Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 30.11.2014. Последняя правка: 30.11.2014.

ПЕРВЫЕ ИТОГИ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ (ВТО)

Петросян Татевик Самвеловна

Ставропольский государственный Аграрный Университет

студент

Гурнович Татьяна Генриховна, д.э.н., профессор, Ставропольский государственный аграрный университет Кафедра финансового менеджмента и банковского дела


Аннотация:
В статье ставится задача провести анализ положительных и отрицательных моментов, которые возникли в российской экономике после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Делается вывод о крайне низкой эффективности использования механизма, позволяющего обеспечить национальные торгово-экономические интересы на международных рынках. Данный факт указывает на необходимость проведения дальнейшего анализа последствий процесса интеграции России в мировую торговую систему и формирования на государственном уровне ориентиров для реализации и корректировки научно-технической и инновационной политики государства на перспективу.


Abstract:
The article seeks to analyze the positive and negative points that have arisen in the Russian economy after Russia joins the world trade organization (WTO). The conclusion is made about the extremely low efficiency of the mechanism to ensure that national trade and economic interests in the international markets. This fact indicates the need for further analysis of the implications of the process of Russia's integration into the world trading system and development of state-level guidelines for implementation and adjustments of the scientific-technical and innovation policy for the future.


Ключевые слова:
ВТО; экономические интересы; национальные торгово-экономические интересы; реструктуризация инфраструктуры инновационного процесса; мировые рынки

Keywords:
WTO; economic interests; national trade and economic interests; the restructuring of the infrastructure of the innovation process; world markets


УДК 339.52

С момента присоединения России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации до 22 августа 2013 года прошел ровно год. Естественно, что итоги годового членства вызывают интерес как у отечественных, так и у зарубежных ученых-экономистов, экспертов и аналитиков. И хотя для России проблема присоединения к ВТО уже решена, спектр оценок возможных выгод и потерь продолжает оставаться достаточно разнообразным. Если проанализировать зарубежные публикации, то в большинстве из них специалисты утверждают, что какие-либо итоги подводить еще очень рано. Так, например, аналитики агентства Moody’s уверены, что российский бизнес и общество заметят эффект от присоединения к ВТО не ранее чем через три года, то есть, только в 2016 году [6]. По причине плохой мировой конъюнктуры отечественные экспортеры пока не могут оценить все достоинства и положительные стороны ВТО [1]. На совещании правительства России, посвященном итогам первого года России в ВТО, которое проходило 29 октября 2013 года, премьер-министр России Дмитрий Медведев также отметил, что год – это слишком маленький срок, чтобы подводить черту и делать окончательные выводы [5]. Очевидно, что в столь краткосрочных временных рамках ответы на ключевые вопросы будут весьма упрощенными, равно как и содержание комментариев относительно выгоды или потерь от членства России в ВТО, имеющих в некоторой степени поверхностный характер.

Тем не менее, в контексте участия РФ в установлении «правил игры» на мировых рынках, которое несет определенные риски, плохо поддающиеся оценке и сопряженные с выполнением Россией ряда обязательств, а также с учетом необходимости проработки всех важных организационных мероприятий для создания постоянного российского представительства во Всемирной торговой организации, представляется, что анализ последствий и оценка пусть даже временных и неполных результатов являются обязательной и критически важной задачей, что дает все основания утверждать, что тема проводимого исследования актуальна, современна и интересна для изучения.

По результатам многочисленных и напряженных переговоров Россия получила в целом приемлемые, сбалансированные условия присоединения к ВТО. Поэтому, прежде всего, обратим пристальное внимание на положительные последствия и результаты вступления во Всемирную торговую организацию. Позитивные итоги принесло вступление в ВТО для производителей цветных металлов. Россия окончательно отказалась от идеи экспортных пошлин на биржевые металлы: никель, медь и алюминий. Через четыре года эти пошлины будут обнулены, что должно благоприятно сказаться на конкурентоспособности и финансовых показателях таких компаний как Норильский никель, РУСАЛ, УГМК.

В период переговоров и обсуждения условий членства Российской Федерации в ВТО многие эксперты прогнозировали крах если не всей экономической системы государства, то отдельных ее отраслей и секторов. Однако, по истечении года, официальные данные и статистика Евразийской экономической комиссии свидетельствуют о том, что ситуация в экономике России остается в умеренной степени стабильной [4]. Первые финальные итоги наглядно демонстрируют тот факт, что резкого роста импорта не произошло, а наибольшее влияние на объем ввозимых товаров оказали вовсе не пошлины в рамках ВТО, а курс национальной валюты. Директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития М. Медведков отметил, что на сегодняшний день нет доказательств, что со вступлением в ВТО резко возрос импорт, и это наносит вред экономике [7], о чем свидетельствуют предварительные данные ФТС России: в январе-июле текущего года рост импорта товаров в РФ составил 3,5% (почти вдвое меньше, чем в январе-июле 2012 г.) – до 155 млрд. долларов [5]. В свою очередь, объем экспорта же вырос на 7% по разным отраслям, а в денежном эквиваленте – на 3,5%.

К безусловным достижениям можно отнести тот факт, что в качестве третьего участника Россия благодаря ВТО принимает активное участие в торговых спорах, стараясь оказать влияние на их исход и отстаивая свои интересы. Особенно важны для России дискуссии, которые в настоящее идут между США и Евросоюзом в от- ношении субсидий для гражданской авиатехники, т.к. в стране также поддерживается авиастроение. Кроме того, правительство с начала 2012 г. активно принимает меры по снижению рисков для отдельных секторов и пред- приятий, которые могут пострадать в начальный период после присоединения к ВТО. С октября 2012 года реализуется план действий правительства, направленный на адаптацию отдельных отраслей к работе в ВТО [Там же].

Немаловажным плюсом для России от членства в ВТО является открывшаяся возможность цивилизованно, в правовом поле отстаивать интересы страны на международных рынках и использовать инструменты антидемпинговых расследований ВТО. В Минэкономразвития России подчеркивают, что присоединение Российской Федерации к ВТО обеспечивает стабильность условий выхода на внешние рынки, устранение дискриминации в торговле, а также возможность равноправного участия России в формировании правил международной торговли. Правила Всемирной торговой организации позволяют отменить около 80-ти ограничений в торговле с РФ, которые действовали по отношению к отечественным товарам до вступления в ВТО. Потери российских экспортеров от дискриминационных мер на внешних рынках, составляющие 2 миллиарда долларов в год, уже снижаются. Эксперты уверены, что в следующем году, после консультаций с партнерами в рамках ВТО, эта цифра значительно сократится [8].

Обратим теперь внимание и на отрицательные последствия ведения торговли и бизнеса для отечественных производителей в соответствии с правилами и нормами ВТО, которых пока, к сожалению больше, чем положительных, и они гораздо ощутимее.

 Как и прогнозировалось до вступления в ВТО, больше всего в России пострадали аграрная отрасль, легкая промышленность, машиностроение, металлургия. Отраслевые ассоциации отчитались, что в животноводстве, в производстве свинины, говядины, мяса птицы, в производстве молока практически все предприятия находятся в убытках, рентабельных не осталось [10].

Таможенная статистика зафиксировала рост ввоза свинины на 16%, молочных продуктов – на 23%, растительного масла – на 50%. В результате отмены квот на ввоз мясопродуктов в страну хлынуло сырье самых разных производителей, в том числе и недобросовестных. Начались поставки продукции, которая хранилась многие годы в морозильниках. В результате в стране возник переизбыток мяса, в том числе за счет некачественной и зараженной продукции. Как результат, свинина сразу же подешевела на 15-20%, и это при фактически нулевой или низкой рентабельности отечественных свиноводов. Руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин отмечает, что снизившиеся цены на свинину повлекли за собой вниз цены и на мясо птицы, что привело к резкому падению цен в оптовом секторе примерно на 25-30% [3]. Не лучше ситуация обстоит и в молочной промышленности. Пошлины на некоторые виды молокопродукции были снижены, что привело к увеличению ее ввоза. Однако национальные потребители так и не получили дешевой импортной продукции, т.к. поставщики постоянно поднимают цены, прекрасно осознавая тот факт, что российский рынок находится в большой зависимости от импорта. Данная зависимость только обостряется в связи с падением объемов внутреннего производства, которое в первом полугодии 2013 года, как свидетельствуют данные Национального союза производителей молока, составило 10-15%. В целом за год членства в ВТО молочная отрасль потеряла как минимум 1 миллион тонн товарного молока [2].

Таким образом, в результате вступления в ВТО в сельском хозяйстве России конкуренция значительно возросла. Учитывая, что цены на базовые продукты питания, такие как молоко, крупы, зерновые, подсолнечное масло и сахар, полностью связаны с мировыми ценами, бизнесу, который импортирует эти товары, приходится оплачивать еще и стоимость доставки.

Отрицательным итогом вступления России в ВТО также является тот факт, что ни одна отрасль не получила никаких возможностей на внешних рынках. Из представленных 2000 условий по поддержке экспорта в стране выполняются лишь четыре [6].

Члены Союза машиностроителей РФ заметили, что с того времени как Россия вступила в ВТО, ситуация в сельскохозяйственном машиностроении остается достаточно сложной. По данным Минпромторга, на фоне падающего рынка сократился выпуск сельскохозяйственной техники. Так, выпуск тракторов в натуральном выражении упал на 56% по сравнению с ростом импорта на 12%, кормоуборочных комбайнов – на 53% против 39% [9].

Отрицательно вступление России в ВТО сказалось и на легкой промышленности, в частности, на рынках одежды и обуви. Президент Российского союза производителей одежды Светлана Беляева сообщила о том, что ожидания уменьшения цен на импортную одежду послужили причиной того, что в течение первых шести месяцев 2013 года снизились оптовые заказы на готовую продукцию (швейную, трикотажную и кожевенно-обувную). Цены на товары остались на прежнем уровне, но рынок теперь насыщен продукцией низкого качества. Кроме того, достаточно затруднительно четко установить производителя этой продукции. По предварительным данным доля импортной продукции легкой промышленности в России за 2012 год увеличилась примерно с 5% до 84% от объема рынка, в результате чего отрасль осталась без оптовых заказов. Примерно половина ввозимой продукции приходится на теневой импорт. Производители рассчитывали получить доступ на новые рынки, но общие правила игры не привели пока к равным возможностям.

 Резюмируя данные проведенного анализа, отметим, что вступление России во Всемирную торговую организацию – это сложный и противоречивый процесс, оказывающий неоднозначное влияние на экономику государства. Наличие положительных и отрицательных последствий вступления Российской Федерации в ВТО требует дальнейшего глубокого и детального изучения. После присоединения к ВТО не следует ожидать ни немедленных позитивных, ни немедленных негативных результатов. Эффекты от присоединения обычно начинают ощущаться не менее, чем через пять лет [10]. При том условии, что последствия тех или иных действий достаточно сложно оценить, следует четко осознавать риски социального и экономического характера, с которыми связано выполнение Россией перечня требований, обусловленных вступлением в ВТО. Эти риски отягощаются сложностями институционального характера, которые существуют в национальной экономической системе, что сильно ограничивает возможности государства их минимизировать.

Перечисленные проблемы реализации промышленной политики, направленной на обеспечение инновационного характера экономического развития, и требования к высокотехнологичным производствам в отраслях определяют текущие и перспективные потребности отраслей промышленности в технологическом перевооружении и служат ориентиром для формирования и последующей корректировки научно- технической и инновационной политики [11].

Эти потребности должны учитываться при:

 - формировании государственных приоритетов как в прикладных НИОКР, так и в фундаментальных исследованиях (имеются в виду потенциальные технологические приложения полученных или ожидаемых результатов фундаментальной науки);

- корректировке перечня критических технологий федерального уровня, составляющих основу технологического перевооружения производства в отраслях промышленности;

 - совершенствовании системы оценки и конкурсного отбора научно-технических и инновационных программ и проектов, направленных на повышение эффективности производства и выпуск конкурентоспособной наукоёмкой продукции;

- реструктуризации инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, механизмы производственно- технологической поддержки продвижения перспективных разработок в производство, систему подготовки и переподготовки кадров.

Не подвергается сомнению тот факт, что со вступлением во Всемирную торговую организацию в распоряжении России оказался современный механизм, позволяющий обеспечивать национальные торгово-экономические интересы на международных рынках. Однако эффективность использования данного механизма и его инструментов находится пока еще на крайне низком уровне. Очевидно, чтобы полностью приспособиться к новым условиям, необходимы продолжительное время, трудоемкая и кропотливая работа, которая должна стать предметом целостного и глубокого анализа на государственном уровне. 

Библиографический список:

1. Бабурин А. И., Рыбалова Т. И., Пащенко Т. С. ВТО: попытка подсчитать цыплят // Стандарты и качество. 2013. № 2. С. 18-19.
2. Байбекова Р. А. Меры государственного регулирования развития сельского хозяйства в условиях присоединения к ВТО // Специалисты АПК нового поколения: материалы всерос. науч.-практ. конф. Саратов, 2013. С. 239-240.
3. Год России в ВТО: страхи не оправдались [Электронный ресурс]. URL: http://1prime.ru/News/20130822/ 765729684.html (дата обращения: 04.12.2013). 4. Дембицкий С. Г., Семенович В. С., Желтенков А. В. Анализ экономических проблем после вступления России в ВТО // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2013. № 2. С. 21-30.
5. Итоги первого года членства России в ВТО [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/7846 (дата обращения: 04.12.2013).
6. Круглый стол «Последствия присоединения России к ВТО: кто выиграл?» [Электронный ресурс]. URL: http://me-forum.ru/media/events/round-table-the-implications-of-russia-s-accession/ (дата обращения: 04.12.2013).
7. Минэкономразвития не обнаружило чрезмерных потоков импорта после вступления России в ВТО [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/04/18/myaso-vto.html (дата обращения: 04.12.2013).
8. Путылин В. И. Использование интеграционных преимуществ вступления России в ВТО в повышении конкурентоспособности экономики // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 2. С. 29-36.
9. Россия в ВТО: итоги первого года [Электронный ресурс]. URL: http://www.arms-expo.ru/ 050049054050124051051049051053.html (дата обращения: 04.12.2013).
10. Синягин А. К. Первые уроки пребывания России в ВТО // Бюджет. 2013. № 6. С. 76-79.
11. Черкасов М. Н. Анализ качественных факторов, влияющих на конкурентоспособность отечественной промышленности // Экономические науки. 2012. № 12. С. 110-114.




Комментарии пользователей:

2.02.2015, 19:04 Надькин Тимофей Дмитриевич
Отзыв: Как материал данной статьи сопоставляется с сегодняшней политикой политической и экономической изоляции США и ЕС в отношении России - одного из членов ВТО? Полагаю, что статья, размещенная в ноябре 2014 г. требует существенной доработки.


Оставить комментарий


 
 

Вверх