Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Срочные публикации в журналах ВАК и зарубежных журналах Скопус (SCOPUS)!




Разделы: Методика преподавания
Размещена 06.10.2014. Последняя правка: 06.11.2014.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО-РЕСУРСОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Терзиян Анастасия Левоновна

СГУ

студент

Лощилова Екатерина Николаевна, кандидат педагогических наук, Сочинский государственный университет


Аннотация:
В данной статье анализируется использование видео-ресурсов как средства формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.


Abstract:
The given article analyses using of video-resources as means of developing communicative competence at the English language lessons.


Ключевые слова:
коммуникативная компетенция; видео-ресурсы

Keywords:
communicative competence; video-resources


УДК  372.8

В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является  серьезной. Преподаватель иностранного языка ставит своей задачей формирование личности, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации.

Изучение иностранных языков, в частности английского, подразумевает под собой не только формирование общеобразовательных идей, но также развитие личности и мотивации обучаемых. Как известно, основной целью изучения иностранных языков в школе является формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка [3]. Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование видео-ресурсов как одного из видов нетрадиционных уроков иностранного языка просто незаменимо.

При изучении иностранного языка в школе основной упор делается на последовательное развитие у обучаемых всех составляющих коммуникативной компетенции, а именно навыков говорения, чтения, аудирования и письма. Коммуникативную компетенцию в свою очередь можно охарактеризовать, как формирование способности средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определённой сферы деятельности [1, с 25]. Целью формирования коммуникативной компетенции всегда является состоявшийся коммуникативный акт.

В коммуникативную компетенцию включаются следующие важнейшие умения:

1. читать и понимать несложные, оригинальные тексты;

2. устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сфер;

3. в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, пересказать, выразить мнение, оценку;

4. умение письменно оформить и передать элементарную информацию.

Для поддержания плодотворной и успешной речевой деятельности учащихся, удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий, например использование различных видео-ресурсов.

Данный вид ресурсов является видом учебного фильма, который можно определить как - аудиовизуальное средство обучения, обеспечивающее создание иноязычной среды и ситуации общения для развития устной речи учащихся [2, с 8] .

Для детального анализа понятия «видео-ресурсы» необходимо дать определения двум основным составляющим данного понятия. Согласно Longman Dictionary of Contemporary English ресурсы — это некое средство, использование которого помогает достигнуть определенных целей, и является источником информации для учителей и студентов[5, с 889]. На основе этого же источника понятие «видео» определяется как средство записи изображения или звука с использованием, как и видеопленки, так и цифрового метода хранения информации [5, с 1173].

Использование видео-ресурсов на уроках способствует улучшению обучения и развитию речевой деятельности обучаемых. Еще одним преимуществом видео-ресурсов является эмоциональная сила воздействия на учащихся. Особое внимание должно быть привлечено на формирование учащимися особого отношения к увиденному материалу.

Использование видео-ресурсов способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Видео-ресурсы как особый вид учебного фильма способен создать в классе атмосферу совместной познавательной деятельности, в результате который даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять и осмыслить увиденное, ученикам необходимо приложить определённые усилия и старания. Использование видео-ресурсов как вида учебного пособия способствует развитию познавательного интереса, активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся.

На сегодняшний день видео-ресурсы представлены в различных вариантах использования:

1. использование на уроках фрагментов видео без звука. Данный вид деятельности позволяет учащимся самим предугадать речь героев фрагмента и попытаться воссоздать свой собственный сценарий увиденного.

2. наблюдение и запись. Данный вид просмотра подходит для учащихся старших классов, так как требует определенных знаний грамматики и наличия определенного словарного запаса.

3.видео-ресурсы как средство формирования правильного произношения. Использование определенных фрагментов с речью носителей изучаемого языка позволяет сформировать навык правильного произношения у учащихся [4].

В рамках данного исследования нами был разработан комплекс упражнений с применением видео-ресурсов. С целью разработки плана-конспекта урока иностранного языка с методическими указаниями было проанализировано несколько учебных пособий, рекомендованных Министерством Образования  РФ.

Наиболее популярным учебным пособием для учащихся старших классов  является: учебник «Английский язык (базовый уровень)» (Афанасьева О.В., Михеева И.В.)

 УМК данного пособия содержит:

  1.   Рабочая тетрадь, 10 кл.;
  2.   Аудиокурс на CD, 10 кл.;
  3.   Контрольные задания, 10 кл.;
  4.   Книга для чтения, 10 кл.;
  5.   Аудиокурс к книге для чтения, 10 кл (mp3).

Так же можно выделить учебник «Spotlight» (О. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева и др.), который  также допущен Министерством образования к использованию в общеобразовательных учреждениях.

Для детального анализа структуры урока нами был проанализирован учебник «Spotlight» для 10 классов.

УМК «Spotlight» для 10 классов состоит из следующих компонентов:

  • Учебник;
  • Рабочая тетрадь;
  • Книга для учителя;
  • Языковой портфель;
  • Книга для чтения с CD;
  • Контрольные задания;
  • Аудиоприложение к контрольным заданиям;
  • Аудиокурсы для занятий в классе и дома.

Учебник состоит из 8 разделов (Modules), имеющих четкую структуру:
1.работа над чтением (Reading Skills);
2. работа над аудированием и устной речью (Listening and Speaking Skills);
3. работа над грамматическим строем языка, в том числе словообразованием и фразовыми глаголами (Grammar in Use);
4. работа над письмом творческого характера (Writing Skills);
5. подготовка к Единому государственному экзамену (Spotlight on Exams);
6. дополнительный материал для работы над лексикой (Word Perfect);
7. дополнительный материал для работы над грамматикой (Grammar Check);
8. материал для совершенствования умений чтения художественных текстов(Literature);
9. материал, знакомящий учащихся с жизнью и культурой Великобритании;
10. материал, рассказывающий об экологических проблемах (Going Green);
11.материал для самопроверки (Progress Check).
Одной из отличительных особенностей серии «Английский в фокусе» является последовательное обращение к знаниям, получаемым школьниками из других предметов (Across the Curriculum) и наличие материалов о России, ее достижениях в различных сферах, обычаях, географии, культуре (Spotlight on Russia).

Данный учебник прекрасно подходит для преподавания в школе, но нам кажется, что некоторые аспекты в нем раскрыты не очень хорошо. Учебник в основном направлен на закрепление грамматики и усовершенствования навыков письма и чтения. Что же касается упражнений, развивающих говорение или в нашем случае коммуникативную компетенцию, их довольно таки мало.

Учебник дополняют различные материалы, предназначенные для аудирования. Но количество представленных аудиоматериалов не достаточно, поэтому добавленные видео-ресурсы помогут развить не только навыки говорения, но и коммуникативную компетенцию в целом.

В рамках нашего исследования мы попытались создать план урока, который основывается на материалах учебника «Spotlight». Мы выбрали Module3-Schooldays and Work . В данном модуле представлен текст для чтения “Schools around the World”. Данный текст рассказывает о различных типах школ и их основных особенностях.  К тексту прилагалась аудиозапись.

В рамках одного из заданий учащимся было необходимо прочитать текст, в котором присутствовали пропуски. Далее, после текста им нужно было  выбрать подходящие по смыслу слова, чтобы заполнить эти пропуски, и только в конце им необходимо было прослушать запись текста, чтобы проверить правильность выполнения этого задания.

После детального анализа заданий и упражнений, представленных в уроке, мы пришли к выводу о том, что использование видео-ресурсов помогло бы учащимся лучше понять структуру и особенности школ в различных странах.

К данному уроку мы добавили видео-ресурс об особенностях школьной системы в Великобритании.  Данный ресурс был взят с сайта www.youtube.ru. Видео предоставляет учащимся уникальную возможность познакомиться с жизнью, культурой и особенностями образовательной системы в Великобритании. Видео доступно в использовании и понимании, так как включает в себя субтитры, позволяющие использовать этот ресурс для учащихся старших классов. Длительность видео составляет 6:08 минут, что на наш взгляд является наиболее оптимальным, так как учащиеся не будут сильно перегружены большим количеством информации. План-конспект урока состоит из нескольких заданий, которые выполняются как в парах, так и в группах.

Организация заданий на основе видео-ресурсов будет проходить в несколько этапов:

  1. Упражнения, выполняемые перед просмотром видео-ресурсов. На данном этапе необходимо познакомить учеников с темой урока, рассказать основные цели и задачи урока, подготовить класс к просмотру видео-ресурсов.
  2.  Работа с самими видео-ресурсами. На этом этапе, учащиеся должны четко понимать, что им надо сделать и сколько времени у них на это есть.
  3. Работа в классе после просмотра видео-ресурсов — обмен полученной информацией и обсуждение того, что ученики увидели, услышали,  узнали во время работы.

Используя  задания рассматриваемого типа на своих уроках необходимо помнить следующее:

  1. Каждый раз, при  использовании технологии на уроке следует приготовить запасной план урока, на случай если техника выйдет из строя, не будет работать сайт или отключат электричество.
  2. Предпочтительно если задания будут предполагать парную или групповую работу так, как это способствует развитию навыков коммуникации, обучению в сотрудничестве и предотвращает эффект, когда компьютер становится препятствием для общения в классе. В то же время необходимо помнить, что в больших группах, где более 3 человек, учащимся неудобно работать за одним компьютером.
  3. В компьютерном классе необходимо свободное пространство, которое должно возрастать в зависимости от количества учащихся работающих совместно около каждого компьютера. Идеальный класс должен иметь место свободное от компьютеров для групповой работы, дискуссий или работы с другими заданиями. Оборудование и столы не должны препятствовать зрительному контакту учителя с классом, ее работе с доской или передвижению между группами учащихся.

Итак, подводя итог, можно сделать вывод о том, что развитие коммуникативной компетенции происходит не естественным путем, а с помощью создания особых ситуаций воздействия. Основной идеей данных ситуаций воздействия является оказание социально - психологического воздействия на личность. Данное воздействие благоприятно влияет на формирование успешной коммуникативной компетенции, а также навыков говорения. Видео-ресурсы являются прекрасным средством формирования данного навыка. Задания на основе видео-ресурсов интересны для учащихся. Они помогают развить не только коммуникативную компетенцию, но и навык работы в парах. Однако, разрабатывая задание нужно помнить, что оно не должно просто интерпретировать то, что можно было сделать и без видео-ресурсов. Учащиеся выиграют, в том случае, если упражнение  дает реальную возможность для коммуникации и способствует взаимодействию и сотрудничеству.

Библиографический список:

1. Балыхина Т.М., Игнатьева О.П. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории ошибки. М.: РУДН, 2006. 41 с.
2. Посохова Л.А. Тематический глоссарий по методике обучения иностранным языкам. Сочи.: Стерх, 2008. 31 с.
3. Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: Просвещение, 2009
4. Mark McKinnon Teaching technologies: teaching English using video / http://www.onestopenglish.com/
5. Longman Dictionary of Contemporary English: Special Edition. Longman.: 1992. 1229 с.




Рецензии:

13.10.2014, 10:37 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Тема статьи вполне актуальна. Однако сама работа нуждается в детальной переработке. Стоит обратить внимание на стилистическое оформление, доказательную часть. Ввести собственные выводы, расширить понятийный аппарат, библиографический список и т.д.

14.10.2014 12:12 Ответ на рецензию автора Терзиян Анастасия Левоновна:
Спасибо большое за Вашу рецензию. Мы доработаем статью, все замечания будут учтены.

31.10.2014, 21:32 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Стиль изложения нуждается в корректировании: навыков "говорения", стили учения и т.д. Согласна з замечаниями Александровой Елены Геннадьевны. Не рекомендуется к печати.
07.11.2014 9:09 Ответ на рецензию автора Терзиян Анастасия Левоновна:
Спасибо большое за Ваши замечания. Постараемся их учесть. С уважением, Терзиян А.Л.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх