Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №14 (октябрь) 2014
Разделы: Юриспруденция
Размещена 20.10.2014. Последняя правка: 20.10.2014.

К вопросу о понятии представительной демократии

Бойко Наталья Николаевна

кандидат юридических наук

Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО "Башкирский государственный университет"

доцент

Аннотация:
В статье рассмотрена сущность представительной демократии. Автор придерживается позиции, что основой представительной демократии, государственной власти является народовластие, а основой единства личности и государства является идея о народовластии


Abstract:
In the article the essence of the concept of representative democracy. The author holds the position that the basis of representative democracy, government is a democracy, and the basis of unity of the individual and the state is the idea of democracy


Ключевые слова:
демократия; представительная демократия; народ; народовластие; государство; орган государственной власти; представительный орган власти

Keywords:
democracy; representative democracy; the people; democracy; the state; public authority; representative body


УДК 321.74 

Множество людей на протяжении всей своей истории человечество находятся в поиске решения проблемы создания идеального общества с наилучшей организацией власти, в котором господствуют мир и счастье, социальная справедливость и люди чувствуют себя свободными и равноправными. Как правило, идея такого идеального общества воспринимается с теорией демократии.

Известно, что демократия основывается на убеждении, что все люди равноценны, несмотря на то, что каждый человек индивидуален. Важным словом в демократии является не «я» и не «ты», а «мы» – когда все доверяют друг другу и решают конфликты демократичным путем, применяя формы мирных договоренностей [2].

Значительная важность заключается в том, чтобы совершенствовать и укреплять личные (индивидуальные) демократические ценности граждан, иными словами дух гражданина, и создавать на этом фоне демократичные стандарты совместного управления государством. Полагаем, что гражданский дух формируется на основе характеристик, культивируемых и практикуемых личностями, например, намерение быть вовлеченным в различные вопросы и осознавать чем руководствуются другие члены общества (критический рационализм); признание закона (гражданское повиновение) и солидарность (альтруистическая позиция к согражданам, сопереживание).

В настоящее время в государстве провозглашенные ценности демократии обеспечиваются свободным и равным голосованием и наличием системы представительных органов власти. В теории выделяется деление демократии на две формы: прямой (непосредственной) и представительной.

При этом, существуют неоднозначные мнения по поводу приемлемости представительной демократии в чистом виде. Например, Ш.Монтескье, являющийся сторонником народного представительства, полагал, что сам народ неспособен для решения важных государственных дел. Именно представители народа способны с большей долей эффективности обсуждать и решать вопросы государственного значения. Ш.Монтескье полагал, что представительное или государственное собрание «следует избирать не для того, чтобы оно выносило какие-нибудь активные решения, задачи, которые оно не способно хорошо выполнить, но для того, чтобы создавать законы или наблюдать за тем, хорошо ли соблюдаются законы, которые уже ими созданы…».

Противоположной точки зрения придерживался Ж.Ж.Руссо, поскольку он отрицал форму правления посредством представительной власти. Он отмечал, что депутаты не могут быть представителями народа, поскольку они лишь уполномоченные комиссары, которые просто не имеют права что-либо окончательно решать. А значит, закон не может становиться таковым, пока народ непосредственно не утвердит его. Однако саму идею существования подобного рода органа, избранного непосредственно народом, Ж.Ж.Руссо не отвергал.

Сторонниками идеи создания органа, избранного народом, были и марксисты. Народовластие представительных органов ими представлялось как проявления полной власти народа. По их мнению, представительные органы не могут являться, в достаточной мере, полновластными субъектами, поскольку их правомочия всегда ограничены самими избирателями. Марксисты обращали внимание на необходимость объединения законодательной деятельности и полномочия по исполнению законов в одном органе, а именно, в выборном представительном учреждении. В этом заключается концентрация всей реальной власти у исполнительных органов, поскольку они усматривали единственно практическую возможность избежать традиционных недостатков парламентаризма и исключить превращения представительных органов в собрания «пустых» разговоров [3].

В.Т.Кабышев, соглашаясь с В.Д.Волковым, говорит, что народной представительство выражает «представительное народовластие, как одну из форм осуществления власти народа. Это особая система политических отношений по выбору народом своих представителей (депутатов), наделенных императивным (властным) мандатом и правом на осуществление принадлежащей народу власти. Для народного представительства характерны следующие элементы: депутатский корпус; система представительных органов; демократический принцип деятельности депутатов и представительных органов; общая суверенная государственная воля народа, выраженная представительными органами».

Представляется, что понятие народное представительство входит в состав категории представительная демократия. Понятие «представительная демократия» более объемное, включающее в себя форму устройства любой организации, основанном на выборности ее состава, и равноправном участии его членов в деятельности и принятия решений по большинству. И здесь в понятие представительной демократии уже включается выборный орган власти. Понятно, что такой орган публичной власти, должен носить представительный характер, вытекающий из особого принципа его формирования путем прямых выборов. Как справедливо, замечает А.Б.Барихин для представительной демократии характерен такой способ организации при котором, «решения принимаются выборными учреждениями».

Поэтому, если говорить о понятии представительной демократии в узком смысле, например, в рамках науки конституционного права, то здесь в основном следует согласиться с С.А.Авакьяном: представительная демократия – это институт конституционного права, имеющий следующие основные части.

Во-первых, это существование системы избираемых представительных органов публичной власти, а также выборных должностных лиц государства или местного самоуправления.

Во-вторых, представительная демократия – это специфическая система демократических институтов, отражающая взаимоотношения избранных с народом (населением, избирателями).

В-третьих, представительная демократия – это система демократических форм работы, используемых внутри представительного органа, выборных должностных лиц [1].

Не ставя под сомнение приведенное определение, заметим, что в отношении первой части, во избежание, споров было бы правильнее, рассматривать коллегиальные представительные органы как единственную форму народного представительства. Тогда, как формой представительной демократии, в узком смысле, с позиции публичной власти, будут помимо коллегиальных представительных органов и выборные индивидуальные органы власти, о котором говорит С.А.Авакьян.

Но с ним можно не согласиться в том, что президент, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования, являются выразителями интересов всего населения. По тем основаниям, что исходя из природы своего возникновения выборный глава исполнительной власти, не может выражать интересы всего населения. Прежде всего, за него голосует не население, а избиратели, и не для выражения интересов, а для выполнения исполнительно-распорядительных функций.

Более того, выборный глава исполнительного органа, не может, в соответствии с характером своей деятельности отражать политические интересы всех избирателей, он действует в рамках установленных законодательной властью, органы которой и являются сосредоточением политических сил, и их расстановкой на момент выборов.

Таким образом, приведенное определение, с названными поправками, если рассматривать в публично-правовом аспекте, в целом соответствует смыслу, настоящей работы. Однако, с преломлением на особую, по своему предназначению на уровне субъекта Российской Федерации, форму представительной демократии – региональный орган законодательной власти [4].

В связи с этим, появилась необходимость дать понятие региональной представительной демократии, под которой будем понимать совокупность следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных составных частей: наличие региональной представительной системы, формируемой путем выборов и включающую в себя все выборные органы действие (компетенция) которых распространяется на соответствующую территорию; наличие системы отражающей взаимоотношения региональных органов власти с населением, общественными объединениями; наличие системы организационно-правовых форм работы, используемых региональными органами власти. В свете данных положений и будем рассматривать особую форм региональной представительной демократии – региональные органы законодательной власти, значение которых в федеративном государстве для соответствующей территории трудно переоценить. Так как эти органы публичной власти в пределах своих полномочий формируют правовое поле, в котором действуют все другие власти региона.

Представительная демократия осуществляется народом не прямо, а через своих представителей, которые от имени всего народа принимают решения.

Представительная демократия – долгое время связывалось лишь с выборными представительными учреждениями – общегосударственными и местными собраниями депутатов. Безусловно, есть все основания считать эти органы народным представительством, тем более что они состоят из избранных народом и осуществляющих его интересы представителей - депутатов. Но в систему представительной демократии надо включать также и избранных народам должностных лиц (Президента РФ, президенты республик в составе Российской Федерации, губернаторы или главы администраций краев, областей и других субъектов Российской Федерации или главы муниципальных образований; некоторые главы администраций субъектов Российской Федерации или главы муниципальных образований сегодня исполняют функции в порядке назначения сверху, но это временное явление, рано или поздно все они должны быть избраны населением соответствующих единиц).

Представляется, что в систему народного представительства можно включать все органы и всех лиц, которые избраны народом и должны представлять его интересы, хотя эти органы и лица могут осуществлять различные полномочия.

Базовой является мысль о том, что представительная демократия должна включать в себя устойчивые элементы самоорганизации, децентрализации. Должны существовать различные возможности гражданского участия и высокий уровень плюрализма и автономии.

Итак, в предмет представительной демократии включаются две условно разграничиваемые группы общественных отношений. Одна из них обозначена как сущностные общественные отношения, посредством которых выявляются отношения между представительным органом и народом (источником власти), а также организационные и процессуальные отношения, которые призваны определить место представительных органов власти в системе разделения властей.

Библиографический список:

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам. - М.: МГУ, 1996. - С. 24-26.
2. Висман О.О. Представительная демократия. - СПб.: Питер, 2002. - С. 61.
3. Гаджиев К.С. Что такое демократия? // Полис. - 1992. - № 3. - С. 56.
4. Якушев А.В. Конституционное право. - М.: ПРИОР, 1999. - 116 с.




Рецензии:

1.11.2014, 12:17 Чернова Эльвира Рамилевна
Рецензия: Статья представляет несомненный научный интерес. Автор, отмечая, что представительная демократия долгое время связывалось лишь с выборными представительными учреждениями, предлагает в систему народного представительства включать все органы и всех лиц, которые избраны народом и должны представлять его интересы. Выводы, сделанные автором, можно признать в целом убедительными и заслуживающими поддержки. Статья может быть рекомендована к печати



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх