СТГАУ
студенка
Гурнович Татьяна Генриховна, доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента и банковского дела, Ставропольский Государственный Аграрный Университет
Среди многочисленных общеэкономических проблем, выявленных в ходе осуществления финансовой стабилизации в России большое внимание уделяется вопросам макроэкономической политики. Валютная политика государства является неотъемлемой частью экономической политики, так как от ее эффективности зависит устойчивость отечественной валюты, рост и развитие экономики в целом.
В широком смысле валютная политика включает в себя валютное регулирование и контроль, международное валютно-финансовое сотрудничество, в том числе членство в международных организациях [1]. Все перечисленное раннее направлено на повышение роли валютного фактора инновационного развития Российской Федерации. В связи с этим, необходима модернизация валютной политики как составной части экономической политики.
К большому сожалению, в государственных управляющих документах валютной политике должного внимания не уделяется, а рассматривается лишь одна из ее составляющих – курсовая политика и состояние международных резервов.
Поэтому основным и наиболее важным моментом в модернизации валютной политики является разработка ее концепции, которая до сих пор в нашей стране не разработана. Наряду с концепцией при модернизации валютной политики необходимо также брать во внимание тенденцию к обновлению теоретической основы экономической политики. В целом модернизация валютной политики должна быть комплексной и включать основные направления: курсовую политику, управление официальными международными резервами, валютное регулирование и контроль [2].
Однако, на пути модернизации валютной политики существует ряд проблем. Во-первых, для обеспечения стабильного курса рубля в первую очередь следует повысить качество курсовой политики, которое можно достигнуть посредством отказа от оценки тенденций и перспектив динамики курса рубля, основанной на влиянии на него лишь мировых цен на нефть. В виду этого, методы определения курса национальной валюты должны быть усовершенствованы. При оценке реального курса рубля номинальный курс корректируется на соотношение темпов инфляции в двух странах, валюты которых котируются. Связь между динамикой курса рубля и межстрановой разницей темпа инфляции проявляется в снижении его реального курса, так как в России темп инфляции традиционно в 2-3 раза выше, чем в США и зоне евро [3]. Это касается определения курсовых соотношений на базе не только экспортных, но и импортных цен, номинированных в основном в долларах и единой европейской валюте.
Ко всему этому, на курс рубля влияет также определение эффективного средневзвешенного курса по отношению к корзине иностранных валют. Стоит отметить, что доля доллара преобладает в корзине иностранных валют, используемых в международных расчетах, и у нас в бивалютной корзине составляет 55%, хотя объемы торговли России с США незначительны. В связи с этим следует диверсифицировать корзину иностранных валют, используемую для определения эффективного курса рубля [2].
Кроме паритета покупательной способности (ППС) - абсолютной или относительной - используется метод определения курса рубля на основе сопоставления спроса и предложения валют, исходя из состояния платежного баланса. За последние несколько лет наблюдается увеличение международного движения капиталов и финансовых инструментов на курсовые соотношения валют. Так нестабильность оттока (притока) капитала из России (отток в 2012 г. - 57 млрд долл.) приводит к скачкообразному изменению рыночного спроса и предложения валют [3].
Рекомендации Группы 20 по разработке показателей устойчивых глобальных не равновесий, в том числе в валютных отношениях, акцентируют внимание лишь на состоянии счета текущих операций платежного баланса, а именно торгового баланса, на чистом притоке доходов от зарубежных инвестиций, на односторонних переводах. При увеличении активного сальдо платежного баланса по счету текущих операций сверх установленного предела страна будет обязана повышать курс своей валюты, а при его дефиците принимать меры по его снижению.
Учитывая важность взаимодействия стран в сфере координации экономической политики для обеспечения относительной стабильности курсов валют, снижения рисков потерь и межстрановых валютных противоречий, необходимо кроме состояния торгового баланса принимать во внимание и другие факторы, влияющие на курсовые соотношения валют. Рекомендация изменять курс валюты в зависимости от состояния торгового баланса страны отражает интересы развитых стран - экспортеров товаров и услуг, которые добиваются повышения курса валют развивающихся стран с активным торговым балансом. Например, США заинтересованы в снижении курса доллара к юаню и настаивают на повышении курса китайской валюты, чтобы стимулировать свой экспорт в Китай.
Повышение курса валюты зависит не только от активного сальдо счета текущих операций платежного баланса, но и от ряда других факторов: увеличения притока иностранных капиталов, межстрановой разницы темпов инфляции и уровня процентных ставок, направления валютной спекуляции (игры на повышение курса), степени доверия к национальной валюте. Методы определения курса рубля на основе ППС и состояния платежного баланса в основном по счету текущих операций не учитывают эти факторы.
При разработке курсовой политики важно принимать во внимание влияние межстрановой разницы процентных ставок на международное движение капитала и на курс котируемых валют. В России процентные ставки традиционно выше, чем на мировом финансовом рынке. Поэтому осуществляемая в нынешнее время денежно-кредитная политика направлена на снижение процентных ставок на денежном рынке.
Банк России, как другие зарубежные банки, использует режим регулируемого плавающего валютного курса. Регулирование плавающего курса рубля сегодня осуществляется с учетом динамики его рыночного курса. Разрабатываемые международными экспертами рекомендации о глобальном введении режима свободно плавающих валютных курсов соответствуют интересам наиболее конкурентоспособных стран. К их числу Россия пока не относится, и ее экономика не готова к нерегулируемому плаванию курса рубля.
Регулируемое плавание курса рубля позволяет снизить риски участников рыночной экономики России, которая еще не готова к свободному плаванию национальной валюты в условиях нестабильности глобальной экономики. Гибкий курс рубля позволяет учитывать размер и темп его снижения или повышения в интересах российских у частников национального и мирового рынков. Значительное повышение курса рубля невыгодно российским экспортерам и кредиторам, так как сокращаются их валютные поступления в рублевом эквиваленте, а снижение курса невыгодно импортерам и должникам, так как увеличивает их затраты на покупку иностранном валюты, в котором номинирована цена контрактов.
Изменения курса рубля влияют на инфляцию: в России цены повышаются вопреки логике при любой его динамике в связи с отсутствием рыночной конкуренции [2]. Мотивация введения свободно плавающего курса рубля не учитывает опыт стран, которые при этом сохраняют режим регулируемого плавания курса национальной валюты.
Но наряду с проблемой реализации курсовой политики существует и проблема управления международными резервами нашей страны, которая включает три основные составляющие: обоснование оптимального объема резервов, обновление критериев управления ими, повышение эффективности риск-менеджмента в целях минимизации вероятности потерь в этой сфере.
Так до кризиса августа 2008 г. объем резервов России по мнению многих специалистов считался избыточным, но с ноября 2008 г. он сократился на 1/3, и на конец 2013 г. был равен 535,1 млрд. руб. [3].
Недооценка достаточности капитала основывается на альтернативных критериях определения этого показателя, а именно: критерий обеспечения этими резервами краткосрочного импорта, критерий учитывающий отношение золотовалютных резервов к широкой денежной массе; критерий, учитывающий внешний долг.
На сегодняшний момент по размеру золотовалютных резервов Россия занимает 3-е место после Китая и Японии, а по золотым запасам – 8-е место в мире. В виду этого проблема увеличения международных резервов России сохраняет свою актуальность, учитывая их функции [3].
Не менее важным направлением является повышение качества риск-менеджмента, т.е. снижение валютных рисков, обеспечивающих минимизацию потерь и упущенной прибыли. Для реализации данного подхода требуется дальнейшая классификация структуры валютных резервов и требований Банка России к ним. Так ослабление международных позиций доллара проявляется в снижении его почти монопольной позиции в мировых валютных резервах. В России такая тенденция развивается достаточно медленно. Однако, повышение доли евро в мировых валютных резервах (с 17% до 26%) в нашей стране проявляется в больших размерах, что связанно с развитием торгово-экономического сотрудничества России с ЕС, а также увеличением обязательств в евро [2].
Таким образом, Россия в ходе своей стабилизации должна больше внимание уделить разработке валютной политики в целом, а не отдельным ее составляющим. Несмотря на существование определенных проблем, у нашей страны есть все шансы для преодоления существующих трудностей, и для завоевания мирового лидерства по всем экономическим показателям.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий