кандидат экономических наук
Челябинский филиал Финуниверситета
заведующий кафедрой
УДК 338.242
Мировая экономика в настоящее время результирует высокую неопределенность, субъективизм и интенсивность конкуренции, динамичность и технологичность. В перспективе, в таких экономических условиях важное значение позиционируют гибкость, конкурентоспособность, адаптивность, креативность и панорамное мышление персонала субъектов экономики, ориентация и плановость поступательного сбалансированного развития и внедрение эффективных инструментов решения возникающих проблем [2]. В условиях конкуренции и нестабильности в международных экономических отношениях, внутри страны из-за введенных санкций со стороны Евросоюза, США и ряда стран и во внешней среде функционирования промышленного предприятия при построении стратегии развития перспективно актуализировать участие государства для воз-действия на результативность деятельности промышленных предприятий.
Поэтому в системе управления деятельностью промышленного предприятия важным компонентом является параметрическое, своевременное и адаптивное распознавание деформационных операций и влияний как во внешней панораме относительно предприятия, так и во внутренних процессах и действиях текущего характера, происходящих на промышленном предприятии.
Исследование теоретических и практических аспектов, исследование эволюции статуса государства в хозяйстве страны, современных взглядов о политике результативного государства, активизация вопроса о правиле периодического государственного регулирования экономических процессов позволяют взглянуть на функции государства в экономике концептуально, системно, комплексно, с принятием во внимание мнение и интересы общества и населения страны, которые и призвано актуализировать государство с широким мониторингом возможностей, с учетом уклада взаимодействия социальных, экономических, хозяйственных, промышленных подсистем. В связи с этим, перспективной и адаптивной позиции государства должны соответствовать условия, при которых отдельная подсистема могла бы реализовывать определенную обществом функцию, применяя при этом необходимые возможности и ресурсы наиболее результативным образом. Присутствует перспективна замены позиции государства с индивидуальной ответственности позицией на общественное самосознание и социально-экономическое благополучие, обеспечивающее результативность национальной экономики.
Санкционные меры в отношении отечественной экономики, ужесточение международной конкуренции, формирование новых вариантов её проявления еще значительнее актуализируют проблему безопасности российской экономики. Поэтому экономически результативное государство должно поддерживать и обеспечивать защиту национальных приоритетов развития экономики и интересов отечественных производителей в расширении и понимании мирохозяйственных отношений с позиции поддержания важнейшего внутреннего показателя экономического благоденствия государства – социально-экономической обеспеченности гражданского общества России.
Модель социально-экономической результативности страны должна учитывать также мотивы и интересы предпринимательства, общества и населения страны потому, что свобода выбора должна быть свободой для всех, а не для ограниченного круга собственников, такая позиция призвана реализовать такую результативность хозяйственной системы страны, которая позволит сформировать базу для многогранного социального развития, гуманизации общества.
Значительная роль экономически и хозяйственно эффективной системе страны реализуется в процессе развития отечественной экономики, стимулирования экономического роста. Социально-экономическая политика государства должна выполнять роль «актуализирующего фактора», гаранта обеспечения всех структурных составляющих экономического роста. Перспективы формирования результативности государственного регулирования рынка промышленной продукции в основном зависят не столь условия функционирования предпринимательства, но и создание перспектив развития как отечественной экономики, так и каждой предпринимательской инициативы.
Приведенные теоретические положения о сущности и содержании экономически результативной страны в перспективе разрешения проблем товарной, экономической, финансовой, продовольственной, технологической безопасности и независимости государства ведут к определению важнейшей цели промышленного, социально-экономического, технологического развития отечественной экономики – увеличение уровня и показателей качества жизнеобеспечения населения страна на базисном контексте и позиции неотвратимого движения к экономике, хозяйства постиндустриального типа, формирования комфортной среды развития отечественных предпринимателей и хозяйствующих субъектов с упором на новые технологии в промышленном, модернизацию деятельности, формирование адаптивной, наукоемкой и рациональной экономики конкурентного взаимодействия с зарубежными контрагентами при важнейшей роли государства в ее регулировании режимов функционирования и защиты приоритетных направлений развития национальной экономики, отраслей, к которым относится промышленное машиностроительное производство.
Развитие системы государственного регулирования рынка, экономики, исходя из определенной важности реализации прямого активизирующего и стимулирующего воздействия, может проявляться через внедрение целевого, проектного подхода, реализуемого в виде создания и реализации региональной целевой программы развития экономики [1].
Российская экономика еще не стабилизировала состояние сбалансированного и эффективного развития, а отечественные производители не в полной мере способны эффективно противостоять иностранным производителям в конкурентном взаимодействии на зарубежном и на внутреннем рынках. Реально, в обозримом контексте осуществления, наиболее адаптивными характеристиками и моделями отечественного хозяйства и промышленного машиностроения являются западные, например, европейские эффективные экономики с системами регулирования рынка, особенно ее немецкая и французская разновидности, в базисе которых находится фактически твердое и последовательное вмешательство государства в конъюнктурные процессы и правовая помощь в оптимизации, концентрации и специализации промышленного производства.
Перспективам не уступить значительно в конкурентном противостоянии с западными, да и восточными производителями позиции могут крупные, укомплектованные современным и актуальным отечественному промышленному сектору экономики технологическим оборудованием и обеспеченные квалифицированным персоналом, способные создавать продукцию, не уступающую лидирующим зарубежным образцам, а средние и мелкие производители перспективно могут, не исключая статуса юридического лица, вступить в корпоративные альянсы, объединения производителей на более и или менее оптимальных условиях, например, как сателлиты, дочерние фирмы уже существующих и вновь формируемых машиностроительных корпораций, холдингов, консорциумов или на позициях франчайзинга [1,3,5,6].
Итак, в процессе временного порядка - 5-10 лет реально актуальными будут являться такие направления рационализации отечественного рынка промышленной продукции машиностроения: специализация важных бизнес-проектов; концентрация деятельности, например, в машиностроении сельскохозяйственной техники, формирование с участием государственного капитала с зарубежными фирмами крупных интегрированных объединений; организационно-функциональная, технологическая модернизация предприятий; эффективное управление основным и оборотным капиталом промышленных предприятий [3]; увеличение ассортимента производимой продукции; формирование в субъектах федерации оптимальной дилерской и ремонтно-технологической системы, переход на актуальные и адаптивные методы управления, организации, технологии реализацией машин, механизмов и техники; панорамная товарная (услуговая) диверсификация дилерской сети.
Для воплощения этих и других актуальных направлений государству необходимо регулировать следующие показатели рынка: показатели развития; размер и вид конкуренции; обеспеченный финансовыми возможностями спрос на продукцию; предложения техники и машин, комплектующих, механизмов для производств; ее качество; направления и объемы финансирования лизинга; перспективы, источники, размер и период инвестирования промышленных, машиностроительных предприятий, поставщиков и потребителей; типоразмерная, видовая, номенклатурная и возрастная структуры зарубежной техники и машин; конкурентоспособность российских машин и техники, ее производителей с западными производителями; конкурентное противодействие отечественным производителей внешними производителями.
Принятие решения в той или иной сфере деятельности промышленного предприятия предлагается производить в соответствии с концепцией диффе-ренциации негативных факторов внешней среды, избавиться от угроз невоз-можно, их можно лишь снизить до возможного уровня, когда негативные факторы перестают быть опасными для сбалансированного развития промышленного предприятия. Таким образом, в самом панорамном, широком виде экономически, хозяйственно эффективная страна – это адаптивная, заинтересованная коммерческая, предпринимательская среда с участием государства, которая ставит в основу отношений на рынке свои национальные позиции и интересы, обеспечивает экономическую безопасность страны в условиях жесткой конкуренции отечественных промышленных предприятий в рамках ВТО и вне этой международной торговой структуры.
Рецензии:
30.01.2015, 21:28 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: В статье затронута актуальная проблема. Однако в ней не хватает эмпирических данных, которые позволили бы сделать выводы более обоснованными и аргументированы. Статью рекомендую доработать.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий