Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №14 (октябрь) 2014
Разделы: Педагогика
Размещена 21.10.2014. Последняя правка: 21.10.2014.
Просмотров - 6524

КОМПОНЕНТЫ, КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧЕНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Божык Николай Владимирович

кандидат педагогических наук

Кременецкая областная гуманитарно-педагогическая академия имени Тараса Шевченко

Старший преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания

Аннотация:
В статье определены и теоретически обоснованы компоненты, критерии и уровни сформированности подготовки будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников. Отмечается, что готовность будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников должна рассматриваться как система, которая интегрирует в себе мотивационный, смысловой и деятельный компоненты. Также были разработаны уровни каждого отдельного компонента.


Abstract:
The article defines and theoretically proves the components, criteria and levels of forming the future teachers’ training to development of the students’ health culture. It is emphasized that the future teachers’ readiness to development of the students’ health culture must be referred to as the system which integrates motivational, content and operational components. The levels of each component were also worked out.


Ключевые слова:
компоненты; критерии; уровни; будущие учителя; здоровье; культура здоровья учеников; здоровьезбережение; физическая культура.

Keywords:
components; criteria; future teachers; health; students’ health culture; health retaining; physical training.


УДК 378.+371.7-057. 87

Актуальность
. Важность подготовки высококвалифицированного педагога непосредственно связана с одним из приоритетных заданий образования – воспитания в личности ответственного отношения как к собственному здоровью, так и к здоровью окружающих людей. Развитие культуры здоровья, навыков здорового образа жизни, ценностного отношения к собственному здоровью должно осуществляться в течении школьного возраста [2, 5].

Проблема сохранения здоровья человека является одной из наиболее сложных комплексных проблем. На современном этапе первостепенным заданием человеческого содружества есть охрана и укрепление здоровья населения [3, 4].

Закономерно, что это ответственное задание возлагается государством в первую очередь на учителя: главное внимание должно быть сосредоточено на подготовке нового поколения педагогов, которое сумеет обеспечить развитие культуры здоровья учеников; повышать уровень собственной общей культуры, составляющей которой является культура здоровья; повышать уровень профессиональной квалификации и социального статуса до уровня, который соответствует их роли в обществе. Учитывая отмеченное, перед высшей школой сегодня стоит важное задание относительно подготовки будущего учителя к добросовестной оздоровительной и профилактической работе с учениками общеобразовательной школы, который способен не только учить и воспитывать школьников, но и развивать в них культуру здоровья, то есть сформировать ценностное отношение к собственному здоровью [2, 3, 4, 5].

Анализ последних исследований и публикаций
. Анализ научных источников засвидетельствовал, что вопросы сохранения и укрепления здоровья были в центре внимания ученых разных времен, от античных философов (Аристотель, Сократ, Гиппократ, Кант и др.) к современным ученым, в качестве предмета исследований которых выступили разнообразные аспекты: развитие валеологической культуры, культуры здоровья (Г. Апанасенко, О. Бондаренко, Е. Булич, О. Ващенко, Г. Кривошеева, И. Муравов, П. Плахтий, Т. Шаповалова, В. Шахненко, И. Яковлева и др.); подготовка специалистов к формированию здорового образа жизни школьников (О. Беда, С. Кондратюк, О. Савченко, С. Свириденко и др.); здоровьязберегательные технологии в подготовке специалистов (Н. Башавец, С. Гримблат, Ю. Кобяков, Л. Коваль, М. Коржова, М. Носко, К. Оглоблин, М. Сентизова, Г. Соловьев); подготовка будущих учителей к физкультурно-оздоровительной деятельности (В. Бальсевич, М. Виленський, В. Выдрин, Л. Лубышева, Т. Круцевич, Л. Матвеев, Ж. Холодов).

Объект исследования –
подготовка будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников общеобразовательной школы.

Предмет исследования – компоненты, критерии и уровни подготовки будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников.

Методы исследования :

- анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы;

- теоретический анализ и синтез.

Задание исследования :

  1. Выяснить и проанализировать современное состояние проблемы в теории и образовательной практике.
  2. Определить и теоретически обосновать компоненты, критерии и уровни подготовки будущих учителей к формированию культуры здоровья учеников.
Изложение основного материала исследования. В структуре педагогической деятельности ученые выделяют разные структурные компоненты. Основными компонентами профессиональной готовности к педагогической деятельности по мнению К. Дурай-Новаковой [5], есть мотивационный, ориентационно-познавально-оценочный, эмоционально-волевой, операционно-действенный, настановчески-поведенческий. Она также отмечает, что уровень сформированности педагогической готовности студентов значительно растет, если использовать специально смоделированную систему профессионального обучения и воспитания.
Н. Андриевская [1] акцентирует внимание на таких компонентах деятельности как:
- мотивационный – совокупность мотивов, соответствующих целям и заданиям педагогической деятельности;
- когнитывный – связан с познавательной сферой человека. Он являет собой совокупность знаний, необходимых для производительной педагогической деятельности;
- личностный – совокупность личностных качеств, важных для выполнения профессиональной деятельности.
Другая группа ученых (Л. Сохань, И. Ермакова, Г. Несен) определяют деятельность через мотивационный, ориентационный, операционный, волевой и оценочный компоненты [6].
В. Филанковский [8] выделяет такие компоненты как:
  • мотивационный (знания, мотивационно-ценностное отношение, поведение);
  • теоретический (знания, умения: аналитические, прогностические, проектные);
  • практический (знания о способах выполнения действий, умения: конструктивные, организаторские, коммуникативные);
  • творческий (знания, убеждение, творческое решение педагогических заданий).
Проанализировав взгляды исследователей относительно составных компонентов педагогической деятельности, можно сделать вывод о том, что всем видам деятельности свойственны мотивация к деятельности, знание о деятельности и практическое выполнение этой деятельности. В соответствии с этим и с научными исследованиями [2, 3, 4, 5] мы выделили в структуре подготовки будущих педагогов к развитию культуры здоровья учеников мотивационный, смысловой и деятельный компоненты.
Следовательно, готовность будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников рассматривается нами как система, которая интегрирует в себе мотивационный, смысловой и деятельный компоненты. Эти компоненты тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой (рис 1 ).



Компоненти png


Мотивационный компонент
является основой для формирования других структурных компонентов. Он базируется на позитивном отношении к учебе, стойкий интерес к образовательному процессу, потребность использовать приобретенные знания, умения и навыки из развития культуры здоровья учеников в будущей профессиональной деятельности. На важности мотивационного компонента в структуре готовности к профессиональной деятельности акцентируют почти все ученые [4, 5, 6].
В. Бобрицкая отмечает, что мотивационный компонент предусматривает усвоение знаний в отрасли сохранения и укрепления здоровья, результатом чего есть формирование мотиваций относительно приобретения знаний, умений и навыков усовершенствования жизнедеятельности на принципах здорового образа жизни как жизненной и профессиональной перспективы.
При этом ученая отмечает то, что мотивационный компонент способствует формированию навыков саморегуляции деятельности, вследствие чего развиваются психолого-мобилизационные процессы, способность руководить ими, формируются ценности здорового образа жизни, постоянные мотивации на соблюдение его норм, которые являются почвой приобретения умения строить и реализовывать индивидуальную программу сохранения и укрепления здоровья своего и других, рассчитанную на ближнюю, среднюю и далекую перспективу [2].
В контексте нашего исследования особое внимание уделено умению учителя развивать культуру здоровья учеников и мотивировать их к занятиям. Среди основных мотивов преобладают: развитие культуры здоровья, укрепления и формирования профессионального здоровья, снижение массы тела, повышение физической готовности, улучшение самочувствия, духовное удовольствие от занятий, ведение занятий, социальные факторы [7].
Ввиду того, что с каждым годом у студентов педагогического профиля ухудшается здоровье, снижается физическая и интеллектуальная работоспособность, каждый раз уменьшается интерес к занятиям физическими упражнениями, очень важно в ходе подготовки будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников мотивировать их к занятиям физической культурой. В процессе учебы в вузе необходимо „… направить студентов на развитие понимания и осознание ценности физического развития как желательной и интегральной части ежедневной жизни, формирования у них шкалы ценностей, в которой одно из приоритетных мест будет занимать понимание взаимосвязи между физическим развитием и оптимальным здоровьем” [7, с. 45]. Таким образом, высшая школа должна воспитать у будущих педагогов позитивную мотивацию к физической культуре, а также, что не менее важно – сформировать умение производить такое отношение у своих будущих учеников и развивать у них культуру здоровья.
В своем исследовании мы ставили целью не сформировать мотивацию, поскольку она, по нашему мнению, должна уже быть сформирована у студентов при вступлении в вуз, а поддержать это естественное желание у будущих учителей.

Смысловой компонент
. В контексте нашего исследования мы считаем, что смысловой компонент предусматривает овладение учителем определенным объемом знаний, который необходим для эффективной профессиональной деятельности к развитию культуры здоровья учеников общеобразовательной школы.
Теоретическая готовность учителей характеризируется обладанием комплексом теоретических сведений, что необходимы для развития культуры здоровья учеников и выполнения эффективной педагогической деятельности. Для этого педагог должен владеть закономерностями процесса учебы и воспитания, знать особенности развития детского организма и его двигательных качеств, уметь подбирать самые эффективные средства, методы и формы для развития культуры здоровья учеников.
Важным в процессе подготовки будущих учителей, замечает О. Бондаренко, есть приобретение знаний о составляющих здоровья, путях сохранения и укрепления его; понятие о профессиональных заболеваниях, их профилактике, предоставлении первой помощи при неотложных состояниях, а также о вредном влиянии на организм „интеллектуальных ядов” и средства их предотвращения; убежденность студента в зависимости здоровья от окружающей среды; добывание знаний в отрасли развития культуры здоровья учеников [3].
Смысловой компонент, как отмечает Б. Долинский, связанный с приобретением необходимых для здоровьезбережения знаний и умений, и предусматривает наличие знаний о здоровьи человека (психологическое, социальное, морально-духовное, физическое, профессиональное) и о здоровьезберегающих методиках в деятельности учителя; особенности и условия профессиональной деятельности, направленной на здоровьезбережение детей; знаний относительно способов и методов формирования здоровьезберегающих навыков и умений у школьников и развития у них культуры здоровья [4, с. 189].

Деятельный компонент.
Сущность деятельного компонента заключается в умении будущих учителей реализовывать приобретенные знания из физического воспитания, а в частности из профессионально-прикладной физической подготовки, основ здоровья, валеологии и безопасности жизнедеятельности для развития культуры здоровья учеников. Этот компонент готовности реализуется во время академических занятий и в ходе учебной, пропедевтической и педагогической практики.
Деятельный компонент готовности учителя к развитию культуры здоровья учеников представлен наличием специфических для данной отрасли методических умений.
Все умения, которыми должен владеть педагог для того, чтобы эффективно выполнять профессиональную деятельность для развития культуры здоровья учеников можно выделить в такие четыре группы:
1. Организационно-управленческие, с помощью которых учитель организует и осуществляет собственное физическое совершенствование через спортивно-массовою и физкультурно-оздоровительную работы.
2. Профессионально-педагогические – характеризуются умением учителя производить специальные двигательные, действия направлены на улучшение физических кондиций, а также заинтересованность педагога в достижении конечного запланированного результата – надлежащего уровня здоровья и физической производительности.
3. Спортивные, что характеризуются умением выполнять упражнения, которые будут обеспечивать развитие физических качеств или отдельных мышц и мышечных групп, необходимых для педагогической деятельности и развития культуры учеников.
4. Прикладные. Сюда принадлежат другие умения связанные с развитием физических качеств и культуры здоровья учеников.
Для определения и оценки готовности будущих учителей к развитию культуры здоровья учащихся возникла необходимость в определении критериев и уровней сформированности каждого компонента готовности.
В соответствии с особенностями нашего исследования и учитывая ряд научных исследований [2, 4, 5] мы определили критерии оценки компонентов готовности будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников. Разрабатывая систему критериев готовности, мы старались сделать так, чтобы предложенная система содержала количественные показатели, была удобной для практического использования, отражала соответствующие субъективные характеристики личности, определяла различные стороны деятельности студентов педагогического профиля. Поэтому в зависимости от степени выраженности критериев готовности нами были определены уровни каждого отдельного компонента (таблица 1).


Критерии и уровни сформированности компонентов готовности будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников

Таблица 1.


Компонент
ы


Показ
атели

готовности



Уровни



Критер
ии оценки

                                                                                                                       
 Мотивац
ионный

 

 Уровень

владения

мотивами

   Высокий

- у студентов сформировано ценностное отношение к здоровью, они имеют глубокие и прочные валеологические знания, умеют прогнозировать здоровьезберегающую деятельность, хорошо осведомлены и ориентированны на внедрение здоровьезберегающих технологий к развитию культуры здоровья. Высоко ценят свое здоровье, а потому придерживаются здорового образа жизни, не имеют вредных привычек (от 90 до 100%).

  Достаточный

- студенты осознают необходимость ценностного отношения к здоровью. Будущие учителя имеют достаточные валеологические знания, у них имеются умения прогнозировать здоровьезберегательную деятельность, студенты в основном знают и ориентируются на внедрение здоровьезберегательных методик к развитию культуры здоровья учеников (от 75 до 89%).

 Средний

– студенты недостаточно умело используют полученные знания на практике. Они способны внедрять здоровьезберегающие методики в практическую деятельность лишь по аналогии, стремятся к шаблонным действиям. Такие студенты не осознают ценности своего здоровья, в основном не придерживаются здорового образа жизни, имеют вредные привычки (от 60 до 74%).

Низкий

– студенты не осознают ценности своего здоровья, не соблюдают здорового образа жизни, имеют вредные привычки, не умеют адекватно оценить состояние собственного здоровья, осуществить мониторинг своего состояния, не нуждаются в занятиях физической культурой к развитию культуры здоровья учеников (от 36 до 59%).

                                             

Смысловой        


Уровень владения теоретическим материалом

  Высокий

 

- у студентов основательные теоретические знания по развитию культуры здоровья учеников (физического воспитания, валеологии, ОБЖД, „Основ здоров’я” и др.). Они постоянно интересуются дополнительной литературой касающейся вопросов развития культуры здоровья, здорового образа жизни. На практике применяют знания творчески (от 90 до 100%).

  Достаточный

– у студентов достаточные теоретические знания по развитию культуры здоровья учеников (физического воспитания, валеологии, ОБЖД, „Основ здоров’я” и др.). Время от времени интересуются дополнительной литературой касающейся вопросов развития культуры здоровья, здорового образа жизни (от 75 до 89%).

Средний

 

 

– студенты владеют теоретическим материалом по физическому воспитанию в соответствии с требованиями, которые выдвигает учебная программа. Что касается вопросов, которые не включены в программу как обязательные – не могут на них ответить. Не читают дополнительной литературы (от 60 до 74%).

 Низкий

- у студентов есть существенные пробелы в знаниях, касающихся развития культуры здоровья учеников. На практике допускают серьезные ошибки (от 36 до 59%).

                                                            

Д
еятельный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень владения практическим материалом

 Высокий

– студенты обладают методическими умениями и навыками на высоком уровне и могут творчески использовать эти умения в процессе физического воспитания и развития культуры здоровья учеников. Во время практической деятельности студенты правильно показывают и выполняют все технические приемы (от 90 до 100%).

  Достаточный

 

студенты владеют практически всеми методическими умениями и специальными приемами касающиеся физического воспитания и развития культуры здоровья учеников. В ходе практической деятельности они могут организовать детей. В большинстве случаев верно показывают и технически правильно выполняют необходимые упражнения (от 75 до 89%).

  Средний

 

студенты обладают не всеми методическими умениями и специальными приемами касающиеся физического воспитания и развития культуры здоровья учеников. В ходе практической деятельности они могут организовать детей но иногда ошибаются при показе и объяснении упражнений (от 60 до 74%).

  Низкий

студенты имеют существенные пробелы в методических умениях, которые включены в учебную программу по физическому воспитанию и развитию культуры здоровья учеников. Они технически неправильно выполняют элементы учебной программы, при показе упражнений допускают большие неточности (36 до 59%).


Проанализировав взгляды исследователей относительно составных компонентов педагогической деятельности, можно сделать вывод о том, что всем видам деятельности присущие мотивация к деятельности, знание о деятельности и практическое выполнение этой деятельности. В соответствии с этим и с научными исследованиями мы выделили в структуре подготовки будущих педагогов к развитию культуры здоровья учеников мотивационный, смысловой и деятельный компоненты. Также были определены уровни каждого отдельного компонента. В дальнейших исследованиях предусматривается освещение результатов исследования по подготовке будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников общеобразовательной школы.


Библиографический список:

1. Андриевская Н. Ф. Формирование готовности будущего учителя музыки к организации досуга учеников : Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Н. Ф. Андриевская. – К., 1994. – 180 с.
2. Бобрицкая В. И. Теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни у будущих учителей в процессе изучения естественных наук : автореф. дис. на соискание ученой степени док-ра. пед. наук: специальность 13.00.04 «Теория и методика профессионального образования» / В. И. Бобрицкая. – К., 2006. – 40 с.
3. Бондаренко О. М. Формирование валеологической компетентности студентов педагогических университетов в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук: специальность 13.00.04 «Теория и методика профессионального образования» / О. М. Бондаренко. – К., 2008. - 24 с.
4. Долинский Б. Т. Теоретико-методические принципы подготовки будущих учителей к формированию здоровьязберегающих навыков и умений у младших школьников в учебно-воспитательной деятельности: дис. доктора пед. наук: 13.00.04/ Б. Т. Долинский. – Одесса, 2011. – 549 с.
5. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: автореф. дис на соискание ученой степени док-ра пед. наук / К. М Дурай-Новакова. – М., 1983. – 32 с.
6. Жизненная компетентность личности : научно-методическое пособие / За ред. Л. В. Сохань, И. И. Ермакова, Г. М. Нессен – К.: Богдана, 2003. – 520 с.
7. Мацкевич Н. М. Формирование готовности будущих учителей начальной школы к работе из физического воспитания: Дис... канд. наук из физического воспитания и спорта : 24.00.02 / Н. М. Мацкевич. – Луцк, 2001. – 248 c.
8. Филанковский В. В. Теория и практика формирования профессиональной готовности учителя физической культуры: автореф. дис на соискание ученой степени док-ра пед. наук / В. В. Филанковский. – Ставрополь, 2000. – 36 с.




Рецензии:

21.10.2014, 12:45 Горбатюк Роман Михайлович
Рецензия: Статью можно рекомендовать к опубликованию

21.10.2014 22:22 Ответ на рецензию автора Божык Николай Владимирович:
Спасибо за положительную рецензию и рекомендации к опубликованию!!!

21.10.2014, 15:39 Иванов Валентин Дмитриевич
Рецензия: Статью необходимо хорошо вычитать и исправить грамматические ошибки. Необходимо выправить таблицу и убрать лишние линии.

24.10.2014, 20:34 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статью можно рекомендовать к опубликованию.Основания: 1.В современном и динамичном образовательном социуме здоровьязберегающих навыков и поведенческих моделей основная задача современой образовательной парадигмой. 2.В контекстуальном отношении подобная проблематика не решена в диагностических границах. 3Емпирический анализ дает основание верифицировать проблемную область будущей статьи в оптимальном объеме. 4.Возможные дополнения в контексте морфологии пропедевческих действии.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх