Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Методика преподавания
Размещена 09.10.2014. Последняя правка: 11.10.2014.
Просмотров - 6435

Формирование учебной самостоятельности школьников на уроках английского языка

Мугер Виктория Викторовна

Сочинский Государственный Университет

Студент

Лощилова Е. Н., к.п.н., доцент, кафедра романо-германских языков, Сочинский Государственный Университет


Аннотация:
В данной статье рассматривается понятие «учебной самостоятельности» и выявляются основные пути и способы ее формирования на уроках английского языка.


Abstract:
In this article the concept of educational autonomy is studied, also the main ways and methods of its formation in the English language classroom are identified.


Ключевые слова:
Английский язык; учебная самостоятельность; самостоятельная работа; урок

Keywords:
English; educational autonomy; individual work; a lesson


УДК 372.8

Суть и смысл современного образования заключается в становлении выпускника, способного самостоятельно делать выбор, принимать ответственные решения, постоянно обновлять и повышать уровень своих знаний. Это предполагает формирование и развитие у учащихся самостоятельности как значимого личностного качества. Поэтому одной из важнейших задач средней школы является развитие у школьников способности к осуществлению самостоятельной  учебной деятельности.

Самостоятельность - способность к независимым суждениям, действиям, решительность, обладание инициативой. Это способность  не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений [5, с. 425]. Анализ литературы по данной теме показывает разнообразие подходов к определению понятия «самостоятельность», сюда включают интеллектуальные способности ученика, позволяющие ему самостоятельно учиться; готовность и желание  учащегося своими силами овладеть новыми знаниями и способами деятельности.

По мнению ученых, «учебная самостоятельность» представляет собой такое свойство личности, которое включает в себя ряд сформированных действий (учебных умений). Такие учебные умения в совокупности представляют собой содержание учебной  самостоятельности школьников  -  их способность расширять знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя без помощи педагога [2, с.215].

Согласно В.Б. Бондаревскому [1, с. 85], учебная самостоятельность как качество ученика как субъекта учебного процесса предполагает умение выполнить какую-либо задачу (практическую или учебную) без непосредственного участия учителя.

Учебная самостоятельность школьников может успешно развиваться на уроках английского языка.

Урок иностранного языка – это законченный во времени отрезок работы, нацеленный на обучение, на протяжении которого осуществляется достижение определенных практических, образовательных и воспитательных целей [3, с.253].

Достижению этих целей способствует наличие у урока определенной структуры, включающей в себя:

1. Начало урока. Его назначение – настроить учащихся на активную работу, сформулировать цель и задачи, которых необходимо будет достигнуть. Начало урока включает в себя приветствие учителя, запись на доске даты и темы урока.

2. Центральная часть урока. Данный этап включает в себя объяснение нового материала, его закрепление в ходе выполнения тренировочных упражнений, речевую практику, самостоятельную работу учащихся и др.

3. Завершающая часть. Включает в себя подведение итогов урока, оценку проделанной работы, самоанализ, задание на дом.

Наиболее эффективным способом формирования учебной самостоятельности  при изучении английского языка является самостоятельная деятельность учащихся на уроке.

Под самостоятельной деятельностью принято понимать такую деятельность учащихся, при которой они по заданию учителя самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность [4, с. 83].

Самостоятельная деятельность учащихся способствует не только развитию их познавательных способностей, но и способности к самоорганизации, самоконтролю. Самостоятельная учебная деятельность – процесс, направленный на достижение результата, которым  является учебная самостоятельность. Поэтому формирование данного качества у учащихся необходимо начинать уже с первых дней их обучения в школе.

Стоит подчеркнуть, что основная цель самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка  – научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал на иностранном языке без помощи учителя.

Таким образом, можно выделить следующие признаки самостоятельной деятельности учащихся:
- наличие задания, данного учителем;
- самостоятельность учащихся в выполнении задания;
- отсутствие непосредственного участия учителя в ходе выполнения учениками работы;
- активность, умственное напряжение учащихся.

Выделяют множество видов самостоятельной деятельности, из которых наиболее распространенным и часто употребимым является самостоятельная работа. Эффективность выполнения учащимися самостоятельной работы в процессе обучения английскому языку напрямую зависит от условий, обеспечивающих ее планирование, организацию, проведение и контроль. Под организацией самостоятельной работы подразумеваются действия как педагога, так и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. При организации самостоятельной работы со стороны учителя очень важно своевременно и правильно сформулировать цели и задачи, а также ожидаемые на выходе результаты.

Главная цель самостоятельных работ -  развить самостоятельность учащихся, научить их без помощи учителя приобретать знания, творчески мыслить, что в свою очередь способствует их подготовке к жизни. Самостоятельную работу на уроках английского языка можно использовать не только для усвоения нового материала, но и при повторении, закреплении и проверке качества уже полученных знаний и умений, выполнении домашних заданий.

Классификация самостоятельных работ производится с разных точек зрения: рассматривается степень самостоятельности учащихся при выполнении работы, проявление творческой активности, место работы в процессе обучения (на каком этапе она проводится), также учитывается форма проведения и оформление ответов (устно или письменно).

Таким образом, можно сделать вывод, что учебную самостоятельность следует понимать как свойство личности, которое формируется в процессе жизнедеятельности человека и  проявляется в его способности самоорганизации, самореализации, самовыражению, самосовершенствованию. Наиболее успешно учебная самостоятельность развивается на уроках, для которых свойственно наличие определенной структуры: начало урока, центральная часть урока,  завершающая часть урока. Самым эффективным способом формирования учебной самостоятельности на уроках является самостоятельная деятельность учащихся, основная цель которой - научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал на иностранном языке. Учебная самостоятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространенным является самостоятельная работа. Существует множество различных видов самостоятельных работ, однако только сочетание всех видов заданий представляет собой оптимальную организацию самостоятельной деятельности, способствует наилучшему усвоению материала и формирует у учащихся самостоятельность в процессе обучения.

Библиографический список:

1. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 2005.
2. Васильева Р.А., Суворова Г.Ф. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Педагогика, 2007.
3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: АСТ, 2001.
4. Подласый И.П. Виды и формы обучения. М.: Владос, 2003.




Рецензии:

9.10.2014, 22:05 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья не дает ответ на основном вопросе....Каким способом реализуется поливалентная функция учителя "на среднем етапе" обучения английского языка?Противоречия: 1.Редукция учебных задач-каким именно способом? 2.Роль учителя-дискретный наблюдатель произходящего в классе? 3.Систематизация усилий учеников на высшем етапе обучения?Извините, но каким способом вы персонифицируете характер образовательных задач на каждом етапе?Я не слыхал о подобных етапов...Извините мое невежество! 4.Личностная самостоятельяность акт психогенной подготовке, который решается дидактическими средствами?Нужно чтоб подумать в данном контексте проблематики...Удачи!

11.10.2014 16:16 Ответ на рецензию автора Мугер Виктория Викторовна:
Спасибо за ваши замечания. Что касается среднего этапа изучения, его мы исключили из названия статьи, т.к. в этой работе не стали его рассматривать, а ограничились обобщенным изучением проблемы формирования учебной самостоятельности школьников. 1.Говоря о редукции учебных задач, редукция как уменьшение не рассматривалась в нашей работе, а учебные задачи упоминаются, как стоящая перед учащимися цель, которой они должны достигнуть в определенных условиях (в нашем случае самостоятельное выполнение заданий без подсказки учителя). 2.Что касается роли учителя в классе, то вряд ли его основная роль это дискретный наблюдатель. Прежде всего цель педагога - привить знания по своему предмету и параллельно с этим воспитать в учащихся определенные личностные качества. Поэтому на уроке учитель планирует и осуществляет учебный процесс, и даже во время самостоятельной работы учащихся он не является лишь наблюдателем, а следит за тем, чтобы все ученики выполняли задание в соответствии с поставленными целями и задачами, и понимали, какой от них ожидается результат. Дискретное наблюдение может применяться, если нужно оценить длительный педагогический процесс и его результаты. В нашем случае - помогли или нет уроки английского языка при формировании у учащихся такого качества как учебной самостоятельности. 3.Систематизация усилий учеников, как и персонификация характера образовательных задач, не рассматриваются в нашей работе. 4. Да, мы рассматриваем учебную самостоятельность как личностное качество, способность расширять знания и умения по собственной инициативе, и считаем, что это качество можно успешно развивать в школе, в частности на уроках английского языка. Надеемся, что ответили на все ваши вопросы.

31.10.2014, 21:11 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Чем отличается придуманный термин "учебная самостоятельность" от обще принятой - самостоятельной работы? Лучше сделать акцент на видах самостоятельной работы! И почему именно английский? Не убедительно! Не рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх