Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №15 (ноябрь) 2014
Разделы: Археология
Размещена 21.11.2014. Последняя правка: 20.11.2014.
Просмотров - 3455

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ УКРАШЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЯ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Трифанова Сынару Вениаминовна

Кандидат исторических наук

Горно-Алтайский государственный университет

Руководитель отдела исторических наук Научно-исследовательского центра истории и культуры тюркских народов

Аннотация:
В статье приводится результат обзора истории изучения украшений населения Алтая раннего железного века. В итоге исследования выделены основные направления изучения данной категории материальной культуры и отмечены необходимые этапы работ для их полноценного анализа.


Abstract:
In this article presents the results of an overview of the history the Studies the jewelry of the Altay population of Iron Age. As a result of investigation it was identified the main directions in the study of this category of material culture and noted the necessary stages of work for their full analysis.


Ключевые слова:
Алтай; археология; украшения; ранний железный век

Keywords:
Altai; archeology; jewelry; early Iron Age.


Работа выполнена по проекту РГНФ «Алтайский традиционный костюм в исторической ретроспективе», № 14-11-04003 а(р).

УДК 902

Украшения являются одним из ярких этномаркирующих элементов материальной культуры, отличающиеся значительной устойчивостью и преемственностью [4, с. 20]. Изучение украшений дает важную информацию для реконструкции древних обществ, т.к. они показывают этническую, социальную и половозрастную принадлежность людей, отражают их иррациональные представления. Украшения отражают процессы миграции или общность происхождения древних народов и являются индикаторами межобщинного обмена [1, с. 184]; говорят об уровне развития ремесла и ювелирного дела [18, с. 184].

В археологических памятниках Алтая широко распространены различные категории украшений (диадемы, накосники, серьги, гривны, бусы, нашивные бляхи и пластины и т.д.). В последнее время активизировались исследования украшений как одного из важных источников изучения социальной истории. В тоже время обзор накопленного опыта исследования данной категории материальной культуры, показывает, что в археологической и исторической реконструкции древних обществ Алтая украшения все еще занимают незаслуженно скромное место.

Существующие на сегодня публикации по украшениям имеют ряд направлений. Первое направление, посвящено изучению украшений в целом и отдельных видов украшений в частности.

В работе Ю.Ф. Кирюшина и Н.Ф. Степановой «Бусы из скифских погребений Горного Алтая» [5, с. 66-70] дано подробное описание бусин, материалов из которых они изготовлены, их функциональное назначение и приведены аналогии сопредельных территориях.

В.И. Соенов в работе «Классификация бронзовых серег гунно-сарматского времени Горного Алтая» [12, с. 209-210) делит серьги на пять типов по морфологическим признакам. Он отмечает, что все серьги имеют прототипы в более ранних памятниках Южной Сибири и что на территории Горного Алтая в гунно-сарматское время появились серьги в виде двойной спирали.

Б.Б. Овчиникова в работе «Тюркские древности Саяно-Алтая в VI-X вв.» выделила раздел «Украшения» [10, с. 46-54], в котором автор анализирует различные категории украшений: бусы, кольца, браслеты, подвески и др. В числе рассмотренных украшений были изделия из памятников Алтая. Автор детально исследовала такую категорию украшений как серьги: провела типологический анализ серег, выстроила их эволюционный ряд, выделила региональные особенности изделий.

В публикации «Гривны из погребений скифского времени Горного Алтая» Н.Ф. Степанова предложила классификацию 20 гривен [14, с. 89-94]. Она пришла к выводу, что в Горном Алтае преобладают гривны трубчатые с несомкнутыми концами и здесь не встречены цельнолитые изделия с зооморфным изображением, т.е. металлические окончания гривен заменены на деревянные.

В статье «Серьги раннескифского времени Саяно-Алтая (происхождение и типологическое развитие)» К.В. Чугунов составил схему типологического развития серег предскифского и раннескифского времени. В числе проанализированных серег были изделия из памятников Горного Алтая Бойтыгем и Коо-1. Автор проследил происхождение традиции изготовления серег в раннескифское время в контексте типологического развития этой категории украшений на территории восточного ареала степных культур [29, с. 390, 393].

В статье «Гривны гунно-сарматской эпохи Южной Сибири» Ю.В. Тетерин рассматривает гривны из могильников Тувы, Горного Алтая, Минусинской котловины, а также учитывает изделия из синхронных памятников Верхней Оби. Автор выделяет четыре группы и 14 типов гривен, выстраивает их в хронологический ряд и на его основе предлагает новую датировку некоторых памятников Южной Сибири [15, с. 107-116].

Г.В. Кубарев в монографии «Культура древних тюрок Алтая (по материалам погребальных памятников)» в главе, посвященной костюму древних тюрок рассмотрел такую категорию украшений как серьги. Изучив серьги он пришел к выводу, что четко установленных правил ношения серег не существовало и что материал и характер оформления подвески свидетельствовали о социальном статусе человека [8, с. 59-61].

Автором публикуемой работы в свое время издан ряд статей, посвященных изучению украшений населения Саяно-Алтая гунно-сарматского времени. В них систематизированы и классифицированы разные виды украшений, таких как серьги, гривны, нашивные бляшки, накосники [21-25]. В результате анализа полученных результатов были выявлены изделия, появившиеся и бытовавшие у населения Горного Алтая в гунно-сарматское время.

В статье «Женские металлические украшения из погребения сяньбийского времени на Алтае (по материалам исследований памятника Степушка-I)» А.А. Тишкин, С.С. Матренин, А.В. Шмидт [19, с. 420-431] на основе анализа украшений предложили реконструкцию отдельных частей костюма. Кроме того в этой работе опубликованы результаты рентгенофлюоресцентного анализа рассмотренных изделий.

Второе направление включает работы, в которых рассматриваются материалы украшений, также работы, посвященные изучению орнамента и семантики украшений.

В.Д. Кубарев в статье «Диадемы и гривны из Горного Алтая» в результате изучения серии гривен и диадем, обнаруженных на могильниках Уландрык, Юстыд XII, Барбургазы, Ташанта II пришел к выводу, что модели гривен стали практически обязательной обрядовой принадлежностью применяемой в погребальном ритуале [6, с. 55-69].

В статье «Бусы из могильников гунно-сарматского времени Курайка и Верх-Уймон» В.И. Соенов и Г.А. Винокурова опубликовали итоги исследования бусин из могильников Курайка и Верх-Уймон. На основе анализа результатов минералогического анализа бусин авторы установили, что большая часть изделий импортного происхождения, что свидетельствует о широких торговых связях населения Алтая [13, с. 151-155].

Бусы из могильника Яломан-2 были рассмотрены А.А. Тишкиным и соавторами в двух статьях: «Изучение находок бус из памятника хуннуского времени Яломан-2» [16, с. 243-247] и «Бусы хуннуского времени (по материалам раскопок памятника Яломан-2 в Горном Алтае)» [20, с. 212-215]. Стеклянные бусы были подвергнуты подробному анализу, полученные результаты позволили уточнить датировку отдельных курганов могильника Яломан-2.

Третье направление посвящено проблемам изучения украшений и разработке направлений их изучения как самостоятельного источника.

А.А. Тишкин в статье «Украшения раннескифского времени из Горного Алтая» выделил необходимость следующих сторон научного анализа украшений: трасологическое исследование; комплексное изучение процесса обработки материалов; обзор и анализ письменных источников по различным видам производственной деятельности; экспериментальные исследования. Он отметил, что отдельной стороной изучения украшений должна стать реконструкция мировоззрения древних мастеров. В работе автор привел пример комплексного изучения бус и серьги раннескифского времени из памятников Алтая [18, с. 184-190].

В это же направление включена диссертационная работа автора этой статьи «Украшения населения Саяно-Алтая гунно-сарматской эпохи». В ней систематизирована и обобщена информация об украшениях Алтая, Тувы и Хакассии, предложены методы изучения и систематизации украшений и методика их реконструкции. По результатам исследования рассмотрены вопросы хронологии, периодизации, половозрастной и территориальной принадлежности украшений, реконструированы комплексы украшений из памятников Алтая гунно-сарматского времени [26].

Четвертое направление включает работы, в которых отдельные виды украшений используются для синхронизации, датирования памятников, а также для выявления взаимосвязи различных этносов (народов). В рамках этого же направления нами рассматриваются работы, посвященные реконструкции погребального костюма.

В статье Вл.А. Семенова «Синхронизация и хронология памятников алды-бельского типа в Туве» украшения использованы для синхронизации комплексов с золотыми серьгами и комплексов с сегментовидными бронзовыми подвесками. В числе рассмотренных изделий учтены серьги из могильников Алтая Коо-I и Бойтыгем-II. На основе синхронизации 14 комплексов в Туве, Горном Алтае, Казахстане и в дельте Волги автор датировал алды-бельскую культуру в границах VII-V вв.до н.э. [11, с. 165-169].

В публикации «Украшения и предметы костюма как источник для реконструкции социальной структуры кочевников Горного Алтая хунно-сянбийского времени» С.С. Матренин опираясь на выявленные комбинаторным путем тенденции сочетания видов, категорий и типов изделий рассматриваемого предметного комплекса, а также других критериев, обозначил несколько наборов вещей со схожим значением социальной представительности [9, с. 189-195].

Ряд статей посвящен вопросам реконструкции элементов костюма населения Горного Алтая на основе интерпретации украшений.

В статье «Реконструкция женского костюма кочевников хуннского времени Горного Алтая» Ю.С. Худяков на основании анализа украшений обнаруженных у головы женщины погребенной на могильнике Усть-Эдиган предлагает реконструкцию головного убора. Автор считает, что он представлял собой сферическую шапочку, из черного войлока декорированную гребнем, золотыми пластинами, фаларом и бляшками [28, с. 78-88]. Тему реконструкции головных уборов А.Ю. Борисенко и Ю.С. Худяков продолжают в статье «Реконструкция головных уборов из могильника Усть-Эдиган в Горном Алтае». Авторы дали подробное описание украшений обнаруженных в четырех женских погребениях могильника Усть-Эдиган и предложили реконструкцию женских наголовий населения Алтая хуннского времени, обитавшего в среднем течении Катуни [2, с. 65-72].

По материалам, зафиксированным в женском погребении могильника Яломан II А.А.Тишкин в статье «Возможности реконструкции женской одежды хуннского времени по археологическим материалам из Горного Алтая» предложил реконструкцию пояса и головного убора погребенной [17, с. 195-201].

В публикации «Реконструкция украшений головы из могильника Айрыдаш I» [25, с. 95-105] нами рассмотрены украшения из трех курганов, в которых обнаружены наиболее полные комплексы украшений головы, позволяющие реконструировать головные уборы.

В это же направление можно включить исследование В.Д. Кубарева. В работе «Древнетюркские изваяния Алтая». В главе «Реалии на изваяниях как источник по хронологии и этнографии» кроме прочего рассматривает украшения. Автор отметил, что украшения дополняли костюм мужчины. Они представлены на изваяниях серьгами, гривнами, ожерельями и браслетами [7, с. 24-28].

Подводя итог оценке изученности предметов украшений, можно обозначить следующие моменты.

Украшения всегда привлекают внимание исследователей, в основном они рассматриваются в качестве дополнительного датирующего элемента в комплексе с другим инвентарем археологической культуры.

В настоящее время в археологической науке практически не разработана методика изучения украшений. Хотя в этнографической науке данная категория материальной культуры достаточно изучена – разработаны устойчивые классификационные системы для анализа украшений, но они не совсем подходят для археологических исследований, т.к. украшения как археологический источник имеют свою специфику: в погребениях украшения часто бывают перемещены со своего первоначального места, зачастую сохранность изделий неполная.

Как было отмечено выше, украшения как археологический и исторический источник представляют собой сложно организованную систему, которая включает в себя большое количество компонентов, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельно, так и во взаимосвязи с другими [1, с. 137], в связи, с чем для их полноценного изучения требуется исследование, состоящее их нескольких этапов: 1 этап – создание сводной базы данных по украшениям, а также универсальной классификационной системы для всех видов украшений; 2 этап – анализ и интерпретация данных, полученных в результате классификации украшений; 3 этап – картографирование имеющихся украшений; 4 этап – комплексное изучение украшений, результаты которого позволят реконструировать различные аспекты древней истории. 

Библиографический список:

1. Бобров В.В., Умеренкова О.В. Украшения в социально-пространственной структуре археологических культур (к постановке проблемы) // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории. – Томск, 2001. – С. 137-138.
2. Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С. Реконструкция женских головных уборов из могильника Усть-Эдиган в Горном Алтае // Археология и антропология Евразии. – 2004. – № 1. – С. 65-72.
3. Кубарев В.Д. Древнетюркские изваяния Алтая. – Новосибирск, 1984. – 232 с.
4. Заднепровская А.Ю. Украшения народов Поволжья как компонент традиционной культуры // Ювелирное искусство и материальная культура. – СПб., 1996. – С. 19-21.
5. Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф. Бусы из скифских погребений Горного Алтая // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. – Барнаул, 1999. – С. 66-70.
6. Кубарев В.Д. Диадемы и гривны из курганов Алтая // Археология, этнография и антропология Евразии – М., 2005. – С. 55-69.
7. Кубарев В.Д. Древнетюркские изваяния Алтая. – Новосибирск, 1984. – 230 с.
8. Кубарев Г.В. Культура древних тюрок Алтая (по материалам погребальных памятников). – Новосибирск, 2005. – 400 с.
9. Матренин С.С. Украшения и предметы костюма как источник для реконструкции социальной структуры кочевников Горного Алтая хунно-сяньбийского времени // Снаряжение кочевников Евразии: сб. науч. тр. – Барнаул, 2005. – С. 189-195
10. Овчиникова Б.Б. Тюркские древности Саяно-Алтая в VI-X веках. – Свердловск, 1990. – 223 с.
11. Семенов Вл.А. Синхронизация и хронология памятников алды-бельского типа в Туве // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. – Барнаул, 1999. – С. 165-169.
12. Соенов В.И. Классификация бронзовых серёг гунно-сарматского времени Горного Алтая // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов. – Томск, 1999. – С. 209-210.
13. Соенов В.И., Винокурова Г.А. Бусы из могильников гунно-сарматского времени Курайка и Верх-Уймон // Итоги и перспективы геологического изучения Горного Алтая. – Горно-Алтайск, 2000. – С. 151-155.
14. Степанова Н.Ф. Гривны из погребений скифского времени Горного Алтая // Древности Алтая. – Горно-Алтайск, 2001. – № 7. – С. 89-94.
15. Тетерин Ю.В. Гривны гунно-сарматской эпохи Южной Сибири // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. – Горно-Алтайск, 2001. – С. 107-115.
16. Тишкин А.А., Лузгин Б.Н. Изучение находок бус из памятника хуннуского времени Яломан-II // География – теория и практика: современные проблемы и перспективы. – Барнаул, 2009. – С.243-247
17. Тишкин А.А. Возможности реконструкции женской одежды хуннуского времени по археологическим материалам из Горного Алтая // Снаряжение кочевников Евразии. – Барнаул, 2005. – С. 195–201.
18. Тишкин А.А. Украшения раннескифского времени из Горного Алтая // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. – Барнаул, 1999. – С. 184-190.
19. Тишкин А.А., Матренин С.С., Шмидт А.В. «Женские металлические украшения из погребения сяньбийского времени на Алтае (по материалам исследований памятника Степушка-I)» // Вопросы археологии Казахстана. – Алматы, 2012. – Вып. 3. – С. 420-431.
20. Тишкин А.А., Хаврин С.В., Френкель Я.В. Бусы хуннуского времени (по материалам раскопок памятника Яломан-2 в Горном Алтае) // Алтае-Саянская горная страна и история освоения её кочевниками. – Барнаул, 2007. – С. 212-215.
21.Трифанова С.В. История изучения серег населения Саяно-Алтая гунно-сарматского времени // Древности Алтая. – Горно-Алтайск, 2004а. – С. 92-95
22. Трифанова С.В. Классификация гривен населения Саяно-Алтая гунно-сарматского времени // Снаряжение кочевников Евразии. – Барнаул, 2005а. – С. 201-205
23. Трифанова С.В. Классификация серег населения Саяно-Алтая гунно-сарматского времени // Комплексные исследования древних и традиционных обществ Евразии. – Барнаул, 2004б. – С. 306-310
24. Трифанова С.В. Нашивные бляшки из памятников Саяно-Алтая гунно-сарматского времени // Западная и Южная Сибирь в древности – Барнаул, 2005б. – С. 139-144.
25. Трифанова С.В. Реконструкция украшений головы из могильника Айрыдаш // Изучение историко-культурного наследия Южной Сибири. – Горно-Алтайск, 2005в. – № 1. – С. 95-105.
26. Трифанова С.В. Украшения населения Саяно-Алтая гунно-сарматской эпохи: дисс. … канд. ист. наук. – Барнаул, 2006. – 261 c.
27. Трифанова С.В., Соенов В.И. Украшения населения Алтая гунно-сарматского времени (II в. до н.э. – V в. н.э.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 10-1. – С. 192-195
28. Худяков Ю.С. Реконструкция женского костюма кочевников хуннуского времени Горного Алтая // Археология и этнография Алтая. – Горно-Алтайск, 2003. – Вып. 1. – С. 78-88.
29. Чугунов К.В. Серьги раннескифского времени Саяно-Алтая (происхождение традиции и типологическое развитие) // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. – Барнаул, 2003. – С. 386-395.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх