Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №15 (ноябрь) 2014
Разделы: Экономика
Размещена 17.11.2014. Последняя правка: 17.11.2014.

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Сербаева Ксения Александровна

Полесский государственный университет

студент

Недведцкий Вадим Марьянович, ассистент, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной работе охарактеризовано современное состояние и проблемы транспортно-логистических услуг в Республике Беларусь, а так же перспективы развития и пути совершенствования данной сферы.


Abstract:
In this article characterized the modern state and problems of transport and logistics services in the Republic of Belarus, as well as prospects of development and ways to improve this sector.


Ключевые слова:
Логистика; транспорт; транспортно-логистические услуги

Keywords:
logistics; transport; transportation and logistics services


УДК 656.062(476) (075.8)

В хозяйственной системе любой страны транспорт играет важную роль - это одна из базовых отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Уровень развития транспортной системы государства является одним из важнейших признаков  технологического прогресса страны и ее и цивилизованности.

Транспортный комплекс Республики Беларусь занимает исключительно важное место в жизнеобеспечении ее многоотраслевой экономики и реализации социальной политики государства. Устойчивое и эффективное его функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки всей экономики республики, обеспечения национальной безопасности, улучшения условий и повышения уровня жизни населения [1].

Транспортная логистика в Беларуси позволяет в полной мере использовать преимущества различных видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного. Для развития экономики Республики Беларусь необходимо скорейшее формирование современной транспортной логистической системы, учитывая географическое положение страны и транспортные коридоры, проходящие через территорию страны.

Координация работы по развитию логистической системы Республики Беларусь, формированию инфраструктуры логистического обслуживания, строительству и вводу в эксплуатацию логистических центров согласно Программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 124, осуществляется Министерством торговли [2].

На современном этапе проводится работа по развитию логистики в двух направлениях:

  • первое – международная логистика. Это обусловлено выгодным расположением Республики Беларусь  на пересечении основных транспортных путей, связывающими важнейшие региональные рынки (Россию и страны Юго-Восточной Азии ) и  государства Западной, а так же  страны Черноморского побережья и страны Балтийского моря;
  • второе – внутриреспубликанская логистика , предназначенная для доставки товаров, которые используются  белорусскими потребителями). Внутриреспубликанская логистика содействует скорейшей переработке и доставке товара, а международная – решает, как его обработать и «задержать» в стране.

По результатам исследования «Налаживание связей для повышения конкурентоспособности: торговая логистика в глобальной экономике», проведенного в 2014 г. Всемирным Банком, Республика Беларусь занимает 99 место среди 160 стран с развитой системой логистики. ( в т.ч по эффективности таможенного и пограничного оформления Республика Беларусь занимает 87 место, по  качеству торговой и транспортной инфраструктуры - 86; по критерию простоты организации международных перевозок по конкурентоспособным ценам  - 91; по качеству и компетентности логистических услуг- 116; возможности отслеживания прохождения грузов 113; своевременности поставок - 93.) [3].

По результатам  транспортно-экспедиционной и логистической деятельности в Республике Беларусь за 2013 год получено  1,7 млрд. долларов США по следующим видам услуг: 

Рисунок 1 - Объем транспортно-экспедиционных услуг, оказанных организациями, осуществляющими логистическую, транспортно- экспедиционную деятельность, млн. долларов США

Примечание: источник [4].

В программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года одной  из целей является повышение эффективности и конкурентоспособности транспортно-логистической системы РБ и обеспечение на этой основе:

  • роста экспорта транспортных услуг в 3,1 раза до 9,3 млрд долл. в 2015 году по сравнению с 2010;
  •  развития транзитного потенциала страны и инфраструктуры международных транспортных коридоров;
  • роста объема транзитных доходов от услуг объектов придорожного сервиса (за 2010 год равны 670 млн долл.) до 1,217 млн долл [4]. 

К основным факторам, препятствующим эффективному функционированию логистики в Республике Беларусь относятся:

  • недостаточность складских помещений класса А и В, оборудованных системой температурного контроля
  • пропускная способность железной дороги и дорогие телекоммуникации
  • Дорожная инфраструктура

Мировая практика показывает, что применение услуг логистов позволяет снизить издержки предприятий на 10—20%.

Важным этапом развития отечественной логистики является повышение компетентности персонала логистических операторов. Поэтому сейчас происходит разработка СТБ «Логистическая деятельность. Общие требования к компетентности и порядку аттестации персонала логистического оператора». В основу проекта документа положены самые передовые методики, в т.ч. программы оценки компетентности, принятые Европейской логистической ассоциацией, Советом профессионалов в области управления цепями поставок, Всемирным обществом инженеров-логистов, корпорациями VOLVO, NATO и рядом других структур.

Этот стандарт разработан впервые на территории СНГ и устанавливает общие требования к знаниям, навыкам и умениям логистов операционного/контролирующего, старшего и стратегического уровней иерархии менеджмента. После его принятия в Беларуси появится единый подход к подготовке логистов в учебных заведениях, а у руководства логических операторов — возможность для качественной аттестации работников [5].

В целях повышения эффективности работы транспортного комплекса Беларуси представляется необходимым проведение следующих мероприятий по дальнейшему развитию логистики в республике:

- создание логистического органа управления, который призван обеспечить формирование государственной политики в сфере логистики, а также для содействия ее реализации

- обновление подвижного состава путем развития лизинга

-осуществление комплексных мероприятий по оптимизации грузопотоков, выбору видов транспорта, рационализации тары и упаковки, унификации грузовых единиц

-организация эффективного информационного взаимодействия между государственными органами экспортно-импортного контроля;

-Таможенное оформление импортных поставок, в основном в бумажной форме с постепенным внедрением электронного декларирования

-организация работы в стране 3Pl-, 4pl и в перспективе 5PL- логических провайдеров

-обеспечение логистических терминалов системами индефикации товаров международной системе товарной нумерации

- необходимо в полную силу использовать выгодное географическое положение нашей страны.

В перспективе предусматривается строительство 36 логистических центров, обладающих различной функциональностью, и около 16 — собственными корпоративными программами субъектов хозяйствования. Для данных целей выделены земли местными органами власти.

Таким образом, усовершенствования и доработки в системе логистических услуг позволят компаниям Республики Беларусь занять устойчивую позицию в международной логистике. За счет развитой логистической инфраструктуры произойдет  приток иностранных инвестиций в страну, увеличится объем транзитных перевозок, сформируются  дополнительные конкурентные преимущества белорусских участников рынка транспортно-логистических услуг, а так же обеспечится значительный рост экспортного потенциала страны.

Библиографический список:

1. Шимов В.Н., Александрович Я.М., Богданович А.В. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Потенциалы развития. Механизмы управления: учебное пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.:БГЭУ,2005 – 844с.
2. Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo.by — Дата доступа: 04.11.2014.
3. Сайт «Всемирный банк» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.worldbank.org - Дата доступа: 04.11.2014
4. Сайт «Ассоциация Международных Экспедиторов и Логистики «БАМЭ»» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.baif.by – Дата доступа: 04.11.2014
5. Сайт «Национальная экономическая газета» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.neg.by/ - Дата доступа: 03.11.2014




Рецензии:

17.11.2014, 16:48 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх