Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №16 (декабрь) 2014
Разделы: Экономика
Размещена 25.11.2014. Последняя правка: 01.12.2014.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ В ЕВРАЗЭС В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Маденова Мадина Сеилбековна

РУДН

студент

Пилипенко Андрей Игоревич профессор, д.п.н,; к.ф.-м.н Российский Университет Дружбы Народов, кафедра «Экономико-математического моделирования»


Аннотация:
В данной статье рассматриваются тенденции развития транспортных коридоров Евразийского экономического сообщества. Конкурентоспособность и развитие экономики стран в большинстве зависит от эффективной деятельности транспортно-коммуникационной инфраструктуры стран участниц Сообщества. Исследованы ряд функций транспортных коридоров и необходимость их существования для роста экономики страны. Проведен анализ значимости транспортных коридоров при изменении уровня мирового товарооборота азиатского региона.


Abstract:
This article examines trends in the development of transport corridors of the Eurasian Economic Community under the conditions of globalization. Competitiveness and economic development of the countries most dependent on the efficient operation of transport and communication infrastructure of the member states of the Community. Investigated a number of functions of transport corridors and the need for their existence to the economic growth of the country. Analysis of the importance of corridors, which depends on a changing of the rate of world trade in the Asian region.


Ключевые слова:
международные транспортные коридоры; Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС); Единое транспортное пространство (ЕТП); транспортная система; грузопотоки; интеграция; мировой товарооборот

Keywords:
international transport corridors; The Eurasian Economic Community; Single transport space; transport system; fright traffic; integration; world trade


УДК 339, 656

Введение. Транспортная система имеет основную роль в развитии экономики и международных связей страны. Она обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и уровня жизни населения. Совершенствование и дальнейшее развитие сферы транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, улучшение качества жизни, укрепляющими ее территориальную целостность. Необходимо оценить важность развития транспортных коридоров для связи Европы со странами Азии для дальнейшего развития экономики и торговых отношений в мире.

Актуальность. В период глобализации именно развитие международных транспортных связей, осуществление согласованной инвестиционной политики по развитию приоритетных инвестиционных проектов для реализации транзитного потенциала и взаимной торговли между государствами-членами ЕврАзЭС, может стать необходимым катализатором межрегиональных и трансконтинентальных торгово-экономических отношений, способствующих выводу экономик стран-участниц на новый уровень роста и процветания.

Цель. Проанализировать основные проблемы международных перевозок и оценить транзитный потенциал ЕврАзЭС.

Задачи: 

  • изучить теоретические аспекты международных транспортных коридоров стран ЕврАзЭС для внешнеэкономической деятельности государств в условиях глобализации;
  • определить перспективы развития международных транспортных коридоров в рамках Сообщества;
  • проанализировать современное состояние транспортной системы Казахстана;
  • выявить основные проблемы международных перевозок, транспортные стратегии и направления инвестирования

Методы. Теоретический метод анализа, системный подход, статистический анализ, дедуктивный метод. Теоретической и методологической основой курсовой работы являются законодательные акты, данные статистических сборников, периодические издания, труды зарубежных, казахстанских ученых в области экономических исследований международного проекта.

Результат. Выявлено значение транспортных коридоров и перспективы развития. 

ЕврАзЭС в условиях глобализации

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) это международное содружество, сформированное для организации быстрого развития стран. Членами ЕврАзЭС являются следующие страны: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Украина. Основная цель сообщества в продуктивном использовании экономических ресурсов каждой страны в составе ЕврАзЭС в целях улучшения уровня жизни населения.

Руководители государств в составе ЕврАзЭС главной миссией сообщества, отражающей экономический эффект, выделяют создание целостной транспортной системы и целостного рынка транспортных услуг. Создание Единого транспортного пространства (ЕТП) означает достижение гармонизации законов в сфере транспорта, свободные транспортировки багажа, товаров, а также передвижения пассажиров и средств передвижения. Более того, ЕТП включает обеспечение технологической и промышленной совместимости транспортных процессов[2].

Деятельность ЕТП заключается в контроле работ всех видов транспорта, производителей транспортных и дополнительных услуг, имеющих прямую связь с осуществлением транспортировок, любых форм имущества, независимо от страны создания[4].

Образованное ЕТП включает в себя территорию, площадь которой составляет более 20 млн. кв. км и население около 280 млн. человек. Пространство охватывает все разновидности транспорта, посредствами которых осуществляются транспортировки пассажиров и грузов внутри ЕврАзЭС, а также между странами в составе ЕврАзЭС и странами, не являющимися членами содружества. В пределах ЕТП действуют больше 111 тыс. км железных путей и 890 тыс. км автомагистралей общего пользования, 110 тыс. км внутренних водных сообщений, 98 аэропортов международного значения, 37 аэродромов и перегрузочные комплексы морских торговых портов[4].

В 2000 году взаимный грузооборот между членами Сообщества (не считая газопроводного) составлял 120 млн. тонн. В 2005 году он составил 235 млн. тонн. В 2005 г. объем общего внешнеторгового оборота стран-членов ЕврАзЭС достиг уровня 30 млрд. долл., увеличившись при этом более чем в 2 раза п сравнению с 2000 годом. Наибольшие объемы перевозок грузов между государствами организуются по железнодорожным, автомобильным и трубопроводным путям[5].

Больший объем внешнеторговых перевозок между государствами в составе Сообщества и третьими странами осуществляется морским транспортом. Объем перевалки грузов в морских портах России и Казахстана превосходит 385 млн. тонн в 2005 году, по сравнению с данными за 2000 год – 187 млн. тонн[3].

Для организации сухопутных транспортировок пассажиров и товаров в пределах ЕврАзЭС используются транспортные коридоры, проходящие по территории государств-участников содружества. В свою очередь все авиационные перевозки реализуются по согласованным воздушным коридорам.

По транспортным сообщениям Республики Казахстан происходит практически вся транспортировка грузов между Россией и странами: Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном.

Согласно статистическим данным Евразийского экономического сообщества за 2006 год,общий транзитный потенциал его государств-членов был равен 230 млн. тонн. Вместе с тем, согласно прогнозируемым данным, к 2020 г., общий транзитный потенциал достигнет цифры равной 490 млн. тонн.. [5].

По сравнению с 2005 г., к 2020 году объемы взаимных перевозок грузов могут вырасти в 1,87 раза и достигнуть значения 490 млн. тонн, а объемы перевозок пассажиров вырастут в 1,9 раза.[1]

В настоящее время в Сообществе действует единое железнодорожное пространство. Осуществляется применение общих норм на железнодорожном сообщении.

Широкую известность и интенсивно развитие получили международные транспортные коридоры (МТК), посредством которых, в условиях глобализации и объединении транспортных систем отдельных стран в единую мировую систему транспорта, осуществляются основные транзитные грузопотоки.

МТК- это совокупность магистральных транспортных сообщений, включающих разновидности транспорта таких как:железнодорожный, автомобильный, морской, трубопроводный. Транспортные коридоры, осуществляющие основные международные транспортировки грузов и пассажиров между отдельными географическими районами, считаются исключительно сложной транспортной системой, имеющей колоссальное значение для стран.

Другими словами, транспортный коридор - это магистральные направления, которые обеспечивают использование различных комбинирующих видов транспорта, современных технологий за счет многопланового развития транспортной инфраструктуры и коммуникаций.

Развитую транспортную политику осуществляет Европейский Союз, который предложил проект по созданию международных коридоров, для объединения Западной и Восточной Европы.

Для формирования условий увеличения европейского рынка активно разрабатывается политика, направленная на развитие транспортных коридоров. Конкурентоспособная экономика с современной транспортно-коммуникационной инфраструктурой основа Единой Европы. Отсутствие новой и развитой транспортной инфраструктуры, залог потери объемов грузо- и пассажирооборота (медленная скорость перемещения), а также вреда причиненному окружающей среде. По причине устаревших автомобильных и железнодорожных сообщений для устранения вышеупомянутых проблем, необходимо проведение реконструкций и модернизаций транспортных сетей.

Главными намерениями формирования международных транспортных коридоров, так же, как и Единого транспортного пространства, является унифицирование национального законодательства, гармонизация транспортной системы Востока и Запада, создание единой международной транспортной инфраструктуры, действующие с использованием одинаковых технических норм и технологий перевозок. Переход к системам транспортных коридоров шел последовательно, но в настоящее время вопросы создания коридоров из фазы обсуждения перешли в фазу претворения в жизнь на практике. Большинство стран Европы и Азии стремятся добиться размещения МТК на своих территориях.  Идея о создании транспортных коридоров появилась еще в 1978 году и приобретают все большую актуальность на сегодняшний день.

Международные транспортные перевозки стали приобретать достаточно крупные масштабы, что повлекло за собой потребность формирования транспортных путей международного значения, как пассажирского, так и грузового.

Формирование международных коридоров является необходимостью. Существует ряд причин, доказывающих данный факт. В первую очередь, это согласованность в развитии всей транспортной инфраструктуры страны, во-вторых, за счет коридоров оптимизируется процедура перевозок, сопровождаясь снижением издержек в результативной стоимости доставляемых товаров и улучшением качества, снижением скорости и стоимости передвижения грузов, в-третьих, это улучшение транспортной доступности отдаленных участков государства.

Международные транспортные коридоры имеют особую важность для каждой страны. Значимость международных коридоров колоссально не только с позиции коммерческой выгоды, но и с позиции национальной безопасности, в экономической, военной, промышленной, демографической и продовольственной и социальной сфер жизни государства. Международные транспортные перевозки, осуществляя динамичное развитие инфраструктуры так же способствуют активному росту промышленного, экономического, военного и демографического состояния населения и страны в целом.

Для определения роли и места транспортных коридоров в транспортных системах, в особенности тех систем, охватывающих несколько стран, важно учесть следующие теоретические аспекты:

  • функционирование транспортного коридора должно обеспечиваться на основании разработанных и утвержденных международных правовых актов и соглашений, сформированных определенных правовых условий (например, использование грузовых сопроводительных документов, которые обеспечивают равноправное использование терминальных мощностей и других инфраструктурных объектов);
  • страны-участницы тех или иных соглашений по МТК будут внедрять современные таможенные технологии, приводящие ускорению процедуры перевозки грузов и пассажиров;
  • страны-участницы будут активно развивать транспортную инфраструктуру МТК на своей территории, создавая при этом условия для удовлетворения потребностей пользователей, которые предоставят сервис соответствующего международного уровня.

По прогнозам ожидается, что международные коридоры будут приносить стране только положительные моменты, если и в будущем транспортная политика будет основываться на этих составляющих.

Многие развитые страны целеустремленно укрепляют свои позиции в мировой экономике во всех экономических составляющих развития государства, в том числе и в транспортной отрасли. Странам ЕврАзЭС в вопросе освоения международных транспортных путей, следует придерживаться тех же принципов.

В мире насчитываются три широко известных экономических полюса: Евросоюз, второй полюс объединил Восточную, Северо-Восточную и Юго-Восточную Азию, и третий полюс - Северная Америка. Главной задачей стран ЕврАзЭС является отрегулирование транспортных коридоров, используя международные транспортные перевозки, для обеспечения устойчивых отношений с каждым из этих полюсов. [1]

Функции транспортных коридоров

Транспортные коридоры выполняют некий ряд функций, среди которых условно можно выделить прямые и косвенные функции. К прямым функциям можно отнести качественный сервис, экспортных и импортных перевозок, включая международный транзит. Для стран, расположенных по соседству, как правило, не возникают никакие трудности и осложнения с перевозками. Напротив, же для отдаленных партнеров данный вопрос стоит обычно ребром. Они стремятся выбирать для транзитного проезда те государства, предоставляющие им по минимуму бумажных и материальных дел, также операционных проблем другого рода.

Не меньшее значение имеют посреднические (косвенные) функции при товарообороте между азиатскими странами и Европой. На настоящий момент важность сухопутного транзита в этом направлении стало очень велико, по причине увеличения международных транспортных перевозок в несколько раз.

Помимо этого, международные коридоры стали неотъемлемой частью жизни всех сторон безопасности страны: промышленной, военной, технологической, демографической.

 В современном мире при осуществлении транспортных перевозок международного значения придерживаются установленных стандартов, которые возникли в связи с глобализацией мировой экономики, интеграции азиатских дорог в мировую транспортную систему, а также по причине переноса большинства промышленных предприятий из Европы в Азию.

Растет спрос страны к формированию качественной транспортной инфраструктуры. Равным образом тенденцию к росту имеют требования к проверке за ввозимым и вывозимым товаром, за каждым грузовым автомобилем. Наиболее популярным методом обслуживания грузопотока на сегодня является логистика. Международными транспортными перевозками задействованы уже космическая навигация и информационно-аналитические системы. Более того, от насыщенности территории страны железными дорогами, автомобильными трассами, аэропортами, морскими портами т. д., прямым образом зависит и военная безопасность страны.

Главные международные железнодрожные коридоры[7]

• Транссиб (Брест – Минск – граница Финляндии – граница Украины

– Москва – Екатеринбург – Новосибирск – Владивосток – Улан-Батор – Пекин);

• Северный трансазиатский коридор (Чоп – Киев – Москва – Челябинск – Достык – Алашанькоу – Ляньюньган);

• Центральный трансазиатский коридор (Киев – Волгоград – Алматы – Актогай – Достык – Алашанькоу – Ляньюньган);

• Южный трансазиатский коридор (Стамбул – Анкара – Табриз – Тегеран – Машад –  Серакс – Ташкент – Алматы – Актогай – Достык – Алашанькоу – Ляньюньган);

• ТРАСЕКА (Констанца – Варна – Ильичевск – Поти – Батуми – Баку – Ташкент – Алматы – Актогай – Достык – Алашанькоу – Ляньюньган).

Широкую огласность и значение на настоящий момент получил новый коридор «Западная Европа-Западный Китай» по маршруту «Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород - Казань - Оренбург - Актобе - Кызылорда - Шымкент - Тараз - Кордай - Алматы - Хоргос - Урумчи - Ланьчжоу - Чжэнчжоу – Ляньюньган», являющийся оптимальным путем из Европы в Китай, с минимальным количеством стран-участниц и границ[6].

Азия или Европа

Строительство коридора ЗЕ-ЗК имеет большое значение для улучшения внешнеэкономический связей и экономической ситуации стран, по территории которых будет проходить коридор (Россия, Казахстан). Высокий положительный эффект имеет соединение коридора с КНР. Данный факт обуславливается тем, что Китай, несмотря на внутренние проблемы страны, на данный момент является практически единственной страной с уверенно растущей экономикой.

Международная торговля в ближайшие годы будет способствовать росту мировой экономики. Объем международного товарооборота, увеличиваясь в год на 2,5 % вырастет с $10 трлн в 2013 году до $18 трлн в 2030 году. Количество и объем торговых потоков в двух направления так же имеет тенденцию к росту. При всем этом кардинально изменится структура мировой торговли и большую роль будет играть Китай. По прогнозам, именно Китай оставаясь одним из главных мировых производителей товаров в мире, превратится в ведущего потребителя. Развивающиеся страны будут активно торговать друг с другом, с увеличением объема торговли между собой на 6% в год в ближайшие 15 лет[8]. В связи с чем окрепнут связи азиатских государств, Индии, Сингапура и Китая.

В ближайшие годы Китай окажется центре международных торговых потоков. Страна, оставаясь основным мировым экспортером и производителем товаров, будет покупать все больше импортных товаров. Аналитики утверждают, что в 2030 году 12 из 20 существующих крупнейших торговых потоков будут приходится на Китай. На 2013 год таких потоков у КНР восемь[9].

Таким образом, страны ЕврАзЭС, занимая выгодное географическое расположение между Азией и Европой, не останутся в стороне, а напротив, сыграют важную роль в формировании логистики в торговых отношениях между Европой и Азией. Для осуществления данных действий особое значение имеют транспортные коридоры. Вероятно, что рост экономики азиатского региона и увеличение объемов торговли благоприятно повлияют на государства–члены Сообщества.

С одной стороны, использование МТК, способствует снижению себестоимости перевозок, увеличению финансовых возможностей для модернизации и развития элементов совместно используемой инфраструктуры, но с другой – накладывает более высокие требования на соблюдение мер безопасности, синхронизацию графика движения, а также определяет предел, который можно выделить для международных перевозок, не срывая при этом внутреннего товарообмена, что является основой для любого государства.

Библиографический список:

1. Винокуров Е.Ю., Джадралиев М.А., Щербанин Ю.А. Отраслевой обзор «Международные транспортные коридоры ЕврАзЭС: быстрее, дешевле, больше.»
2. Евразийское экономическое сообщество [Электронный ресурс] URL: http://www.evrazes.com/docs/view/68 (дата обращения 13.10.2014)
3. Евразийская экономическая комиссия. Официальный сайт по статистике URL: http://www.tsouz.ru
4. Концепция формирования Единого транспортного пространства Евразийского экономического сообщества
5. Межгосударственный статистический комитет СНГ. [Официальный сайт статистики СНГ] URL: http://www.cisstat.org/
6. Началось строительство казахстанского участка международного транспортного коридора Западная Европа - Западный Китай [Электронный ресурс] ежедн. интернет-изд. Kazakhstan Today, 2009. URL: http://www.kt.kz (дата обращения 15.10.2014)
7. Формирование единого транспортного пространства Евразийского экономического сообщества [Электронный ресурс] URL: http://www.rostransport.com/transportrf/pdf/32/4-7.pdf (дата обращения 10.10.2014)
8. CIA World Factbook
9. Ereport.ru [Официальный Сайт по статистике стран мира] URL: http://www.ereport.ru (дата обращения 18.11.2014)




Рецензии:

29.01.2015, 13:56 Мизанбекова Салима Каспиевна
Рецензия: Статья отражает актуальные вопросы международной торговли, в которой существенное значение приобретают транспортные коридоры в Едином транспортном пространстве. Определено их значение и перспективы развития. Статья рекомендована к печати. Мизанбекова С.К. д.э.н РФ, д.э.н РК, профессор Казахского национального аграрного университета.

29.01.2015, 14:41 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья выполнена на актуальную тему. Поставленные цели достигнуты. Может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх