Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №13 (сентябрь) 2014
Разделы: Экономика
Размещена 18.09.2014. Последняя правка: 22.09.2014.

Преграды на пути развития малого и среднего предпринимательства в России.

Гипикова Валерия Олеговна

бакалавр

Самарский государственный экономический университет

Студентка

Научный руководитель: Семашкина Зинаида Никитична, профессор, кандидат экономических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет.


Аннотация:
Значимость малого и среднего бизнеса в экономике трудно переоценить. В данной статье рассмотрена стратегическая задача России в развитии малого и среднего бизнеса, изучены статистические данные по России. Статья посвящена описанию преград, стоящих на пути развития малого и среднего бизнеса. Кроме того, в статье даны наиболее эффективные предложения по решению данных проблем. В заключении описывается возможная траектория развития малого и среднего предпринимательства в России.


Abstract:
The importance of small and medium business in the economy can hardly be overestimated. This article describes the strategic objective of Russia in the development of small and medium business, studied statistics in Russia. The article is devoted to the description of the obstacles that stand in the way of development of small and medium businesses. In addition, the article provides the most effective solution to these problems. In conclusion describes the possible trajectory of development of small and medium-sized businesses in Russia.


Ключевые слова:
экономика; малый и средний бизнес; преграды; предприниматель; налоги; государственная поддержка.

Keywords:
Economics; small and medium business; barriers; entrepreneur; taxes; government support


УДК 33. 332

Актуальность данной темы определена высокой значимостью малого и среднего бизнеса в рыночной экономике. Малый и средний бизнес помогает решать проблемы, связанные с занятостью населения, он повышает эффективность производства, стимулируя развитие конкуренции, способствует внедрению инноваций, которые потом служат всему обществу, а также является источником постоянных отчислений в бюджет (налогов). Поддерживать малый бизнес необходимо, т.к. он является залогом к развитию экономики страны, а, следовательно, и росту ее международного престижа.

Стратегическая задача России в развитии малого и среднего предпринимательства до 2020 года, состоит в  том, чтобы  приблизиться по основным показателям к экономическим развитым странам мира. Доля малых  и средних компаний в ВВП должна составлять не менее 40% (вместо 23,6% сейчас). Во всех развитых странах на долю малого и среднего бизнеса приходится 60% – 70% ВВП. Доля занятых на малых и средних компаниях должна приблизиться к 50% всего занятого в экономике населения (вместо 25% сейчас). К примеру, в странах ЕС малый и средний бизнес обеспечивает 70% рабочих мест в экономике. Россия должна приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело. Этот  показатель составляет  10% от всех граждан страны. Поэтому одна из основных задач в ближайшее время – это увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства и их вклада в развитие экономики.  К сожалению, большинство молодых людей, которые потенциально могут организовать свой бизнес, заканчивая вуз, предпочитают идти работать по найму. Чтобы изменить ситуацию, необходимо развивать культуру предпринимательства в стране. Для того чтобы приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело, планируется использовать возможности телевидения, Интернета для популяризации идей предпринимательства, развития интереса у молодых людей к самостоятельной деловой активности.

«Количество субъектов малого и среднего предпринимательства к 2030 году вырастет в 1,3 раза до 7,3 млн.», - отмечает минэкономразвития в прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года. Причем в это число войдут 5,4 млн. индивидуальных предпринимателей. Оправдается прогноз или нет, будет ясно лишь через 16 лет.  [1]

За десять последних лет малый и средний бизнес вырос на 37%. Согласно данным Министерства экономического развития,  две из пяти российских компаний – малые. Каждый шестой, а с учетом индивидуальных предпринимателей, каждый пятый, занятый в экономике – это работник малого или среднего предприятия. Малый и средний бизнес сосредоточился в основном в сфере услуг, общественного питания, его мало в строительном, производственном секторе, очень мало в сфере медицины и социальных услуг, в инновационной деятельности.

Отраслевое распределение малых и средних предприятий характеризуется следующими показателями: предприятия оптовой и розничной торговли составляют более 39% от всех малых и средних предприятий. 20% предприятий заняты в сфере услуг, 12% – строительные компании, 10 % предприятий составляют обрабатывающие производства, 6% - транспорт и связь, 13% - прочее. [2]

Каковы же итоги минувшего 2013 года в сфере малого и среднего предпринимательства в России?

5,61 миллиона субъектов малого и среднего предпринимательства сегодня работают в России. Из них 2 миллиона предприятий и 3,61 миллиона индивидуальных предпринимателей.

32,51 миллиарда рублей бюджетных ассигнований и 20 миллиардов рублей государственных гарантий было в 2013 году выделено на реализацию различных мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета.

15% составит минимальная доля государственных и муниципальных закупок, размещаемых у субъектов малого предпринимательства с 2014 года. [3]

К сожалению, 2013 год был тяжелым для малого и среднего бизнеса. Высокие сборы и административное давление привели к тому, что тысячи бизнесменов были вынуждены либо свернуть свою деятельность, либо уйти в подполье. Переломным моментом в этом плане стал декабрь 2012 года. Тогда свои компании ликвидировали 120 тыс. человек. В январе тренд усилился: было закрыто еще 140 тыс. предприятий, в последующие месяцы с официальной экономической карты России пропадали все новые и новые фирмы.  За последние 6 месяцев 2013 года свои фирмы закрыли 650 тыс. малых предпринимателей и владельцев фермерских хозяйств. От 4 до 11 тыс. предпринимателей из регионов уходят ежемесячно из бизнеса. [4]      А это региональные налоги и рабочие места. Причина этого процесса представляется очевидной: о ней говорят как сами бизнесмены, так и представляющие их организации. Власть в два раза повысила обязательную сумму страховых взносов для предпринимателей — до 35 тысяч рублей в год (из них 32500 рублей идет в пенсионный фонд, а 3185 — на медицинское страхование). Падение числа бизнесменов удалось остановить после вступления в силу 1 января 2014 года закона о двукратном сокращении страховых взносов для предпринимателей, зарабатывающих менее 300 тысяч рублей в год.

40% закрывших свое дело объяснили это нерентабельностью бизнеса. Только 3,4% из создаваемых в России предприятий малого бизнеса удается продержаться на рынке дольше 3-х лет. Среди стран со схожим количеством предпринимателей — Норвегия, где число представителей малого бизнеса, работающих более 3 лет, составляет 6,15%, Финляндия — 6,65%, Испания — 8,39%, Греция — 12,6%. [5]

В России очень сложно заниматься малым и средним бизнесом. Для этого необходимо большое количество ресурсов, готовность ко всем возможным трудностям и очень хорошее знание своего дела.

Список ключевых для малого бизнеса проблем возглавляет дефицит квалифицированных кадров. Предприниматели недовольны рынком труда: по их мнению, он не удовлетворят существующим потребностям ни в квалифицированных инженерах и технических специалистах, ни в квалифицированных рабочих. В прошлом году негативные оценки относительно доступности персонала высказывали 56% представителей, занятых в малом и среднем бизнесе; в 2013 году - уже 68%. [6] Лишь каждая третья компания не испытывает проблем с поиском квалифицированных инженеров и технических специалистов, и только каждая пятая - относительно легко может найти квалифицированных рабочих. Для решения этой проблемы были заключены договоры со многими вузами города. В рамках этих соглашений предлагается предпринимателям брать студентов старших курсов на практику – растить кадры самим. Быстро нарастить квалифицированные кадры и дать мощной толчок развитию малого бизнеса - настолько мощный, что к 2020 году за счет него рабочими местами будет обеспечена половина населения России – это задача, которая стоит перед страной. 

На второе место в нынешнем году вырвалась тема высокого для малого и среднего бизнеса уровня налоговой нагрузки. Высокие налоги, разорительные для малого и среднего бизнеса, вынуждают предпринимателей уходить «в тень» или прекращать бизнес. В особенности это касается налогов, относящихся к заработной плате (социальные взносы + подоходный налог). Повышение налогов заставило многих предпринимателей вернуться к выплатам зарплат «в конвертах».

Для сравнения: в Казахстане налоги существенно ниже. Например, налог с оборота, взимаемый при упрощённой системе налогообложения, в Казахстане 3%, в России 6%. НДС: в России 18% - в Казахстане 12%. Все налоги с зарплаты: в России 43%, в Казахстане 24%. (Налог на прибыль одинаковый – по 20%). В итоге в Казахстане «в тени» работают единицы, в России – по оценкам, более 50% предпринимателей.

В 2013 году острой стала проблема высокого уровня налоговой и страховой нагрузки. Для некоторых предпринимателей бремя платежей в бюджет и внебюджетные фонды оказалось непосильным. Как было уже сказано, вдвое увеличили размер единовременного социального взноса. Это напрямую коснулось малых предпринимателей, фермерских хозяйств, то есть самого что ни на есть малого бизнеса. Получается, что в экономике у нас происходит мощное увеличение налоговой нагрузки. Факт известный, что число малых предприятий в последнее время не растет. Власти нашли себе простое объяснение, что, мол, "боремся с фирмами-однодневками", поэтому ничего страшного нет.

Летом 2013 года был поднят вопрос о предоставлении мелким предпринимателям двухгодичных налоговых каникул. С 1 января 2015 года новые малые предприятия будут освобождены от уплаты налогов в первые два года работы, если власти региона введут для них налоговые каникулы. Затем было выдвинуто предложение освободить от налогов только тех, кто впервые регистрирует свой бизнес, и таким образом увеличить суммарное число ИП на 2 млн. Однако Минфин выступил против этого предложения, при этом согласившись с тем, что идея сама по себе хорошо, и ее просто нужно доработать. Дело в том, что может начаться массовая регистрация уже существующего бизнеса в качестве нового, и в итоге получится уход от уплаты налогов. Даже если решение о предоставление налоговых каникул будет принято, оно, прежде всего, будет касаться производственных и инвестиционных предприятий, то есть тех, которые являются наиболее важными для развития экономики страны.

Для развития малого и среднего предпринимательства необходимо снижать налоговую нагрузку, в частности, снизить налоги, в особенности относящиеся к заработной плате, для всех предприятий, не повышать существующий уровень налогообложения недвижимого имущества, относящегося к промышленной, складской, офисной недвижимости, необходимой для ведения предпринимательской деятельности.  

Наиболее проблемными аспектами развития деловой среды в России являются высокая стоимость заимствования и ограниченный доступ к финансовым ресурсам. Молодым предпринимателям требуется финансовая поддержка на этапе становления бизнеса, более опытным бизнесменам необходимы средства на расширение бизнеса - закупку новых товаров или оснащение производства.  Не хватает поддержки стартапов. Например, в Германии есть госорганизации, поддерживающие стартапы: они помогают обработать идею, проводят обучение молодых предпринимателей, помогают разработать бизнес-план, предоставляют государственное страхование займа. И уже со всеми этими документами человек подает заявку в банк. Такая политика позволяет минимизировать риски невозврата кредита.

Вообще уровень кредитования российскими банками частного сектора в два раза ниже, чем за рубежом. Главным препятствием для получения финансирования являются неподъемно высокие ставки по кредитам. Отсутствуют доступные (под 3-5%) кредиты малому и среднему бизнесу, несмотря на декларации правительства о наличии соответствующих программ. Получить кредит довольно сложно. Половина представителей МСБ называют основной трудностью жесткие требования к финансовым параметрам предприятий, 21% – малые сроки кредитования, 18% – долгое рассмотрение и низкие объемы кредитов, 41,8% отказов от банков по кредитованию МСБ по причине отсутствия ликвидного залога, 19,4% – непрозрачность бизнеса и собственника.

По итогам минувшего года рост кредитования небольших предприятий вырос на 15%, тогда как в 2012 году наблюдалось увеличение на 29%. Согласно прогнозам в текущем году темпы кредитования МСП не превысят и 12%. [8]

В долгосрочной перспективе будет продолжена финансовая поддержка малых инновационных компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции (инновационные гранты, субсидии действующим инновационным компаниям, программы обучения), а также финансовая поддержка средних компаний (субсидирование процентной ставки по кредитам; компенсация расходов на приобретение оборудования).

У нас в стране заработает не раньше конца весны — начала лета 2014 года Агентство кредитных гарантий. На проект выделено 50 млрд. руб. Агентство кредитных гарантий создается для поддержки кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Агентство планируется создать в форме небанковской кредитно-депозитной организации.

Для преодоления вышесказанной проблемы следует:

- развивать систему государственного кредитования малого и среднего бизнеса, упростить процедуру получения таких кредитов;

 - обеспечить информирование предпринимателей о возможности получения льготных кредитов и государственных гарантий;

- предоставлять при получении таких государственных кредитов льготы для предприятий, имеющих хорошую кредитную историю.

Еще одна немаловажная проблема малых и средних предприятий - это невысокий уровень спроса на их продукцию. По мнению Министерства экономического развития, реальный способ решения этой проблемы состоит в обеспечении доступности государственного и муниципального заказа для малых и средних компаний.  Сегодня уже многое сделано в этом направлении: законодательство о государственном заказе предусматривает  квоты для малого бизнеса на закупки государственных корпораций и естественных монополий. Развиваются электронные аукционы, благодаря которым обеспечивается реальное участие малого предпринимательства в поставках своей продукции для государственных и муниципальных нужд. Чтобы воплотить все в реальность, необходимо, в первую очередь, увеличить спрос на товары и услуги малого бизнеса, ведь если рассмотреть вопрос объективно, то малый бизнес может производить огромную номенклатуру товаров, работ и услуг.

Есть и такие препятствия, как нечестная конкуренция, злоупотребление полномочиями крупных компаний и монополий, коррупция.

Государство должно проводить антимонопольную политику в интересах расширения конкурентной среды. Малый и средний бизнес более заинтересован в открытой и справедливой конкуренции.

Засилье крупных торговых сетей – еще одна преграда для развития МСП. Засилье торговых сетей ведёт к разорению малого и среднего бизнеса. При этом конкурентное преимущество крупными торговыми сетями достигается, как правило, за счёт снижения качества продаваемых товаров. Оперативный контроль за качеством затруднён в связи с тем, что эти полномочия забраны у местных властей и переданы органам Роспотребнадзора, действующим не оперативно.

Необходимо:

- усилить контроль за качеством товаров, продаваемых крупными торговыми сетями;

- вернуть муниципальной власти полномочия по контролю за работой торговли.  

Кроме того, производство многих товаров (как промышленных, так и продовольственных) в России организовывать невыгодно из-за массового импорта более дешёвой продукции из-за рубежа. Следовательно, нужно принять действенные меры по защите внутреннего рынка (повышение таможенных платежей, лицензирование, усиление прочих мер импортного контроля) для обеспечения развития отечественного производства и сельского хозяйства. 

Среди основных проблем, с которыми сталкивается большинство предпринимателей, оказалась и низкая доступность земельных ресурсов и недвижимости. Для каждой третьей компании достаточно сложно подобрать производственные помещения, каждая четвертая компания испытывает сложности с поиском складского помещения, а примерно каждая седьмая компания — с поиском офиса.

Сложная и запутанная процедура согласования разрешений на строительство также является препятствием для развития МСП. Время, затрачиваемое на согласования, превышает время строительства как такового.

Предложения:

- радикально упростить процедуру согласования;

- максимум функций по согласованию передать органам муниципальной власти;

- начать с упрощения согласований строительства небольших объектов для малого и среднего бизнеса;

- создать межведомственную рабочую группу на федеральном уровне с обязательным участием предпринимателей строительной отрасли.  

Энергетическая инфраструктура также является слабой стороной бизнес-климата. Для большинства компаний новые подключения к энергосети недоступны, в абсолютном большинстве случаев тарифы на электроэнергию кажутся просто грабительскими.

Постоянный рост цен на электроэнергию, сложная и запутанная система получения технических условий на подключение к электросетям. Эти проблемы можно преодолеть с помощью таких мер, как:

- снизить тарифы на электроэнергию и на подключение к электросетям;

- обеспечить прозрачность и доступность информации о наличии свободных мощностей и возможных точках подключения;

- выработать и законодательно закрепить прозрачный и понятный юридический механизм, который гарантировал бы частным инвесторам получение энергетических мощностей в обмен на соответствующие инвестиции в строительство энергосетей и подстанций.  

Другой преградой малого и среднего бизнеса являются административные барьеры. Однако исследование выяснило, что в основном это касается новых предприятий.

Рассмотрев вышеперечисленные преграды развития МСП, следует отметить, что главная роль в их предотвращении принадлежит государству: должны действовать различные льготы, стажировки, гранты, бизнес-инкубаторы, субсидии, возможность обучения. Однако нужно подчеркнуть, что решение проблем предпринимательства не может быть «игрой в одни ворота». Да, конечно, государство должно перестроить систему образования под нужды реальной экономики, но и бизнес должен четко сформулировать свои требования к качеству знаний специалистов и количеству выпускников, которые будут трудоустроены. Власть обязана прислушаться к предпринимателям и снизить страховые взносы, но и предприниматели, в свою очередь, должны повысить зарплаты работникам и платить ее «в белую». То же самое и с доступностью финансовых услуг: пока бизнес не захочет выйти из тени и показать свои реальные доходы – банки вряд ли станут охотнее его кредитовать. И все усилия государства здесь окажутся бессмысленными. Говоря образно, если пас никто не принимает – мяч окажется в ауте».

Какова же возможная траектория развития малого и среднего предпринимательства?

К 2020 году в России в малом бизнесе должно сосредоточиться не менее 50% трудоспособного населения России, то есть необходимо вдвое увеличить число малых предприятий. Причем и за счет высокотехнологичных предприятий. Будущее малого бизнеса - серьезные направления производственных услуг. В том числе и в IT-сфере. Кстати, по недавно опубликованному международному рейтингу Россия перешла с 26-го на 11-е место по вовлечению трудоспособного населения в IT-сферу. Наши кадры высоко ценятся на международном рынке.

Согласно прогнозу министерства, основные направления господдержки МСП на 2013-2030 годы предполагают снижение уровня финансовой нагрузки от избыточных административных барьеров, расширение мер имущественной поддержки, снижение финансовых расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности, упрощение и удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры, а также совершенствование трудового законодательства. За счет этого к 2030 году доля среднесписочной численности работников, занятых на МСП в общей численности занятого населения достигнет 32,2%, на 1000 человек число МСП составит 15,7. Прироста планируется добиться благодаря системной господдержке МСП и развитию инфраструктуры. [9]

Разумеется, поддержки не бывает много, малый бизнес, словно малое дитя, нуждается в помощи и наставлениях. Именно благодаря активной помощи малый и средний бизнес могли бы внести свой  важный вклад в отечественную экономику.

Библиографический список:

1. «Российская Бизнес-газета» №882 (4). Задержка в развитии. Елена Березина
2. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России. http://zakupki-tendery.ru/articles/item/4-perspektivy-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-rossii
3. «Российская Бизнес-газета» №922 (44). Успешные компании надо выращивать. Елена Шмелева.
4. Россия добивает малый и средний бизнес. http://novosti-n.org/ukraine/read/50241.html
5. Исследование: в России 5,75% трудоспособного населения являются предпринимателями. Экономика и бизнес. http://itar-tass.com/
6. «Российская Бизнес-газета» №876 (47). Ожидается потепление. Елена Шмелева
7. РБК. Личные финансы. Болезнь роста: большие проблемы малого бизнеса. http://lf.rbc.ru/recommendation/finance/2013/12/11/233858.shtml
8. http://finam.info/news/medvedev-odobril-sozdanie-agentstva-kreditnih-garantiy/
9. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Москва. Март, 2013




Рецензии:

19.09.2014, 20:48 ПЕЛЕЦКИС КЯСТУТИС ЧЕСЛОВОВИЧ
Рецензия: Статья соответствует требованиям, предьявляемым к научным статьям и может быть отпечатана в журнале

20.09.2014, 10:53 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Статья соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к публикации. Правда, про траекторию развития МСБ в России ничего не сказано. Рекомендую из названия эту часть убрать.

22.09.2014 20:20 Ответ на рецензию автора Гипикова Валерия Олеговна:
Учла Ваше замечание, название статьи изменила.

23.09.2014, 14:07 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Статья соответствует требованиям, рекомендуется к печати.

18.11.2014, 10:47 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья рекомендована к печати.



Комментарии пользователей:

8.10.2014, 13:49 Бойко Сергей Сергеевич
Отзыв: Статья соответствует требованиям, рекомендуется к печати.


Оставить комментарий


 
 

Вверх