Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №15 (ноябрь) 2014
Разделы: Педагогика
Размещена 19.11.2014.

СОСТОЯНИЕ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ У БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ ОВД В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Белоус Татьяна Львовна

кандидат педагогических наук

Сумской филиал Харьковского национального университета внутренних дел

доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Научный руководитель: Тюрина Валентина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, полковник милиции, профессор кафедры Харьковского национального университета внутренних дел


Аннотация:
В статье рассматривается состояние исследованности проблемы подготовки и формирования готовности будущих правоохранителей к работе в экстремальных условиях на теоретико-методических основах профессиональной подготовки специалистов в высшем учебном заведении. Профессиональная подготовка будущих работников ОВД направлена на системный, личностный, личностно-ориентированный, деятельностный, психофизиологический подходы с выделением отдельных психологических качеств, свойств и качеств личности.


Abstract:
The article discusses the state of the problem development of vocational training and formation of readiness of future law enforcement officers to work in extreme conditions on the theoretical-methodological foundations of professional training of specialists in higher educational institution. Vocational training future employees of internal Affairs bodies focused on the system, personalized, learner-centered, activity, psycho-physiological approaches emphasizing individual psychological qualities, personality and personality traits.


Ключевые слова:
профессиональная подготовка; формирование готовности; готовность к работе в экстремальных условиях; профессиональная устойчивость; психическая готовность

Keywords:
vocational training; formation of readiness; willingness to work in extreme conditions; professional sustainability; psychological readiness


УДК 378.017 : 351.74

Введение.Профессиональная деятельность сотрудников ОВД (органы внутренних дел) - чрезвычайно сложная, напряженная, опасная. Она требует как профессионального отбора будущих милиционеров, так и профессиональной подготовки их к работе в различных условиях, в том числе и экстремальных. Следствием этого является формирование их готовности к действиям в экстремальных ситуациях.

Рассмотрим состояние разработанности проблемы формирования готовности будущих правоохранителей к работе в экстремальных условиях, которая является составной частью подготовки будущих правоохранителей в ВУЗ МВД Украины, в теории профессиональной педагогики.

Актуальность.Существующие исследования раскрывают необходимость, сущность и пути реализации в профессиональной подготовке будущих специалистов в ВУЗ компетентностного (Н. Ничкало, А. Пометун, Е. Федоренко), деятельностного (А. Дубасенюк, В. Тюрина, А. Янкович и др.), акмеологического (Н. Кузьмина, Л. Рыбалко, Г. Яворская и др.), системного (В. Лозовая, А. Троцко и др.), синергетического (А. Романовский, А. Семенова и др.), личностного (В. Гринева, В. Сластенин и др.), аксиологического (Н. Ткачева) подходов и т.д. Также проблему формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности рассматривали в научных исследованиях с позиций формирования психологической готовности (М. Дьяченко, Л. Кандибович, Н. Кузьмина, А. Мороз, А. Штейнмец и др.), морально-психологической готовности (Л. Кондрашова), профессиональной готовности к педагогической деятельности (И. Исаев, В. Сластенин, А. Троцко), акмеологии как вершины профессиональной деятельности (О. Деркач), как результат подготовки специалиста, комплекс базовых навыков и компетентностей (В. Михайлова, Ю. Сенько).

Цель статьи:проанализировать и обосновать подходы российских и отечественных ученых к проблеме формирования профессиональной готовности к работе в экстремальных условиях у будущих работников ОВД.

Изложение основного материала. Ценным для нашего исследования является внимание не только к процессуальной составляющей подготовки, но и к личности работников ОВД, которые реализуют профессиональные функции в экстремальных условиях, от которой зависит качество выполнения этих функций. Похожие акценты находим в исследованиях подготовки офицеров разных родов войск к работе в экстремальных ситуациях.

Так, В. Горяйнов считает, что теоретико-методологическую стратегию воспитания у курсантов военного вуза ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности составляет сочетание системного, проблемно-деятельностного и личностно ориентированного подходов. Автор разработал систему воспитания у курсантов ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности, которая характеризуется направленностью на воспитание ценностного, информационно-познавательного и поведенческого компонентов, а также включает совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков: целевого, управленческого, содержательного, процессуального и результативного [5].

В своем исследовании В. Лефтеров раскрывает теоретические подходы к развитию личности и психологические особенности, пути и средства психосоциального и профессионального развития специалистов экстремальных видов деятельности [10]. Но это исследование отдельно не касается будущих правоохранителей, хотя является полезным для нашего исследования в аспекте личностного подхода.

Таким образом, основными теоретическими подходами к подготовке специалистов к работе в экстремальных ситуациях являются системный, деятельностный, личностно-ориентированный, личностный.

В учебнике М. Ануфриева, А. Бандурки, А. Ярмыша «Высшее учебное заведение МВД Украины» обобщен опыт работы ведомственных высших учебных заведений, нормативно-правовая база их деятельности, рассматриваются вопросы структуры, управления, организации учебного процесса, методической, научно-исследовательской, воспитательной работы. Авторами использован значительный фактический материал и большой собственный опыт руководящей, научной, педагогической деятельности в системе МВД Украины [2].

Педагогические исследования раскрывают вопросы подготовки будущих правоохранителей к работе в экстремальных условиях. В. Дяченко утверждает, что «...требования к подготовке будущих работников системы МВД качественно изменяются, так как высшие учебные заведения призваны не только дать определенную программами сумму знаний будущему работнику ОВД, но и научить его мыслить творчески, нестандартно, принимать быстрые и единственно правильные решения порой в сложных, экстремальных ситуациях, настойчиво преодолевать трудности и временные неудачи в служебной деятельности. В связи с этим, необходимо радикально изменить систему подготовки офицерского состава органов внутренних дел, ведь именно в процессе обучения в высшем учебном заведении закладываются основы профессионального мастерства будущих правоохранителей ОВД» [6].

Как отмечает Л. Криворучко, во время выполнения правоохранителями служебных обязанностей случаются несчастные случаи, последствиями которых часто становятся травмы и гибели работников, действующих в экстремальных условиях. Обеспечить абсолютную безопасность в таких случаях совсем невозможно, однако возможно снизить степень риска до безопасных условий труда. Повышение уровня профессиональной подготовки правоохранителей к действиям в экстремальных условиях автоматически повышает и уровень безопасности во время службы в нормальных условиях [8]. Впервые автором предложена методика моделирования профессиональной подготовки работников ОВД к действиям в экстремальных условиях и определен главный критерий состояния профессиональной подготовки работников ОВД Украины - определение уровня травматизма, впервые предоставлена классификация негативных условий воздействия на работников милиции в процессе выполнения служебных задач по признаку особенностей выполнения службы в экстремальных условиях [8]. Следует отметить, что автор не исследовал реализации личностного подхода в процессе подготовки будущих правоохранителей к экстремальным ситуациям, исследование касалось организации подготовки. Основными подходами, которые рассматривались в исследовании, были деятельностный и компетентностный, в то время как педагогическая и психологическая подготовка не были предметом исследования автора.

В. Дяченко доказал необходимость специальной деятельности по формированию профессиональной устойчивости у курсантов ВУЗов МВД Украины в процессе их подготовки. Под профессиональной устойчивостью работника ОВД он понимает сложное интегративное качество, которое обеспечивает совместно со специальными способностями быстрое становление работника ОВД как мастера своего дела, синтез свойств и качеств его личности, что дает возможность уверенно, самостоятельно, без эмоционального напряжения выполнять свою профессиональную деятельность в различных, порой непредсказуемых условиях на протяжении всей профессиональной деятельности с минимальными ошибками. Профессиональная устойчивость в милицейской деятельности предусматривает способность работника органов внутренних дел не отклоняться от своих личностных установок, взглядов и убеждений во время различных воздействий в процессе этой деятельности [6].

Личный вклад В. Дяченко заключается в определении понятия “профессиональная устойчивость работника органов внутренних дел” и критериев оценки устойчивости, разработки и внедрения методики целенаправленного формирования профессиональной устойчивости курсантов в учебно-воспитательном процессе ВУЗ образования системы МВД Украины [6].

В. Шалаев рассмотрел вопросы развития эмоционально-волевого компонента профессиональной готовности курсантов ВУЗ на занятиях специальной физической подготовки. На основе проведенного экспериментального исследования показана эффективность применения использованных методов и средств физической подготовки, направленных на развитие эмоционально-волевого компонента [16].

Кроме того, Г. Яворской в пособии «Педагогика для юристов» освещаются важнейшие положения педагогики с учетом специфики правоохранительной деятельности и раскрываются общие основы педагогики как науки, теории и практики организации учебного и воспитательного процессов, особенности системы юридического образования в Украине и в других странах. А также определены педагогические составляющие в деятельности юриста: педагогическое наблюдение, педагогический анализ, принятие педагогического решения, педагогическое общение, педагогическое влияние и педагогическая оценка. Важно и то, что в этой работе можно найти описание составляющих педагогической техники юриста: психотехника, педагогическая техника использования языковых и неязыковых средств и много других техник и приемов [18].

Согласно исследованиям К. Платонова, существует три значения готовности личности к деятельности: во-первых, это готовность как результат трудового воспитания, которая проявляется в желании трудиться, а также осознание необходимости участвовать в совместной трудовой деятельности; во-вторых, это готовность к определенной работе, которая является профессией и одновременно результатом профессионального обучение, воспитания и социальной зрелости; в-третьих, это готовность к труду как результат психологической подготовки и внутренней мобилизации [12].

Все они взаимосвязаны и входят в понятие профессиональной готовности. Обратимся к истокам этого понятия. В психологическом словаре понятие „готовность к действию” рассматривается в нескольких аспектах: как вооруженность человека необходимыми для успешного выполнения действий знаниями, умениями, навыками и как согласие на выполнение любых действий [13, c. 112].

Профессиональная готовность является широким действием, состоит из определенных действий в соотношении с целью, которая и определяет выбор перечня действий, средств деятельности. С другой стороны, за М. Каганом [7], качества личности формируются в той деятельности, которую человек выполняет и которая требует этих качеств. Следовательно, включение в профессиональную подготовку будущих правоохранителей к экстремальным ситуациям будет способствовать формированию профессиональной готовности к работе в экстремальных условиях. Поэтому необходима профессионализация процесса подготовки в ВУЗ МВД.

В. Тюрина характеризует готовность как способность и стремление осуществлять какую-то деятельность, то есть наличие определенной системы знаний, умений, навыков, волевых качеств, а также профессиональных качеств личности [15, с. 77]. В. Тюрина рассматривает способность как функцию знаний, умений и навыков, где знание - это понимание и сохранение в памяти системы фактов и их обобщений, отражающих реальную действительность; умение - это возможность успешного выполнения действий на основе приобретенных знаний для решения поставленных задач в соответствии с заданными условиями; навыки - многократные повторения одних и тех же действий в одинаковых или аналогичных условиях, что доведенные до автоматизма. Стремление - это желание и возможность выполнять любую деятельность [15, с. 78], внутренние побуждения к деятельности. Таким образом, готовность является результатом не только профессиональной, но и учебной деятельности.

Структурными компонентами готовности являются: мотивационный (ответственность, чувство долга), ориентационный (знания об условиях деятельности), волевой (самоконтроль, мобилизация), оценочный (самооценка собственной самоподготовки) [96], содержательно-операционный [15].

Профессор Л. Лазор отмечает, что трудовая правосубъективность - это не наличие у лица трудовых прав и обязанностей, а предусмотренная законом способность иметь эти права и обязанности и самостоятельно их реализовывать [9]. Таким образом, от готовности личности зависит успешность и эффективность любой профессиональной деятельности.

О. Адаев выделяет сущность и содержание понятия психологической готовности работников ОВД к деятельности в экстремальных ситуациях и обосновывает технологию экспертной оценки психологической готовности работников ОВД к деятельности в экстремальных условиях [1].

Рассмотрим сущность профессиональной готовности к деятельности в экстремальных условиях. Понятие боевой готовности и «мобилизационной готовности» Б. Вяткин [3, с. 7] отождествляет, а O. Столяренко определяет готовность как «совокупность морально-психологических и боевых характеристик работников и военнослужащих, которые позволяют им в любое время и при любых обстоятельствах выполнять все функции по обеспечению законности, безопасности и правопорядка». При этом в структуре готовности к выполнению служебно-оперативных задач, он выделяет такой важный психологический компонент как психологическая выдержка. Под ней понимает умение сдерживать эмоциональные всплески и не допускать необдуманных действий, при необходимости терпеливо ожидать начало и окончания служебных операций, сдерживать эмоции, вызванные обидой, насмешкой, грубостью и т.д. [14, с. 58].

Похожие мысли находим у А. Ганюшкина, который определил боевую готовность как одну из трех форм предстартовых состояний для которой характерны: эмоциональный подъем, легкое возбуждение, уверенное ожидание старта, “рабочие мысли”. Состояние психической готовности в структуре боевой готовности он охарактеризовал уверенностью в своих силах, стремлением активно и до конца бороться за достижение результата, способностью управлять своими действиями, чувствами, мыслями [4, с. 93].

То есть, умственная деятельность влияет на другие процессы формирования человека в экстремальных условиях и является сознательной. Как отмечает Б. Вяткин: 1) такое состояние не возникает само по себе, а должно формироваться сознательно и целенаправленно, путем мобилизации сил для выполнения определенной деятельности; 2) человек может быть в такой готовности только при условии, что он подготовлен заранее к предстоящей деятельности; 3) особое значение имеет фактор времени, поскольку силы должны быть использованы в необходимый момент; 4) структура мобилизационной готовности является моделью для выполнения будущей деятельности на самом высоком уровне [3, с. 11]. Это является важным для подготовки будущих правоохранителей к работе в экстремальных условиях, которая должна быть: профессионально направленной, целеустремленной, сопровождаться активностью и усилиями самой личности, повторяющейся в разных формах и времени, моделировать экстремальные условия в учебном процессе, быть результатом усилий всех специалистов и личности самого будущего правоохранителя.

Интересной здесь является мысль об индивидуальной и групповой готовности к профессиональной деятельности, которую подтверждает В. Некрасов, с мнением которого согласуется понятие «мобилизационная готовность - это состояние при котором  ОВД и внутренние войска МВД способны в установленные сроки провести мобилизацию» [11]. Это означает, что профессиональную готовность будущих правоохранителей надо формировать индивидуально и дифференцированно, учитывая факторы сложности ситуаций и те общие требования, которые они накладывают на всю систему ОВД.

Это подтверждается и тем, что разработанная В. Шалаевым методика дифференцированного подхода к формированию профессиональной готовности и примененная  на занятиях по специальной физической подготовке значительно улучшает уровень профессиональной готовности курсантов. Это свидетельствует о целесообразности ее использования для подготовки будущих работников правоохранительных органов [16].

Выводы. Таким образом, обращаясь к педагогическим исследованиям профессиональной подготовки будущих правоохранителей, необходимо обоснование целесообразности педагогической, психологической, правовой и физической подготовки будущих правоохранителей к работе в экстремальных условиях, выделения отдельных психологических качеств, свойств и качеств личности,  необходимых для такой работы, пути, модели их формирования на основе системного, личностного, личностно-ориентированного, деятельностного, психофизиологического подходов. Особое место в подготовке занимает формирование готовности к работе как интегрированное качество личности.

Следовательно, все звенья подготовки специалистов в высших учебных заведениях МВД Украины должны работать на формирование готовности будущего правоохранителя, это должна быть система, которая профессионально направлена во всех своих компонентах: цели, отборе содержания, организации процесса обучения, результатах.

Библиографический список:

1. Адаев А.И. Оценка и прогноз психологической готовности сотрудников органов внутренних дел МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.06 / Адаев А. И. // МВД России, С.-Петерб. ун-т.  СПб.: 2004.  197 с.
2. Ануфрієв М.І., Бандурка О.М., Ярмиш О.Н. Вищий заклад освіти МВС України: Науково-практичний посібник.  Харків: Ун-т внутр. справ, 1999.  369 с.
3. Вяткин Б.A., Мepлин В.C. Личнocть и cтpecc / Б.A. Вяткин, В.C. Мepлин // Пcиxичecкий cтpecc в cпopтe. – Пepмь, 1973. – С. 5–12.
4. Ганюшкин А.Д. Исследования состояния психической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях / А.Д. Ганюшкин. – М.: Просвещение, 2002. –126 с.
5. Горяйнов В.Н. Воспитание у курсантов военных вузов ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности : диссертация ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Горяйнов В.Н. [Челяб. гос. пед. ун-т].  Челябинск, 2007.  194 с.
6. Дяченко В.І. Формування професійної усталеності курсантів вищих закладів освіти системи МВС: Автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / В.І. Дяченко; Південноукр. держ. пед. ун-т ім. К.Д. Ушинського.  О., 2000.  19 с.
7. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). – М.: Политиздат, 1974. – 328 с
8. Криворучко Л.С. Організація професійної підготовки працівників органів внутрішніх справ до дій в екстремальних умовах : автореф. дис ... канд. юрид. наук: 12.00.07 / Л.С. Криворучко. – Харків : Б.в., 2008. – 20 с.
9. Лазор В.В. Проблеми правового регулювання трудових спорів і конфліктів за умов формування ринкових відносин в Україні: Автореф. дис... д-ра юрид. наук: 12.00.05 / В.В. Лазор ; Київ. нац. ун-т ім. Т.Шевченка.  К., 2005.  40 с.
10. Лефтеров В.О. Особистісно-професійний розвиток фахівців екстремальних видів діяльності : автореф. дис... д-ра психол. наук: 19.00.09 / В.О. Лефтеров; Ун-т цив. захисту України.  Х., 2008.  37 c.
11. Некрасов, В.Ф., Энциклопедия МВД России / В.Ф. Некрасов, В.И. Полубинский. – М.: Объединённая редакция МВД: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 623 с.
12. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. – М. :Наука, 1986. – С. 225
13. Пcиxoлoгичecкий cлoвapь / [пoд peд. В.П. Зинчeнкo, Б.Г. Мeщepякoвa]. – М.: Пeдaгoгикa. – Пpecc, 1996. – 440 c.
14. Столяренко A.M. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел / A.M. Столяренко. – М.: Академия МВД СССР, 1987. – 87 с.
15. Тюpiнa В.O. Cтaнoвлeння ocoбиcтocтi мaйбутнix пpaвooxopoнцiв нa зacaдax тoлepaнтнocтi їx пpoфeciйнoї пiдгoтoвки / В.O. Тюpiнa // Poзвитoк ocвiти в умoвax пoлieтнiчнoгo peгioну: мaтep. міжнар. наук.-пpaкт. кoнф., 5-7 квiт. 2007р.: тeзи дoп. – зб.cтaт.  Вип. 3.  Ч. 2. – Ялтa: PВВ КГУ, 2007. – C. 76–79.
16. Шалаєв В.М. Удосконалення емоційно-вольового компоненту професійної готовності на заняттях спеціальною фізичною підготовкою / В.М. Шалаєв // Педагогіка, психологія та мед.-біол. пробл. фіз. виховання і спорту.  2003.  № 5.  С. 5965.
17. Шалаєв В. М. Диференційний підхід до удосконалення професійної готовності курсантів ВНЗ МВС України на заняттях зі спеціальної фізичної підготовки / В.М. Шалаєв, О.П. Романчук // Педагогіка, психологія та мед.-біол. пробл. фіз. виховання і спорту.  2002.  № 21.  С. 7482.
18. Яворська Г.Х. Педагогіка для правників [Текст] : навч.посіб. / Г.Х. Яворська. – К.: Знання,  2004. – 335 с.




Рецензии:

19.11.2014, 22:16 Трубавина Ирина Николаевна
Рецензия: статья актуальна в контексте теории высшего образования и профессиональной педагогики.тема важная и , как убедительно доказывает автор, недостаточно исследована. содержание соответствует названию и цели, автор проработал значительный объем материала, показал знание состояния разработанности проблемы на материале различных источников. автор выделяет главное, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, идти от общего к частному.статья научна, логична, завершена.может быть рекомендована к печати

20.11.2014 17:17 Ответ на рецензию автора Белоус Татьяна Львовна:
Уважаемая Ирина Николаевна!Большое спасибо за рецензию и высокую оценку статьи. С уважением, Белоус Т.Л.

19.11.2014, 23:33 Горбатюк Роман Михайлович
Рецензия: Cтатья может быть рекомендована к публикации
20.11.2014 17:17 Ответ на рецензию автора Белоус Татьяна Львовна:
Уважаемый Роман Михайлович! Спасибо за положительный отзыв. С уважением, Белоус Т.Л.

20.11.2014, 9:00 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статью рекомендуется к публикаций.Основания: 1.Актуальность проблемати в новых геополитических условий в Европе. 2.Контексуальность разработки наводит на систематизирующих выводов. 3.Библиографская справка внушительного размера... 4.Показаны в полности структурные особенности профессиональной готовности работников ОВД в экстремальных условиях на основе емперического опыта.
20.11.2014 17:17 Ответ на рецензию автора Белоус Татьяна Львовна:
Уважаемый Георгий Тодоров! Благодарю Вас за рецензию и высокую оценку статьи. С уважением Белоус Т.Л.

5.12.2014, 14:18 Моторина Валентина Григорьевна
Рецензия: Статья соответствует всем требованиям к написанию научных статей. Может быть рекомендована к печати.
05.12.2014 16:16 Ответ на рецензию автора Белоус Татьяна Львовна:
Уважаемая Валентина Григорьевна! Спасибо за положительный отзыв. С уважением, Белоус Т.Л.



Комментарии пользователей:

21.11.2014, 15:25 Попова Галина Валентиновна
Отзыв: Автору, на наш взгляд, можно предложить расширить аудиторию рецензентов разделом "Образование", учитывая акцент статьи на "подготовке" (как одной из форм обучения, с одной стороны, и задач оптимизации образовательного процесса, - с другой). В этом журнале такая возможность есть, а в научной специальности 13.00.08 именно "подготовка" выделена в формуле Паспорта.


9.12.2014, 19:14 Лучинкина Анжелика Ильинична
Отзыв: Очень интересная статья!


Оставить комментарий


 
 

Вверх