Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Срочные публикации в журналах ВАК и зарубежных журналах Скопус (SCOPUS)!




Разделы: Литература
Размещена 01.12.2014. Последняя правка: 01.12.2014.

Проблема именования

Хасанова Венера Гумеровна

ЕИ К(П)ФУ

студент

Быков Антон Вальерьевич-доцент, кандидат филологических наук (доцент), Елабужский институт (филиал) КФУ / Факультет русской филологии и журналистики / Кафедра русской и зарубежной литературы


Аннотация:
Статья посвящена философскому и филологическому осмыслению наименований мифологических героев. Особое внимание уделяется этимологии имен героев. В работе делается вывод по каждому мифологогическому герою.


Abstract:
The article is devoted to philosophical and philological understanding names of mythological heroes. Particular attention is paid to the etymology of the names of the characters. The paper concludes by each mifologogicheskomu hero.


Ключевые слова:
именование; леший; домовой; кикимора; проблема именования

Keywords:
the problem of naming; kikimora; leshi; domovoi; name


УДК 82-1/-9

Введение

Научная новизна исследования определяется тем, что с течением времени такие мифологические герои как домовой, водяной, леший и кикимора приобретают все новые оттенки, и старые понятия теряются на фоне нового времени.

Цель исследования заключается в анализе этимологии мифологических героев.

Героями низшей мифологии славян являются различные духи (домовые, лесные, водяные, полевые и т.п.) они не имеют божественного статуса, но тем не менее наши предки верили в них иногда даже больше, чем в Богов. С ходом времени все эти герои не исчезли из нашей жизни, они перешли в разряд суеверий, нечисти(где-то отрицательной, где-то положительной). Кроме всего они даже стали персонажами многих сказок, быличек, составив огромное количество сонм «темной силы».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- Изучить теоретический материал по теме исследования

- на основе анализа научной литературы выделить понятийно-категориальный аппарат исследования и систематизировать даваемые учеными определения этих понятий

- исследовать изменение имен, понятий с ходом времени

- выявить основные функции данных героев.

Объект исследования  - домовой, кикимора, водяной.

Предмет исследования - вера людей в существование домовых, кикимор, водяных.

Методы исследования:

  1. Анализ литературы
  2. Описательный

Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть полезны широкому кругу людей. Для более глубокого понимания именования  данных героев. 

Чтобы рассматривать проблему именования, нужно сначала задать формулировку самого именования, под именованием, мы будем понимать:

Именование – деятельность практического субъекта, указывающего с помощью специальных средств на любую вещь, есть именование вещи.

Именование нефиксированное – фиксированное именование претерпевает превращение, и его превращенной формой становится нефиксированное наименование вещи, утраченной в момент именования.

Именование фиксированное – наименование вещи как превращенная форма деятельности практического субъекта представляет собой актуальное фиксированное именование используемой вещи в ее непосредственной форме

Имя – (в значении наименования) – слово или сочетание слов, обозначающие какую-либо реалию (существо, предмет, качество предмета, действие).

Именно с точки зрения этих определений, мы будем рассматривать героев мифологии. Какие же все-таки носят именования эти существа.  

Сергей Васильевич Максимов – этнограф-беллетрист, занимался этим вопросом еще задолго до того, как появился интерес к этим существам с точки зрения языка. В своих трудах он описывает подробно все нечистые силы. Мы рассмотрели его работу: «Нечистая, неведомая и Крестная Сила».

Данная работа написана своеобразно-народным языком, в ней описаны наши герои с необычной точки зрения, очень подробно описано их появление.

В главе «Домовой-Доможил» Максимов С.В. подробно описывает происхождение домовых: «Когда Господь, при сотворении мира, сбросил на землю всю непокорную и злую небесную силу, которая возгордилась и подняла мятеж против своего Создателя, на людские жилья тоже попадали нечистые духи. При этом неизвестно, отобрались ли сюда те, которые были подобрее прочих, или уж так случилось, что приселившись поближе к людям, они обжились и обмякли, но только эти духи не сделались злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, а как бы переродились: превратились в доброхотов и при этом даже оказались с привычками людей веселого и шутливого нрава. Большая часть крестьян так к ним привыкла, так примирилась с ними, что не согласна признавать домовых за чертей и считает их за особую отдельную добрую породу».

Далее мы видим подробное описание, «дедушки», так его величают, так как народ его уважает и боится обидеть его. И из последующих глав мы узнаем, что домовой не единственный житель домов, у него есть помощники, впрочем, как и у лешего, у водяного.

«Домовому-доможилу приданы в помощь: дворовой, банник, овинник (он же гуменник) и шишимора-кикимора; лешему помогает «полевой», водяному – «ичетики и шишиги» вместе с русалками».

Дворовой-Домовой – это злой дух, всех домашних животных, что невзлюбил он, ждет мучительная смерть.

О Кикиморе, нам повествуют неоднозначно, она в некоторых селеньях и не злой дух вовсе, а в некоторых и не ясно женский ли это дух и до сего дня спор идет.

«Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Но в то же время он обладает способностью и умаляться.»

Максимов С.В. раскрыл данных героев, совсем с новой стороны, для современного общества. Новый человек, нашего времени, совсем иначе видит героев этих. У Домового нет уже помощников,  он сам совсем справляется, у Лешего нет жены Кикиморы, и уж если пропадет кто-то или что-то в лесу, у леса, сразу ясно Лес забрал не иначе. А Кикимора, приобрела с течением времени совсем другую окраску. Ее семантика изменилась в корне, теперь это не злой дух, а оскорбление, в сторону некрасивого, уродливого человека. Далее мы, попытаемся дать более раскрытую характеристику каждого именования.

ДОМОВОЙ.

Наши предки всегда все объясняли через неких неземных существ, так случилось и с домовым. Он появился благодаря такому явлению как полтергейст, именно его наши предки объясняли присутствием в доме нечистой силы. По началу он был злым духом, и люди дабы задобрить душу «дедушки» совершали разнообразные обряды. Оставляли на крыльце хлеб да соль, пели песенки:

«Знай своё место, знай своё место.

Ты домовой должен дом стеречь, хозяйство беречь,

Да хозяйке угождать, а не воевать,

Знай своё место, знай своё место.»

 

Само имя домовой происходит от слова дом. Однако его называют и по излюбленному им месту в доме: у русских голбешник (голбец) – перегородка за печью, запечник, у белорусов подпечник. Этот домашний дух возник в поздних народных поверьях он вмещает в себе образы других духов таких как: гнетеница - существо, которое наваливается на спящего человека и душит его; лизун - тот, кто зализывает волосы у детей и шерсть у скотины; пастень, или стень - дух, являющийся в виде привидения или тени на стене.

Предполагается, что древнейшим названием домового могло быть Мара.

Домовой рождается дедушкой и умирает, когда становится совсем младенцем. Своим хозяевам он показывается крайне редко, но если хозяева видят его, то нужно ждать беды.

В словаре славянских духов и нежити:  Домовой – Доможил, Доброжил, Доброхот, Кормилец, Дедушка, Суседка, Батан, Другая половина, Жировик, Лизун, Постень, Карноухий, Клецник, Шут, Облом, Садолом.

Мы взяли для сравнения четыре определения слова домовой, наиболее полной статьей оказалась, статья Даля В.И. семантика понятия раскрыта всецело.

 

ДОМОВОЙ м. домовик, дедушка, постен, постень, лизун, доможил, хозяин, жировик, нежить, другая половина олон., суседко, батанушка; дух-хранитель и обидчик дома; стучит и возится по ночам, проказит, душит, ради шутки, сонного; гладит мохнатою рукою к добру и пр. Он особенно хозяйничает на конюшне, заплетает любимой лошади гриву в колтун, а нелюбую вгоняет в мыло и иногда осаживает ее, разбивает параличом, даже протаскивает в подворотню. Есть домовой сараешник, конюшник, баенник и женский банный волосатка; все это нежить, ни человек, ни дух, жильцы стихйные, куда причисляют полевого, лешего, кикимору, русалок (шутовок, лопаст) в водяного; но последний всех злее, и его нередко зовут нечистым, сатаной. Домового можно увидать в ночи на Светлое Воскресенье в хлеву; он космат, но более этой приметы нельзя упомнить ничего, он отшибает память.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.

 

ДОМОВОЙ м. добрый или злой дух, живущий - по суеверным представлениям - в доме.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000

 

 

ДОМОВОЙ, -ого,м. В славянской мифологии: сказочное существо, обитающеев доме, злой или добрый дух дома.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

 

ДОМОВОЙ, домовая, домовое. 1. То же, что домовый (простореч.). 2. в знач. сущ. домовой, домового, м. По народному поверью - сверхъестественное существо, живущее в каждом доме.

Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д. Н. Ушакова

 

Проанализировав все четыре определения, мы составили свое «рабочее» определение лексемы «Домовой».

 

ДОМОВОЙ- м. В славянской мифологии: добрый или злой дух, живущий по суеверным представлениям либо дома либо в конюшне.

ЛЕШИЙ.

Леший-это хозяин леса. Он может принимать обличия любого животного и растения, он как хамелеон, его не видно и не слышно, но бывало, что люди видели его. В отличие от домового к нему в народе относились по-разному, и нельзя сказать, что люди его не любили.

Представления о происхождениях лешего очень размыто и неоднозначно есть несколько версий, мы отобрали самые правдоподобные и интересные на наш взгляд:

  1. Лешими становятся проклятые люди или люди, которые были некрещенными.
  2. Леший-это порождение дъявола.
  3. Это дети Адама и Евы.
  4. Они созданы Богом из лиственницы.
  5. Это просто выдумка.

Ниже представлены толкования лексемы «леший» разными толковыми словарями. На их основании мы создали свое рабочее определение.

ЛЕСНОЙ,ЛЕШИЙ лесовик, лесовой, леший, лешак м. лесной дух, пугало, как домовой, полевой, водяной; леший поет голосом без слов, бьет в ладонии, свищет, аукает, хохочет, плачет, перекидывается в мужика с котомкой, в волка, в филина, обходит путников и лесников, заставляя их плутать; избавляются от этого, надев все платье наизнанку; звери, особенно зайцы, в его ведении; их лешие проигрывают друг другу в карты и перегоняют из колка в колок. Леший нежить, как и домовой и пр. один образ человека.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.

ЛЕШИЙ 1)Сверхъестественное существо, живущее в лесу (в русской народной мифологии).2)Употребляется как бранное слово.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000

ЛЕШИЙ, лешего, м. 1. В русской народной мифологии - сверхъестественное существо, живущее в лесу. там чудеса; там леший бродит, русалка на ветвях сидит. Пушкин. 2. Употр. в знач. бранного слова (простореч. вульг.). Куда лезешь, леший? К лешему! (поди, ну тебя и т. п.; бран. простореч. вульг.) - то же, что к чорту. Какого лешего (нужно, пришел и т. п.; бран. простореч. вульг.) - что (нужно), для чего (пришел). Какого лешего тебе еще нужно! Чехов.

Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д. Н. Ушакова

ЛЕШИЙ, -его, м. В славянской мифологии: человекообразное сказочноесущество, живущее в лесу, дух леса, враждебный людям. Иди ты к лешему!(убирайся; прост.). Какого лешего? (выражение досады; прост. бран.). Л. егознает! (кто его знает; прост.)

Словарь русского языка С. И. Ожегова

Рабочее определение:

ЛЕШИЙ, м. 1)Сверхъестественное существо, в славянской мифологии, живущее в лесу и охраняющее его. 2) употребление в качестве бранной лексики. 

КИКИМОРА.

Кикимора по поверьям это жена водяного, лешего чаще домового. Мы будем рассматривать ее как жену домового. Живет она дома, кикимора в отличии от своего мужа не является положительным духом. Происхождение кикимор бывает разным:

  1. Дети, рожденные от связи со змеем искусителем.
  2. Дети проклятые своими родителями.
  3. Младенцы умершие некрещенными, уродцы(без рук, ног)

Поселяется кикимора в тех домах где есть не отпетый покойник или же под домом зарыт ребенок, или же умер младенец.

Само слово кикимора, является двусоставным:  кики и мара(мора).

«Кик»— древний балто-славянский корень, означающий горбатость;

«Моръ» — общеславянский корень, означающий «смерть». В европейских легендах Мара садится на грудь спящего, вызывая удушье.

Есть также мнение, что первая часть — «Кики» есть финно-угорское женское имя «Kikke», также «Morko» на финском — «пугало, жуть, темень».

Альтернативное прозвище — «шишимора»  так «шишами» называли всех чертей. Есть теория, что оно восходит к глаголам русского диалектного происхождения «шишить, шишать» — «копошиться, шевелиться, делать украдкой».

КИКИМОРА, -ы. 1. ж. В восточнославянской мифологии: маленькаяневидимка, живущая за печкой, в лесу, в болоте. К. болотная, лесная. 2.перен., м. и ж. О человеке, имеющем смешной, нелепый вид (разг. шутл.).

Словарь русского языка С. И. Ожегова

КИКИМОРА, кикиморы, ж. 1. В народных суевериях - нечистая сила в женском образе. 2. человек нелепого или смешного вида; смешно одетый (простореч. неодобрит. шутл.). Что ты какой-то кикиморой вырядился? 3. Сумрачный, нелюдимый, неприятный человек (простореч. неодобрит.). Надулся, как кикимора, слова не скажет.

Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д. Н. Ушакова

КИКИМОРА об. род домового, который по ночам прядет; он днем сидит невидимкою за печью, а проказит по ночам, с веретеном, прялкою, воробами и вьюшкою.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.

КИКИМОРА1)Нечистая – по суеверным представлениям – сила в женском облике, живущая за печкой, в лесу, на болоте.2)перен. разг. Женщина, имеющая смешной, нелепый вид.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000

Рабочее определение:

КИКИМОРА, ж. В восточнославянской мифологии: нечистая сила в женском обличии. Днем сидит невидимкою за печью, а проказит по ночам, прялкою, воробами и вьюшкою.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Славянская мифология многим сейчас кажется пережитком прошлого, не имеющего ничего общего с реальностью, однако мы постоянно сталкиваемся с ней в обыденной жизни.

В современном обществе не смотря на то, что человек считает себя всесильным, люди всё чаще стали верить в существование неземных существ. Домовой – это домашний дух, задачей которого является – хранить домашний очаг. Водяной – помощник у воды, и любой рыбак идя туда мысленно молит водяного о хорошем улове. Кикимора – сейчас больше потеряла свое первое значение, но все же оно осталось и вряд ли собирается еще покидать нас. Многие люди, хотя бы раз чувствовали присутствие этих героев, но некоторые из них не придавали этому значение. Для современного мегаполиса это скорее сказка, быличка, но если верить в это, то многое можно объяснить.

Задачи, которые мы ставили в работе, достигнуты: мы изучили теоретический материал по данной теме, проанализировали научную литературу и дали рабочее определение каждого героя, мы отследили все возможные имена, происхождения и функции персонажей мифологии.

В ходе исследования мы сделали следующие выводы:

  1. Все домовые – это души людей, которые охраняют домашний очаг.
  2. Все лешие – это также души людей, которые охраняют лес.
  3. Все кикиморы – женские существа, однако с ходом времени свое первоначальное значение они утратили.

В приложении представлены иллюстрации наиболее подходящие под описание героев.

Библиографический список:

1. Максимов С. В. Избранное / Подготовка текста, сост., примеч. С. И. Плеханова.-- М.; Сов. Россия, 1981
2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М., 1997. — 944 с.
3. Ушаков, Дмитрий Николаевич. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. - М. : Альта-Принт [и др.], 2008. - 1239 c.
4. Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.
5. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000




Рецензии:

1.12.2014, 20:51 Кобланов Жоламан Таубаевич
Рецензия: Автор хорошо раскрыла сущность этой темы. Статья отвечает всем требованиям. Поэтому рекомендую к публикации. Кобланов Ж.Т.

02.12.2014 20:20 Ответ на рецензию автора Хасанова Венера Гумеровна:
спасибо за положительную оценку!приятно читать от Вас!

2.12.2014, 9:35 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Работа требует корректировки. Автору необходимо расширить аннотацию, пересмотреть раздел "научная новизна", стилистически переработать материал, стуктурировать его, конкретизировать название статьи.
02.12.2014 20:20 Ответ на рецензию автора Хасанова Венера Гумеровна:
спасибо большое! я приму Ваши высказывания и доработаю статью.

2.12.2014, 15:56 Бескровная Елена Наумовна
Рецензия: статья требует доработки. необходимо поработать над стилем данной работы. следует обратить особое внимание и на культурологический аспект в статье. доработать ее с точки зрения филологии, рассмотрев жанр сказки и особенности появления вышеизложенных образов в ней.

2.12.2014, 16:00 Бескровная Елена Наумовна
Рецензия: Необходимо поработать над стилем статьи. Статья требует корректировки. С точки зрения культурологии и филологии. необходимо доработать эти два аспекта. также следует обратить внимание на жанровое своеобразие русской литературы и проблему появления вышеуказанных образов в ней.
02.12.2014 20:20 Ответ на рецензию автора Хасанова Венера Гумеровна:
спасибо за замечания. я обязательно доработаю статью!



Комментарии пользователей:

4.01.2015, 14:43 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: 04.01.2015. Адибекян Оганес Александрович, д.ф.н Статья интересная, в особенности для тех, кто любит выяснять истинность, ложность или гипотетичность воззрений. Если взгляды, повествования ложные, то выработаны они при незнании сочетательности с правдой заблуждений, или же специально для обмана, если не для забавы? При продолжении работы над той же темой стоит об этих вещах подумать, таких замечаний не удостаиваться.


17.01.2015, 12:57 Егорова Олеся Ивановна
Отзыв: С первых строк сего "научного опуса" автор отбивает желание ознакамливаться с ним дальше ввиду самоотверженности в использовании машинного переводчика без корректуры: The paper concludes by each mifologogicheskomu hero. К тому же, категорически не понимаю, что эта статья делает в разделе "Литература"?


Оставить комментарий


 
 

Вверх