Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Менеджмент
Размещена 10.11.2014. Последняя правка: 10.11.2014.
Просмотров - 5009

Ресурсоэффективность в менеджменте

Майкова Екатерина Игоревна

ТПУ

Студентка

Криницына З.В., кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента ИСГТ ТП


Аннотация:
В данной статье рассказывается о то, что такое ресурсоэффективность и какую роль она играет в менеджменте.


Abstract:
This article describes what is resource efficiency and the role it plays in the management.


Ключевые слова:
менеджмент; ресурсы; ресурсоэффективность

Keywords:
management; resources; resource efficiency


УДК 005

Проблема рационального и эффективного использования ресурсов в современных условиях становится все более популярной, особенно она актуальна для России, богатой  природными, но бедной человеческими ресурсами. В связи, с чем понятие ресурсоэффективности может быть рассмотрено в различных научных областях, в частности в области менеджмента.

Так, для ТПУ, национального исследовательского университета в области ресурсоэффективности, данная тема имеет принципиальное значение. Тем не менее, анализ научных публикаций, посвященных ресурсоэффективности в области гуманитарных наук показал, что на сегодняшний день исследование понятия ресурсоэффективности представлено лишь в отдельных статьях, в частности, Дульзона А.А., Рыжковой М.В., Могильницкой Г.О., Ардашкина И.Б., Воробьевой И.П., Лукьяновой Н.А. и др. При этом, основная доля публикаций, представляют исследования понятия ресурсоэффективности в области технических наук. В связи с чем, рассмотрим понятие «ресурсоэффективность» и определим область его применения в области менеджмента.

Для более подробного ознакомления с понятием ресурсоэффективности необходимо рассмотреть составляющие данного термина: ресурсы и эффективность. С экономической точки зрения ресурсы представляют собой  все то, с помощью чего производятся первичные блага, удовлетворяющие потребности человека. Другими словами это те блага, с помощью которых производятся новые  блага, следовательно, данные ресурсы еще носят название производственные или экономические ресурсы, которые включают в себя следующие виды:

  1. природные ресурсы;
  2. трудовые ресурсы;
  3. капитал;
  4. предпринимательские способности;
  5. знания и информация, необходимые для хозяйственной жизни.

В то время Аристотель, а вслед за ним и средневековые мудрецы считали труд одним из самых важнейших экономических ресурсов. Аналогичный подход разделяла и первая экономическая школа — меркантилизм. Школа физиократов особенное значение приписывала земле как экономическому ресурсу. А. Смит анализировал такие всем известные экономические ресурсы, как труд, земля и капитал. Большинство современных экономистов склонны думать, что сейчас по значимости в качестве фактора экономического роста на первое место вышел фактор «знания», называя его по-разному — технология, научно-технический прогресс, наука, информация [1].

Как известно, экономическим ресурсам характерно свойство редкости и ограниченности. В самом определении ресурсов встречается слово  потребность, которое заключается в ощущении нехватки чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития человеческой личности. Отсюда вытекает противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов, которое не в состоянии устранить даже научно-технический прогресс.

Что касается рассмотрения понятия эффективности, то в самом общем виде эффективность можно определить как связь между результатом и затратами на этот результат[2]. Эффективность организации оценивается комплексно, по показателям двух блоков.

Первый блок включает в себя объективные (экономические) показатели:

  1. Результативность.
  2. Производительность.
  3. Продуктивность.
  4. Рентабельность.
  5. Экологичность.
  6. Энергоемкость.

Второй блок включает в себя субъективные (психологические, физиологические, социально-психологические) показатели:

  1.  Трудовая, духовная и общественная предприимчивость сотрудников;
  2. Удовлетворенность трудовой деятельностью;
  3. Относительная стабильность организации;
  4. Сработанность организации [3].

В экономике часто встречается ситуация, когда эффективное использование одного экономического ресурса может компенсировать нехватку другого. Вот почему необходимо было разобраться со следующими понятиями: ресурсы, эффективность.

Анализируя данные определения, можно дать определение понятию ресурсоэффективность –  эффективное, рациональное использование доступных ресурсов с минимальными затратами или получение максимально возможного объема продукции с помощью данных ресурсов. Так как ресурсы подразделяются на материальные (земля и капитал) и человеческие (труд и предпринимательские способности, знания) необходимо, чтобы между ними соблюдался баланс.В современном мире существуют необходимость управления, как технологическими предприятиями, так и человеческими ресурсами и информацией.  Зачастую богатство природных ресурсов еще не означает, что экономика достигнет высокого уровня своего развития, здесь важно правильно и эффективно распорядиться этими ресурсами, а помогают в этом предпринимательские способности и знания.

Не стоит путать понятия ресурсоэффективности и ресурсосбережения. Согласно словарю С.И.Ожегова ресурсосбережение – это сокращение: сбережение ресурсов. [5] Поэтому, оперируя понятием ресурсоэффективности, не стоит забывать о доминирующем моменте – рациональном использовании ресурсов, которое не означает сокращение использования ресурсов.

Ресурсоэффективность как важный элемент управления, применим на практике как на предприятиях с использованием высоких, сложных технологий, на промышленных предприятиях, так и в управлении человеческими ресурсами. Отсюда вытекает необходимость в определении ресурсоэффективности в области менеджмента – рациональное использование и применение человеческих ресурсов в управлении предприятием, организацией, которое повлечет за собой эффективное использование доступных организации ресурсов.

Так, становится актуальным исследование проблем ресурсоэффективности в образовательном процессе. В качестве примера можно рассмотреть структуру университета: взаимодействие студентов и преподавателей. Главный вопрос для преподавателей нашей страны: как мотивировать студентов на максимально эффективное получение знаний, как научить обучающихся пользоваться доступными им информационными и другими ресурсами?  В связи с возникшими вопросами, ВУЗам России стоит включить в учебные планы обязательную для всех направлений дисциплину «Основы ресурсоэффективности».

Таким образом, дальнейшее исследование ресурсоэффективности в области менеджмента позволит предложить технологии ресурсоэффективного управления предприятием (организацией), которые позволят применить накопленный опыт, инструменты, механизмы современного менеджмента для решения задач в области ресурсоэффективного управления.

Библиографический список:

1. ДульзонА.А., ПетровскаяТ.С., УшаковВ.Я. «Основы ресурсоэффективности» - новая дисциплина в учебных планах ТПУ // Известия Томского политехнического университета. – 2012. - №6 – 47с.
2. Курс экономической теории: учебное пособие / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2006. – 43 с.
3. Показатели эффективности организации. [Электронный ресурс] //URL:http://psylist.net/(дата обращения 11.10.2014).
4. Толковый словарь С.И.Ожегова. [Электронный ресурс] // Ресурс. Ресурсосбережение. URL:http://www.ozhegov.ru/index.html (дата обращения 11.10.2014).
5. Экономика/ Учебник под ред. А.С. Булатова. [Электронный ресурс].URL:http://bibliotekar.ru/economika-8-3/index.htm(дата обращения 11.10.2014).




Рецензии:

11.11.2014, 8:02 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Статья отвечает требованиям, предъявляемым к научным статьям. Рекомендуется к опубликованию.

11.11.2014, 10:26 Зень Сергей Николаевич
Рецензия: Тема, поднятая в работе, достаточно актуальна. Еще с советских времен известен девиз: "Кадры решают все". Студентка кратко рассмотрела сущность ресурсоэффективности в менеджменте, отметила роль вузов в формировании данной культуры. Однако, хотелось бы отметить основные недостатки: - название работы слишком общее, не отражает полностью содержание текста и конечные выводы. - уникальность текста составляет 70,38 %, надо доработать 4, 5, 7, 8 абзацы. - автор не совсем обоснованно делает выводы о формировании определения "ресурсоэффективноси в менеджменте", необходимо более обстоятельно провести анализ данного определения. - слудует очертить причинно-следственную связь между ресурсоэффективностьюв общем, ресурсоэффективностью в менеджменте и ресурсоэффектвиностью в образовательном процессе... Рекомендую к публикации после доработки. С уважением, Зень Сергей Николаевич.

11.11.2014, 17:56 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Согласна с рецензией Зень С.Н. Определение "Рациональное использование и применение человеческих ресурсов в управлении предприятием, организацией, которое повлечет за собой эффективное использование доступных организации ресурсов" никак не может быть отнесено к менеджменту в целом, потому что касается только "трудовых ресурсов" или "человеческого капитала" (какой подход к трактовке понятия вам больше импонирует). Трудовые ресурсы или человеческий капитал - только лишь один из видов ресурсов, поэтому для менеджмента такая трактовка слишком узкая. Ресурсоэффективный подход должен лежать в основе управления наравне с маркетинговым, ситаационным, логистическим и т.д.

12.11.2014, 8:04 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Рекомендую автору улучшить аннотацию и после можно опубликовать.

17.11.2014, 15:02 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: Статья может быть рекомендована к печати после доработки, а именно: автору необходимо переделать аннотацию. По автору:В данной статье рассказывается о то, корректнее - статья посвящена рассмотрению или в статье анализируется и т.д., а также допущена грамматическая ошибка в слове том ...отсутствует окончание буква "м". Также в тексте статьи отсутствует ссылка на источник литературы под № 4.

29.03.2015, 22:18 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Статья актуальна, соответствует требованиям, однако просмотрите ошибки и знаки препинания. Доработать, после чего рекомендуется к печати

14.04.2015, 14:30 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх