Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Машиностроение, Менеджмент, Техника
Размещена 28.11.2014. Последняя правка: 29.11.2014.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТОМ

Алламуратов Руслан Женгисбаевич

ТАШКЕНТСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ

Студент

Махкамов Мирджамол Юлчиевич, заведующий отдела Сервис Центра “Мерседес-Бенц”; Махкамова Ш.Ю., руководитель проекта ИСИ при КМ РУз; Алламуратов Руслан Женгисбаевич, студент ТАДИ(ТАШКЕНТСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ)


Аннотация:
В статье изложены результаты исследования региональных особенностей управления автомобильным транспортом и даны конкретные рекомендации на основе выявленных наиболее весомых факторов эксплуатационных свойств, влияющих на выбор подвижного состава для перевозки пассажиров в городе Ташкенте. На основе проведенного исследования излагается, что с увеличением пробега с начала эксплуатации автобусов количество отказов увеличиваются, трудоемкость возрастает, а эксплуатационная надежность снижается. Одним из существенных резервов повышения производительности, снижения затрат на поддержание работоспособности, повышения технической готовности, обеспечения безопасности движения автобусов здесь рассматриваются вопросы совершенствования проведения сервисного обслуживания.


Abstract:
In article results of research of regional features of management are stated by motor transport and concrete recommendations on the basis of the revealed most powerful factors of the operational properties influencing a choice of a rolling stock for transportation of passengers in the city of Tashkent are made. On the basis of the conducted research it is stated that with increase in run from the beginning of operation of buses the quantity of refusals increases, labour input increases, and operational reliability decreases. One of essential reserves of increase of productivity, decrease in expenses for maintenance of working capacity, increase of technical readiness, safety of movement of buses here considers questions of perfection of carrying out of service.


Ключевые слова:
автотранспортное предприятие; пассажировместимость; маневренность; удобство и комфорт для водителей; инженерно-технические работники; периодичность технического обслуживания и ремонта

Keywords:
motor transportation enterprise; passengers capacity; manoeuvrability; convenience and comfort for drivers; technical officers; periodicity of maintenance service and repair


УДК 629.113

В условиях модернизации и либерализации экономики правительством уделяется большое внимание на разработку программ по улучшению и коренному изменению инфраструктуры города,  а также городского пассажирского транспорта. 

В свете решения этих задач под руководством Президента Республики Узбекистан  были приняты последовательно ряд постановлений по обеспечению городских пассажирских перевозок с самыми современными автобусами большого класса Мерседес-Бенц. Автобусные парки АК «Тошшахартрансхизмат» обеспечены немецкими автобусами  марки «Мерседес-Бенц» моделей О 405,  О 345 Conecto, сосредоточенные в 10-ти автобусных парках. Первые автобусы Мерседес-Бенц модели О 405 St  277 ед. поступили в  период 1995-1998 гг. и эксплуатируются в Ташкенте на протяжении 10-15 лет. Автобусы модели CONECTO О 345  300ед. поступили в 2000-2004 годах  эксплуатируются более  7- 10 лет.

Согласно постановлению Республики Узбекистан от 6 февраля 2008 года за №.  ПП-788, и  6 мая 2009 года за № ПП-1109  «О мерах дополнительного обеспечения г. Ташкента пассажирскими автобусами» были поставлены 400 ед. автобусов «Мерседес-Бенц Conecto Low Floor». На сегодняшний день  количество автобусов «Мерседес-Бенц», обслуживающих население города Ташкента  составляет  977 ед.

В Автобусных парках эксплуатация автобусов «Мерседес-Бенц»  показывает, что с увеличением пробега с начала эксплуатации  автобусов количество отказов увеличивается, трудоемкость возрастает, а эксплуатационная надежность снижается. Одним из существенных резервов повышения производительности, снижения затрат на поддержание работоспособности, повышения технической готовности, обеспечения безопасности движения автобусов является совершенствование проведения сервисного обслуживания с целью  повышения эксплуатационной надежности транспортных средств  при перевозке пассажиров на городском транспорте. Это и является  актуальностью настоящего исследования.

Работа выполнена в рамках 6 - приоритета развития науки и технологий, утвержденного Кабинетом Министров Республики Узбекистан «Разработка наукоёмких технологий, нового поколения машин, оборудования и материалов, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих  ресурсосбережение» и непосредственно связана с планами научно-исследовательских работ Ташкентского автомобильно-дорожного института (ТАДИ). Работа  является  продолжением исследований, выполняемых в рамках программы ГНТП 18.24 «Разработка нормативов ТЭА в Республике Узбекистан» за 2000-2005 годы и ГНТП №А-13-04 «Разработка режимов сервисного обслуживания автомобилей, разрабатываемых в Республике Узбекистан» за 2006-2008 годы, а также госбюджетной научно-исследовательской  работы, выполняемой на кафедре «ТЭА» ТАДИ, по разработке нормативов технической эксплуатации транспортных средств.

Вопросам ТЭА, в том числе надежности в реальных условиях эксплуатации, посвящены учебники, научно-исследовательские работы ряда авторов Республики Узбекистан, ближнего и дальнего зарубежья, однако развитие и совершенствование  сервисного обслуживания и повышения эксплуатационной надежности транспортных средств  в реальных условиях эксплуатации изучены в недостаточной степени.

Сервисное обслуживание автобусов осуществляется согласно руководящим материалам  по ремонту и обслуживанию автобусов,  а также  отдельных агрегатов. Однако,  в период эксплуатации автобусов «Мерседес-Бенц» приходится корректировать режимы СО и ремонта существенно влияющие на эксплуатационную надежность автобуса .   

Условия эксплуатации автомобилей влияют на режимы работы его агрегатов и деталей, от которых зависят реализуемые значения показателей надежности и эффективности технической эксплуатации автомобилей. Наиболее существенное влияние на условия эксплуатации оказывают  транспортные, дорожные и природно-климатические факторы [1].

Автомобили могут работать в различных условиях эксплуатации, которые влияют на их показатели надежности и нормативы ТЭА [2,3,4].. Исследований по установлению нормативов ТЭА с учетом конкретных условий эксплуатации в Узбекистане недостаточны. Не учитываются при планировании профилактических работ пробеги периода обкатки и  с начала эксплуатации автомобилей, и не исследуются автомобили имеющие пробег более 1 млн. км.,  которые являются основой для управления нормативами ТЭА. Не учитывается пробег периода обкатки и обслуживания после подвергания комплексному ремонту агрегатов и узлов автомобилей в реальных условиях эксплуатации при технологическом расчете производственной программы по ТО и Р АТК.  Не определена при оценке существующих проектов АТК  весомость факторов, влияющих на ТЭП. Не разработаны нормативы ТЭП для определения направлений развития ПТБ действующих АТК, требующих реконструкции.  Не разработано математическая модель и компьютерная программа расчета удельных значений ТЭП, в том числе для АТК со смешанным подвижным составом. Решение всех вышеуказанных проблем нашли свое отражение в исследовании.

На основании обобщения опыта эксплуатации и обзора теоретических исследований выдвинута гипотеза о возможности повышения эффективности технической эксплуатации автомобилей за счет корректирования нормативов с учетом условий эксплуатации и пробегов с начало эксплуатации  и совершенствования планирования  проведения профилактических работ, мероприятий по повышению надежности автобусов. При анализе условий эксплуатации рассматривались природно-климатические условия, транспортные и дорожные условия. Природно-климатические условия характеризуются температурой окружающего воздуха, барометрическим давлением, относительной влажностью воздуха, скоростью ветра и т.д.

Осуществлена оценка показателей надежности при наличии основной экспериментальной информации о составных частях объекта и информации о его структуре (расчетно-экспериментальный метод). Оценки показателей надежности объектов вычисляются в два этапа: определяются точечные и интервальные оценки показателей надежности составных частей объекта;  определяются точечные и интервальные оценки показателей надежности в целом.

            Контроль нормируемых показателей надежности должен включать: получение и математическая обработка исходных данных;         принятие  решения о соответствии или несоответствии изделия установленным требованиям;        анализ причин и последствий отказов с целью разработки по повышению надежности изделий.

В зависимости от способа получения исходных данных методы контроля показателей надежности подразделяются на расчетные, экспериментальные и расчетно-экспериментальные.

Расчетные методы основаны на вычислении показателей надежности изделия по справочным данным о надежности его составных частей с учетом функциональной структуры изделия и видов разрушений, по данным о надежности изделий-аналогов, по результатам экспертной оценки надежности, по данным о свойствах материалов, элементов изделий и нагрузке на них, механизме отказа и по другой информациям, имеющемся к моменту расчета надежности.

Экспериментальные методы основаны на использовании статистических данных, получаемых при испытаниях изделий на надежность, или данных опытной или подконтрольной эксплуатации.

План контроля показателей надежности должен содержать следующее: число испытуемых образцов, стратегию проведения испытаний с восстановлением и (или) заменой отказавших изделий, без восстановления и (или) заменой отказавших изделий; правила прекращения испытаний; число независимых наблюдений и отрицательных исходов этих наблюдений, позволяющих принимать решение о соответствии  / несоответствии изделий заданным требованиям по уровню надежности; а также правила принятия решений.

При испытаниях на надежность наблюдается время безотказной работы изделия, продолжительность его восстановления и т.п., отрицательным его исходом наблюдения - наступление отказа ( предельного состояния), невозможность восстановления в течение заданного времени и т.п.

Повышение надежности транспортных средств при перевозке пассажиров за счет совершенствования регламентных работ по периодичности сервисного обслуживания  и повышения эксплуатационной надежности требует разработку следующих групп методик:

  1. Методика оценки конструкции и выбора подвижного состава в городских  условиях эксплуатации. Выбор подвижного состава по эксплуатационным свойствам для городских условий эксплуатации осуществляется исследованиями и анализом каждого свойства. Разработка карты надежности автобуса по показателям  безотказности  агрегатов и их ресурс; используя карту надежности можно  определить надежность автобуса в целом.
  2.  Методика мероприятия по повышению надежности автобусов; методика планирования автоэксплуатационных материалов и дефицитных запасных частей; методика по обеспечению  технологическим оборудованием; методика организации работы ежедневно и  в течение года; методика повышения уровня механизации производственных процессов сервисного обслуживания и текущего ремонта, а также внедрения новых современных технологических оборудований; методика  обеспечения бесперебойности материально-технического снабжения.

Нами разработаны вышеназванные методы, а также рекомендовано и установлено  периодичность СО при планировании проведения профилактических работ с учетом пробегов 1 млн. км.  и  срока службы автобусов с начала эксплуатации.

Ниже приведены результаты распределения отказов автобусов Мерседес_Бенц О 405 по агрегатам и системам на пробеге 0÷1250 тыс.км. (табл. 1). Распределение отказов автобусов Мерседес-Бенц О 405 по показателям по безотказности и ремонтопригодности  на пробеге 0÷1250 тыс.км. На основе обработки информации по отказам разработана карта надежности автобусов Мерседес-Бенц О 405  по агрегатам и системам на пробеге 0÷1250 тыс.км. (рис. 2).  Разработаны карты надежности  двигателя , АКПП, переднего моста, заднего моста  и рулевого управления  систем автобусов Мерседес-Бенц О 405  с указаниями графиков безотказности деталей, лимитирующих надежность агрегатов.

Из сопоставления результатов теоретических и экспериментальных исследований по оценке приспособленности конструкции и выбора подвижного состава, следует что автобусы Мерседес-Бенц О 405 более приспособлены к условиям эксплуатации при перевозке пассажиров в условиях эксплуатации  города Ташкента. Показатели безотказности высокие, однако, по подверганию ремонту и обслуживанию среди деталей и узлов лидируют подвески ходовой части переднего и заднего моста. На них повлияли дорожные условия эксплуатации и стиль езды. Результаты анализа показывают целесообразность разработки комплексных мероприятий по улучшению дорожно-транспортных условий и маневренности автомобилей.

Результаты исследования показывают, что для условий эксплуатации в городе Ташкенте  перспективными являются современные автобусы Марки Мерседес следуюших поколений, таких  как  Сitaro O 530, Turismo, Conecto Lov floor, Integro и других производителей по стандарту  SO 2009  городского типа автобусов производимые в европейских странах.

Предложены и внедрены в производство следующие усовершенствованные конструкции:

- разработан  перечень профилактических работ и периодичность сервисного обслуживания пробега в 1 млн. км; 

Таблица 1.

 

Распределение отказов автобусов Мерседес_Бенц О 405

по агрегатам и системам на пробеге 0÷1250 тыс.км*

Наименование узлов и деталей

Количес тво деталей, ед

Количество отказов деталей

Безотканость,

%

 

Ремонто-пригодность,

 %

1

Двигатель ОМ 447 Н

12

1860

8,5

5,9

2

Автоматическая коробка ZF 4 HP 500

21

1801

8,2

4,4

3

Передняя ось

16

1035

4,7

4,3

4

Задняя ось

27

1094

5,0

4,6

5

Рулевое управление

7

802

3,6

3,7

6

Шасси , кузов и надстройка

27

1807

8,2

13,6

7

Топливная система
ТНВД

22

499

2,3

3,1

8

Компрессор

15

621

2,8

2,6

9

Система охлаждения двигателя

16

1847

8,4

6,2

10

Подрессоривание и подвеска

8

3455

15,7

25,8

11

Подвеска двигателя

4

200

0,9

0,6

12

Карданная передача

2

46

0,2

0,3

13

Тормозная система

20

1362

6,2

6,9

14

Электрооборудования

25

2622

11,9

10,2

15

Электрооборудования кузова

12

1558

7,1

1,6

16

Отопления и циркуляция

17

1364

6,2

6,2

17

Итого

251

21974

100,0

100,0

*Составлено и рассчитано авторами на основе данных центра «Мерседес-Бенц» г.Ташкента.

                                  

- увеличение ресурса агрегатных изделий (заднего моста, рулевого управления, АКПП, двигателя  и других узлов автобуса) путем применения усовершенствования периодичности контрольно - сопроводительных работ обслуживания;

- увеличение степени сохранности элементов шасси и уменьшение времени выполнения  регламентных работ СО путем применения дополнительных  сооружений и оборудований  с полным охватом ремонтного процесса.

Для совершенствования технологического процесса технического обслуживания и ремонта были разработаны и внедрены в производства АТП  следующие дефицитные агрегаты и узлы, критические по надежности импортного автобусов за счет унификации деталей и агрегатов автозаводов Узбекистана: установка автостекол, изготовление наружных обшивок и сервисных люков и бамперов, изготовление стремянок подвески заднего моста; накладка и прочие детали.

 Осуществлена оценка экономической эффективности на основе приведенных теоретических расчетов предложенных нововведений, которая составила 554,83 млн.сум.

На основе вышеприведенных данных сформулированы следующие выводы и рекомендации:

1. На основе выполненных исследований решена научно-практическая задача по повышению эффективности технической эксплуатации автомобилей за счет совершенствования их конструкции и повышения эксплуатационной надёжности.

2. Разработана методика оценки приспособленности конструкции и выбора подвижного состава в городских  условиях эксплуатации.

Выбор подвижного состава по эксплуатационным свойствам осуществлен теоретическими и экспериментальными исследованиями, а также результатами опроса ведущих специалистов, экспертными методами.

Результаты исследования показали, что для эксплуатации в  условиях  г. Ташкента  является перспективными современные автомобили передовых стран Европы  и  производимые в Республике Узбекистан  - ISUZU   NP 37.

Выявлены наиболее весомые факторы эксплуатационных свойств, влияющих на выбор подвижного состава для перевозки пассажиров по городу Ташкенту; к которым относятся пасажировместимость, маневренность,  удобство и комфорт для водителей  и другие.

3. Определены показатели свойств безотказности автобусов  Мерседес-Бенц  на пробеге 0 .... 1250 тыс.км. которые составили - 1661 отказов 148 видов, по автотягачам Ford-Cargo 1827 - 21974 отказов 251 видов.

4. Выявлены детали, критические по надежности безотказности. Детали лимитирующие надежность автобуса «Мерседес-Бенц»   на пробеге 0 ÷ 1250 тыс.км по критерию безотказности, составляют 49 наименований.

 5. Разработаны карты надежности автобусов Мерседес-Бенц О 405, которые необходимы при усовершенствовании конструкций, в производстве и эксплуатации автобусов .

   6. Выявлены детали, лимитирующие перечень профилактических воздействий по автобусов Мерседес-Бенц  О 405 включающие в себя соответственно  49 и 78 наименования деталей и узлов.

7. Разработанные рекомендации по совершенствованию конструкций различного подвижного состава:  увеличение степени сохранности элементов шасси и уменьшение времени выполнения   регламентных   работ   ТО   автобусов   путем   применения дополнительного перечня контрольно - профилактических работ. Установлены нормативы периодичности , трудоемкости и перечень работ СО 10000 км, СО 30 000 км, СО 50 000 км ,СО 90 000 км. для автобусов Мерседес-Бенц О 405, О 345 имеюшие пробег в 1 млн км  и более ; внедрены  при сервисном Центре и Автопредприятий АК Ташавтобустранс.   Эффективность от внедрения результатов исследования по совершенствованию конструкции и повышению эксплуатационной надежности составила 96,83 млн.сумов по 40 ед. автобусов в год .

Библиографический список:

1. Махкамов М.Ю. Моделирование эксплуатационной надежности автобусов «Мерседес-Бенц» в условиях оказания услуг населению г.Ташкента// Вестник ТАДИ. -Ташкент, 2012. -№3 - С.36-43
2. Алиходжаев А. А., Мусаджанов М. З. Значение многоступенчатой системы технического обслуживания автомобилей// Сб. науч. трудов ТашГТУ. - Ташкент.: 2007. - С. 109-112.
3. Алиходжаев А.А., Юлдашев А.С. Определение периодичности технического обслуживания автомобилей на современном этапе // Сб. науч. трудов. -Ташкент: ТАДИ, 2004. - С. 176-178.
4. Алиходжаев А.А. Управление нормативами технического обслуживания и ремонта автомобилей с учетом условий эксплуатации// Дис. … канд. тех. наук. - Ташкент: ТАДИ, 2008. - 227 с.




Рецензии:

29.11.2014, 7:41 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Авторы рассмотрели разноаспектную актуальную проблему, но если сосреточмлмсь на исследовании автомобилей одного (Мерседес-Бенц), то не целесообразно вспоминать мимоходом без обоснования другие. Аннотацию по размеру необходимо сократить до стандартной. После доработок рекомендуется к печати.

29.11.2014, 14:38 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Статья интересная, подготовлена на актуальную тему, выводы базируются на сатистическом материале. Целесообрзно добавить перечень ученых, занимавшихся подобными исследованиями и выделить нерешенные имм задачи. После доработки статья может быть рекомендована к печати.

30.11.2014, 18:18 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: статья может быть рекомендована к печати после доработки: автору необходимо сократить аннотацию до стандартных размеров; указать авторов, кто занимался исследованием данной проблемы; разместить список литературных источников в алфавитном порядке.

27.12.2014, 16:21 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья, безусловно, интересна и актуальна, но необходима корректировка названия. Речь идет не об управлении автотранспортом, а о системе управления развитием автотранспортного хозяйства. Предлагаю: "Региональные особенности системы управления развитием автотранспортного хозяйства". Конечно, аннотацию следует сократить.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх