Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №14 (октябрь) 2014
Разделы: История
Размещена 27.10.2014. Последняя правка: 31.10.2014.
Просмотров - 3821

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА МОРДВЫ В КОНТЕКСТЕ ЭТНИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИИ

Корнишина Галина Альбертовна

доктор исторических наук

Мордовский государственный университет

профессор

Ватанина Людмила Ивановна, соискатель, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»


Аннотация:
В статье рассматривается роль и функциональное значение национальной одежды мордвы в современных условиях модернизации и трансформации социокультурного пространства, которые негативно сказываются на процессах этнической мобилизации и в частности на формирование самосознания народов. Дана характеристика праздничного костюма эрзянского населения одного из районов Мордовии. Рассмотрены его структурные элементы, которые в настоящее время приобрели значение своеобразных этнических символов, способствующих объединению людей и укрепляющих национальное самосознание.


Abstract:
The article discusses the role and functional significance of the Mordovian national clothing in the modern conditions of modernization and transformation of the socio-cultural environment that affects the processes of ethnic mobilization, and in particular on the formation of the identity of peoples. Given the description of the items in festive costume Erzya population of one of the districts of Mordovia, which now became kind of ethnic characters that help to connect people and strengthen national identity.


Ключевые слова:
национальное самосознание; этническая идентичность; национальный костюм; мордва-эрзя; рубаха –панар; эрзянь юпка; рукават; коты

Keywords:
national identity; ethnic identity; national costume; Erzya; shirt-panar; Erzyan upca; rukawat; coty


УДК 391(=511.152

Происходящие в современном мире и России процессы модернизации и трансформации социокультурного пространства являются одним из основных факторов ускоренного изменения традиционных социальных институтов, межличностных и общественных связей, всего образа жизни. Все это неизбежно сказывается и на процессах этнической мобилизации, а именно механизмах формирования и сохранения национального самосознания и такого его базового феномена, как национальная идентичность. Недаром многие исследователи в настоящее время отмечают так называемый «кризис идентичности», т.е. ее размывание, как на уровне этноса, так и регионов.

В связи с этим в различных сообществах, в том числе и этнических, идет поиск направлений укрепления идентичности, усвоения этнофорами эталонов и этнических стереотипов поведения, норм и ценностей, посредством которых должно осуществляется становление этнически обусловленного мировосприятия. Среди важнейших факторов, определяющих отношение каждого человека к своему народу, специалисты традиционно называют уровень национального самосознания, которое обуславливается владением родным языком, пониманием общности происхождения и исторической судьбы и т. д. Большая социальная значимость в сближении людей одной нации, их консолидации принадлежит в современном мире и значимым элементам национальной культуры, в частности, традиционному костюму.

Национальная одежда мордвы развивалась по двум направлениям, соответствующим культуре мокши и эрзи, а широкие исторические границы расселения мордвы обусловили появление локальных вариантов костюма. Исследователи выделяют двенадцать таких вариантов [1, с. 179-188]. В данной статье, написанной на основе полевых материалов, в качестве этнического маркера нами рассматривается костюм мордвы-эрзи восточной группы, конкретно шести сел Большеберезниковского района Республики Мордовия – Симкино, Пермеси, Старые Найманы, Паракино, Шугурово, Косогоры. В результате различных трансформаций, связанных с иноэтничным влиянием, изменением социально-экономических условий и т.п., в настоящее время в национальной одежде жителей этих селений сочетаются разновременные элементы XIX − XXI вв.

Наибольшей модификации традиционная одежда мордвы, как впрочем, и большинства других народов подверглась в XX в. Это было связано с развитием промышленного производства тканей, головных уборов, украшений, элементов верхней одежды, которые стали активно внедряться в быт мордовского народа. Так, например традиция украшения многих деталей народного костюма вышивкой стала исчезать, так как это занимало много времени и требовало кропотливого труда. Одежда стала декорироваться цветными лентами, фабричным кружевом, полосками позумента, кумача и т.п. В качестве украшений также преимущественно стали использоваться покупные ювелирные изделия и бижутерия.

В связи с этим в 1920-1930-е гг. в эрзянских районах почти повсеместно прекращается изготовление национального костюма. Лишь в Кочкуровском и рассматриваемом нами Большеберезниковском районах она сохраняется вплоть до 60-х гг. XX в. В настоящее время у многих женщин, особенно пожилого возраста, в обследованных нами селах сохраняется мордовский костюм, отдельные элементы которого созданы еще в начале прошлого века. Они активно используют его во время различных праздников и обрядов.

Основой современного национального женского костюма населения эрзянских сел Большеберезниковского района традиционно являлась рубаха – панар. Для ее изготовления изначально использовался домотканый холст, который изготавливался из конопляного волокна. Но со второй четверти XX в. холст, как правило, стали выделывать из фабричных хлопчатобумажных нитей, такие рубахи получили название кручинкань панар. С 1960-х гг., когда подобная одежда стала использоваться преимущественно в празднично-обрядовой сфере рубахи стали шить из льняных или других плотных тканей промышленного производства. Панар до настоящего времени устойчиво сохраняется в праздничном обиходе эрзянок сел Старые Найманы и Пермиси. Его, как правило, носят в комплекте с набедренным украшением – пулай, в декоре которого встречаются раковины, цепочки, медные пуговицы и монеты еще дореволюционной России. Это свидетельствует о том, что данный элемент костюма сохраняется в семьях сельских жителей на протяжении нескольких поколений.

Что касается комплекса национального костюма жительниц сел Симкино, Паракино, Шугурово и Косогоры, то в своей основе он представляет собой модернизированный комплекс общегородской одежды, которая получила распространение у мордвы в начале XX в. Главные его компоненты это юбка и кофта. Юбка (эрзянь юпка) делается очень широкой. По сообщениям информаторов на нее необходимо колмо кельт, т.е. приблизительно около трех метров ткани. На поясе юбка присбаривается, а по ее подолу делается три поперечные строчки, на которые нашиваются кружево, тесьма, ленты. Праздничные юбки шьются из шелка, атласа, сатина ярких расцветок (зеленых, красных, желтых, синих и т.п.).

Кофты, которые носят с подобными юбками, как правило, изготавливаются из ткани другого цвета более нежных, пастельных тонов – голубые, розовые, персиковые и пр. Хотя иногда костюмный комплект состоит из кофты и юбки одинаковой расцветки. Покрой кофты свободный, с втачными чуть присборенными рукавами и круглым вырезом для горловины, иногда с квадратной кокеткой. Украшением кофты служат бейка, кружево, ленты, которые располагаются на рукавах, кокетке, вокруг выреза горловины.

Обязательным атрибутом женского костюма является передник. Здесь до настоящего времени сохраняется архаичный тип передника без грудки – икельга паця. Он представляет собой прямоугольный кусок ткани, сосборенный в верхней части и закрепляющийся с помощью завязок. Праздничные передники шьют из разноцветных тканей, но они по правилам должны отличаться по цвету от юбки. Подол передника украшается продольными полосками сутажа, кумача, лентами, кружевом и т.п.

В 1920-е гг. в мордовских селениях Большеберезниковского района повсеместно появляется закрытый передник с рукавами – рукават. Он был заимствован от русских и представляет собой кофту с рукавами и пришитым к ней сборчатым фартуком. Причем кофта и фартук, как правило, различаются по цвету. Носят такие передники обычно в комплексе с рубахой – панаром, хотя в настоящее время все чаще надевают его и поверх общегородского платья.

Значительную модернизацию в современных условиях претерпели такие элементы одежды как головные уборы и обувь. В прошлом у мордвы данного региона были распространены головные уборы, имевшие ярко выраженные возрастные особенности. В настоящее время они практически не сохранились и повсеместно заменены всевозможными платками. Платки повязывают особыми способами, для этого нужно определённые навыки, которыми владеют не все женщины. Таким помогают их завязать более опытные подруги. В 1920-30-е гг. в качестве праздничного головного убора девушки и молодые женщины стали носить венок из бумажных цветов – живой цвет [3, с. 48]. В настоящее время его могут носить по праздникам женщины различных возрастов. Но, как правило, у людей более молодого возраста эти венки дополняются разноцветными лентами.

К началу 1960-х годов из обихода эрзи Большеберзниковского района совершенно исчезли традиционные лапти. На смену им пришла различная фабричная обувь. У некоторых женщин и сейчас сохраняется своеобразная кожаная обувь – котат. Это низкие ботинки на небольшом каблучке, которые стали носить в качестве праздничной обуви еще в начале XX в. Как правило, сохранившиеся экземпляры этой обуви небольшого размера и поэтому они подходят далеко не всем. В связи с этим, даже если в семье имеется подобная обувь, она редко используется.

Надо отметить, что и при выборе повседневной одежды, особенно женщинами старшего поколения, соблюдаются определенные традиции. Их костюм обычно состоит из традиционной широкой юбки с кофтой или платья темных расцветок. Поверх них обычно дополнительно одевается темная плотная кофта или пиджак. Сохраняется среди женщин среднего и пожилого возраста и своеобразная манера ношения платка. Обычно на голову надевают два платка: нижний, хлопчатобумажный платок светлых тонов повязывается непосредственно на волосы и его концы связывают на затылке, а поверх него накидывается шелковый или шерстяной платок, который завязывается под подбородком [2, с. 20]. Обувь также предпочитают темных тонов, с ней одевают темные плотные чулки или колготы. Некоторые пожилые женщины продолжают до сих пор носить домотканую темную одежду, в том числе и рубаху – панар, с фартуком.

Что касается мужского традиционного костюма, то он практически не сохранился, хотя изредка встречается отдельные элементы праздничного комплекса. В основном же мужчины используют современную покупную одежду и обувь, или носят костюм, сшитый из фабричных тканей.

Подводя итог можно сказать, что национальный эрзянский костюм на рубеже ХХ – XXI веков претерпел значительные изменения. Общегородская форма одежды вытеснила его из повседневного быта, хотя одежда женщин старшего возраста продолжает сохранять национальное своеобразие. Функциональное применение национального костюма все более перемещается в сторону использования его в качестве празднично-обрядового и сценического. И именно в этом качестве он является важным этническим маркером, способствующим не только сохранению определенных народных традиций, но и их обновлению и дальнейшему развитию. Национальный костюм и сейчас символизирует единение людей одной национальности, подчеркивает их сопричастность со своим народом.

Библиографический список:

1. Белицер. В. Н. Народная одежда мордвы. – М.: Наука, 1973. – 142 с.
2. Знаковые функции народной одежды мордвы: учеб. пособие / Г. А. Корнишина; МГУ им. Н.П. Огарева — Саранск, 2009. – 70 с.
3. Мордовский народный костюм: Альбом /Сост.: Т. П. Прокина, М. И. Сурина. – Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1990. – 384 с.




Рецензии:

25.01.2015, 16:35 Надькин Тимофей Дмитриевич
Рецензия: Статью профессора Корнишиной и аспирантки Ватаниной рекомендую к публикации. В тоже время хотелось бы узнать, насколько в современных праздничных-обрядовых и сценических костюмах действительно отражено национальное своеобразие мордвы-эрзи?

29.01.2015, 11:40 Гресь Сергей Михайлович
Рецензия: Статья может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

31.10.2014, 11:28 Гресь Сергей Михайлович
Отзыв: Уважаемая Галина Альбертовна! В силу этических и научных причин не имею права писать рецензию на работу доктора исторических наук. Работа понравилась и я рекомендую её к публикации. Р.S.Поставьте открывающуюся скобку в данном предложении: "...накидывается шелковый или шерстяной платок, который завязывается под подбородком 2, с. 20]" С уважением Гресь Сергей Михайлович


1.11.2014, 16:41 Водясова Любовь Петровна
Отзыв: Очень интересная и познавательная работа. Автор совершенно права, когда утверждает, что национальный костюм является важным этническим маркером, способствующим не только сохранению народных традиций, но и их дальнейшему развитию.


2.11.2014, 19:20 Корнишина Галина Альбертовна
Отзыв: Уважаемая Любовь Петровна! Благодарю за лестный отзыв о моей статье.


Оставить комментарий


 
 

Вверх