Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 27.11.2014. Последняя правка: 26.11.2014.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Прозоров Филипп Александрович

СтГАУ

студент

Клишина Ю.Е., доцент, к.э.н., Ставропольский государственный аграрный университет кафедра финансы, кредит и страховое дело


Аннотация:
В данной статье рассматриваются, которые выполняют данные хозяйствующие субъекты в социально-экономической жизни общества, и как они распоряжаются собственностью, имеющимся у них имуществом и денежными средствами и как участвуют в перераспределении финансов.


Abstract:
This article discusses that perform data entities in the socio-economic life of society, and how they dispose of the property, existing property and finances and how to participate in the redistribution of Finance.


Ключевые слова:
некоммерческие организации; управление финансами; прибыль; НКО; финансовое планирование

Keywords:
financial management; profit; financial planning


УДК  334.012.46

В  современной  мировой  экономической  ситуации  управление  финансами  —  важнейший  инструмент  регулирования  социально-экономической  сферы  общественной  жизни,  однако  и  изменения  в  социально-экономической  сфере  прямым  образом  отражаются  на  управлении  финансами,  а  также  выборе  методов  и  инструментов  управления. 

На  сегодняшний  день  все  большое  значение  в  России  приобретают  некоммерческие  организации,  к  которым  относятся  различные  благотворительные,  образовательные,  культурные  и  научные  организации  и  общества.  Именно  такие  объединения  помогают  развивать  гражданские  отношения. 

В  данной  статье  рассматриваются  не  цели  и  функции,  которые  выполняют  данные  хозяйствующие  субъекты  в  социально-экономической  жизни  общества,  а  то,  как  они  распоряжаются  собственностью,  имеющимся  у  них  имуществом  и  денежными  средствами  и  как  участвуют  в  перераспределении  финансов.  Несмотря  на  то,  что  целью  деятельности  некоммерческих  организаций  не  является  извлечение  прибыли,  они  являются  активными  субъектами  с  точки  зрения  экономической  и  финансовой  деятельности  [5,  c.  156].

Существует  достаточно  большое  количество  разнообразных  видов  деятельности  НКО,  к  которым  относятся  многие  отрасли  непроизводственной  сферы.

Через  НКО  государство  может  легко  обеспечить  общественными  благами  все  общество.  Государство  выделяет  субсидии  и  льготы  таким  организациям,  чтобы  через  них  непосредственно  оказывать  различные  услуги  населению.  Связь  с  населением  через  НКО  объясняется  оперативностью  и  гибкостью  этих  организаций  [2,  c.  201].

В  некоммерческих  организациях  существуют  фонды  в  натуральных  и  денежных  выражениях,  которые  являются  материальной  основой  их  функционирования.  Ведение  хозяйственных  операций  осуществляется  путем  сметного  финансирования:  при  безвозмездности  оказываемых  услуг  и  предоставляемых  благ;  при  возмездности  основывается  на  началах  самоокупаемости  и  хозрасчета.  В  современных  рыночных  условиях  все  большее  число  НКО  переходит  на  коммерческий  расчет:  реализовывая  услуги  и  блага  по  ценам  спроса,  накапливают  средства  для  развития  своих  организаций.  Все  денежные  средства  предоставляются  из  государственного  бюджета.  Расходные  сметы  определяют  объемы,  целевые  назначения  и  распределение  средств.  К  таким  организациям  относятся  учреждения  здравоохранения,  культуры,  государственного  управления  и  обороны  и  другие  [4,  c.  22].

Метод  хозрасчета  используется  в  НКО,  в  которых  затраты  и  расходы  бывают  возмещены  из  выручки  от  реализации  нематериальных  благ.  Это  могут  быть  организации  образования,  здравоохранения,  работающие  на  платной  основе,  исследовательские  институты  и  другие.

Финансовые  отношения,  которые  складываются  у  НКО  и  государства,  НКО  и  другими  организациями,  НКО  и  своими  членами,  выражают  формирование,  распределение  и  использование  денежных  фондов. 

Складывающаяся  рыночная  экономика  обуславливает  деятельность  НКО  наравне  с  другими  хозяйствующими  субъектами  формировать  и  расходовать  денежные  средства.  Это  означает  обязательное  присутствие  финансов.

В  России  можно  разделить  экономику  на  пять  огромных  секторов:  сектор  нефинансовых  корпораций,  сектор  финансовых  корпораций,  сектор  государственного  управления,  сектор  домашних  хозяйств  и,  наконец,  сектор  некоммерческих  организаций.  На  этом  основании  можно  говорить  о  том,  что  финансовые  отношения  присутствуют  во  всех  секторах,  и  сектор  НКО  не  стал  исключением.  Исходя  из  этого  можно  говорить  о  двойственности  функционирования  некоммерческих  организаций.  С  одной  стороны,  целью  деятельности  их  не  является  извлечение  прибыли;  вся  деятельность  основывается  на  благотворительностях  и  пожертвованиях.  Но  с  другой  стороны,  использование  денежных  средств  в  хозяйственном  обороте  дает  возможность  быстрого  достижения  целей,  расширения  сфер  деятельности,  приобретения  необходимых  ресурсов. 

Если  говорить  об  источниках  финансирования,  то  можно  выделить  следующее:  во-первых,  несомненно,  это  бюджетные  средства;  во-вторых,  сюда  относится  и  личные  средства,  получаемые  в  виде  дохода  от  реализации  услуг  и  работ,  и  это  могут  быть  доходы  от  аренды  имущества;  в-третьих,  это  всевозможные  банковские  кредиты;  в-четвертых,  источником  могут  послужить  членские  взносы  участников  НКО;  в-пятых,  это  спонсорство  со  стороны  организаций  материального  производства;  в-шестых,  это  могут  быть  доходы  от  депозитов  и  ценных  бумаг.  И  этот  список  можно  продолжать  с  определенной  спецификой  для  каждого  вида  некоммерческих  организаций.

Итак,  рассмотрев  некоторые  нюансы  хозяйственной  деятельности  НКО,  можно  перейти,  наконец,  непосредственно  к  управлению  финансами. 

Среди  основных  элементов  управления  финансами  некоммерческих  организаций  можно  выделить  финансовое  планирование,  оперативное  управление  и  финансовый  контроль.  Нетрудно  заметить,  что  эти  элементы  абсолютно  аналогичны  с  управлением  финансами  в  коммерческих  организациях.  Так  в  чем  же  особенность?

Итак,  специфика  обусловлена  основной  целью  их  деятельности.

Рассмотрим  по  порядку.

Финансовое  планирование  в  некоммерческих  организациях  зависит  от  их  организационно-правовых  форм.  Так  финансовое  планирование  бюджетных  организаций  будет  осуществляться  по  принципам  сметного  финансирования,  который  уже  был  упомянут  выше.  Но  несмотря  ни  на  что,  смета  доходов  и  расходов  будет  отражать  как  средства  из  бюджетов  и  внебюджетных  фондов,  так  и  доходы  от  любой  деятельности,  которая  приносит  выручку. 

Планирование  объема  бюджетных  ассигнований  будет  производиться  на  основе  показателей  и  норм  расходов,  которые  а)  могут  быть  установлены  в  законодательстве  (к  примеру,  МРОТ,  ставка  ЕСН  и  др.);  и  б)  могут  быть  рассчитаны  финансовыми  органами.  Показатели  также  различаются  в  зависимости  типов  НКО.  Если  говорить  о  внебюджетных  фондах,  то  планирование  будет  осуществляться  по  видам,  например,  целевые  средства  и  поступления  на  безвозмездной  основе,  средства  от  деятельности,  приносящей  доход,  средства  от  государственных  внебюджетных  фондов  и  другие.  Смета  доходов  и  расходов,  а  также  направления  использования  финансовых  ресурсов  должны  быть  утверждена  главным  распорядителем  или  распорядителем  бюджетных  средств  в  соответствии  с  действующим  законодательством.

Другие  организационно-правовые  формы  некоммерческих  организаций  показывают  в  финансовом  плане  объемы  финансовых  ресурсов  и  разные  направления  их  использования.  Форма  финансового  плана  определена  уставными  документами  конкретного  учреждения.  По  усмотрению  учредителей  это  может  быть  как  форма  баланса,  так  и  форма  сметы  доходов  и  расходов.  Смета  доходов  и  расходов  такой  организации  будет  отличаться  от  бюджетного  на  два  дополнительных  раздела.  Они  отражают  связь  и  взаимоотношения  с  бюджетами  разных  уровней  и  расчеты  с  кредитными  организациями.  Все  средства,  выделенные  из  бюджета,  в  финансовом  плане  отражаются  в  виде  единой  суммы  субвенций  и  субсидий,  которые  получены  по  единой  целевой  программе  или  в  форме  средств  на  работы,  услуги  и  товары,  которые  выполняются  по  государственный  или  муниципальным  заказам  и  контрактам. 

Финансовое  планирование  осуществляется  с  помощью  заявок  на  участие  в  целевой  программе  или  в  конкурсе  по  размещению  государственного  или  муниципального  контракта.  А  финансовое  планирование  ресурсов  из  других  источников  осуществляется  как  и  в  коммерческих  организациях  и  утверждается  высшим  управленческим  органом  коммерческой  организации  [2,  c.  136].

Общими  для  всех  существующих  организационно-правовых  форм  некоммерческих  организаций  являются  методы  коммерческих  организаций  по  финансовому  планированию:

1. Метод  экстраполяции;

2. Нормативный  метод;

3. Индексный  метод;

4. Балансовый  метод. 

Все  методы  применяются  аналогично  коммерческим  организациям,  но  единственной  особенностью  является  применение  нормативного  метода.  Для  него  характерно  обязательное  условие  использования  законодательных  норм  и  правил  или  расчетных  норм,  которые  установлены  финансовыми  органами  организации. 

Управление  финансами  НКО  подразумевает  исследование  и  анализ  отклонений  показателей  фактических  от  плановых  [3,  c.  267].  Это  необходимо  для  принятия  рациональных  решений  управленческого  аппарата  по  выполнению  цели  и  задач  некоммерческой  организации.  Информация,  которая  получается  в  ходе  исследования,  является  существенным  основанием  для  изменения  финансовых  планов.  Решение  внести  изменения  могут  в  соответствии  с  законодательством  главный  распорядитель  и  распорядитель  или  исполняющий  бюджет  орган.  А  непосредственно  внести  изменения  имеют  право  только  главный  распорядитель  и  распорядитель,  при  условии  предварительного  внесения  изменений  в  сводную  роспись  бюджета.  В  данном  случае  порядок  внесения  изменений  регулируется  законодательством.  А  иные  организационно-правовые  формы  самостоятельно  анализируют  исполнение  финансовых  планов  и  на  этой  основе  вносят  в  лично  установленном  порядке  изменения. 

Разобравшись  с  внутренним  управлением  финансами  в  НКО,  самое  время  говорить  об  организации  финансового  контроля. 

Это  один  из  основных  элементов  управления  финансами.  То,  как  он  будет  организован  и  как  будет  проводиться  будет  зависеть  опять  же  от  ОПФ  НКО.  Если  говорить  о  государственном  финансовом  контроле,  то  он  обычно  подвергает  себе  планирование  и  исполнение  смет  доходов  и  расходов,  но  исключительно  в  бюджетных  учреждениях,  в  то  время  как  другие  формы  НКО  ограничивают  государственный  финансовый  контроль  только  вопросами  по  выполнению  организацией  налоговых  обязательств  и  строго  целевого  использования  средств,  выделенных  из  бюджета  [6,  с.  13]. 

Бюджетные  учреждения  находятся  под  полным  и  внутренним,  и  внешнем  финансовым  контролем.  Сначала  главными  учредителями  и  распорядителями  и  финансовыми  органами  проводится  предварительный  контроль,  который  включает  проверку  правильности  составления  и  утверждения  смет  доходов  и  расходов.  Затем  бухгалтерскими  и  финансовыми  службами  проводится  текущий  контроль,  целью  которого  является  проверка  правильности  оформления  платежных  документов  и  совершение  законных  операций.  После  этого  главными  распорядителями  бюджетных  средств,  казначейскими  и  финансовыми  органами  проводится  последующий  контроль,  который  проверяет  законность  и  целевой  характер  использования  бюджетных  средств.  Этот  контроль  можно  назвать  одним  из  сложный,  так  как  он  включает  в  себя  все  методы  финансового  контроля  (ревизия,  проверка  и  анализ  хозяйственной  деятельности  с  точки  зрения  финансовых  операций).  Это  все,  что  касается  контроля  бюджетный  НКО. 

Но  иные  ОПФ  НКО  тоже  могут  быть  подвержены  аудиторскому  контролю. 

Особенность  контроля  состоит  в  том,  что  он  проводится  за  счет  собственных  средств  организации.  Это  не  обязательно  с  точки  зрения  законодательства,  но  может  быть  по  инициативе  руководителя  для  получения  сведений  о  финансово-хозяйственной  деятельности  организации  для  принятия  хозяйственных  решений. 

Финансовый  управляющий  некоммерческой  организации  всегда  должен  точно  знать  суммы  на  счетах,  как  в  течении  недели,  так  и  по  итогам  месяца,  квартала  и  года.  Для  него  самое  важное,  что  на  счетах  однозначно  достаточно  денежный  средств  для  проведения  той  или  иной  деятельности.  Для  успешного  функционирования  организации  в  целом,  менеджер  должен  точно  знать,  что  все  средства  используются  строго  по  целевому  назначению  и  в  назначенные  сроки. 

И  вполне  логично,  что  чем  больше  масштабы  организации  и  чем  больше  выполняется  проектов  и  платных  услуг  и  работ,  тем  больше  увеличивается  сложность  финансового  управления. 

Большую  значимость  в  системе  финансового  управления  в  некоммерческой  организации  имеет  вопрос  и  технологии  постановки  финансового  управления. 

Механизм  управления  должен  быть  максимально  прозрачен.  Наиболее  эффективная  и  самая  распространенная  система  среди  некоммерческих  организаций  —  это  бюджетное  управление.  Финансовая  служба  должна  работать,  предоставляя  максимальную  возможность  получения  информации  о  объектах  финансового  управления,  по  управленческим  процессам  и  по  финансовым  потокам.  Необходимо  также  постоянное  обновление  методов,  способов,  принципов  современного  управления.  Должна  быть  собственная  разработка  стандартов  учета,  которая  будет  включать  формы  отчетности,  сроки  отчетности,  документооборот  и  другое.  Не  менее  важно  сопряжение  управленческого  и  бухгалтерского  финансового  учета,  так  как  информация  бухгалтерского  учета  является  источником  финансовой  информации  [3,  c.  256]. 

Что  касается  общих  целей  финансового  управления  в  НКО,  то  это:

1. Управление  платежеспособностью;

2. Управление  эффективностью;

3. Управление  активами  и  экономическим  потенциалом.

Некоммерческие  организации  строя  комплексную  систему  финансового  управления  и  применяя  ее,  сталкиваются  с  рядом  сложностей.  Внутренние  сложности  обусловлены  тем  фактом,  что  финансовое  управление  —  внутренняя  система.  То  есть  она  работает  беспрерывно,  обязывает  взаимодействие  элементов  внутри  организации,  обуславливает  выбор  определенных  методов  и  принципов.  Учитывая  все  это,  важно  заметить,  что  она  практически  ничем  не  ограничивается  и  не  регламентируется.  Ограничением  лишь  могут  послужить  в  какой-то  степени  цели  и  интересы  определенной  НКО. 

Основой  построения  системы  управления  финансами  является  бюджетирование.  Но,  учитывая  переход  к  независимой  системе  управления  финансами  в  современном  обществе,  возникает  необходимость  формировать  новые  бюджетные  отношения  и  новые  подходы  к  их  планированию.  И  здесь  бюджетирование  выступает  как  главный  инструмент  осуществления  финансовой  политики  организации.  Исходя  из  этого,  можно  сказать,  что  основным  признаком  полноценного  бюджета  является  возможность  использовать  бюджет  как  инструмент  проведения  точной  определенной  политики,  иными  словами,  как  инструмент  воплощения  стратегических  целей  некоммерческих  организаций. 

А  так  как  бюджет  есть  отражение  определенной  деятельности  управленческих  органов,  то  все  его  составляющие  —  планирование,  утверждение,  исполнение  и  оценка  результатов  исполнения  —  определенный  процесс,  потому  что  все  происходит  во  времени.  Это  и  есть  бюджетный  процесс.

Таким  образом,  на  современном  этапе  развития  рыночных  отношений,  много  изменений  претерпевает  и  деятельность  некоммерческих  организаций.  Изменяется  законодательство,  изменяется  устройство,  а  значит,  изменяется  и  система  финансового  управления.  Значит,  управление  финансовой  деятельностью  НКО  должно  включать  и  быть  направлено  на  тщательную  проверку  предложений  по  затратам  [6,  c.  389],  которые  максимально  обеспечивают  получение  выгод  от  затраченных  средств  и  направлено  на  проведение  экономичных,  эффективных,  результативных  хозяйственных  операций. 

Библиографический список:

1. Бюджетный кодекс РФ. № 145-ФЗ, от 31.07.98.
2. Ковалев В.В. Управление финансами. Учебное пособие М.: ФБК-ПРЕСС, 2012. — 568 с.
3. Свищева В.А., Некоммерческие организации: бухгалтерский учет, налогообложение, финансирование. М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. — 272 с.
4. Серегина Е.И. Учет основных средств в некоммерческих организациях. // Аудиторские ведомости. — 2012. — № 3. — с. 22—23.
5. Федеральный закон «О некоммерческих организациях», № 7-ФЗ, от 12.01.1996 г.
6. Шубина Т.В., Сухоруких Л.Н. Особенности финансового планирования в некоммерческих организациях // Финансовый менеджмент. — 2005. — №2. — с. 12—15.




Рецензии:

1.12.2014, 21:50 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: в аннотации пропущены некоторые слова, текст хаотичный, нет связи между абзацами, статья требует доработки



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх