Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №15 (ноябрь) 2014
Разделы: Экономика
Размещена 24.11.2014. Последняя правка: 25.11.2014.

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ЕГО ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Половникова Юлия Валерьевна

Полесский Государственный Университет

студент

Недведцкий Вадим Марьянович, Полесский Государственный Университет, ассистент кафедры экономической теории


Аннотация:
В данной работе охарактеризованы некоторые показатели малого предпринимательства в Республике Беларусь, его проблемы, а так же способы поддержки.


Abstract:
In this article described some of the indicators of small business in the Republic of Belarus, its problems, as well as ways of support.


Ключевые слова:
малое предпринимательство; административные барьеры; государственная поддержка

Keywords:
small business; administrative barriers; government support


УДК 334.722

Понятия предпринимательства интересовало исследователей с момента зарождения экономической науки. Великие экономические деятели по-разному трактовали понятие «предпринимательство». Некоторые из трактовок можно увидеть на рисунке 1.

Рисунок 1 – Трактовка понятия «предпринимательство» различных экономистов

Примечание – источник: собственная разработка [1, с.17] 

Таким образом, многие выдающиеся зарубежные ученые уделяли много внимания, чтобы определеть сущность предпринимательства, в связи с усилением роли предпринимательства при развитии рыночной экономики, т. к. ведущими хозяйствующими субъектами становились предпринимательские организации.

По мере увеличения в экономике доли активного занятого населения страны, возрастает и социально-экономическая значимость предпринимательства. Постоянный рост количества индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, увеличение их вклада в производство ВВП стоит рассматривать, как результат стремления большей части населения реализовать свои способности для того, чтобы улучшить уровень жизни. Сферы деятельности традиционного малого бизнеса невелика, а именно: индивидуальное производство товаров, розничная торговля, общественное питание, строительство, гостиничное хозяйство, транспорт, здравоохранение.

С неизбежным увеличением негосударственной собственности, а также развитием час­тного предпринимательства, в первую очередь связан переход к рыночной экономике.

Малое предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективный сектор экономики, который постепенно увеличивает свою роль в обеспечение общего экономического роста.

Небольшие по размерам малые предприятия, их производственная, технологическая и управленческая гибкость, позволяет им быстро реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые виды продукции. На 01.01.2014 г. в Республике Беларусь хозяйственную деятельность осуществляли 91,6 тыс. организаций малого предпринимательства, из них 79,8 тыс. микроорганизаций (87,1 % к общей численности организаций малого предпринимательства), 11,8 тыс. малых организаций (12,9 % к общему количеству малого предпринимательства). По сравнению с 1 января 2013 г. численность организаций малого бизнеса возросло на 10,9 %. 

На долю малого предпринимательства, по итогам 2013 года, приходилось 15,1 % валового внутреннего продукта, 19,4 % средней численности работников организаций, 9,5 % общего объема промышленного производства, 27,9 % объема внешней торговли товарами [2].

Для Республики Беларусь характерна тенденция к увеличению количества субъектов малого предпринимательства. Отраслевая структура малого предпринимательства в Республике Беларусь характеризуется двумя особенностями. Во-первых, для нее свойственно неравномерное распределение субъектов хозяйствования по сферам деятельности. Во-вторых, она отличается динамизмом. Эта динамики представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 – Численность организаций малого предпринимательства, осуществлявших производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, по видам экономической деятельности в 2011-2013 гг., единиц

 

2011

2012

2013

Всего

77 605

82 612

91 596

обрабатывающая промышленность

11999

12576

13278

горнодобывающая промышленность

32

34

46

рыболовство, рыбоводство

126

136

151

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

2 650

2 653

2 763

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

42

44

64

строительство

7 216

7 548

8 448

торговля

32 191

34 062

36 077

гостиницы и рестораны

1 746

1 877

1 987

транспорт и связь

7 152

7 968

11 366

финансовая деятельность

354

381

431

здравоохранение и предоставление социальных услуг

716

769

810

образование

464

539

614

аренда и предоставление услуг потребителям, операции с недвижимым имуществом

9 541

10 480

11 729

предоставление социальных, коммунальных и персональных услуг

3 376

3 545

3 832

Источник: [2].

 

К 2015 году планируется увеличить численность предпринимателей и их доли в ВВП страны до 30 %. В частном секторе, при этом, будет занято  всего 1,8 млн. человек, или 38 % трудоспособного населения страны.

По данным таблице 2,можно сделать вывод, что объём производства продукции по всем видам экономической деятельности в 2013 году, по сравнению с 2011 годом, году увеличился практически в 2 раза, что также свидетельствует об устойчивой тенденции увеличения объёмов производства.

 

Таблица 2 – Объем производства продукции выполнение работ, оказание услуг, организациями малого предпринимательства по видам экономической деятельности в 2011-2013 гг., миллионов рублей

 

2011

2012

2013

Всего

99 000 721

157 893 759

183 445 562

обрабатывающая промышленность

38 112 912

49 783 142

54 084 201

горнодобывающая промышленность

45 281

71 861

164 222

рыболовство, рыбоводство

46 183

48 673

84 903

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

2 028 938

3 809 564

4 588 662

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

81 206

183 797

332 818

строительство

9 518 632

17 846 988

29 144 933

торговля

31 035 128

54 196 371

48 933 116

гостиницы и рестораны

801 121

1 534 496

2 352 057

транспорт и связь

6 012 531

10 955 690

14 993 001

финансовая деятельность

1 525 324

1 634 398

2 310 162

здравоохранение и предоставление социальных услуг

288 740

627 982

1 084 036

образование

149 963

268 313

435 903

аренда и предоставление услуг потребителям, операции с недвижимым имуществом

8 169 948

14 226 868

21 453 209

предоставление социальных, коммунальных и персональных услуг

1 184 814

2 705 616

3 484 339

Источник: [2].

 

Однако существуют факторы, которые препятствуют развитию предпринимательской деятельности в Республике Беларусь. Это, прежде всего:

  • отсутствие стабильности в законодательстве по отношению к предпринимателям;
  • большое количество налогов с высокими ставками и частые изменения в отчетности, которая должна предоставляться в налоговые органы;
  • высокие размеры штрафов;
  • большое количество проверок со стороны регулирующих органов;
  • наличие ценовой регулировки на ряд товаров, услуг, работ;
  • некоторые трудности в лицензировании деятельности;
  • высокие арендные ставки;
  • высокие ставки на заемные средства со стороны банков и иных финансовых учреждений.

Все перечисленные выше административные барьеры мешают успешному развитию индивидуального предпринимательства. Если коснуться политики полной занятости населения, то можно сказать, что это одна из причин по которой компании в большей степени заинтересованы в достижении социальных целей, чем в увеличении конкурентоспособности. Это в свою очередь объясняет довольно невысокий официальный уровень безработицы, который на 1 сентября 2014 года составлял 0,5 %, а также уровень мобильности рабочей силы, потому что на рынке отсутствуют факторы, которые привлекали бы людей в сферу предпринимательской деятельности.

Также, стоит отметить, что существующая система образования считается только сигналом для работодателя касательно качества рабочей силы, но не соответствует требованиям переходной экономики, в условиях которой обязаны работать предприниматели. Общая и правовая культура представителей данного вида субъектов хозяйствования также не велика, наблюдается склонность к псевдорыночному поведению. Следовательно, нужно проводить всевозможные виды тренингов, организовывать курсы по повышению уровня общей и правовой культуры, разрабатывать программы бизнес-образования для предпринимателей, для того, чтобы увеличивалась производительность их работы, а также уделять больше внимания на развитие прикладных способностей по ведению и управлению бизнеса.

В связи с возникающими проблемами, в Республике Беларусь шаг за шагом осуществляются следующие меры по поддержке малого бизнеса:

  • созданы и действуют законы о государственной поддержке малого предпринимательства;
  • правительством создана Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2011-2015 годы;
  • каждый год разрабатываются и реализуются программы государственной поддержки, также соответствующие региональные программы;
  • принят Указ Президента Республики Беларусь от 19 июня 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства»;
  • созданы Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь.

Инфраструктура поддержки в предпринимательстве в Республике Беларусь сложилась следующим образом:

  • инновационными центрами;
  • инкубаторами малого предпринимательства;
  • фондами финансовой поддержки предпринимателей;
  • обществами взаимного кредитования;
  • центрами поддержки предпринимательства.

Для того, чтобы объединить усилия государственных органов, предпринимателей и их объединений для развития малого предпринимательства работают советы по его развитию, как на республиканском уровне, так и в областях, в некоторых районах и городах.

Политика государства в сфере малого предпринимательства должна быть ориентирована на последующее формирование благоприятных условий устойчивого развития малого бизнеса на базе улучшения форм и способов поддержки, обеспечивающих увеличение темпов развития, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности данной категории субъектов хозяйствования, а также рост производительности национальной экономики. Немаловажным является также привлечение в предпринимательскую деятельность широких слоёв населения и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищённых его категорий, повышение собственных доходов населения, а, следовательно, обеспечение общественной стабильности [3, с. 511].

Таким образом, приоритетными направлениями становления малого предпринимательства должны стать производство потребительских товаров, оказание услуг, выполнение работ, производство и переработка продукции в сельскохозяйственной местности, улучшение качества образования, научная и инновационная деятельность.

Библиографический список:

1. Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности. М.: Изд-во “Инфра-М", 2009. – 368 с.
2. Сайт «Национальный статистический комитет Республики Беларусь» [Электронный ресурс]. – Минск, 2014. – Режим доступа: www.belstat.by – Дата доступа: 10.11.2014
3. Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович [и др.] ; под ред. Д-ра эконом. Наук, проф. В,Н, Шимова. – 2-е изд., перераб и доп. – Мн. : БГЭУ, 2006. – 751 с.




Рецензии:

24.11.2014, 21:05 Исаева Джамиля Гамзатовна
Рецензия: Рецензия на статью Половниковой Юлии Валерьевны «Малое предпринимательство, его проблемы и способы поддержки в Республике Беларусь» В статье рассмотрены показатели проблемы малых предприятий, способы их поддержки, даны авторские схемы. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения. Автором проделана большая работа. Статья выполнена на достаточно высоком уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес и рекомендуется к публикации. Рецензент к.э.н., доцент Исаева Д.Г.

25.11.2014 22:22 Ответ на рецензию автора Половникова Юлия Валерьевна:
Спасибо за положительную рецензию.

25.11.2014, 8:49 Зень Сергей Николаевич
Рецензия: Рецензия Работа Половниковой Ю.В. «Малое предпринимательство, его проблемы и способы поддержки в Республике Беларусь» раскрывает весьма актуальную тему и проблему белорусского общества и экономики. Проблема развития предпринимательства находится под пристальным вниманием ученых и руководства страны. Половникова Ю.В. использует в тексте статистические данные, что положительно для работы такого рода. Однако отмечу ряд недостатков: На рисунке 1 – «Трактовка понятия «предпринимательство» различных экономистов» указан неполный вариант подходов к пониманию сути предпринимательства (к примеру нет подходов А.Смита, К.Маркса, М.Вебера и др.). Проверка текста Половниковой Ю.В. на уникальность в системе «Антиплагиат» показала не более 25 % уникальности представленного материала, что является очень низким показателем. В тексте встречаются технические ошибки и стилистические ошибки (например, Указ Президента не создается, а принимается). В качестве рекомендации отметил бы необходимость указания в качестве проблемы развития предпринимательства в Беларуси низкую общую и правовую культуру самих представителей данного вида субъектов хозяйствования, склонность к псевдорыночному поведению. После соответствующей доработки рекомендую статью к публикации. Зень С.Н.
25.11.2014 22:22 Ответ на рецензию автора Половникова Юлия Валерьевна:
Статью доработала.

26.11.2014, 8:54 Зень Сергей Николаевич
Рецензия: Рецензия Работа Половниковой Ю.В. «Малое предпринимательство, его проблемы и способы поддержки в Республике Беларусь» доработана и может быть опубликована.

14.04.2015, 14:34 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Мне кажется, что следует скорректировать название, т.к. проблемы не у самого малого предпринимательства, а проблемы его развития, или ориентации на несырьевой сектор.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх