Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №13 (сентябрь) 2014
Разделы: Менеджмент, Экономика
Размещена 30.09.2014.

ПРОГРАММА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ КАК СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ

Любенкова Елена Петровна

кандидат экономических наук, доцент

Филиал МГУПИ в г. Ставрополе

доцент

Сухова Лилия Федоровна, СИК (филиал) БУКЭП, профессор кафедры финансов и кредта, д.э.н., профессор


Аннотация:
В статье обоснована необходимость учета социальной составляющей при оценке финансового состояния организаций потребительской кооперации, приводятся направления социальной деятельности организаций потребительской кооперации. Дана оценка финансового состояний организаций потребительской кооперации Ставропольского края и разработана программа антикризисного управления финансами организаций данной системы


Abstract:
Abstract: In this article the necessity of taking into account the social component in the assessment of the financial situation of the consumer co-operatives, are areas of social activity of consumer cooperatives. The evaluation of the financial state of consumer cooperatives, Stavropol Territory and a program of anti-crisis management of the finance organizations of the system.


Ключевые слова:
потребительская кооперация; финансовый кризис; управление финансами; программа антикризисного управления; финансовый механизм организации; социальная деятельность

Keywords:
consumer cooperatives; the financial crisis; financial management; program of crisis management; financial mechanism of the organization; social Activities


УДК 336.62

Суть управления финансами состоит в постоянном отслеживании проявлений возможного банкротства и принятии комплекса адекватных мер, как минимум, по сохранению сложившегося уровня  финансового состояния организации и ее платежеспособности. Основными задачами управления финансами являются диагностирование финансового состояния, выявление факторов, ухудшающих финансовое состояние организации, разработка мероприятий по ее санации, определение внутренних и внешних источников оздоровления финансов организации.

Существующие в экономической литературе методические подходы к анализу и планированию финансово-хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации, оценке неудовлетворительной структуры баланса и прогнозированию банкротства недостаточно учитывают особенности и специфику деятельности кооперативных организаций. Особенность организаций потребительской кооперации заключается в том, что они  выполняют социальную миссию. Это значит, что социальная деятельность организаций потребительской кооперации является основным видом их деятельности. В то же время, для осуществления социальной деятельности они занимаются хозяйственной деятельностью, финансовые результаты которой являются, по сути, единственным источником осуществления  их социальной деятельности [2].

Социальную деятельность следует рассматривать  как основной вид деятельности организаций потребительской кооперации, направленный на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов пайщиков ивсего сельского населения, на создание условий, позволяющих смягчать жизненные трудности и преодолевать бедность [3].

Сложившаяся классификация направлений социальной деятельности организаций потребительской кооперации не обеспечивает акцента на отдельные важные на сегодняшний момент виды социальной деятельности. В связи с этим возникла необходимость расширить и уточнить перечень существующих направлений социальной деятельности организаций потребительской кооперации. В результате нами предложено классифицировать виды социальной деятельности организаций потребительской кооперации по следующим направлениям: организационно-уставная деятельность, социально-инвестиционная деятельность, социальная защита и повышение жизненного уровня пайщиков, работников потребкооперации и населения, развитие интеллектуального потенциала и повышение образовательного уровня пайщиков и работников потребкооперации, развитие социальной инфраструктуры села, обеспечение продовольственной безопасности населения, пайщиков и государства [7].  

Социальная и хозяйственная деятельности организаций потребительской кооперации взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, повышение эффективности социальной деятельности обеспечивает повышение результатов хозяйственной деятельности, и наоборот успешная хозяйственная деятельность обеспечивает успешную реализацию социальной миссии.

Экономический эффект социальной деятельности организаций потребкооперации представляет собой полезный результат в виде материальных благ и услуг, предоставляемых организациями потребительской кооперации пайщикам, работникам потребкооперации и населению, а также дополнительный прирост финансового результата хозяйственной деятельности организации потребительской кооперации, в результате осуществления ею социальной деятельности [6].

Антикризисная программа не может быть выработана в рамках обычного функционирования организации, ее разработка требует особого подхода, составления конкретного плана действий, а не реализации списка очевидных мер. При разработке антикризисной программы нужно понимать, что кризис, как явление, возникает внезапно, непредвиденно и, как правило, неповторим. Он ставит серьезные проблемы перед организациями и требует быстрого принятия решений. При управлении кризисной ситуацией необходимо выработать некоторый системный подход к анализу всех процессов, происходящих в организации, переосмыслить кооперативные ценности, на которых базируется бизнес.

Финансовый кризис в организации нарастает соответственно усилению степени ее финансовой неустойчивости. Различают прямые и косвенные признаки проявления финансового кризиса.

К прямым проявлениям финансового кризиса относятся: убыточная деятельность; низкие значения показателей платежеспособности; падение уровня кредитоспособности организации; хронический дефицит ликвидных активов, затруднения в оплате товаров; неспособность осуществлять обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды; наличие просроченной кредиторской задолженности; падение выручки от реализации и объемов прибыли; неудовлетворительная структура баланса и др.

Косвенные признаки проявления финансового кризиса в организации: низкая рентабельность продукции; низкий уровень коэффициентов финансовой устойчивости; бросовые цены акций организации; продажа собственных акций представителями дирекции организации; задержка с представлением финансовой отчетности; наличие большой просроченной дебиторской задолженности; резкие колебания показателей и изменения в структуре баланса, а также отчета о финансовых результатах; прекращение выплат дивидендов; недостаток собственных оборотных средств и др.

К числу наиболее характерных для организаций потребительской кооперации причин возникновения кризисной ситуации относятся:

- низкий уровень финансового менеджмента, предприимчивости, деловой активности;

- низкий уровень финансовой гибкости (неумение правильно выбрать финансовую, ценовую, маркетинговую и др. стратегии, своевременно их пересматривать, прогнозировать кризисные ситуации и готовиться к ним, приспосабливаться к инфляции, конкуренции и др., что приводит к сокращению возможных источников финансирования развития и текущей деятельности организаций);

- низкая финансовая, производственная и технологическая дисциплина;

-экономически необоснованные продолжительности производственного и финансового циклов;

- затоваривание и наличие сверхнормативных оборотных средств;

- чрезмерные затраты на производство;

- отсутствие должного анализа финансового состояния организации и финансового планирования;

- недостаточная диверсификация финансовых вложений и др.

 Для успешного развития организаций потребительской кооперации в современных сложных условиях необходимо провести комплекс мероприятий, позволяющих повысить качество управления финансами в исследуемых организациях. Для этого необходимо:

- перестроить механизм управления всей организации с учетом требований финансовой прозрачности, что  возможно осуществить на основе бюджетного управления;

- разработать соответствующую структуру управления финансами по центрам ответственности с целью экономии затрат на производство и реализацию продукции;

- организовать работу финансовой службы (бухгалтерии) таким образом, чтобы была возможность получать информацию по всем направлениям работ;

- провести методическое оснащение финансовой службы способами и методами современного финансового управления и переподготовку кадров;

 - разработать направления совершенствования финансового и управленческого учета, приемлемые для потребобщества в целом;

- в процессе реализации перечисленных мероприятий необходимо учитывать социальную составляющую в работе  потребительских обществ.

Исходя из важности и сложности решаемых задач в области управления финансами, целесообразно на период кризиса создать самостоятельный финансовый отдел (либо ввести в штат специалиста по финансам – финансового менеджера), который будет заниматься вопросами финансовой стратегии, финансового анализа и финансового планирования. Особое внимание должно быть уделено кредитной и инвестиционной политикам организации.

Кредитная политика предусматривает привлечение краткосрочных кредитов для финансирования текущей деятельности организации и осуществления инвестиционной политики. Инвестиционной политикой кооперативных организаций предусматривается приобретение нового торгового оборудования, капитальный ремонт торговых и складских помещений. Источниками финансирования инвестиций являются собственные (прибыль и амортизация) и краткосрочные заемные средства пайщиков и населения.

При необходимости осуществляется корректировка экономической и финансовой стратегии организации, инновационных и инвестиционных процессов, модернизация материально-технической базы, расширение ассортимента реализуемый продукции, переход на новые формы торговли и др.

Авторами было изучено финансовое состояние организаций и предприятий, входящих в систему Ставропольского крайпотребсоюза за ряд лет (табл.1), на основе проведенного исследования разработана антикризисная программа по реализации мер, направленных на совершенствование управления финансами в организациях Ставропольского крайпотребсоюза, включающая финансовое обеспечение организаций и финансовый механизм реализации этой программы.

 

Таблица 1

Ранжирование организаций Ставропольского крайпотребсоюза по уровню финансового состояния

 

Наименование организации

Коэффициент производственного потенциала                 (> 0,5)

Коэффициент абсолютной ликвидности  (0,05)

Коэффициент текущей ликвидности  (1,1)

Коэффициент автономии                   (> 0,5)

Коэффициент обеспеченности запасами

  ( > 0,5)

К Rn ( > 0,7)

ЗПЭ

Ранг

 

факт

принятые в расчет

факт

принятые в расчет

факт

принятые в расчет

факт

принятые в расчет

факт

принятые в расчет

факт

принятые в расчет

факт

 

Андроповский РПС

0,4

0,4

0,08

0,20

1,32

1,50

0,6

0,6

0,2

0,2

0,01

0,01

1

19

Апанасенковский РПС

0,5

0,5

0,02

0,02

1,06

1,06

0,5

0,5

-0,1

-0,05

0,04

0,04

0

5

Арзгирское райпо

0,37

0,37

0,00

0,20

0,94

0,94

0,4

0,4

-0,1

-0,1

0,02

0,02

0

14

Благодарненский РПС

0,3

0,3

0,02

0,02

1,24

1,50

0,4

0,4

0,2

0,2

0,03

0,03

1

20

Буденновский РПС

0,5

0,5

0,08

0,20

1,37

1,50

0,7

0,7

0,3

0,3

0,04

0,04

0

8

Георгиевское райпо

0,4

0,4

0,02

0,02

0,62

0,62

0,2

0,2

-0,8

-0,8

0,01

0,01

0

31

Горячеводское райпо

0,37

0,37

0,35

0,20

2,30

1,50

0,7

0,7

0,8

0,6

0,09

0,09

1

16

Изобильненское райпо

0,46

0,46

0,07

0,20

2,71

1,50

0,6

0,6

-0,2

-0,2

0,1

0,1

1

22

Ипатовский РПС

0,5

0,5

0,08

0,20

0,75

0,75

0,4

0,4

-0,4

-0,4

0,02

0,02

0

23

Кочубеевское райпо

0,6

0,5

0,04

0,04

0,52

0,52

0,5

0,5

-1,1

-1,06

0,04

0,04

0

32

Красногвардейский РПС

0,5

0,5

0,07

0,20

2,94

1,50

0,6

0,6

0,7

0,6

0,01

0,01

1

17

Левокумский РПС

0,3

0,3

0,01

0,01

1,01

1,01

0,3

0,3

0,01

0,009

0,03

0,03

1

24

Новоалександровское райпо

0,6

0,5

0,07

0,20

0,79

0,79

0,5

0,5

-0,3

-0,3

0,03

0,03

1

28

Петровский РПС

0,46

0,46

0,03

0,03

1,27

1,50

0,5

0,5

0,1

0,1

0,02

0,02

0

1

Предгорное райпо

0,4

0,4

0,07

0,20

1,32

1,50

0,6

0,6

0,3

0,3

0,02

0,02

0

4

Шпаковский РПС

0,45

0,45

0,13

0,20

1,33

1,50

0,7

0,7

0,3

0,3

0,2

0,2

1

15

Варениковское сельпо

0,7

0,5

0,31

0,20

0,31

0,31

0,1

0,1

 0

0,1

0,1

1

30

Ольгинское сельпо

0,9

0,5

0,00

0,20

0,1

0,1

-0,2

-0,2

 0

0,05

0,05

1

33

Соломенское сельпо

0,03

0,03

0,02

0,02

1,16

1,50

0,2

0,2

0,1

0,1

0,03

0,03

0

7

Степновское сельпо

0,4

0,4

0,04

0,04

0,75

0,75

0,3

0,3

-0,4

-0,4

0,008

0,008

1

29

Мало-Ягурское сельпо

0,2

0,2

0,02

0,02

1,04

1,04

0,2

0,2

0,04

0,04

0,003

0,003

1

26

Овощинское сельпо

0,27

0,27

0,00

0,00

1,31

1,50

0,4

0,4

0,2

0,2

0,01

0,01

1

21

Казгулакское сельпо

0,46

0,46

0,001

0,001

0,47

0,47

-0,1

-0,1

-1,1

-1,1

0,02

0,02

1

34

Донское сельпо

0,23

0,23

0,14

0,20

1,33

1,50

0,4

0,4

0,3

0,3

0,03

0,03

0

2

П/о "Артемида" г.

0,24

0,24

0,02

0,02

1,56

1,50

0,2

0,2

-0,1

-0,1

0,02

0,02

1

25

П/о "Минераловод. ГКТ"

0,8

0,5

0,00

0,00

0,30

0,30

0,4

0,4

-2,3

-2,3

0,02

0,02

1

36

П/о "Кооператор"

0,1

0,1

0,01

0,01

0,49

0,49

-0,8

-0,8

-1,1

-1,1

0,07

0,07

1

35

Кооптехникум

0,13

0,13

0,42

0,20

2,27

1,50

0,5

0,5

0,5

0,6

0,001

0,001

1

18

ЗАО "Сельхозпродукты"

0,27

0,27

36,2

0,20

38,2

1,50

0,9

0,9

82

0,6

0,2

0,2

1

13

Правление КПС

0,03

0,03

26,71

0,20

38,9

1,50

0,9

0,9

9,3

0,6

1,1

0,7

1

12

Краевое потребобщество

0,24

0,24

1,09

0,20

1,14

1,50

0,3

0,3

11,4

0,6

1,8

0,7

1

5

ООО "Единение"

0,36

0,36

1701

0,20

1838

1,50

0,9

0,9

597

0,6

5,2

0,7

0

11

ООО "Прогресс"

0,3

0,3

226

0,20

2284

1,50

0,9

0,9

507

0,6

4,2

0,7

1

3

ООО "Развитие"

0,35

0,35

2024

0,20

2125

1,50

0,9

0,9

40,5

0,6

3,5

0,7

0

10

ООО "Согласие"

0

0

1223

0,20

1241

1,50

0,9

0,9

297

0,6

11

0,7

0

6

ООО "Мукомол"

0,001

0,001

0,00

0,00

1,00

1,00

0,006

0,006

0,06

0,06

0,02

0,02

1

27

В целом по Ставропольскому крайпотребсоюзу

0,3

0,3

0,56

0,56

1,45

1,45

0,6

0,6

0,5

0,5

0,04

0,04

1

26

                               

 

Общая стратегическая цель антикризисного управления в системе потребительской кооперации – сохранение целостности системы Ставропольского крайпотребсоюза на основе удержания и расширения доли рынка за счет агрессивной маркетинговой политики, направленной на рекламу местной сельскохозяйственной продукции, которая экономически безопасна и наиболее полезна для нации в сравнении с импортируемой продукцией.

Цель разрабатываемой программы антикризисного управления финансами организаций потребительской кооперации Ставропольского края на текущий период – сохранение целостности системы Ставропольского крайпотребсоюза и ее уровня финансового состояния, а также достижение финансовых результатов, необходимых для осуществления и развития хозяйственной и социальной деятельности кооперативных организаций. 

Программа финансового обеспечения включает:

1.Формирование механизмов объединения финансовых ресурсов для наиболее эффективной реализации проектов создания и развития, в первую очередь, кооперативной торговой  и закупочной сетей.

2.   Привлечение инвестиционных ресурсов в формирование и развитие кооперативной торговой и закупочной сети. Привлекаемые инвестиции должны быть дешёвыми и долгосрочными.

3. Привлечение заемных средств населения и пайщиков по ценам не выше ставки рефинансирования Центрального банка России. При составлении договоров-займов оговаривать условия в зависимости от экономического и организационного участия пайщика или иного физического или юридического лица в развитии деятельности потребительского общества.

4.   Взаимодействие с органами государственной власти для создания и реализации на программной основе дифференцированной системы налоговых льгот в соответствии с социальной значимостью конкретного потребительского общества для региона (края, района, города и другого населенного пункта).

5.   Привлечение средств лояльных покупателей с использованием программ отложенного получения льгот и дисконтов.

6. Развитие материально-технической базы заготовительной деятельности за счёт приобретения нового оборудования в лизинг или за счет заемных средств населения и пайщиков. При этом использовать возможности государственной поддержки в рамках программ развития сельского хозяйства, включая субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков для инвестирования в объекты заготовительной деятельности и пополнения оборотных средств для закупки сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья.

7.   Привлечение краткосрочных банковских кредитов для пополнения оборотных средств на закупки сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья.

8.   Разработка мер по повышению инвестиционной привлекательности заготовительных предприятий потребительской кооперации с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов на долгосрочной основе в развитие материально-технической базы. Для этого необходимо разработать инвестиционные бизнес-планы по развитию заготовительной деятельности, подтверждающие эффективность реализации инвестиций в эти проекты. Как правило, такие проекты должны быть с низким сроком окупаемости (до одного года).

Эта программа, в первую очередь должна включать мероприятия по снижению налогового пресса (сокращение налоговых ставок или временная отмена некоторых местных налогов и сборов). А также предусматривать механизм интеграции системы потребительской кооперации края в процесс реализации государственных программ развития села, агропромышленного комплекса, занятости населения, жилищного обеспечения и образования.

Предлагается следующий финансовый механизм реализации программы антикризисного управления финансами организаций системы потребительской кооперации:

1. Для повышения общей юридической и финансовой грамотности руководящего звена, работников финансово-экономических и юридических служб провести курсы переподготовки специалистов экономических служб и руководителей кооперативных организаций при Ставропольском институте кооперации по теме: «Разработка и реализация антикризисных мер по финансовому оздоровлению организаций потребительской кооперации». Цель этих курсов – вооружить знаниями специалистов и руководителей кооперативных организаций по своевременному выявлению признаков и причин неплатежеспособности и банкротства своих организаций. Дать знания о неформальных признаках несостоятельности (банкротства) организаций; показать и раскрыть механизм мониторинга финансового состояния организации; показать подходы к выявлению и определению приоритетных мер по улучшению финансового состояния организаций; ознакомить с современной методикой финансового планирования организаций потребительской кооперации.

Использование работниками потребительских обществ полученных знаний позволит существенно поднять уровень финансового состояния организаций системы Ставропольского крайпотребсоюза и расширит возможности управления их финансовыми  ресурсами.

2. Развитие и совершенствование внешней поддержки финансовой деятельности организаций потребительской кооперации. Это направление включает в себя государственное и другие формы финансирования организаций; кредитование, лизинг (аренда), страхование и прочие формы внешней поддержки (лицензирование, к примеру, санитарно-ветеринарных услуг).

3. Развитие системы финансовых рычагов, использование которых обеспечивает повышение качества процесса разработки и принятия управленческих решений в области финансовой деятельности организаций. К числу основных финансовых рычагов относятся: цена, процент заемных средств (выдаваемых, получаемых), выбор методов амортизации, управление чистыми денежными потоками, выбор форм безналичных расчетов и др.

4. Использование современных финансовых методов:

- использование современных инструментов внутреннего учета и контроля финансовой деятельности;

- использование методов анализа финансового состояния предприятий с учетом передовых подходов;

- введение системы управленческого учета и бюджетирования деятельности предприятий и организаций системы;

- обязательное внедрение в практику современного финансового планирования в полном объеме и с учетом особенностей деятельности организаций потребительской кооперации.

5. Совершенствование механизма заключения контрактных и договорных обязательств, на основании которых организации вступают в финансовые отношения с другими организациями и физическими лицами, основано на использовании платежных (выбор форм и порядка оплаты), кредитных, депозитных, страховых и инвестиционных инструментов, которые достаточно динамично развиваются в современных условиях.

  Предлагаемая программа антикризисного управления финансами организаций системы потребительской кооперации может быть реализована следующим образом.

Первый этап. Детализированный анализ финансового состояния каждой отдельной организации, входящей в систему Ставропольского крайпотребсоюза и в целом всей системы с целью выявления наиболее слабых в финансовом плане организаций и обоснования приоритетности мероприятий по финансовому оздоровлению и улучшению финансового состояния всей системы.

Второй этап - финансовое планирование. Каждой отдельной организации и в целом по системе Ставропольского крайпотребсоюза разработать финансовые планы с целью определения размеров и видов источников финансирования деятельности организаций, а также определения времени привлечения заемных средств и сроков их использования. Наряду с этим решаются вопросы минимизации стоимости используемых финансовых ресурсов и оптимизации денежных потоков.

Финансовый план каждой организации должен включать в себя следующие данные и расчеты:

1. Расчет величины выручки от продаж продукции (работ, услуг).

2. Расчет величины затрат на производство и реализацию продукции. Расчет запаса финансовой прочности.

3. Расчет прибыли от реализации и прочих доходов и расходов.

4. Расчет источников финансирования прироста внеоборотных активов (капитальных вложений).

5. Расчет потребности организации в оборотных средствах и источников финансирования прироста норматива собственных оборотных средств.

6. Распределение прибыли по направлениям ее использования.

7. Расчет источников финансирования научно-исследовательских работ, содержания объектов социальной сферы и других расходов, финансируемых из различных источников.

8. Составление таблицы – «Финансовый план» в виде шахматной таблицы, которая обеспечивает проверку соответствия расходов организации источникам их финансирования.

9. Составление прогнозной финансовой отчетности – «Прогнозный бухгалтерский баланс».

10. Оценка эффективности финансового плана конкретной организации и прогнозная оценка ее финансового состояния.

Третий этап - контроль выполнения финансового плана и текущий контроль финансового состояния организации.

На практике оценку финансового состояния организаций желательно проводить ежедневно или еженедельно в зависимости от объемов денежных потоков организации [1].

Для анализа финансового состояния и финансового планирования организаций системы потребительской кооперации необходимо использовать современные научные разработки, которые нашли широкое применение в экономической практике управления финансами организаций в России [4, 5, 8].

Рекомендации по преодолению негативных последствий мирового экономического кризиса в части совершенствования налогового планирования включают в себя следующий комплекс мероприятий [9]:

- НК РФ ст. 264 «Прочие расходы, связанные с производством и/или реализацией продукции», п. 3 – «К расходам налогоплательщика на подготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями относятся расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой (в том числе с повышением квалификации кадров) в соответствии с договорами с такими учреждениями». Указанные расходы включаются в состав прочих расходов (условия указаны в НК РФ);

- ст. 265 «Внереализационные расходы», п. 1, п.п. 16 – в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией продукции, включаются: расходы на проведение собраний пайщиков, в частности расходы, связанные с арендой помещений, и иные расходы, непосредственно связанные с проведением собрания;

- ст. 266 – «Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам». Расходы по формированию резерва по сомнительным долгам в определенной сумме включаются в состав внереализационных расходов. 

Эффективность планируемых мероприятий по улучшению финансового состояния организаций системы Ставропольского крайпотребсоюза выражается в улучшении финансового состояния всей системы (табл.2).

Таблица 2 

Прогнозные значения показателей финансового состояния Ставропольского крайпотребсоюза

Наименование показателей

2013г.

2014г. (прогноз)

Рек. значение

Коэффициент быстрой ликвидности

0,24

0,36

Не меньше 0,4

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,03

0,18

Не меньше 0,05

Коэффициент покрытия баланса

1,28

1,37

Не меньше 1,49

Коэффициент платежеспособности

2,39

2,44

Не меньше 2,0

Коэффициенты финансовой независимости

0,58

0,59

Больше 0,5

Доля собственных оборотных средств в запасах

0,45

0,49

Больше 0,52

Коэффициент финансовой устойчивости

0,61

0,62

Больше 0,61

Срок окупаемости, лет

1,4

1,4

 

 

С тем, чтобы оценить насколько повысится уровень финансового состояния, разработан прогнозный баланс с учетом реализации предложенных рекомендаций по финансовому обеспечению организаций Ставропольского крайпотребсоюза (табл.3). Рекомендуемую структуру баланса следует рассматривать как эталонную, к которой желательно приближаться.

Таблица 3 

Прогнозная и рекомендуемая структура баланса  Ставропольского крайпотребсоюза

Актив

Структура, %

Пассив

Структура, %

Факт

Прогноз

Эталонная

Факт

Прогноз

Эталонная

Внеоборот-ные активы

50,5

48,5

от 48 до 55

Капитал и резервы

58,1

 59,8

от 60 до 65

Оборотные активы

49,5

51,5

от 45 до55

Долгосроч-

ные обязательства

3,2

 3,4

от 4  до 19

в т.ч.- запасы

23,8

38,1

от 23 до 28

- дебиторы

6,5

9,8

от 14 до17

Кратко-срочные обязательства

38,7

37,5

от 34 до 41

- денежные средства

2,7

3,6

от 9 до11

- прочие

12,9

6,9

1-2

БАЛАНС

100,0

100,0

100

БАЛАНС

100,0

100,0

100

 

При составлении прогноза закладывались следующие тенденции развития Крайпотребсоюза, а также учитывались результаты анализа финансового состояния:

- выручка увеличится в соответствии со среднегодовым темпом ее роста (прогнозируемое снижение покупательского спроса компенсируется прогнозируемым ростом инфляции);

 - сокращение убытков на сумму  9433 тыс. руб.;

- за счет увеличения числа пайщиков и увеличения паевых взносов, можно рассчитывать, что уставный (паевой фонд) возрастет на 5%;

- за счет интенсификации развития закупочной деятельности можно предположить рост заемных средств населения, пайщиков и работников потребительской кооперации на 10-15%.

Уровни значений финансовых коэффициентов, полученных на основе данных прогнозного баланса, подтверждают эффективность предложенной программы антикризисного управления финансами организаций системы Ставропольского крайпотребсоюза.

При разработке антикризисной программы управления финансами потребительской кооперации Ставропольского края, как социально ориентированной системы, были учтены следующие положения:

- организации потребительской кооперации осуществляют два вида деятельности: социальную и хозяйственную;

- анализ и оценка эффективности социальной деятельности организации должны проводиться с учетом того, что социальная и хозяйственная деятельности организации потребительской кооперации взаимосвязаны и взаимообусловлены;

- социальная деятельность организаций потребительской кооперации многогранна, что предполагает необходимость разработки достаточно широкого спектра показателей, обеспечивающих оценку экономической эффективности социальной деятельности организаций потребительской кооперации.

Библиографический список:

1. Бескоровайная Н.С. Финансовые потоки в системе управления региональной экономикой // Финансы и кредит. - 2009. - № 5. - С. 23.
2. Любенкова Е.П. Методические подходы к анализу и оценке экономической эффективности социальной деятельности организаций потребительской кооперации // дис. канд. эк. наук: 08.00.05. - Белгород, 2005.
3. Любенкова Е.П. Методические подходы к анализу и оценке экономической эффективности социальной деятельности организаций потребительской кооперации // автореф. дис. канд. эк. наук: 08.00.05 / Белгородский университет потребительской кооперации. - Белгород, 2005.
4. Сухова Л.Ф., Глаз В.Н., Любенкова Е.П. Методические рекомендации по анализу и оценке экономической эффективности социальной деятельности организаций системы потребительской кооперации. - Ставрополь: СКИ БУПК, 2005.
5. Сухова Л.Ф., Любенкова Е.П., Урядова Т.Н. PHIбаланс как эталон оценки финансовой деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2007.
6. Сухова Л.Ф., Любенкова Е.П. Эффективность социальной деятельности системы потребительской кооперации. - Ставрополь: ООО Издательство «Юркит», 2005.
7. Сухова Л.Ф., Любенкова Е.П. Направления социальной деятельности организаций потребительской кооперации и оценка их эффективности. - Ставрополь: ООО Издательство «Юркит», 2006.
8. Сухова Л.Ф., Чернова Н.А., Любенкова Е.П. Финансы потребительской кооперации: методические рекомендации по анализу и оценке эффективности финансово-хозяйственной и социальной деятельности организаций потребительской кооперации. - Ставрополь: СКИ БУПК, 2006.
9. Хохлова Е.В. Проблемы оценки налогового потенциала региона. - Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста // Материалы V Всероссийской научной конференции. – Ставрополь; Северо-Кавказский федеральный университет. - 2013. - С. 235-239.




Рецензии:

30.09.2014, 9:16 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Грамотное изложение материала. Рекомендуется к печати

30.09.2014, 18:15 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Статья соответствует требованиям, рекомендуется к печати.

30.09.2014, 21:22 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Статья написана хорошим научным языком. По степени актуальности и обоснованности результатов исследования, стилю изложения статья рекомендуется к публикации.

1.10.2014, 13:26 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: Статья заслуживает внимания, соответствует требованиям к написанию научных статей, рекомендуется к печати.

23.10.2015, 13:32 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: статья рекомендована к публикации.

23.10.2015 14:14 Ответ на рецензию автора Любенкова Елена Петровна:
Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Большое спасибо за рецензию, но эта статья опубликована в данном журнале еще в 2014 году и по этой теме уже в 2015 году опубликованы статьи в журнале "Финансовая аналитика" издательского дома "Финансы и кредит". Все равно - спасибо, потому что, по-видимому, остается актуальным данное направление исследований.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх