Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №16 (декабрь) 2014
Разделы: Экономика
Размещена 26.11.2014. Последняя правка: 22.11.2014.

Анализ инновационного развития экономики Ставропольского края

Бажанова Вероника Сергеевна

СтГАУ

Студент

Гурнович Татьяна Генриховна, д.э.н., профессор кафедры Финансового менеджмента и банковского дела, Ставропольский Государственный Аграрный Университет


Аннотация:
В данной статья описываются основные тенденции инновационного развития региональной экономики с помощью ряда показателей, изучены и проанализированы проблемы и пути ее дальнейшего развития.


Abstract:
This article describes the main trends of innovation development of the regional economy through a set of indicators, examined and analyzed the problem and ways of its further development.


Ключевые слова:
инновационное развития; региональная экономика; показатели инновационного развития; инновационная экономика; инновационная деятельность

Keywords:
innovation development; regional economy; indicators of innovation development; innovation economy; innovation activity


УДК 330.34

На современном периоде мировая экономика находится на этапе построения постиндустриального общества, в основе которого лежат свои специфические технологии, являющиеся результатом инновационных процессов. Становление инновационной экономики России предполагает анализ особенностей инновационного развития отдельных регионов, поскольку субъект Федерации становится одним из главных участников инновационных социально-экономических преобразований.

Ставропольский край как субъект РФ, переходящий на инновационный путь развития, обладает значительным рядом преимуществ, к которым следует отнести: крупный научно-технический потенциал, наличие активности научных коллективов и ряда высокотехнологичных производств, значительная емкость регионального рынка инноваций в агропромышленном и курортно-туристическом комплексах,  государственная поддержка инновационного развития и усовершенствование нормативной базы.  Несмотря на перечисленные достоинства существует и ряд недостатков, препятствующих развитию региона в данном направлении: отсутствие целостной и окончательно сформированной инновационной системы, снижение активности и сокращение деятельности ряда научно - исследовательских организаций и опытных производств и недостаточный уровень развития инновационной инфраструктуры.

Ключевые индикаторы инновационной деятельности способны дать интегральную оценку состояния инновационной системы, охарактеризовать вовлечённость организаций в инновации, привлекательность инновационной сферы с точки зрения инвестиционных возможностей предприятий, производство и распределение продуктов инновационной деятельности.

Таблица 1 – Инновационная деятельность на предприятиях

 Показатель

2008

2009

2010

2011

2012

Число обследованных предприятий, (единиц)

475

454

442

463

464

    из них

 

 

 

 

 

занимавшихся инновационной деятельностью

34

33

32

27

41

Общие затраты на технологические инновации, (млн. руб)

2267,1

1935,3

6020,7

1397,1

2174,0

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю[6].

Из таблицы видно, что за последние года число предприятий, занимающихся инновационной деятельностью значительно выросло. В 2011г. число таких предприятий составляло 5,8% от числа обследованных организаций, а в 2012г. – уже 8,8%. При этом в предыдущие года положительная динамика практически отсутствовала: показатель в процентном соотношении колебался от 7,1% до 7,3% (7,1% - 2008г., 7,3% - 2009г., 7,2% - 2009г.).

Еще одним показателем является объем выпуска инновационных товаров. В начале исследуемого периода ситуация по данному индикатору в Северо-Кавказском федеральном округе нельзя было назвать позитивной, но уже к 2011г. объем повысился на 3,6% в сравнении с 2007. По выпуску инновационной продукции в 2011г. наметилось три лидера, и Ставропольский край также занимает второе место, уступив Карачаево-Черкесской Республике и оставив позади Кабардино-Балкарскую республику. Возможно, это связано с тем, что в республиках в целом выпускают гораздо меньше видов товаров, в Ставропольском же крае спектр работ и услуг довольно широк, а инновационные товары немного пока еще не пользуются большим спросом.

Рисунок 1 – Структура выпуска инновационных товаров, работ, услуг в Северо-Кавказском федеральном округе в 2011 г.

Инновационное развитие также можно охарактеризовать, определив степень технологической безопасности. В нашей стране и регионе данная характеристика не будет являться положительной, так как все показатели отличаются от нормативных. Так, доля расходов на науку в бюджете, которая должна быть, в 4 раза превышает ту, которая наблюдалась в течение XXI века.

Таблица 2 - Уровень некоторых показателей, определяющих технологическую безопасность России в середине первого десятилетия XXI в (%)

Показатели

Пороговое

значение

В России

В Ставропольском крае

Доля расходов на науку

федерального бюджета от ВВП

3

0,28

0,43

Доля расходов на науку в бюджете

6

1,5

1,4

Удельный вес наукоемкой продукции,

реализуемой на мировых рынках

20

менее 1

 

менее 1

Средний срок службы технологического

оборудования, лет

5

25

25

Степень износа основных

производственных фондов

30

44

44

Можно сделать вывод, что в Ставропольском крае для перехода на инновационный путь развития экономики создаются объективные условия, развиваются механизмы, способствующие укреплению тенденций инновационного пути развития, разрабатываются стратегии, призванные обеспечить проведение в крае инновационных изменения в сфере экономики и финансов.

Важной составляющей ускоренного развития инновационного бизнеса в регионе является наличие технопарков, представляющих собой, по определению международной ассоциации технологических парков, организацию, главной целью которой является увеличение благосостояния местного сообщества посредством продвижения инновационной культуры[5]. На сегодняшний день в крае существует много проектов индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парков, некоторые из которых уже реализуются: РИП на территории города Невинномысска, РИП «Фармацевтика», РИП "Северо-Западный", РИП в городе Будённовск. Также на Ставрополье существуют крупные предприятия, реализующие инновационные проекты: концерн «Энергомера», «Арнест», «Эском», - что весьма эффективно для развития экономики региона. Успехи малого и среднего бизнеса, которого на Ставрополье насчитывается порядка 110 тыс. субъектов,  в инновационной деятельности в основном достигаются благодаря разнообразным фондам поддержки инноваций, существующих как на федеральном уровне, так и на региональном. В крае осуществляет свою работу развитая инфраструктура по поддержке малых и средних инновационных компаний: НП «Инновационно-технологический бизнес-центр Ставропольского края», НО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства  в научно-технической сфере Ставропольского края», НО «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае» и другие.

Существующее положение в экономической сфере обусловлено недостаточной ясностью обязанностей и разделения полномочий. В силу этих причин одним из наиболее необходимых направлений развития инновационной экономики в крае является создание и развитие соответствующей нормативной базы, которая включала бы не только действующий закон, но и дополнительные нормативные акты.

В соответствии  со  Стратегией  развития  инновационной  деятельности  в  Ставропольском  крае  на  период  до  2020  года все мероприятия по развитию инновационной экономики должны осуществляться  по  четырем  направлениям: экономика, кадровый  потенциал, транспортная  инфраструктура, инновационная  деятельность[2]. Достаточно очевидно, что повышение конкурентоспособности экономики Ставропольского края и перевод ее на инновационный путь развития возможны лишь через развитие всех четырех направлений в совокупности. Государство при осуществлении инновационной политики должна быть мощным рычагом, с помощью которого возможно изменение характера взаимодействия между научно-исследовательским и производственным сферами, а также перестройка организационной структуры управления процессом модернизации, предусматривающая использование институциональных механизмов стимулирования использования инноваций. Именно в региональной составляющей в экономике создаются значительные условия для перехода к инновационной модели развития всей страны, поскольку формирование и внедрение новых знаний и инноваций происходит эффективнее в условиях локальных объединений и высокого уровня заинтересованности местной управленческой, предпринимательской и научной элиты. 

Библиографический список:

1. Закон Ставропольского края от 11.03.2004 N 13-кз «Об инновационной деятельности в Ставропольском крае» " // Правовая система «Консультант Плюс».
2. Стратегия развития инновационной деятельности в Ставропольском крае на период до 2020 года от 29 июня 2009 г. (утверждена приказом министерства экономического развития Ставропольского края от 29 июня 2009 г. N 220/од) // Правовая система «Консультант Плюс».
3. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебн.пособие. – М.: Гардарики, 2007.
4. Шамрина, С.Ю. Современное состояние банковского сектора России / С.Ю. Шамрина // Экономика и предпринимательство. – М., 2013. – Т. 7. – №1. – с. 92-95 (0,63 п.л.).
5. Официальный сайт международной ассоциации индустриальных парков http://www.indparks.ru/
6. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю http://stavstat.gks.ru/




Рецензии:

27.12.2014, 16:43 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья может быть рекомендована к печати. Рекомендую автору для дальнейших исследований рассмотреть место Ставропольского края в СКФО по показателям инновационного развития.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх