Кандидат исторических наук
Горно-Алтайский государственный университет
Руководитель отдела исторических наук Научно-исследовательского центра истории и культуры тюркских народов
Работа выполнена по проекту РГНФ «Алтайский традиционный костюм в исторической ретроспективе», № 14-11-04003 а(р).
УДК 902
Украшения являются одним из ярких этномаркирующих элементов материальной культуры, отличающиеся значительной устойчивостью и преемственностью [4, с. 20]. Изучение украшений дает важную информацию для реконструкции древних обществ, т.к. они показывают этническую, социальную и половозрастную принадлежность людей, отражают их иррациональные представления. Украшения отражают процессы миграции или общность происхождения древних народов и являются индикаторами межобщинного обмена [1, с. 184]; говорят об уровне развития ремесла и ювелирного дела [18, с. 184].
В археологических памятниках Алтая широко распространены различные категории украшений (диадемы, накосники, серьги, гривны, бусы, нашивные бляхи и пластины и т.д.). В последнее время активизировались исследования украшений как одного из важных источников изучения социальной истории. В тоже время обзор накопленного опыта исследования данной категории материальной культуры, показывает, что в археологической и исторической реконструкции древних обществ Алтая украшения все еще занимают незаслуженно скромное место.
Существующие на сегодня публикации по украшениям имеют ряд направлений. Первое направление, посвящено изучению украшений в целом и отдельных видов украшений в частности.
В работе Ю.Ф. Кирюшина и Н.Ф. Степановой «Бусы из скифских погребений Горного Алтая» [5, с. 66-70] дано подробное описание бусин, материалов из которых они изготовлены, их функциональное назначение и приведены аналогии сопредельных территориях.
В.И. Соенов в работе «Классификация бронзовых серег гунно-сарматского времени Горного Алтая» [12, с. 209-210) делит серьги на пять типов по морфологическим признакам. Он отмечает, что все серьги имеют прототипы в более ранних памятниках Южной Сибири и что на территории Горного Алтая в гунно-сарматское время появились серьги в виде двойной спирали.
Б.Б. Овчиникова в работе «Тюркские древности Саяно-Алтая в VI-X вв.» выделила раздел «Украшения» [10, с. 46-54], в котором автор анализирует различные категории украшений: бусы, кольца, браслеты, подвески и др. В числе рассмотренных украшений были изделия из памятников Алтая. Автор детально исследовала такую категорию украшений как серьги: провела типологический анализ серег, выстроила их эволюционный ряд, выделила региональные особенности изделий.
В публикации «Гривны из погребений скифского времени Горного Алтая» Н.Ф. Степанова предложила классификацию 20 гривен [14, с. 89-94]. Она пришла к выводу, что в Горном Алтае преобладают гривны трубчатые с несомкнутыми концами и здесь не встречены цельнолитые изделия с зооморфным изображением, т.е. металлические окончания гривен заменены на деревянные.
В статье «Серьги раннескифского времени Саяно-Алтая (происхождение и типологическое развитие)» К.В. Чугунов составил схему типологического развития серег предскифского и раннескифского времени. В числе проанализированных серег были изделия из памятников Горного Алтая Бойтыгем и Коо-1. Автор проследил происхождение традиции изготовления серег в раннескифское время в контексте типологического развития этой категории украшений на территории восточного ареала степных культур [29, с. 390, 393].
В статье «Гривны гунно-сарматской эпохи Южной Сибири» Ю.В. Тетерин рассматривает гривны из могильников Тувы, Горного Алтая, Минусинской котловины, а также учитывает изделия из синхронных памятников Верхней Оби. Автор выделяет четыре группы и 14 типов гривен, выстраивает их в хронологический ряд и на его основе предлагает новую датировку некоторых памятников Южной Сибири [15, с. 107-116].
Г.В. Кубарев в монографии «Культура древних тюрок Алтая (по материалам погребальных памятников)» в главе, посвященной костюму древних тюрок рассмотрел такую категорию украшений как серьги. Изучив серьги он пришел к выводу, что четко установленных правил ношения серег не существовало и что материал и характер оформления подвески свидетельствовали о социальном статусе человека [8, с. 59-61].
Автором публикуемой работы в свое время издан ряд статей, посвященных изучению украшений населения Саяно-Алтая гунно-сарматского времени. В них систематизированы и классифицированы разные виды украшений, таких как серьги, гривны, нашивные бляшки, накосники [21-25]. В результате анализа полученных результатов были выявлены изделия, появившиеся и бытовавшие у населения Горного Алтая в гунно-сарматское время.
В статье «Женские металлические украшения из погребения сяньбийского времени на Алтае (по материалам исследований памятника Степушка-I)» А.А. Тишкин, С.С. Матренин, А.В. Шмидт [19, с. 420-431] на основе анализа украшений предложили реконструкцию отдельных частей костюма. Кроме того в этой работе опубликованы результаты рентгенофлюоресцентного анализа рассмотренных изделий.
Второе направление включает работы, в которых рассматриваются материалы украшений, также работы, посвященные изучению орнамента и семантики украшений.
В.Д. Кубарев в статье «Диадемы и гривны из Горного Алтая» в результате изучения серии гривен и диадем, обнаруженных на могильниках Уландрык, Юстыд XII, Барбургазы, Ташанта II пришел к выводу, что модели гривен стали практически обязательной обрядовой принадлежностью применяемой в погребальном ритуале [6, с. 55-69].
В статье «Бусы из могильников гунно-сарматского времени Курайка и Верх-Уймон» В.И. Соенов и Г.А. Винокурова опубликовали итоги исследования бусин из могильников Курайка и Верх-Уймон. На основе анализа результатов минералогического анализа бусин авторы установили, что большая часть изделий импортного происхождения, что свидетельствует о широких торговых связях населения Алтая [13, с. 151-155].
Бусы из могильника Яломан-2 были рассмотрены А.А. Тишкиным и соавторами в двух статьях: «Изучение находок бус из памятника хуннуского времени Яломан-2» [16, с. 243-247] и «Бусы хуннуского времени (по материалам раскопок памятника Яломан-2 в Горном Алтае)» [20, с. 212-215]. Стеклянные бусы были подвергнуты подробному анализу, полученные результаты позволили уточнить датировку отдельных курганов могильника Яломан-2.
Третье направление посвящено проблемам изучения украшений и разработке направлений их изучения как самостоятельного источника.
А.А. Тишкин в статье «Украшения раннескифского времени из Горного Алтая» выделил необходимость следующих сторон научного анализа украшений: трасологическое исследование; комплексное изучение процесса обработки материалов; обзор и анализ письменных источников по различным видам производственной деятельности; экспериментальные исследования. Он отметил, что отдельной стороной изучения украшений должна стать реконструкция мировоззрения древних мастеров. В работе автор привел пример комплексного изучения бус и серьги раннескифского времени из памятников Алтая [18, с. 184-190].
В это же направление включена диссертационная работа автора этой статьи «Украшения населения Саяно-Алтая гунно-сарматской эпохи». В ней систематизирована и обобщена информация об украшениях Алтая, Тувы и Хакассии, предложены методы изучения и систематизации украшений и методика их реконструкции. По результатам исследования рассмотрены вопросы хронологии, периодизации, половозрастной и территориальной принадлежности украшений, реконструированы комплексы украшений из памятников Алтая гунно-сарматского времени [26].
Четвертое направление включает работы, в которых отдельные виды украшений используются для синхронизации, датирования памятников, а также для выявления взаимосвязи различных этносов (народов). В рамках этого же направления нами рассматриваются работы, посвященные реконструкции погребального костюма.
В статье Вл.А. Семенова «Синхронизация и хронология памятников алды-бельского типа в Туве» украшения использованы для синхронизации комплексов с золотыми серьгами и комплексов с сегментовидными бронзовыми подвесками. В числе рассмотренных изделий учтены серьги из могильников Алтая Коо-I и Бойтыгем-II. На основе синхронизации 14 комплексов в Туве, Горном Алтае, Казахстане и в дельте Волги автор датировал алды-бельскую культуру в границах VII-V вв.до н.э. [11, с. 165-169].
В публикации «Украшения и предметы костюма как источник для реконструкции социальной структуры кочевников Горного Алтая хунно-сянбийского времени» С.С. Матренин опираясь на выявленные комбинаторным путем тенденции сочетания видов, категорий и типов изделий рассматриваемого предметного комплекса, а также других критериев, обозначил несколько наборов вещей со схожим значением социальной представительности [9, с. 189-195].
Ряд статей посвящен вопросам реконструкции элементов костюма населения Горного Алтая на основе интерпретации украшений.
В статье «Реконструкция женского костюма кочевников хуннского времени Горного Алтая» Ю.С. Худяков на основании анализа украшений обнаруженных у головы женщины погребенной на могильнике Усть-Эдиган предлагает реконструкцию головного убора. Автор считает, что он представлял собой сферическую шапочку, из черного войлока декорированную гребнем, золотыми пластинами, фаларом и бляшками [28, с. 78-88]. Тему реконструкции головных уборов А.Ю. Борисенко и Ю.С. Худяков продолжают в статье «Реконструкция головных уборов из могильника Усть-Эдиган в Горном Алтае». Авторы дали подробное описание украшений обнаруженных в четырех женских погребениях могильника Усть-Эдиган и предложили реконструкцию женских наголовий населения Алтая хуннского времени, обитавшего в среднем течении Катуни [2, с. 65-72].
По материалам, зафиксированным в женском погребении могильника Яломан II А.А.Тишкин в статье «Возможности реконструкции женской одежды хуннского времени по археологическим материалам из Горного Алтая» предложил реконструкцию пояса и головного убора погребенной [17, с. 195-201].
В публикации «Реконструкция украшений головы из могильника Айрыдаш I» [25, с. 95-105] нами рассмотрены украшения из трех курганов, в которых обнаружены наиболее полные комплексы украшений головы, позволяющие реконструировать головные уборы.
В это же направление можно включить исследование В.Д. Кубарева. В работе «Древнетюркские изваяния Алтая». В главе «Реалии на изваяниях как источник по хронологии и этнографии» кроме прочего рассматривает украшения. Автор отметил, что украшения дополняли костюм мужчины. Они представлены на изваяниях серьгами, гривнами, ожерельями и браслетами [7, с. 24-28].
Подводя итог оценке изученности предметов украшений, можно обозначить следующие моменты.
Украшения всегда привлекают внимание исследователей, в основном они рассматриваются в качестве дополнительного датирующего элемента в комплексе с другим инвентарем археологической культуры.
В настоящее время в археологической науке практически не разработана методика изучения украшений. Хотя в этнографической науке данная категория материальной культуры достаточно изучена – разработаны устойчивые классификационные системы для анализа украшений, но они не совсем подходят для археологических исследований, т.к. украшения как археологический источник имеют свою специфику: в погребениях украшения часто бывают перемещены со своего первоначального места, зачастую сохранность изделий неполная.
Как было отмечено выше, украшения как археологический и исторический источник представляют собой сложно организованную систему, которая включает в себя большое количество компонентов, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельно, так и во взаимосвязи с другими [1, с. 137], в связи, с чем для их полноценного изучения требуется исследование, состоящее их нескольких этапов: 1 этап – создание сводной базы данных по украшениям, а также универсальной классификационной системы для всех видов украшений; 2 этап – анализ и интерпретация данных, полученных в результате классификации украшений; 3 этап – картографирование имеющихся украшений; 4 этап – комплексное изучение украшений, результаты которого позволят реконструировать различные аспекты древней истории.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий