Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Философия
Размещена 28.10.2014. Последняя правка: 28.10.2014.

Куда же девался основной источник марксизма?

Бескровная Елена Наумовна

кандидат филологических наук

ВУЗ "Международный гуманитарно-педагогический институт "Бейт-Хана"

преподаватель

Аннотация:
В статье Бескровной Е.Н. рассматривается проблема изучения Вавилонского Талмуда классиками марксизма-ленинизма. Особое внимание обращается на книгу Жан Жака Лонге «Карл Маркс – мой прадед», в которой подчеркивается тот факт, что в молодые годы Карл Маркс изучал Вавилонский Талмуд.


Abstract:
In the article of Beskrovna L. “Were is the bases source of Marcsism” we are looking in the problem of study Babylonian Talmud of the classic Marcsism-Leninism. We are pay attention in the book of Z.Z.Longe “The Karl Marks – is the my great-grandfather’, were to underline the fact study Babylonian Talmud of the Karl Marks in the young years.


Ключевые слова:
Вавилонский Талмуд; учение Карла Маркса; три источника марксизма

Keywords:
the Babylonian Talmud; the study of Karl Marks; the three source of Marcsism


УДК 141.82: 296.86

В книге известного французского политика Роббера Жана Лонге «Карл Маркс – мой прадед» сказано: «…его предки на протяжении нескольких поколений были раввинами и учеными…» [1, с.37]

Факт действительно – общеизвестный: Маркс – был евреем, но в советской марксистской философии умалчивался один главный факт – философия иудаизма, когда речь велась о трех источниках и трех составных частях марксизма.

Несмотря на то, что отец Маркса принял протестантизм, сам Карл Маркс, еще с детства воспитывался по старому принципу иудаизма, о котором в трактате Вавилонского Талмуда «Пиркей Авот» сказано: «В пять лет надо начинать изучать Писание, в десять – Мишну, в тринадцать – соблюдать заповеди, в пятнадцать – (начинать изучать) Талмуд, в восемнадцать – жениться, в двадцать – начинать добывать пропитание, в тридцать – приходит сила, в сорок – мудрость, в пятьдесят – (способность давать) советы, в шестьдесят – старость, в семьдесят – седина, в восемьдесят – сила, в девяносто – согбенность, в сто – (человек) словно умер и ушёл из мира.» [6,т.1 с.10]

Что же из себя представляет классический иудаизм и почему западно-европейская наука говорит о том, что между наукой и иудаизмом нет никаких различий?

Карл Ясперс в своей книге «Смысл и значение истории» приходит к выводу о том, что еще в древности «появился человек такого типа, какой сохранился по сей день». [41] Естественно, одной из задач этого человека в более поздние периоды формирования общественной формации было объяснение того, какие сверхъестественные силы руководят миром. Понятно, что такое размышление о судьбах мира не могло возникнуть в среде простолюдинов, которые в поту добывали себе хлеб. На территории Палестины оно возникает в среде первосвященников, в задачу которых входило именно размышление на эту тему. И естественно они пришли у выводу о том, что Бога нет. Но человеческий разум, отрицая сам себя способен творить чудеса и поэтому появилась теория согласно которой Бог не видим, не слышим, не осязаем. Подобная теория имела свой плюс, она не отрицала существования Бога, но в тоже время и не подтверждала его. К такому выводу первосвященники пришли не сразу. Потребовалось еще время прежде чем окончательно и бесповоротно была утверждена теория о том, что Бог не видим, не слышим, не осязаем.

Эта теория получает свое развитие в Мишне, а позднее и в Иерусалимском и Вавилонском Талмудах. Как ашкеназский еврей Карл Маркс естественно изучал Вавилонский Талмуд, где о Боге конкретно сказано: ««Начинающий славословие с Яhве (Иегова) и заключающий тем же именем – мудрец (ученый), начинающий с Элоhим и заключающий Яhве – посредственность; начинающий с Яhве и заключающий именем Элоhим – неуч, начинающий с Элоhим и заключающий тем же именем – еретик.» [6, т.1, с.37]

Атеизм Маркса появился не на пустом месте, а родился конкретно на основании Торы, Мишны и Вавилонского Талмуда.

Вопрос существования Бога мучил еврейских философов на протяжении тясячелетий, еще в знаменитом трактате «Кузари» Иегуды Бен Галеви выведено десять постулатов,с одной стороны – отрицающих, а с другой – принимающих Бога: «Первая аксиома. Если бы не было в прошлом начала во времени, количество людей, живших в течении всех поколений и до нашего времени, было бы бесконечным, однако бесконечное не может быть реальным, - как все люди могли существовать, если количество их бесконечно? Таким образом, несомненно, что время имело начало и что число существовавших людей конечно…Если все творения, бывшие до нас, - по количеству бесконечны, откуда мы получили конечное их число? А ведь все, что выражается определенным конечным числом, не может иметь начала, а если это так, то каждый человек должен был бы ожидать, чтобы до него завершилось бесконечное число предшествовавших ему, и тогда – как мог бы даже один получить существование.

Вторая аксиома. Мир сотворен, так как он веществен, а вещественное неизбежно обладает движением и покоем, оба эти состояния сменяют друг друга, и то, что в этот момент происходит, без сомнения есть нечто новое, ибо только сейчас оно происходит. И то, что было за минуту до того, также было новым, ибо если бы оно было вечным, то не было бы момента, когда его не было. Следовательно, оба они – новые явления. А все, в чем возникает новое, неизбежно имело начало и не предшествовало тому, что в нем ново, а новое возникало в нем – следовательно, и оно имело начало.

Третья аксиома. То, что имело начало, неизбежно имело причину, вызвавшую его возникновение, ведь не может быть возникновения, не связанного с определенным временем, когда оно произошло. Возникнуть оно могло и до той минуты или после нее, но если нечто произошло именно в это определенное время, а не раньше и не позже, это показывает, что была особая причина происшедшего.

Четвертая аксиома. Бог вечен, и существование Его беспрерывно. Если бы он был творением, Он нуждался бы в Творце, что можно продолжать без конца, а это неизбежно приводит к Предвечному, первому Творцу, что мы и хотели доказать.

Пятая аксиома. Существование Бога вечно, и не преходяще. Приписывая чему-либо вечность, мы исключаем в нем отсутствие существования. Возобновление прерванного существования нуждается в причине также, как нуждается в причине отсутствие возобновления, ибо существование прекращается не само по себе, а от своей противоположности, Богу же нет противоположности. Ему нет также и подобного, ибо, если бы было нечто, во всех отношениях подобное Ему, оно было бы Им, но нельзя представить себе второго Бога. Что касается причины не существования, она также не может быть вечной, ибо выяснилось уже, что существование Бога всему предшествует. Не может быть также, чтобы причина не существования была сотворена, ибо всякое творение – следствие по отношению к Предвечному, как же следствие может лишить существования свою причину.

Шестая аксиома. Бог бестелесен. Ибо телесное не может быть без возникающих в нем акцидентов. Все же, что не может существовать без вновь сотворяемых акцидентов, также сотворено, ибо оно не может предшествовать акцидентам, и если они сотворены, оно также должно быть сотворенным. Акцидент существует в теле, его носителе, он таким образом охвачен телом, зависит от него и несом им. Но Бог, благословен Он, не ограничен в пространством и не может быть представлен в одном из его измерений – это свойство вещественного.

Седьмая аксиома. Бог, благословен Он, знает все, - как великое, так и малое, ничто не может ускользнуть от Его знания. Ведь доказано, что он сотворил все, все привел в порядок и утвердил.

Восьмая аксиома. Бог, благословен Он, живой, ибо, отнеся к Нему мудрость и всемогущество, мы относим к Нему жизнь. Но жизнь Его не подобна нашей, определяемой чувством и движением. Его жизнь – только мысль, жизнь – Он, Он – жизнь.

Девятая аксиома. Бог, благословен Он, желает. Ведь все, что произошло от Него, могло произойти противоположным, или совсем не произойти, или произойти до того времени или после того времени. Так как возможность Бога включает в себя любую вероятность, не может быть, чтобы в этом не действовало желание, склонившее Его возможность к одной из вероятностей. Может сказать кто-либо, что достаточна в этом мудрость Бога и нет надобности в Его возможности и желании, ибо мудрость Его определила один из возможных отрезков времени и одну из противоречивых вероятностей, так что вечная мудрость Бога – причина всего возникшего…

Десятая аксиома. Желание Бога, благословен Он, вечно и соответствует Его мудрости. Если так, то в этом желании ничто не возникает и не изменяется. Так же как Бог живет жизнью Своей сущности, а не приобретенной жизнью, Он может Своей возможностью и желает Своим желанием – ибо невозможно сосуществование противоположностей. Так что нельзя сказать: «Он всемогущ, но не может» [5, с.311-313]»

Следовательно, евреи постоянно искали и решали основной вопрос философии – вопрос сотворения мира, и этот вопрос приводил его к Первопричине, которой во всех мировоззрениях оказывался Бог, но только рациональный уровень познания в философии позволил прийти к научному пониманию мира, и суть его заключалась в монотеизме. Именно эта рациональная теория в решении основого вопроса философии и привела к запрету на смешанные браки, так как евреи боялись, чтобы чувственное познание мира не проникло в их миро видение, поскольку как утверждает Иегуда Галеви – Бог есть мысль, то и Первопричину Божественного следует искать в человеке « и не может не искать. Он выше всех возможных желаний и намерений. К тому же, как полагают философы, Бог выше познаний частного, ибо частное подвержено изменениям, Божественное же познание неизменно. Он не знает тебя и тем более не знает твоих действий и намерений. Он не видит твоих движений и не слышит твоих молитв. И если философы могут сказать, что Бог тебя сотворил, то лишь выражаясь образно, ибо Он – Причина. Причина в сотворении всех творений, но все же не потому, что таковы его намерения. Бог никогда не занимался сотворением человека, и никто еще не пришел в этот мир иначе, как родившись от родившегося прежде него. В каждом смешаны формы, свойства темперамента и склонности, унаследованные от отца и матери и от других родственников, а также – климата, страны, пищи и воды, силы сфер, звезд и созвездий. Все сводится к Первопричине, но не потому, что таково ее намерение, а так как от нее исходит вторая, третья и четвертая причины

… Каждому человеку, живущему на земле, предшествует причина, соответствующая его предназначению. Если все возможные причины предшествуют человеку, он становится совершенным.» [5, с.28-29]

Однако, нельзя выделить только одну точку зрения и сказать, что именно она является правильной, потому что «с Израилем певцу один закон и не творит себе кумира он». Фактически Иегуда Галеви своими постулатами пришел к новой стадии в иудаизме, которая была характерна для того периода, в который он жил, для периода Каббалы. В более поздний период его идеи подхватил и Маймонид. Основной вопрос есть ли Бог фактически не рассматривается в философии иудаизма. Талмуд переходит сразу к изучению Бытия.

Как сказано в Агаде: «Повествование о сотворении мира начинается с буквы бет «ב», имеющей начертание, открытое только с одной, передней стороны. Этим предуказано, что только то, что последовало после начала божественного миро строительства, может быть доступно человеческому разумению.» [Берешит-Раба, 1]

Именно эти идеи вынес из Вавилонского Талмуда Карл Маркс.                                

Библиографический список:

1. Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. В 4-х частях. Перевод с введением С.Г.Фруга по «Сефер-Гаагаде» И.Х.Равницкого и Х.Н.Бялика. Одесса, 1910 - ч.1
2. Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. Перевод с введением С.Г.Фруга по «Сефер-Гаагаде» И.Х.Равницкого и Х.Н.Бялика, - Одесса, 1919 - ч.П
3. Бескровная Е.Н. Трансформация Торы в еврейской литературе Украины. – Днепропетровск: Січ, 2010.
4. Галеви И. Кузари. Иерусалим: Шамир, 1998.
5. Лонге Роббер Жан. Карл Маркс – мой прадед. – Москва: Прогресс, 1983
6. Талмуд. Мишна и Тосефта, под ред.. Н.Переферковича. - Москва: издатель Л.Городецкий, 2006 - т.1-7.
7. Ясперс К. Смысл и назначение истории - Москва: Республика, 1994




Рецензии:

30.10.2014, 0:29 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья логична, интересна. Соответствует квалификационным критериям. Рекомендуется к печати.

31.10.2014, 20:24 Кучуков Магомед Мусаевич
Рецензия: Статья интересна оригинальностью сформулированной проблемы, может стимулировать дальнеишие поиски истоков европейской философии и мировозрения в целом.Стаья рекомендуется к публикации.

2.11.2014, 22:10 Дедюлина Марина Анатольевна
Рецензия: К сожалению данная статья не отвечает на тот вопрос, который поставлен в названии. Это нужно философски осмыслить автору. Только тогда ее можно рекомендовать по философии.



Комментарии пользователей:

29.10.2014, 16:07 Зиновьев Сергей Николаевич
Отзыв: мысли интересные, но далеки от науки.. где Объяснение Генезиса, связи с принципами глобального эволюционизма, структурно-синхроническим и генетически-диахроническим изучением объектов.


Оставить комментарий


 
 

Вверх