски целиком взяты из интернета. Есть повторения. Необходимо доработать, дать таблицы с анализом преимуществ и недостатков, стиль изменить, убрать жаргон: "денежки№, обращение типа "вам необходимо", дать выводы.

22.09.2014 22:22 Ответ на рецензию автора Гипикова Валерия Олеговна:
При редактировании статьи постаралась учесть Ваши рекомендации

23.09.2014, 14:31 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Статья актуальна, соответствует предъявляемым требованиям. Рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх