Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №17 (январь) 2015
Разделы: Искусствоведение
Размещена 17.11.2014.

УНИЧТОЖЕНИЕ СЕРБСКОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В КОСОВО И МЕТОХИИ

Элэзович Звездана Милутин

Магистр

Институт сербской культуры, г. Лепосавич (Сербия)

Исследователь - научный сотрудник отделения искусств

Аннотация:
В работе идет речь об уничтожении сербского культурного наследия в Косово и Метохии (Автономном крае Республики Сербия) после агрессии НАТО 1999-го года. На этой территории находится значительное количество памятников сербского культурного наследия, часть которых включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особое значение для сербской культурной идентичности имеют сербские православные монастыри Края, часть которых в указанное время уничтожена или подверглась значительным повреждениям.


Abstract:
This paper is about the destruction of Serbian cultural heritage in Kosovo and Metohija (autonomous province of Republic of Serbia) in the aftermath of the NATO aggression in 1999. In this area there is a significant number of monuments of Serbian cultural heritage, part of which is on the list of UNESCO. Special significance for Serbian cultural identity have Serbian Orthodox monasteries in the province, of which one part was destroyed while one part suffered significant damage during the aforementioned period.


Ключевые слова:
Сербское культурное наследие; культурная идентичность; Сербия; Косово и Метохия

Keywords:
Serbian cultural heritage; cultural identity; Serbia; Kosovo and Metohija


УДК 323.1

Сербия имеет богатое культурное наследие, репрезентативная часть которого находится в Косово и Метохии, Автономном крае в составе Республики Сербия, находящимся под временным управлением ООН, где органы временной власти в условиях доминирования албанцев односторонне провозгласили т.н. независимость. На этом пространстве сербского государства находятся и монастыри, которые включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, из-за необычайной красоты данных памятников культуры и их культурной, исторической и художественной ценности. Речь идет о монастырях Дечани, Печка-Патриарша, Грачаница и Богородица Левишка [2]. Сербское культурное наследие в Косово и Метохии является важным сегментом культурной идентичности сербского народа и предметом нашего исследования на проекте «Материальное и духовное культурное наследие Косово и Метохии» – № 178020.  По Бранимиру Стойковичу, понятие «идентичность» - персональная, социальная, политическая, культурная – это типичное модное слово, чье употребление прогрессивно растет, становясь, таким образом, все непонятнее. Культурная идентичность может пониматься как принадлежность индивида к данной культуре,  с которой он идентифицируется. Культурная идентичность в более широком контексте может пониматься как самосознание члена определенной группы, которая исторически появилась и развивалась в зависимости от критериев, которые данная группа устанавливала в отношениях с другими общественными группами. [4, с. 13, 26].

То, что не уничтожили турки во время многовекового господства на этих территориях, разрушалось во время Второй мировой войны, во время коммунизма и агрессии НАТО на Союзную Республику Югославию в 1999-ом году, как, впрочем, и после. А на Космете (Косово и Метохия)  состояние  культурного наследия во время и спустя несколько десятилетий после Второй мировой было особенно тяжелым. Выселение сербов вследствие шиптарского (албанского) террора и разрушение памятников были перманентными процессами, о которых верхушка политической власти Югославии долго умалчивала.   Албанский террор вынуждал сербских священников и сербскую интеллигенцию обращаться в верховные институты государства за помощью. Чаще всего в своих письмах они подчеркивали, что Космет для сербов не просто биологический вопрос и вопрос области, края или республики.  Вопрос Косово и Метохии - это вопрос духовной культурной и исторической идентичности сербского народа. С монастырями Печка-Патриарша, Дечани, Грачаница, косовскими мучениками и сербским косовским обетом и определением, Космет – наша память, наш очаг, центр нашего бытия [3, с. 289].

В конце XX века, сербское культурное наследие уничтожалось на просторах Сербии во время бомбардировок НАТО, культурное наследие понесло ущерб, размеры которого, к сожалению, и на сегодняшний день точно не определены. Наиболее трагическая судьба культурного наследия Косово и Метохии,  причем после прихода международных миротворческих сил. Миротворческие силы KFOR вошли в Косово и Метохию 13 июня 1999-го  года с целью гарантировать мир и безопасность всем жителям Края. С тех пор, более 250.000 сербского и неалбанского населения  изгнано из Космета, более 1500 людей, женщин и детей похищено и пропало без вести. Уничтожены или  захвачены тысячи сербских домов, а в сербские квартиры насильно заселены десятки тысяч шиптаров. После прихода международных войск, гражданской администрации ООН, многочисленных  гуманитарных и негосударственных организации, а также сотен журналистов, более 130 церквей и монастырей были разрушены, повреждены или осквернены [2].

На черном рынке антиквариата и предметов искусств появляются предметы, украденные в православных святынях в Косово.  В Греции недавно арестована группа албанских контрабандистов, которая через Албанию вывезла богослужебные книги XIX века и гравюры и иконы XVIII века, украденные из церквей в Косово.  Зарегистрирован случай в Словении, когда полиция арестовала нескольких албанцев, которые предлагали несколько десятков старых икон из разоренных косовских храмов. Среди тех, кто посягнул на сокровища сербской церковной ризницы, нашелся, к сожалению, и один профессиональный немецкий военный: утверждено, что он вынес из Соборной церкви в Призрене ценную икону и другие драгоценности, которые затем попытался продать. Нападения на сербские церкви, которые продолжаются и в присутствии международных военных сил на Космете, видные церковные деятели  считают скандальным показателем экстремизма и нестабильности, требуя конечного восстановления мирной жизни всего населения этого Края и защиты его культурного и духовного наследия [3].

Иеромонах Савва пишет, что насилие и  разрушения – это не только результат и последствия личной слепой мести. Все более заметно, что это часть албанского систематического плана по полному уничтожению следов сербской и христианской культуры в Косово и Метохии, где имеются около 1400 церквей и монастырей, построенных в средние века. Поэтому духовенство из Космета предостерегает сербскую общественность следующими словами: разве могут быть под угрозой самые драгоценные памятники сербского средневекового христианского искусства и архитектуры? Разве Европа и весь мир могут разрешить, чтобы борьба за политические права на территории Косово и Метохии осуществлялась за счет уничтожения целого народа - любого народа - и уничтожения его святынь, независимо от того, к какой вере они относятся. [7, с. 6].

Сегодня защита культурного наследия в современном мире является приоритетом [8, с. 2-4]. Большая часть разрушенных памятников культуры Косово находится на территории Рашко-Призренской епархии, первое упоминание о которой относится к 1020 году, во Второй булле византийского царя Висилия  II. Рашко-Призренская епархия – хранитель духовного наследия, накопленного веками. Расцвет национальности, государственности и культуры на этой территории   пришелся на 13 и 14 века. Свидетельства этому - Високи Дечани (1327), Печка-Патриарша (1230), Богородица Левишка (1219), Грачаница (1313), как и импозантные остатки  Баньске, Звечана, Новог Брда и многие другие. Рядом с ними со временем возникали сотни и сотни церквей, монашеских, отшельнических келий,  црквишт (мест, где видны или не видны остатки сакральных объектов) в полях вдоль рек и дорог. Фрески XIII и XIV века из Косoво и Метохии занимают важное место в живописи, а художники-фрескисты  из монастырей Печка-Патриарши, Богородицы Левишкой, Дечанах или Грачаници, относятся к лучшим художникам того времени.  Культурные и художественные сокровища Рашко-Призренской епархии входит в число величайших художественных достижений христианской цивилизации. Архиереи, правители, монахи, священники вместе с народом воздвигали и украшали церкви, монастыри и кельи.  Многие жемчужины средневековой архитектуры сохранялись все время до прихода международных сил на Космет в 1999 году. С тех пор они подвергаются самому жестокому уничтожению [3].

Наибольшее количество христианских храмов, которые, вопреки всему, существовали веками, к сожалению, не  пережили последние разорения – от 1999-го года и по сей день, точнее от прихода международных военных и общественных представителей Миссии ООН на территорию Косово и Метохии. Уничтожение и разорение христианского культурного наследия Сербии, в особенности той ее части, которая  датирована средними веками, и, которая в других европейских государствах охраняется с исключительным вниманием, не имеет аналогов в новейшей истории Европы. В мартовском погроме (2004г.) уничтожено 19 памятников культуры –  шесть из первой категории, к которой относятся церковные сооружения из XIV, XV и XVI века и 16 святынь, церквей, которые вне категории, что в целом составляет 35 памятников и церквей [2, с. 357-359].

В период от 1999 по 2004 года, уничтожено 15 памятников культуры первой категории и 23 из текущей категории, всего 38 памятников и объектов. В группе культурных ценностей, которые  сохранены до настоящего момента, представлено 88 культурных ценностей – 31 из первой категории и 57 из третей категории. После вандальских нападений албанских террористов на христианские святыни   в марте 2004 года,  число уничтоженных культурных ценностей из первой категории достигло 21, а из третьей категории  36, что в сумме составляет 47 памятников и объектов. Если принять во внимание и остальные уничтоженные культурные ценности, как и святыни, окончательное число превосходит 140 памятников, святынь и объектов.  Становится ясно, что имеет место организованное и намеренное разрушение памятников и святынь, цель которого стереть любой след о существовании христианской цивилизации и культурного наследия Сербии  в этой части сербской и европейской территории, которая находится под временным управлением Миссии ООН. Основной проблемой в рамках  продолжения процесса защиты и сохранения христианского культурного наследия в Косово и Метохии является изгнание сербских специалистов и учреждений культуры из системы защиты наследия: за прошедшие года изгнанные сербские специалисты не имеют доступа и исключены из работы с культурными ценностями.  Огромное количество памятников и объектов не охраняется; там, где можно действовать, контакты со специалистами редуцированы, и, тем самым, результаты работы символичны; предписанные режимы защиты не улучшаются и не реализуются, меры защиты не применяются, точнее, применяются избирательно;  закрыт контроль со стороны высших институций Республики Сербия; вандализм над культурными ценностями продолжается без каких-либо санкций для организаторов, как из 1999-го года,  так и из 2004-го года. Среди ключевых проблем отмечаем: игнорирование международных правовых норм, как и применение политики «двойных стандартов» со стороны Администрации UNMIK [1, с. 19-20].

В мартовском погроме 2004 г. уничтожены следующие культурные ценности и святыни:

Церковь Св. Илии (Бистражин) – заминирована в марте 2004 года; Соборная церковь Святой Троицы (Джаковица) – уничтожена в 1999 году, а оставшиеся 2 колокольни  снесены в марте 2004 года; Церковь Успения Богородицы с парохийским домом (Джаковица) – март 2004 года, снесена в 2004 году в присутствии Миссии ООН  и KFOR. Также уничтожены оба церковных дома, а материал украден  [2, с. 358]. Кладбищенская церковь Святого князя Лазаря (Пискоте) – март 2004 года, уничтожена церковь и кладбище; Церковь Св. Николы (Косово поле) – март 2004 года, подожжена изнутри; Церковь Св. Катарины (Бресье) – март 2004 года, ограблена и  разорена; Церковь Св. Пантелеймона (Донья Слапашница) – подожжена в марте 2004 года; Церковь Св. Саввы (Косовска Митровица) – подожжена и повреждена в присутствии военных сил Миссии ООН; Церковь Св. Архангела Михаила (Обилич) – подожжена изнутри; Церковь Св. Неделье (Брняча) – март 2004 года, подожжена; Церковь Введения Пресвятой Богородицы (Бело Поле) – подожжена и ограблена в 1999 году,  затем обновлена, а в марте 2004 года церковь снова подожжена; Церковь Св. Иоанна Предтечи (Печ) – церковь в Митрополии с парохийским домом уничтожены в марте 2004 года; Церковь Св. Андрея Первозванного (Подуево) – март 2004 года, алтарная часть церкви была сильно повреждена; Церковь Св. Николы (Приштина) – март 2004 года, церковь и парохийский дом подожжены: сгорел иконостас, иконы и весь архив; Церковь Саввы (Призрен) – март 2004 года, церковь подожжена в присутствии частей KFOR; Церковь Богородицы Левишке (Призрен) – март 2004 года, церковь подожжена изнутри, алтарная часть осквернена, а алтарный стол разбит. Фрески подверглись большим повреждениям, а военные KFOR не защитили церковь от нападавших; Церковь Св. Николы „Тутичева“ (Призрен) – март 2004 года, церковь разорена и подожжена  изнутри, что нанесло тяжелые повреждения; Крепость Каляя (Призрен) – март 2004 года – повреждена; Монастырь Святых архангелов (Призрен) – март 2004 года – монастырь ограблен и подожжен в вандалистском нападении албанских террористов  в присутствии военных KFOR; Церковь Св. Неделе (Призрен) – церковь сожжена в 2004 года в присутствии частей KFOR; Церковь Св. Георгия „Руновича“ (Призрен) – марта 2004 года, церковь подожжена изнутри, что нанесло тяжелые повреждения; Комплекс Поткаляя, Пантелея и Поток махала (Призрен) – жилая, ремесленная и торговая часть города, уничтоженная в 1999-2001 года, а население изгнано; в марте 2004 года большое число домов сгорело; Здание Богословия „Святой Кирилл и Мефодий“ (Призрен) – март 2004 года, целый комплекс подожжен и разорен; Соборная церковь Св. Георгия (Призрен) – март 2004 года, церковь сожжена и заминирована в присутствии частей KFOR; Церковь Святых Космы и Дамиана  (Призрен) – март 2004 года церковь сожжена; Церковь Св. Пантелеймона (Призрен) – церковь сожжена в марте 2004 года; Монастырь Девич (Србица) – март 2004 года, монастырь сожжен, а гробница Йоникия Девичког раскрыта и осквернена [1].

Все попытки власти Сербии установить сотрудничество с Администрацией UNMIK  для защиты культурного наследия в соответствии с подписанными международными документами, касающимися способа организации власти, идет ли речь о «Резолюции 1244» или о такой конвенции как,  Гаагская конвенция о защите культурных ценностей  в вооруженных конфликтах (1954), остались без видимых результатов [2]. По этой причине необходимо выступать за уважение прав человека и свободу передвижения и работы, в качестве основных предпосылок для нормализации жизни и дальнейшей защиты наследия путем последовательного применения международных конвенций   и стандартов  в области культурного наследия в Косово и Метохии. Обеспечить защиту прав всех наследников культурных ценностей на сохранение собственного наследия, что требует возвращения сербских специалистов в систему защиты наследия, их полноправное участие в создании механизмов, обеспечивающих распределение ответственности. Затем, определение состояния культурного наследия, предложение мер немедленной и долгосрочной защиты со списком приоритетов, адекватную физическую, юридическую и специализированную защиту памятников. Художественное, культурное и сакральное наследие Косово и Метохии (движимые и недвижимые культурные ценности) претерпели и продолжают терпеть самые тяжелейшие повреждения и уничтожения не только от последствий военных разорений и дальнейших вандальских нападений (особенно после прихода Миссии ООН в 1999 г.), но и из-за отмены или сокращения надзора и обслуживания объектов наследия. Халатность, вызванная актуальной политической неопределенностью, может нанести непоправимый ущерб. Территория Косово и Метохии является центром культурного, сакрального и художественного наследия наивысшей ценности, свидетельствующим не только о присутствии самых различных конфесиий и цивилизаций, но и о том, что это живой перекресток культур. Это наследие принадлежит всему человечеству, и должно быть защищено и сохранено в соответствии с принципом европейского «общего наследия». Спасение и сохранение культурного наследия в Косово и Метохии, в особенности христианского наследия, которое и далее под угрозой - это большой вызов и обязанность современной Европы. [1, с. 12].

Сербское культурное наследие Косово и Метохии - одно из наиболее уязвимых в современном мире. Речь идет о наследии исключительной ценности, которое является  культурным наследием мира и Европы (часть его в списке ЮНЕСКО). Оно имеет первостепенное значение для общей культуры сербского народа и его культурной идентичности. Особую ценность представляют  церкви и монастыри Сербской православной церкви, являющиеся христианским наследием, и в особенности наследием православного христианства. Остается надеяться, что еще не уничтоженное культурное наследие будет защищено, а уничтоженное или поврежденное наследие, будет когда-либо восстановлено.

Библиографический список:

1. Мартовски погром на Косову и Метохији./ ред. Б. Јокић. – Београд, 2004, – 120 с.
2. Гускова, Ј. Косово и Метохија: рат и услови мира. – Косовска Мировица, 2014, – 446 с.
3. Базић, М. Идентитет и културно наслеђе Срба. – Београд, 2007, – 351 с.
4. Стојковић, Б. Европски културни идентитет. – Београд, 1993, – 181 с.
5. Смит, А. Д. Национални идентитет. – Београд, 1989, – 308 с.
6. Василева, С. Културно наследство и устойчиво развитие: концепти, политики, добри практики. – София, 2013. – 363 с.
7. Распето Косово: оскрнављене и уништене православне српске цркве на Косову и Метохији (јун-октобар 1999). – Глас Косова и Метохије, 1999, – 59 с.
8. Gillman, D. The idea of Cultural heritage. – Cambridge, 2010. – 218 с.




Комментарии пользователей:

2.02.2015, 18:54 Надькин Тимофей Дмитриевич
Отзыв: На фоне трагедии, разыгравшейся на сегодняшней Украине, мы не должны забывать о событиях 15-летней давности - трагедии сербского народа. Остается только надеяться, что многовековая дружба между различными славянским народами все-таки выстоит в этом "однополярном" мире. Было бы интересно узнать у автора, кто по его мнению нанес больше урон сербской культуре - турки, немцы, коммунисты или натовские бомбардировки? Я бы рекомендовал к публикации.


Оставить комментарий


 
 

Вверх