Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №14 (октябрь) 2014
Разделы: Педагогика
Размещена 14.10.2014.

Школа для родителей «Мы вместе» - инновации в дополнительном образовании

Перегудов Дмитрий Николаевич

Магистр

МБОУ ДОД ДУМ "Икар"

Методист

Кирдянова Анна Александровна, заместитель директора по научно-методической работе


Аннотация:
Рассмотрена инновационная деятельность проекта «Школа для родителей «Мы вместе» в сфере образования.


Abstract:
We consider innovation project «School for Parents «We are together» in education.


Ключевые слова:
инновации; образование; педагогика; школа родителей; семья

Keywords:
innovations; education; pedagogics; school for parents; family


УДК 37

Согласно данным социологии, для начала XXI века одной из характерных тенденций социального развития является рост семейного неблагополучия.

Экономический кризис в последние годы только усугубляет и так достаточно сложное материальное состояние большого количества семей.

Нравственные проблемы общества усложняют систему ценностных отношений в семье, а невысокий уровень педагогической культуры снижает воспитательный потенциал семьи.

Подготовка детей к жизни в обществе – первейшая задача любой образовательной системы. Проблемы разработки адекватных современности учебных программ решаются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Ошибки здесь могут дорого стоить всему обществу.

К настоящему времени концепция педагогики претерпела значительную эволюцию, вместе со всем комплексом гуманитарных наук. Огромное значение и в настоящее время имеют труды таких педагогов, как А.С. Макаренко (особенно, что касается взаимоотношений в коллективе).

Системы педагогики развиваются в сторону большей гуманизации, постановки в свой центр собственно ребенка. Давно ушли в прошлое телесные наказания и прочие подобного рода “стимулы”.

Ключевую роль в формировании личности ребенка играет та среда, в которой он растет. И это не только школа или дворовая компания. В первую очередь, это семья.

Семью определяют как ячейку общества. Разумеется, в различные исторические периоды (при господстве различных социально-экономических формаций) существовали разные ее формы.

Эволюция семьи, к примеру, подробно рассматривается Ф. Энгельсом в известной работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. В частности, Ф. Энгельс пишет о несомненной связи возникновения семьи с функцией накопления и передачи по наследству частной собственности. Во времена феодализма также семья являлась основной производительной ячейкой [5].

Разумеется, современная нуклеарная семья (отец, мать, их дети) существенно отличается от многочисленной патриархальной семьи предыдущей формации. Кроме того, ослабли идеологические узы, скрепляющие браки.

Так или иначе, в большинстве случаев именно семья является той средой, где формируется каждый член общества с рождения. Причем, это формирование не всегда носит положительный характер [1].

С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями. Они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей [2].

А.С. Макаренко говорил, обращаясь к родителям: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <…> Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям и всей стране».

Так или иначе, многие родители целенаправленно способствуют возникновению тех или иных предпочтений или установок личности детей. Каждый человек есть продукт среды, в которой он формировался.  

Ясно, что воспитание детей должно предваряться воспитанием самих родителей, чему в настоящее время не предается достаточного значения.

Задача внешних сил здесь заключается в развитии внутрисемейного воспитательного потенциала. 

Эта задача лежит не только на общеобразовательных учреждениях (где может быть развита работа с родителями), но и на учреждениях дополнительного образования. Именно последнее предполагает достаточно гибкую и приспособляемую к нуждам семьи социально-педагогическую систему [4].

В работе школ, лицеев и гимназий, ограниченных своими учебными программами и планами данное направление не является приоритетным.

В свою очередь, учреждения дополнительного образования могут разрабатывать проекты, целиком направленные на развитие воспитательного потенциала внутри семьи.

В них присутствует как формализованный, так и неформальный компонент воспитания, интегрированные в общую систему [3].

На первый взгляд, во многих городах РФ существуют разнообразные варианты школы родителей. Есть и множество онлайн-курсов, тренингов, иных программ. В большинстве случаев, однако, они касаются беременности и первых лет жизни ребенка. А остальные часто бывают так или иначе ангажированы.

Среди изученных программ для основного образования – авторская программа “Уроки семейного воспитания” Т.В. Петришина, Л.В. Путря, Т.Н. Чернова, В.В. Ященко. Она ориентирована на младших школьников и их родителей и предполагает занятия с их родителями.

Также была изучена программа по работе с родителями “Воспитываем вместе” Э.А. Сызранцевой, “Содружество школы и семьи” К.А. Митькиной.

В сфере дополнительного образования – “Семейный мир” Е.В. Горбачевой и др.

Все эти проекты были победителями II Всероссийского конкурса “Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе!”, проводимого ФИРО в 2011 г.  

Во многих из них не хватает комплексного подхода, нет многообразия деятельности (в том числе творческой и акционистской). Иногда эти проекты излишне специализированы, посвящены одному или нескольким аспектам семейных взаимоотношений – например, психологическому.

В связи с этим, проблема совершенствования воспитательных и родительских функций в нашем обществе остается актуальной.

В МБОУ ДОД ДУМ “Икар” (г. Тольятти, Самарская область) в настоящее время функционирует “Школа для родителей “Мы вместе”. Именно там осуществляется комплексный подход к подготовке родителей, социокультурная система развития воспитательного потенциала семьи.

Проект предполагает работу со всеми типами семей.

Основной этап проекта содержит комплекс мероприятий и различных организационных форм работы с целевой аудиторией по следующим направлениям сетевого проекта:

1.Организация семейной творческой мастерской:

-проведение серии мастер-классов для семей различных социальных категорий по декоративно-прикладному искусству, хореографии, по фольклорному творчеству, вокальному искусству и информационным технологиям.

-занятия для родителей по обучающей программе «Повышение компьютерной грамотности в области ИКТ» (80 часовой курс).

2.Психолого-педагогическая поддержка семьи:

-занятие-тренинг «Я – эффективный родитель»;

-организация совместных занятий детей и родителей, направленных на удовлетворение личностных потребностей семьи;

-психологическое консультирование семей;

-психопрофилактическая и развивающая работа с семьей.

3.Подготовка и поддержка граждан, желающих принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей:

-реализация курса «Подготовка к приемному родительству» (48 часовой курс);

-проведение клубных встреч приемных семей.

4.Проведение социокультурных мероприятий с семьями различных категорий:

-праздничный концерт, посвященный Дню матери;

-фольклорный праздник «Масленица»;

-фестиваль семейного творчества «Талантов акварель»;

-привлечение семей к участию в социальных акциях и конкурсных мероприятиях различного уровня;

-проведение семейных экскурсий.

5.Правовая поддержка семьи:

-проведение круглых столов по правовой защите детей;

-оказание юридических консультаций по запросу семей;

-организация профилактических бесед с семьями с привлечением социальных служб и правоохранительных органов.

6.Волонтерская деятельность:

-привлечение родителей  к участию в волонтерской деятельности различной направленности (социальной, экологической и т.д.);

7.Здоровьесберегающая деятельность:

-создание и распространение методических памяток, буклетов, брошюр по вопросам здоровья;

-беседы, лектории с родителями на тему здоровьесбережения;

-встреча с приглашенными специалистами (медицинскими работниками);

-организация Дней здоровья с участием детей и их родителей;

- мастер-классы по парикмахерскому искусству, косметологии и визажу, фитнесу, методам оздоровления организма;

-проведения  семейных спортивных праздников и эстафет.

8.Информационное обеспечение проекта:

-создание единого банка информации  в рамках проекта (правовые документы, информационные, методические, диагностические, отчетные материалы, фото- и видеоматериалы);

-использование информационно-коммуникационных технологий;

-обратная связь со  всеми участниками проекта (Форум сайта);

-размещение рекламных, агитационных, отчетных материалов в городских СМИ и других печатных изданиях.

Обучение и поддержку семей в рамках проекта осуществляют квалифицированные специалисты: педагоги-психологи, юрисконсульт, педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-организаторы, и другие  привлеченные специалисты.

К тому же, родители получают комплект раздаточного материала – памятки, информационные бюллетени, буклеты, календари, методические статьи и т.д.

В реализации проекта “Школа для родителей” осуществляется взаимодействие со многими организациями г. Тольятти, такими как городские службы, общественные организации, поликлиники, учреждения начального и среднего образования, различные СМИ и др.  

В результате деятельности “Школы для родителей” было отмечено – повышение уровня воспитательного потенциала семей г. Тольятти, оказание семьям разнообразной помощи (психолого-педагогической, юридической, социальной), привлечение школ, накопление методических материалов, а также создание информационно-образовательной среды.

Имеются также некоторые предложения по дальнейшему развитию программы “Мы вместе”.

К примеру - мастер-классы по настольным играм (уже имеющимся и самостоятельной разработке новых вариантов). Это способствовало бы развитию креативности, а также укреплению внутрисемейных взаимоотношений.

Планируется и реализация программы дистанционного обучения в школе родителей. Для этого будет создан раздел на сайте организации (ikar.net.ru) с регистрацией и видеокурсами по всем направлениям школы родителей. Также будут представлены контактные данные (телефоны и e-mail)  всех педагогов.

Инновационная значимость проекта заключается в комплексном и многостороннем подходе к обеспечению развития воспитательного потенциала семьи. Он не оставляет без внимания ни один аспект этой задачи.

В современных условиях такие проекты, как “Школа для родителей “Мы вместе” выполняют важную функцию. Они не только обеспечивают улучшение внутрисемейных взаимоотношений, но и способствуют сотрудничеству межсемейному, а также между семьями и общественными организациями.

Так формируется социокультурная система, развивающая воспитательный потенциал.

Сообщение семей в “Школе для родителей” может вызвать нечто вроде “цепной реакции” улучшения этого потенциала. Взаимодействуя при совместном участии в деятельности проекта, семьи улучшают воспитательный потенциал друг друга. МБОУ ДОД ДУМ “Икар” при поддержке различных организаций города обеспечивает благоприятную среду для этого процесса.

Эффект достигается с помощью комплексности и  многогранности проекта.

Результаты реализации проекта “Школы для родителей “Мы вместе” подтверждают ее инновационную значимость. 

Библиографический список:

1. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб., 2004.
2. Дымова Т.И. Психология семейного образа жизни. М., 2005.
3. Метлякова Л.А. Развитие воспитательного потенциала семьи в процессе интеграции формального и неформального образования детей и взрослых (на примере учреждений дополнительного образования детей). Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь. Статья.
4. Метлякова Л.А. Организация информационного пространства учреждений дополнительного образования детей как средства развития воспитательного потенциала семьи / Л.А.Метлякова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – Киров: Научный журнал, 2011.– №2 (3). Статья.
5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Политиздат, 1986.

Интернет источники
http://ikar.net.ru
http://cyberleninka.ru/article
http://www.livejournal.com




Рецензии:

14.10.2014, 22:34 Горбатюк Роман Михайлович
Рецензия: Статью можна рекомендовать к публикации



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх