СтГАУ
Студент
Гурнович Татьяна Генриховна, д.э.н., профессор кафедры Финансового менеджмента и банковского дела, Ставропольский Государственный Аграрный Университет
УДК 336.018
Международное движение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) является на сегодняшний день важной особенностью развития мирового хозяйства. Привлечение ПИИ в национальную экономику для принимающей страны может сопровождаться как положительными, так и отрицательными результатами, что делает крайне актуальной тему изучения привлечения ПИИ и проблем регулирования привлечения ПИИ в экономике страны. В последние годы экономика нашей страны занимает одно из ведущих мест по привлечению ПИИ, и возможные методы регулирования привлечением ПИИ являются вопросом значимым для дальнейшего применения на практике.
Первым этапом привлечения ПИИ в Россию в современной истории можно назвать 1987-1991 гг. - начало привлечения ПИИ в экономику бывшего СССР с преобладанием создания совместных предприятий.
С момента создания Российской Федерации и начала развития экономики рыночного типа (с 1991 г.) начался следующий этап привлечения ПИИ, моментом завершения которого можно условно принять 2000 г. За этот период в национальную экономику поступило около 14-20 млрд долл. США согласно имеющимся данным.
С 2001 г. и до начала воздействия мирового экономического кризиса на российскую экономику (третий этап современной истории привлечения ПИИ в РФ) объемы иностранного капитала, в том числе ПИИ, поступающего в экономику России, росли быстрыми темпами.
Необходимо отметить, что даже 2008 г. характеризовался ростом ПИИ, поступивших в Россию, а кризисная ситуация в нашей стране по привлечению ПИИ наступила с 2009 г. При этом значительно возросла роль России в мировом привлечении ПИИ (более 4% от привлеченного мирового объема ПИИ, как сообщалось в докладах ООН).
В соответствии с вышесказанным, начало последнего из этапов привлечения ПИИ в Россию можно связать с последним мировым экономическим кризисом и дальнейшим развитием экономики нашей страны. Влияние мирового экономического кризиса на объемы ПИИ заметно с третьего квартала 2008 г., главным образом за счет резкого уменьшения притока ПИИ из Республики Кипр. В четвертом квартале 2008 г. общая тенденция снижения ПИИ в целом наблюдалась уже по всем странам - основным источникам ПИИ в РФ. Указанная тенденция в целом продолжалась до первого квартала 2011 г[7]. Объемы привлечения ПИИ в Россию в 2011 г. увеличились по сравнению с 2010г. более чем на 25% (главным образом за счет ПИИ из международных оффшорных зон Карибского бассейна, Нидерландов и Ирландии).
В 2012 г. объемы привлечения ПИИ в экономику немного уменьшились (почти на 7%), основными причинами этой тенденции можно назвать уменьшение притока ПИИ из оффшорных зон (почти в 4 раза из Кипра и более чем в 2 раза из Британских Виргинских о-вов).
Значительная роль оффшорных зон в притоке ПИИ в Россию (почти половина привлекаемых средств) может демонстрировать большую долю репатриации капитала в структуре ПИИ (существуют оценки, что в 1990-х гг. за рубеж из России вывели от 200-500 млрд долл. США [1]), что предполагает масштабное влияние ПИИ на развитие экономики страны в форме привлечения финансовых ресурсов (что очень важно для российской экономики, объем капиталовложений в которой даже в благополучный докризисный 2005 г. составлял менее трети от уровня 1990 г.). В то же время значительная часть привлекаемых в российскую экономику ПИИ поступает из экономик развитых стран - США, ФРГ, Франции, Великобритании, а также из прочих стран Евросоюза - Нидерландов, Люксембурга, Ирландии, Швеции, Австрии, Финляндии[7].
Среди факторов привлечения ПИИ в российскую экономику можно выделить наиболее важные:
Значительным событием в истории мировой экономики стало вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в августе 2012 г. Членство России в ВТО, по мнению российских экспертов, имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Среди отрицательных отмечается усиление конкурентных позиций иностранных корпораций на внутреннем рынке, прежде всего в таких отраслях, как машиностроение, сельскохозяйственная переработка, страховой бизнес[2], среди положительных - упрощение выхода российских предприятий, которые осуществляют деятельность в отраслях экономики, значительная часть продукции которых экспортируется (к примеру, цветная и черная металлургия, химическая промышленность), на рынки стран-членов ВТО[3].
Среди отрицательных факторов при принятии решения об осуществлении ПИИ на территории нашей страны специалисты обычно называют недостаточно благоприятный инвестиционный климат, обусловленный сложностями при получении разрешения на строительство, подключения к электросетям, защиты прав инвесторов, а также режима пересечения границы, коррупции как фактор, сдерживающего рост экономики[6].
По результатам анализа данных Центрального банка РФ в отраслевой структуре ПИИ, поступивших в российскую экономику за 2010-2012 гг., лидирующим сектором экономики по привлечению ПИИ является оптовая и розничная торговля, второе место занимает финансовая и страховая деятельность, а третье место занимает обрабатывающая промышленность. Среди прочих привлекательных для ПИИ секторов экономики можно отметить добывающую промышленность, строительство и сферу недвижимости. Такой важный для развития экономики сектор как научные исследования и разработки смог привлечь в 2010 г. более 8% от общего объема поступивших в страну ПИИ, однако аналогичные показатели за 2011 и 2012 гг. еще более незначительны, что свидетельствует о существующих проблемах, препятствующих работе иностранных инвесторов в сфере НИОКР[9].
В структуре обрабатывающей промышленности лидерами по привлечению ПИИ являются металлургия и производство готовых металлических изделий (хотя роль отрасли в последние годы становится более незначительной), а также пищевая промышленность (включая производство налитков и табака) и производство транспортных средств и оборудования, химическая промышленность[9].
Еще одной важной особенностью, характеризующей всю российскую экономику, является пространственное распределение ПИИ по территории России. ПИИ по территории страны распределены крайне неравномерно, что в первую очередь обусловлено различными уровнями экономического развития субъектов Российской Федерации. За последние пять лет, по данным Центрального банка РФ, более 70% ПИИ поступали в г. Москву, более 10% - в город федерального значения Санкт-Петербург, более 8% - в Тюменскую область и почти 5% приходилось на Московскую область[8]. Указанные субъекты Российской Федерации, население которых составляет менее 20% от населения страны, привлекли более 90% ПИИ, поступающих в национальную экономику. Подобная особенность распределения ПИИ на сегодняшний день не способствует выравниванию уровней экономического развития регионов России, вследствие чего территориальное регулирование процесса привлечения ПИИ в нашу страну может стать важнейшим механизмом развития экономически отстающих регионов.
На настоящий момент, с учетом абсолютного лидерства г. Москвы по привлечению ПИИ и доминированием сферы услуг в отраслевой структуре привлечения ПИИ, можно утверждать, что высокая емкость рынка является важнейшим фактором привлечения ПИИ в нашу страну.
Для совершенствования процесса привлечения ПИИ необходимо рассмотреть несколько принципов, которые могут стать эффективными инструментами развития. Отраслевой принцип стимулирования ПИИ подразумевает содействие осуществлению зарубежных инвестиций в отрасли экономики России, в которых поступающие ПИИ способны привести к ускоренному росту, импортозамещению и возможному последующему экспорту, сокращению технологического отставания от передового мирового уровня. Важной составляющей отраслевого принципа предоставления льготного режима для ПИИ является соблюдение интересов национальной безопасности, в том числе путем полного либо частичного ограничения деятельности иностранного капитала в секторах экономики, имеющих важное значение для безопасности государства. Территориальный принцип предоставления преференций ПИИ в современных российских условиях в первую очередь должен основываться на необходимости улучшения экономической ситуации в экономически отсталых субъектах РФ и способствовать выравниванию уровней экономического развития регионов России. С точки зрения общенациональных интересов, использование территориального принципа стимулирования привлечения ПИИ должно комбинироваться с отраслевым принципом, и ориентироваться, прежде всего, на стимулирование создания импортозамещающих производств в экономически слаборазвитых регионах России и не оказывать значительного негативного влияния на уже действующие производства в прочих субъектах нашей страны. Таким образом, привлечение ПИИ в Россию обладает рядом особенностей и факторов, которые обуславливают развитие экономики. Наличие эффективных методов регулирования привлечения ПИИ может способствовать экономическому росту страны в целом.
Рецензии:
27.12.2014, 16:23 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Сформулируйте цели и задачи исследования и конкретизируйте выводы. После доработки статья может быть рекомендована к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий