Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №15 (ноябрь) 2014
Разделы: Педагогика
Размещена 29.10.2014. Последняя правка: 01.12.2014.
Просмотров - 4319

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гапонова Елена Юриевна

Одесский областной институт усовершенствования учителей

Заведующий лаборатории методики преподавания информатики

Аннотация:
В статье рассматриваются организационно-педагогические условия развития информационно-коммуникационных умений учителей начальной школы в системе последипломного образования. Выделяются общие положения формирования информационной среды в Одесском областном институте усовершенствования учителей; определены задачи, способствующие развитию информационно-коммуникационных умений учителей; рассматривается проектная технология при выполнении творческих курсовых задач слушателями курсов повышения квалификации.


Abstract:
The article touches the problem of organizational and pedagogical conditions of development of information and communication technologies skills of primary school teachers in postgraduate education. The principles of formation of information environment in Odessa Regional Institute of Postgraduate Education for Teachers have been determined; the tasks promoting the development of ICT skills of teachers have been defined; the implementation of project technology in the process of doing creative course tasks by the trainees has been analyzed.


Ключевые слова:
организационно-педагогические условия; последипломное образование; повышение квалификации; информационная среда; проект

Keywords:
organizational and pedagogical conditions; postgraduate education; teacher training; information environment; project


УДК 378.046  

Введение. Реформирование системы образования на современном этапе требует коренных изменений в организации учебного процесса системы повышения квалификации специалистов вообще, и педагогов в частности. При этом, педагогическое образование направлено на перспективу, оно должно предоставить учителям возможность получать знания и приобретать умения, дающие возможность максимально эффективно применять средства и методы доступа к информационным ресурсам и информационных коммуникаций, развития и практического применения современных педагогических технологий, которые являются необходимой составляющей профессиональной компетентности современного учителя.

Пути повышения квалификации педагогических работников теоретически и экспериментально обоснованы в работах Л. Даниленко, М. Дарманского, Т. Десятова, В. Олийныка, А. Пехоты, Н. Протасовой, М. Романенко, Т. Сорочан, Н. Чепурной и других. Но современное развитие общества накладывает новые требования к формированию профессиональной компетентности учителей, к ее высшему проявлению – педагогическому мастерству, в том числе внедрению и оптимальному использованию информационно-коммуникационных средств в учебный процесс.

Идеи внедрения средств ИКТ в профессиональную деятельность учителя нашли отражение в научных исследованиях В. Демьяненко, Л. Карташовой, Т. Койчева, А. Спирина, О. Трофимова, Н. Юсуповой. Но, на наш взгляд, недостаточно рассмотрены проблемы развития информационно-коммуникационной компетентности педагогов в системе последипломного образования, в частности учителей начальной школы, что, учитывая включение в учебный план предмета «Ступеньки к информатике», является актуальным.

Целью нашей статьи является рассмотрение организационно-педагогических условий развития информационно-коммуникационных умений учителей начальной школы в системе последипломного образования.

Изложение основного материала. Обоснование необходимости обеспечения организационно-педагогическими условиями развития информационно-коммуникационных умений учителей начальной школы в системе последипломного образования требует рассмотрения основных понятий исследования – цепочки «условие» - «педагогическое условие» - «организационно-педагогическое условие».

В литературе мы находим различные толкования понятия «условие», которые имеют много общего. Как пример, в Философском энциклопедическом словаре условие рассматривается «философская категория, в которой отражается универсальное отношение вещи к факторам, благодаря которым она возникает и существует» [11]. Мы же под условиями будем понимать совокупность объектов, процессов, отношений, которые необходимы для формирования, существования и изменения определенного объекта.

Под педагогическими условиями О.Федорова понимает совокупность объективных возможностей содержания образования, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающих успешное решение поставленной задачи. А.Алексюк, А.Аюрзанайн, П.Пидкасистый рассматривают их как факторы, влияющие на процесс достижения цели и разделяют на: внешние (позитивные отношения преподавателя и студента; объективность оценки учебного процесса, место обучения, климат и т.п.) и внутренние (индивидуальные особенности студентов – состояние здоровья, свойства характера, опыт, умения, навыки, мотивация) [8]. Г.Голубева отмечает, что «педагогические условия – это особенности организации учебно-воспитательного процесса, детерминирующие результаты воспитания, образования и развития личности, которые обеспечивают целостность обучения и воспитания, способствуют всестороннему гармоничному развитию личности студентов и создают благоприятные возможности для выявления и развития их одаренности» [2].

Н. Болюбаш организационно-педагогические условия определяет как совокупность взаимосвязанных факторов, которые необходимы для целенаправленного процесса формирования профессиональной компетентности с целью формирования ключевых и базовых компетенций [1].

В рамках нашего исследования, под организационно-педагогическими условиями мы будем понимать комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, обеспечивающих целенаправленный процесс развития информационно-коммуникационных умений учителей начальной школы в системе последипломного образования.

Первым организационно-педагогическим условием мы выбрали обеспечение действенности информационной среды для организации дистанционного обучения.

Построение информационной среды на базе современных информационных технологий привносит в учебный процесс новые возможности: сочетание высокой экономической эффективности и гибкости учебного процесса, широкое использование информационных ресурсов, существенное расширение возможностей традиционных форм обучения, а также возможность создания новых эффективных форм обучения, т.е. высокую действенность для организации дистанционного обучения.

Можно выделить следующие общие положения информационной среды: при ее формировании необходимо решить вопросы содержания образования на современном этапе, соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационно-коммуникационных технологий, новых взаимоотношений ученика, учителя и образовательной среды; информационная среда включает технологические (аппаратные и программные), информационные и организационные ресурсы; при ее создании в учебном заведении растет значимость ИКТ-компетентности педагогов, работающих в условиях широкого применения средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном пространстве.

Так, например, как информационная среда в Одесском областном институте усовершенствования учителей разработан дистанционный ресурс для курсов повышения квалификации учителей начальных классов с правом преподавания информатики. Он включает в себя: управляющий блок (содержит название курса, данные об авторе-составителе, цель изучения, содержание, учебный план, пояснительную записку, литературу, темы для курсовых работ, глоссарий и т.п.), информационный блок (включает в себя короткие конспекты лекций, он-лайн доступ к  полным текстам лекций с иллюстрациями и другим необходимым контентом), коммуникативный блок (осуществляет обмен информацией преподавателя и слушателей, а также предоставляет возможность слушателям общения между собой, содержит модули он-лайн и офф-лайн общения), контролирующий блок (содержит тестовые задания для проверки теоретических знаний).

Вторым организационно-педагогическим условием была выбрана организация процесса формирования умений работы учителей с информационно-коммуникационными средствами для обучения информатике учащихся начальной школы.

Учебный план курсов повышения квалификации учителей начальной школы с правом преподавания информатики определяет задачи, способствующие развитию информационно-коммуникационных умений, среди которых: формирование готовности учителей начальной школы к реализации стратегических целей развития информатики в начальной школе и интеграции в мировое образовательное пространство; овладение информационными технологиями обучения и педагогической технологиями; систематизация и углубление социально-гуманитарных, профессиональных знаний о сущности, специфике, ориентирах реализации основных направлений модернизации школьной информатики; модернизация профессионального потенциала как системного показателя готовности к инновационной деятельности, трансформации новейших достижений науки и передового педагогического опыта в практику работы учителя информатики; помощь в освоении новых интеллектуальных инструментов, педагогических и информационных технологий, внедрении необходимых изменений в учебно-воспитательный процесс в ИКТ-наполненной среде.

Для эффективного выполнения рассматриваемого учебного плана и дальнейшей профессиональной деятельности информационно-коммуникационная компетентность учителя-слушателя курсов должна включать в себя: понимание и использование терминологии, средств, оборудования, инструментов, программного обеспечения и методов ИКТ; информационно-коммуникационные технологии как составляющую своего рабочего места; роль ИКТ и их использование в предметной области, которую преподает учитель; правовые, этические и общественные аспекты доступа к ИКТ и использования этих технологий [10].

Среди основных путей развития информационно-коммуникационной компетентности учителя выделяем: теоретическое и практическое изучение компьютерных технологий обработки информации; изучение программного обеспечения различного назначения (общего, специального, учебного) и анализ возможности его применения в процессе обучения; выработка приемов практического применения, обоснования и доказательства эффективности использования ИКТ в обучении предмету; модификация методики обучения предмету с учетом возможности использования ИКТ, привитие культуры обмена опытом применения ИКТ на уроке с помощью телекоммуникаций [3].

Использование проектной технологии при выполнении творческих курсовых задач слушателями курсов повышения квалификации – рассматриваем как третье организационно-педагогическое условие.

Метод проектов в научно-педагогической литературе определяют как: технологию, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути [9]; педагогическую технологию, ориентированную не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (часто путем самообразования) [7]; дидактическую категорию, определяющую систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью [4].

Активное включение слушателей в разработку тех или иных проектов дает им возможность освоить новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. По оценке Р.Гуревича, основными целями проектной деятельности слушателей курсов повышения квалификации выступают: получение навыков работы с Интернет для поиска и обработки информации; использование компьютерных информационных технологий для подготовки информации в электронном виде для передачи другим участникам проекта; обогащение опытом использования возможностей Интернет для обмена мнениями с участниками проекта и получения консультаций научного руководителя; получение и накопление опыта осуществления исследований, работы с источниками информации; получение опыта работы «в команде» (планирование, распределение функций, взаимопомощь и взаимоконтроль) [5].

В Одесском областном институте усовершенствования учителей слушателям курсов повышения квалификации учителей для преподавания информатики в начальной школе предлагается разработка и защита индивидуальных авторских проектов.

Мы выделяем следующие критерии к созданию проекта: наличие образовательной проблемы, сложность и актуальность которой соответствует учебным запросам, жизненным потребностям, интересам участников проекта; практическая, теоретическая, познавательная значимость прогнозируемых результатов; исследовательский характер поиска путей решения проблемы; структурирование деятельности в соответствии с классическими этапами проектирования; создание условий для выявления и решения психолого-педагогической проблемы (исследование, поиск путей решения, экспертиза и апробация версий, конструирование итогового проекта, его защита, оценка и внедрение); творческий характер; использование активных и интерактивных форм и методов; «продуктивность» проекта (если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – реальный результат внедрения); педагогическая ценность.

Следует отметить, что проектная деятельность в институте последипломного педагогического образования помогает преодолеть стереотипы в преподавании предмета, склонность к стандартам и позволяет слушателям курсов стать активными субъектами инновационной деятельности. Кроме того, при использовании технологии курсовых проектов решается целый ряд учебно-методических задач системы последипломного педагогического образования.

Выводы. Таким образом, рассмотренные организационно-педагогические условия развития информационно-коммуникационных умений учителей начальной школы в системе последипломного образования дают возможность эффективно объединить в учебном процессе: 1) информационную среду для организации дистанционного обучения учителей в рамках системы последипломного образования, предоставляющую возможность информационного взаимодействия участников образовательного процесса, в рамках которого педагогические и информационные технологии интегрируются в единую систему, сочетающую компоненты образовательной деятельности, учебно-воспитательного и педагогического процессов; 2) организацию учебного процесса с соблюдением выполнения поставленных обществом перед системой образования задач, формированием необходимых учителю информационно-коммуникационных компетенций и оптимальным распределением учебного времени курсов между теорией и практикой внедрения средств ИКТ в профессиональную деятельность слушателей; 3) практическую реализацию проектной деятельности, которая развивает у слушателей проектное мышление в сфере профессиональной деятельности, обогащает опыт работы, расширяет партнерские отношения между слушателями курсов и формирует положительную мотивацию к саморазвитию.

Библиографический список:

1. Болюбаш Н. М. Формування професійної компетентності майбутніх економістів засобами мережевих технологій: дис. кандидата пед. наук: 13.00.04. «Теорія і методика професійної освіти» / Надія Миколаївна Болюбаш. – Ялта, 2011. – 290 с.
2. Голубова Г. В. Педагогічні умови розвитку обдарованості студентів [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.rusnauka.com/9_NND_2012/Pedagogica/2_105345.doc.htm.
3. Горбунова Л. Н. Освоение информационных и коммуникационных технологий педагогами в контексте ориентации на профессионально-личностное развитие / Л. Н. Горбунова, A. M. Семибратов // Информатика и образование. – 2004. – №7. – С.91-96.
4. Гуревич Р. С. Інформаційно-комунікаційні технології в професійній освіті / Р. С. Гуревич, М. Ю. Кадемія, М. М. Козяр; за ред. член-кор. НАПН України Гуревича Р. С. – 2012. – 506 с.
5. Гуревич Р. С. Проектна діяльність учнів ПТНЗ на основі інформаційно-комунікаційних технологій / Р. С. Гуревич, Л. В. Жиліна, М. Ю. Кадемія. – Вінниця: «Планер», 2009. – 100 с.
6. Краткий психологический словарь / [сост. Л. А. Карпенко; под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского]. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 512 с.
7. Методика трудового навчання: проектно-технологічний підхід: навчальний посібник / За заг. ред. О. М. Коберника, В. К. Сидоренка. – Умань: СПД Жовтий, 2008. – 216 с.
8. Організація самостійної роботи студентів в умовах інтенсифікації навчання: навч. посіб. / А. М. Алексюк, А. А. Аюрзанайн, П. І. Підкасистий. – К.: ІСДО, 1993. – 336 с.
9. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2. – С.3-10.
10. Смирнова-Трибульская Е. Н. Основы формирования информатических компетентностей учителей в области дистанционного обучения. Монография. – Херсон: Айлант, 2007. – 704 с.
11. Філософський енциклопедичний словник / За ред. Шинкарука В. І. – Київ: Абрис, 2002. – 742 с.




Рецензии:

30.11.2014, 13:37 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: Содержание статьи в целом соответствует поставленным задачам и цели, структурировано. Единственно, над чем надо поработать автору - исправить пунктуационные ошибки в тексте. После этого статья может быть рекомендована к печати.

30.11.2014, 13:53 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к публикаций.Основания следущие: 1.Актуальность проблематики в контексте непрерывного обучение... 2.Информационная среда в конструкте последипломное образование имееет не только методическое, а в основоном методологическое значение. 3.Информационное обучение является фундаментальной основой преподавательской компетентности-в данном случае оно решено оптимальным способом при применения модульного структурирования(на основе дискурса блок).

30.11.2014, 14:28 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: в статье поднята важнейшая проблема развития информационно-коммуникационной культуры учителей. статья изложена логично. понятийный аппарат используется корректно. к сожалению. в работе есть стилистические и орфографические ошибки, которые необходимо исправить до ее публикации.

30.11.2014, 16:50 Горбатюк Роман Михайлович
Рецензия: Статью можно рекомендовать к печати. Предоставленные материалы имеют практическое значение для последипломного образования

1.12.2014, 6:41 Шангина Елена Игоревна
Рецензия: В данной работе заявленная тема раскрывается. Содержание статьи имеет четкую структуру: актуальность, цель. задачи, вывод, поэтому рекомендуется к печати.

1.12.2014, 8:40 Пустовалова Наталья Ивановна
Рецензия: Статья является актуальной и носит практический характер. Автор статьи, анализируя различные источники и опираясь на собственный опыт работы, доказал, что одной из основных составляющих успешного профессионального становления личности является формирование у студентов и магистрантов навыков креативного мышления, которое заключается в целенаправленном взаимодействии, общем для педагога и студента процессе творчества в адекватных, специально организованных условиях с применением необходимых форм, методов и средств организации занятий. Рекомендуется к публикации.

1.12.2014, 8:42 Пустовалова Наталья Ивановна
Рецензия: Проблема, обозначенная в данной статье, является, безусловно, актуальной. Автор считает, что решение проблемы преподавания предмета «Ступеньки к информатике» учителями начальной школы возможно при создании организационно-педагогических условий, направленных на развитие у них информационно-коммуникационных умений в системе последипломного образования через курсы повышения квалификации. В статье раскрываются общие положения формирования информационной среды учителей начальной школы; определены задачи, способствующие развитию информационно-коммуникационных умений учителей; рассматривается использование проектной технологии при выполнении творческих курсовых задач слушателями курсов повышения квалификации, овладение ими информационными технологиями для организации процесса обучения информатике учащихся начальных классов информационно-коммуникационными средствами. Статья рекомендуется к публикации.

2.12.2014, 12:37 панченко ольга львовна
Рецензия: Изложение материала характеризуется системностью и четкой структурой изложения. Привлекает научный стиль изложения, использование научной терминологии. Вместе с тем, на мой взгляд, есть следующие недочеты. Во-первых, цель дублирует название статьи - это не приветствуется научным сообществом, читается, что цель должна отражать заявленную тему, но не дублировать ее. Во-вторых, есть некоторые обороты речи, которые лучше бы изменить - например, определение через само себя: "под условиями будем понимать совокупность ОБЪЕКТОВ, процессов, отношений, которые необходимы для формирования, существования и изменения определенного ОБЪЕКТА. В-третьих, не совсем удачно, на мой взгляд, выбрано обозначение второго условия: "Вторым организационно-педагогическим условием была выбрана организация процесса формирования умений работы учителей с информационно-коммуникационными средствами для обучения информатике учащихся начальной школы". Организация процесса - это задача, поставленная нами, а условием, по-видимому, будет СФОРМИРОВАННОСТЬ указанных умений. Указанные недостатки, безусловно, носят абсолютно субъективный характер и могут вполне быть оспорены автором. В целом, статья отвечает основным требованиям к научным статьям и рекомендуется к публикации.

5.12.2014, 10:32 Квасных Галина Сергеевна
Рецензия: Данная проблема является актуальной. В статье рассмотрены организационно-педагогические условия развития информационно-коммуникационных умений учителей начальной школы в системе последипломного образования, раскрыты способы их реализации в системе повышения квалификации учителей. Статья четко структурирована, в логике и последовательности раскрыты основные пути решения проблемы перспективности и непрерывности образования. Представлен собственный опыт решения затронутой проблемы. Статья рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

30.11.2014, 13:04 Малякова Наталия Сергеевна
Отзыв: Работа посвящена актуальной проблеме формирования общекультурных компетенций современного учителя по работе с информацией, владению основными методами, способами и средствами ее получения, хранения и переработки в образовательных целях. Статья может быть рекомендована к публикации.


30.11.2014, 22:58 Гапонова Елена Юриевна
Отзыв: Спасибо рецензентам за отзывы, ошибки будут исправлены


Оставить комментарий


 
 

Вверх