Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №14 (октябрь) 2014
Разделы: Экономика
Размещена 28.10.2014. Последняя правка: 29.10.2014.
Просмотров - 2888

Корпоративная культура бизнеса в контексте его социальной ответственности

Глагола Инна Борисовна

Южный федеральный университет

аспирант

Научный руководитель: Мидлер Елена Александровна, доктор экономических наук, заведующая кафедрой Управления развитием пространственно-экономических систем Южного федерального университета


Аннотация:
В любое время и на любом этапе функционирования бизнеса потенциал его развития заложен в его кадровом составе. Как говорится, «кадры решают всё». А если не всё, то многое. Именно поэтому ответственность предприятия перед своими сотрудниками часто становится камнем преткновения в решении вопроса: максимизировать прибыль или дать этому потенциалу раскрыться. Выкрасить ярким цветом фасад или навести порядок внутри – дилемма современного предпринимателя, о которой и пойдёт речь в данной статье.


Abstract:
In any time and on any stage of the life cycle of business the potential of development lies in its staff structure. As they say, "cadres decide everything", and if not anything, a lot. Therefore the responsibility of the company in relation to its employees often becomes a stumbling block in solving the problem: to maximize profit or to give this potential to open up. To paint bright color facade or to clean inside is a dilemma of the modern entrepreneur, which will be discussed in this article.


Ключевые слова:
корпоративная культура; социальная ответственность; социальные гарантии; благотворительность

Keywords:
corporate culture; social responsibility; social protection; charity


УДК 33

Современные бизнес-стратегии крупных российских предпринимательских структур ориентированы на инновационность, установление и укрепление жизнеспособной корпоративной культуры, развитие человеческого капитала и усиление социальной ответственности бизнеса. И всё, вроде бы, хорошо, да только, к сожалению, такие благие намерения не всегда влекут за собой реальное улучшение положения дел в современных реалиях экономической и социальной сфер общественной жизни.  Это хорошо, когда бизнес стремится выйти за рамки своего природного предназначения в виде получения прибыли и действительно пытается принести пользу обществу – такая деятельность вызывает только уважение и восхищение. У многих крупных компаний довольно неплохо получается инвестировать в социальную сферу общественной жизни, и их начинания зачастую приносят свои плоды, преобразовывая отдельные общественные явления и даже формируя новые традиции и ценности в отдельных слоях общества. Ярким примером тому могут быть поддержка ОАО «Газпром» российского спорта или Стипендиальная программа Благотворительного Фонда В.Потанина, аккумулирующая интеллектуальные ресурсы российского студенчества и направляющая их на достижение социально полезных целей, а также на развитие научного потенциала страны. Многие компании пытаются оказывать (и даже оказывают) поддержку социально незащищенным слоям населения, таким как дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, граждане, больные трудноизлечимыми и неизлечимыми болезнями и т.д. Одни компании упорно строят устойчивую корпоративную культуру, принудительно насаживая её «сверху», другие – позволяют лучшим традициям, сложившимся в коллективе, оставаться ведущими и наиболее ценными, а худшие изживают путем административных санкций, третьи – вообще «в гробу видали» всю эту корпоративную культуру и успешно строят свой бизнес, практикуя старый как мир принцип «я – начальник, ты - дурак», совершенно не скрывая этого. К чему говорится о корпоративной культуре и социальной ответственности в одном и том же абзаце этой статьи? Представляется, что корпоративная культура, адаптация работников к ней и к их положению в коллективе является частью социальной ответственности бизнеса, позволяя или не позволяя человеку получать положенные ему по закону блага, выполнять возложенные на него тем же законом обязанности и не чувствовать себя при этом обделенным, обманутым или неполноценным.

Социальная ответственность бизнеса – безусловно, положительный феномен современной экономики. Но, к сожалению, далеко не все компании в попытках выглядеть «красиво» с точки зрения благотворительности и меценатства, помнят о том, что позволяющий им «творить добро» для обездоленных финансовый результат предпринимательской деятельности зависит не только от имущества компании в виде земли, капитала и предпринимательских способностей руководящего состава, но, в равной им степени, трудовых ресурсов компании.

Почему-то многие компании воспринимают социальную ответственность бизнеса как что-то направленное вовне, что-то, что компания как самостоятельный, автономный субъект экономики, направляет в окружающий её мир, и совершенно забывают о том, что предпринимательская структура – субъект не только экономической жизни, но и социальной: организация – это люди. Организация – это не продукт, это не фирменное наименование, не гудвилл и даже не акции или доли в уставном капитале. Организация – это люди. Значимость качества трудовых ресурсов для успешной деятельности и роста компании трудно переоценить. Поэтому представляется, что социальная ответственность предприятия должна быть, в первую очередь, направлена на людей внутри компании, на соблюдение законных прав сотрудников и установление благоприятных условий для исполнения сотрудниками своих обязанностей. В попытках предотвратить текучесть кадрового состава, предприятия пытаются разрабатывать различные мероприятия, пытаются взращивать так называемую «корпоративную культуру», которая, на практике, никакой культурой, в сущности, не является. Корпоративная культура становится набором правил, императивных норм, которая воспринимается работником не как добрые традиции, а как дополнительный хомут на его рабочей шее, который тянет на дно, отрывая человека от личной жизни, собственных, личных увлечений, погружая его в эту пучину «заботы компании о его досуге». Несомненно, корпоративная культура – важная часть трудового процесса, она необходима для того, чтобы человек чувствовал себя частью целого, но при этом не становился безвольной марионеткой.

Результаты проведённого исследования среди работающего в отечественных компаниях населения Ростовской области в возрасте от 21 до 35 лет выявили неудовлетворённость условиями труда, связанную с ощущением собственной социальной незащищенности. Люди боятся брать листок нетрудоспособности, поскольку оплачиваться он будет с так называемой «белой» зарплаты, не хотят уходить в отпуск по той же причине, что в дальнейшем выливается в снижение работоспособности и падение экономической эффективности «винтика» большого механизма, поскольку переносящий на ногах простуду или два года не бывший в отпуске сотрудник мало мотивирован не только на великие свершения, но и на качественное несение своих повседневных обязанностей.

Среди крупных торговых предприятий Ростовской области прослеживается тенденция замещения социальной ответственности её суррогатами: вместо элементарных социальных гарантий, необходимых сотруднику, ему навязывается сомнительная корпоративная культура (различные, как правило, бюджетные, мероприятия), а также пропагандируется образ социально ответственной компании, занимающейся внешней благотворительностью, которая при этом довольно равнодушно относится к потребностям своих собственных сотрудников, сохраняя зарплату «в конвертах», неоплачиваемые переработки, некомфортные условия труда, не предоставляя работникам возможностей для профессионального и личностного роста.

Взгляды экспертов на принципы корпоративной культуры и социальной ответственности бизнеса относительно направленности этих явлений, по данным Фонда «Общественное мнение»,  разделились. Одни эксперты полагают, что социальная ответственность бизнеса проявляется в его участии в социальных программах, другие – в помощи неимущим, третьи – в ответственности бизнеса за свои деяния, четвертые разделяют сущность социальной ответственности на несколько уровней: первый – ответственность бизнеса перед своими работниками, второй – ответственность перед регионом, в котором функционирует бизнес. Некоторые же эксперты, с которыми склонен согласиться автор данной статьи, полагают, что корпоративная культура бизнеса должна вырастать из его внутренней социальной ответственности перед собственным персоналом, при исполнении предписаний трудового законодательства. Все остальные, внешние, благородные порывы бизнеса должны реализовываться позже, после удовлетворения законных потребностей работников.

Интересно то, что компании со значительной долей иностранного капитала, ведущие свою деятельность на территории нашего региона, несоблюдением трудового законодательства грешат меньше, чем их отечественные собратья.

Возможно, дело в том, что на российский рынок приходят иностранные компании с уже сложившейся в течение многих десятилетий в более стабильных экономических условиях корпоративной культурой и чётко обозначенной рыночной стратегией.

А нескладная и несовершенная корпоративная культура отечественного бизнеса связана с его молодостью и неопытностью, с отторжением советских принципов экономики и социального развития, с крайне нестабильной экономической ситуацией, сопровождающей его становление и развитие. Хотя следует отметить, что по данным проведенного порталом поиска работы Superjob.ru исследования, в последние пять лет большинству (86%) работающего населения страны не задерживали выплату заработной платы.
По мнению автора, проблемы социальной безответственности отечественного бизнеса должны быть преодолимы при помощи использования органами действующей законодательной и исполнительной власти регионов инструментов, побуждающих бизнес к соблюдению законодательства, поскольку от степени удовлетворённости работающего населения качеством своей жизни напрямую зависит степень доверия населения к действующей власти.

В заключение хотелось бы отметить, что богатая корпоративная культура хороша тогда, когда соблюдены все первоочередные права работника: официальная заработная плата, соразмерная затраченным им усилиям, но при этом с гарантированным минимумом, позволяющим не «влачить существование», а хотя бы «бесперебойно функционировать» в процессе жизнедеятельности, гарантированный оплачиваемый трудовой отпуск и больничный, обеденный перерыв, комфортные условия труда (освещение, кондиционирование, оборудованное рабочее место, чистое и опрятное место для приема пищи и справления естественной нужды). Здесь работает известный принцип пирамиды потребностей Абрахама Маслоу: пока не удовлетворены нижестоящие в пирамиде потребности, нет смысла удовлетворять вышестоящие. Строить корпоративную культуру нужно тогда, когда всё остальное уже построено, и, если нет полной уверенности в том, что работники готовы стать частью компании на ментальном уровне, что, собственно, и является целью построения жизнеспособной и развитой корпоративной культуры (а то, что работники из вашей компании разбегаются во все стороны, как тараканы ночью при включении света, не может служить положительным сигналом готовности людей к этому), то стоит задуматься над тем, какие их потребности из нижестоящих (которые, разумеется, работодатель обязан по закону удовлетворить) не удовлетворены, проанализировать их и наметить возможные пути решения этих проблем,  и только затем задумываться о взращивании на почве своей предпринимательской деятельности первых побегов цивилизованной корпоративной культуры.

Библиографический список:

1. База данных Фонда «Общественное мнение» -http://bd.fom.ru/report/map/d042629
2. Исследовательский центр портала Superjob.ru - http://www.superjob.ru/research/articles/111629/v-bolshinstve-rossijskih-kompanij-zarplatu-platyat-vovremya/




Рецензии:

28.10.2014, 23:01 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Хорошая,грамотно написанная статья, хотя немного проявляется публицистическая направленность в изложении материала. Рекомендуется к публикации.

29.10.2014 11:11 Ответ на рецензию автора Глагола Инна Борисовна:
Благодарю за внимание, уделённое моей статье, и за положительный отзыв! Также благодарю за замечание относительно публицистической направленности, я работаю над тем, чтобы сдерживать её проявления в научных своих работах. Обязательно учту Ваше замечание в своей дальнейшей работе. С уважением, Глагола И.Б.

29.10.2014, 11:07 Зиновьев Сергей Николаевич
Рецензия: Согласен, статья написана грамотно, но выводы слабоваты...Напр.-"проблемы социальной безответственности отечественного бизнеса должны быть преодолимы при помощи использования органами действующей законодательной и исполнительной власти регионов инструментов, побуждающих бизнес к соблюдению законодательства". Мало конкретики.. Между тем тема актуальная в нынешней ситуации- санкции, девальвация рубля и пр. Рекомендуется к публикации.
29.10.2014 12:12 Ответ на рецензию автора Глагола Инна Борисовна:
Благодарю Вас за рецензию! Пожалуй, темой моей следующей статьи станет описание и анализ действующих инструментов региональной власти и рекомендации по разработке новых) К сожалению, в рамках одной статьи мне пока сложно, не запутав читателя (и саму себя), проработать сразу несколько серьёзных аспектов. Но я буду стремиться к этому. Ещё раз благодарю за рецензию и ценное замечание. С уважением, Глагола И.Б.

27.12.2014, 16:32 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Затронута актуальная тема. Рекомендую автору уделить внимание методологическому аспекту проблемы. Хотелось бы увидеть оценку "степени изученности" проблемы. Стиль изложения не является научным, хотя идеи автора интересны. Статья нуждается в доработке.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх