Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Социология
Размещена 26.09.2014. Последняя правка: 25.09.2014.

КРАУДСОРСИНГ КАК НОВАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Кольцов Артем Игоревич

бакалавр

СПБГУ

студент

Василькова Валерия Валентиновна, доктор философских наук, профессор кафедры социологии культуры и коммуникации СПбГУ


Аннотация:
Краудсорсинг в настоящее время активно развивается в качестве технологии для решения любого вида проблем и задач, стоящих как перед бизнесом, так и перед государством и обществом в целом. В статье предпринята попытка описания технологии.


Abstract:
Crowdsourcing is a new way of solving problems, which business, goverment and society faces. This article is my work in exploring this techonology.


Ключевые слова:
краудсорсинг; веб 2.0; социальные сети; информационное общество; интернет

Keywords:
crowdsourcing; web 2.0; social media


УДК 31

Краудсорсинг в настоящее время активно развивается в качестве технологии для решения любого вида проблем и задач, стоящих как перед бизнесом, так и перед государством и обществом в целом. В рамках технологии краудсорсинга решение задачи передается распределенной и очень многочисленной группе людей, за счет чего стоимость и время достижения результата радикально снижаются

Истоки технологии:

Общество сегодня, говоря словами Мануэля Кастелься, переходит в информациональную эпоху. На самом деле трудно подвергнуть сомнению тот факт, что информация и процессы ее анализа, обработки, передачи и приема в современном обществе играют ключевую роль. Весомая роль информация и развитие технологий обуславливают информациональный переход общества, более того по мнению Кастельса этот переход детерминирован революцией в информационных технологиях, которая в свою очередь создает фундамент для новой мировой технологической системы. Революция в информационных технологиях является "отправным пунктом в анализе сложностей становления новой экономики, общества и культуры"[1]. Данные изменения влияют как на социальную, так и на экономическую структуру общества: вертикальноориентированные структуры начинают замещаться гибкими и горизонтальноориентированными сетями. Данные трансформации меняют не только структуры различных систем, но и мышление рядового человека. То есть влияние технологической революции и информатизации проявляется во всех сферах жизни общества, начиная с геополитики крупных государств и заканчивая повседневной жизнью людей. Труд Мануэля Кастельса и его идея сетевого общества, как раз и объясняют возникновение такого явления, как краудсорсинг.

Ранее было заявлено, что сетевые изменения в рамках общества меняют мышление индивидов внутри толпы. Более того формируются новые поколения людей совершенного другого рода: инициативные, активные, быстро и гибко мыслящие, воспринимающие весь мир без границ, желающие что-то изменить, интегрированные в интернет-технологии [2]. По-моему мнению, это тот самый потенциальный пласт участников, своего рода «топливо» для развития краудсорсинг-проектов, и бизнес начинает осознавать это и умело привлекать молодежь к участию в краудсорсинг проектах.

Концепция краудсорсинга:

Джефф Хау в своей статье“The rise of crowdsorsing” [3], впервые вводит термин «краудсорсинг» в обиход и описывает данную технологию.

Краудсорсинг — передача некоторых производственных функций неопределённому кругу лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий.

В своей работе под названием «Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса / Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd is Driving the Future of Business»[4] Хау приводит истоки зарождения концепции краудсорсинга. Данные истоки автор связывает с работой программистов, которые трудились над созданием операционной системы Linux, системы которая была основана на открытом коде и для своего развития требовала труда многих программистов, создатели системы не имели средств для того, чтобы нанять работников, поэтому сделали ставку на любителей, энтузиастов, которые согласились работать за идею и это сработало. Данное достижение Хау связывает с именем Кена Томпсона – программиста, который разбил работу над системой Linux на модули и отдал ее «толпе» программистов. Это было больше чем, просто привлечение людей для получения выгоды, это был проект энтузиастов, вдохновленных идей. Далее Хау приводит другие примеры применения данной

коммуникативной технологии: создание и функционирование Wikipedia, платформы iStockphoto, но отправным пунктом остается создание программистами ОС Linux по уникальной методике, предложенной Кеном Томпсоном.

Инновационный потенциал технологии:

Дэн Бэйкер в своей статье «Инновация модели бизнеса через «краудсорсинг» с использованием социально сетевых платформ»[5], описывается новую технологию менеджмента инноваций, основанную на привлечении к генерированию идей по решению проблемы организации творческого потенциала людей вовне организации с помощью социальных сетей связи. Таким образом, краудсорсинг трансформируется из своего изначального состояния в новое. Изначально, например, в программировании системы Linux, краудсорсинг – это работа в рамках одного проекта многих пользователей, они вносят не только свои идеи, но они реально работают над проектом и они вдохновлены идеей. Бизнес же трансформировал первоначальных смысл краудсорсинга под свои нужды и использует краудсорсинг как инструмент для поиска оригинальных идей, инструмент для «выкачивания» идей из толпы. В введении данной статьи Бэйкер подтверждает идеи Кастельса, о которых говорилось ранее: «Но в последнее время компании во всех производительных отраслях начали преобразовываться из организаций иерархических, действующих на основе административно-командных принципов, в организации с самоуправляющимися подразделениями, где традиционные вертикали власти становятся менее существенными». И эти новые организации делают акцент на менеджменте снизу-вверх, что позволяет любым работникам компании внести свой вклад в развитие компании. Назвать такую модель можно «краудсорсинг внутри организации», но некоторые компании шагнули дальше, они раздвинули стены и вступили в диалог с разнообразными источниками идей: потребителями, партнёрами и даже с конкурентами, - Генри Чезброу назвал данную модель – открытая инновация [6], а

краудсорсинг в данном случае выступает инструментом для поиска этих инноваций. В статье он описывает плюсы, которые дает краудсорсинг для бизнеса: это дешевизна, это выход на огромную аудиторию, как специалистов, так и любителей из вне, это новые идеи, которые приводят к инновационным решениям, которые помогают осуществлять грандиозные проекты, это скорость с которой решаются проблемы, это вовлечение потребителей в деятельность компании. Также Бэйкер выделил плюсы для толпы: возможность получения денежного вознаграждения, возможность донести и реализовать свои идеи, возможность почувствовать себя частью проекта. Более того, Бэйкер приводит примеры компаний, которые организовывают свой бизнес на краудсорсинге: InnoCentive - площадка на которой представлены тысячи различных экспертов, созданная фармацевтической компанией Eli Lilly. Когда крупные компании – Proctor & Gamble, BASF и другие – сталкиваются с исследовательской проблемой, то они могут получить за определенную сумму доступ к глобальной сети InnoCentive, охватывающей более 100 000 экспертов, предлагающих решение в надежде стать победителем. Более того, Эрик фон Хиппель, Сусуму Огава и Йерун де Йонгв в статье The Age of the Consumer-Innovator [7] рассуждают о том, что потребители стали мощным источником инновационных идей, приводят ряд преимуществ, которые получают потребители товаров и услуг, и их производители используя технологию краудсорсинга.

Манипулятивный потенциал технологии

Изначально идея краудсорсинга была романтичной – это была не просто работа над проектом, а работа над проектом энтузиастов, вдохновленных идей. Бизнес же трансформировал романтичную идею под свои реалистичные нужды и использует краудсорсинг как инструмент для получения прибыли и вовлечения масс. Таким образом происходит следующее: некие люди получают выгоду за счет других людей, которые об этом даже не догадываются и не задумываются, так как для этих людей формируется ложная мотивация, ложная реклама, ложные посылы. Во

многих подобных проектах активно используется манипулятивная информационная модель коммуникации Шеннона. Источник – организации, выходят в интернет, а чаще всего в социальные сети (канал), ведут активную рекламу, позиционирующую свой проект, как честный и открытый для идей других, воздействуют на ценности пользователей (реципиентов) и вовлекают их в свои проекты, ожидая отдачи (обратной связи) для усовершенствования своего продукта.

Заключение:

Разобрав истоки технологии, ее концепцию, ее инновационный и манипулятивный потенциал можно заключить следующее: краудсорсинг – это, безусловно, новый способ самореализации людей, это попытка корпораций и властных структур открыть доступ умной толпе к активной преобразующей деятельности. Однако, не всегда краудсорсинг-проекты такие, какими их представляют потребителю, пользователю, работнику, гражданину. Чаще всего – инновационность данной технологии и ее уникальность используют для создания ложного дискурса, который позволяет вовлечь в проект доверчивых людей и использовать их идеи для получения выгоды, к тому же сделать это так, что вовлеченные участники не будут об этом догадываться.

Библиографический список:

1. Мануэль Кастельс. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана; Гос. ун-т. Высш. шк. экономики. - М. ,С.28
2. Don Tapscot “Grown Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World».P.79
3. Jeff Howe “The rise of crowdsorsing” www.wired.com/wired/archive/14.06/crowds_pr.html
4. Джефф Хау Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. — М.: «Альпина Паблишер», 2012. — 288 с.
5. Бэйкер Д. Инновация модели бизнеса через «краудсорсинг» с использованием социально сетевых платформ./ Проблемы управления в социальных системах. №6 2012 С.87.
6. Chesbrough Henry William. Open Innovation: The New Imperative for Creating And Profiting from chnology. First Trade Paper Edition. Harvard Business Press, 2005.
7. Eric von Hippel, Susumu Ogawa and Jeroen P.J. de Jong.The Age of the Consumer-Innovator. MITSloan Management Review. Massachusetts Institute of Technology. URL:http://sloanreview.mit.edu/article/the-age-of-the-consumer-innovator/




Рецензии:

26.09.2014, 9:32 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья интересная.Нужно дополнит следущие анексы: 1.Характер диалогичного режима... 2.Специфика генерирования идеи... 3.Связь прийома с других интерактивных методов и в основном с коучинг. 4.Возможности управления процесса систематизации лучших и оптимальных идеи.

26.09.2014, 12:12 Оганян Карина Каджиковна
Рецензия: Статья интересна и представляет актуальность. Однако, требуется некоторая доработка: нет социологического анализа понятия и проблемы социальной технологии, и каким образом эта технология относится к социальным......; не хватает рассмотрения управленческого аспекта этой технологии.....В целом, с учетом доработки, статья может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх