Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №16 (декабрь) 2014
Разделы: История, Культурология
Размещена 28.11.2014. Последняя правка: 16.01.2015.

Формирование керамологических источников в Национальном музее-заповеднике украинского гончарства в Опошне

Лыкова Оксана Григорьевна

-

Национальный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне

научный сотрудник

Аннотация:
Описано ключевые моменты формирования керамологической источниковой базы в Национальном музее-заповеднике украинского гончарства в Опошне. Выделено создание структурных подразделений музея, которые занимаются сбором трёх типов источников − керамологические коллекции, письменные и аудиовизуальные источники. Отмечено, что именно деятельность музея стала толчком для создания новой академической керамологической институции − Института керамологии − отделение Института народоведения НАН Украины


Abstract:
In the article described the key moments the formation ceramological of the source base at the National Museum of Ukrainian Ceramics in Opishne. Described to the creation of structural divisions of the museum, who collect three types of sources - ceramological collection, written and audio-visual sources. Noted that work museum was the impetus for the creation of new academic ceramological institution - Institute of Ceramology - Branch of Ethnology Institute (National Academy of Sciences of Ukraine)


Ключевые слова:
керамологические источники; Национальный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне; Опошня; библиотека; архив; аудиовизуальная студия; издательство; керамологическая коллекция

Keywords:
ceramological sources; National Museum of Ukrainian Ceramics in Opishne; Oposhnya; library; archive; audiovisual studio; publishing; ceramological collection


УДК 303.643.22


Термин «керамология» происходит от греческих слов «ceramos» (глина) и «logos» (слово, знание, учение, наука) и буквально означает «знание о глине». Соответственно «украинская керамология» − наука, которая изучает украинское гончарство, керамику. В украинской литературе термин «украинская керамология» впервые появился в 1995 году в статье керамолога Олеся Пошивайла «Гончарство і Україна» [2, с.17], в которой автор призывает изучать собственную керамику, найденную на украинских этнических территориях [2, с.16]. В настоящее время термин «керамология» окончательно утвердился в украинской научной литературе.

Заинтерисованность керамологическими знаниями припадает на последнюю четверть XVIII века. Еще в 1786 году Афанасий Шафонский детально описал Черниговское наместничество, во втором томе которого размещена информация о гончарном цехе в Чернигове, его структуре, обычаях и основных цеховых знаках (знамя, сукно, цешка) [8, с.301]. Это первое письменное свидетельство керамологического характера, дошедшее до наших дней. Всплеск заинтересованности керамикой в Украине припадает на первую половину ХІХ века. Этому способствовало развитие археологической деятельности и, как результат, создание первых музеев с колекциями керамики (преимущественно найденной в процессе раскопок археологических памятников). В отдельную научную дисциплину украинская керамология начала формироваться относительно недавно − со средины 1980-х годов. Движущим фактором этого процесса стало создание в 1986 году в Опошне первого профильного керамологического музейного учреждения − Музея гончарства в Опошне (поручение Совета Министров УССР от 11.03.1986 года №41-КО-13547/53 и решение Полтавского облисполкома от 12.08.1986 года №320). На его базе через три года, согласно постановлению Совета Министров Украины от 03.11.1989 года №272, начал развиваться Государственный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне − всеукраинский центр исследования, сохранения и популяризации гончарного наследия Украины. 29 марта 2001 Президент Украины Леонид Кучма подписал Указ №220/2001 «О предоставлении Государственному музею-заповеднику украинского гончарства статуса национального».

На современном этапе развития керамологии крайне актуально систематизировать и анализировать наследие предшественников как основы последующего научного развития, заняться разработкой теоретических проблем науки, изучением условий становления и развития керамологии в Украине. Основой развития любой научной дисциплины есть формирование собственной исследовательской базы источников. Ученые-керамологи в своих исследованиях используют три основных источника: керамологические коллекции, письменные документы и аудиовизуальные материалы. Поскольку украинская керамология в отдельную научную дисциплину сформировалась на базе Национального музея-заповедника украинского гончарства в Опошне, то в данном исследовании обозначу формирование основных научных источников в упомянутом музее.

Вскоре после создания Музей гончарства разработал и напечатал отдельной брошюрой научную концепцию своей деятельности, в которой были определены основные направления :

«− збирання кераміки та предметів побуту гончарів;

− формування національної скарбниці гончарних виробів;

− проведення комплексних наукових експедицій на території України та поза її межами з метою вивчення національного гончарного промислу, фіксації, опису місцевих ремесел, сучасних форм їх побутування;

− наукове дослідження історичних шляхів найдавніших часів до сьогодення в його зв’язках із гончарством інших народів та іншими видами народної творчості;

− вивчення особливостей розвитку та побутування гончарства серед локальних груп українців, що проживають за межами території Української РСР;

− формування книгозбірні з питань гончарства, складання бібліографічних покажчиків з питань функціонування гончарного промислу;

− формування національного архіву українського гончарства;

− укладання картотеки і словника гончарів України;

− укладання словника народної гончарської термінології;

− написання «Енциклопедії українського гончарства»;

− створення каталогу-довідника творів українських гончарів, які зберігаються в музеях та приватних зібраннях Союзу РСР та за кордоном;

− проведення симпозіумів гончарства, науково-практичних конференцій, семінарів, практикумів з проблем і питань гончарного промислу;

− видання щорічника наукових праць та щорічного збірника польових етнографічних матеріалів, іншої наукової та науково-популярної літератури про гончарство, путівників, буклетів, художніх листівок, брошур, плакатів, значків;

− видання ілюстрованих каталогів, альбомів з творів народного мистецтва;

− фільмування виробничих процесів, пов’язаних з гончарством, звичаями та обрядами гончарів;

− формування фото-, фоно-, кінонегатеки народної технології, побуту та виробів гончарів» [1, с.16-18].

Как видим, в созданной новой институции были определены как приоритетные керамологические исследования, так и основные направления формирования колоссальной источниковой базы для их развития. Вышеперечисленные аспекты научной деятельности более активно стали разрабатываться с 2000 года – времени основания Института керамологии − отделение Института народоведения НАН Украины.

Уже с первых лет деятельности Музей гончарства стал многофункциональным керамолого-музейным учреждением, в структуре которого действуют, дополняя друг друга, несколько подразделений, занимающихся формированием источниковой базы керамологии.

Самое большое богатство Музея гончарства − его фондовые коллекции, насчитывающие более 50 000 единиц хранения (коллекция глиняных изделий народных мастеров-гончаров и художников-керамистов насчитывает около 45 000 единиц хранения). Глиняный изделия, хранящиеся в фондах музея, представляют гончарство всех этнографических регионов Украины во всех его проявлениях от древнейших времен до наших дней (есть образцы целых форм и фрагментов керамики, датируемые VI−ІІІ тыс. до н.э.). Вся коллекция керамики разделена на отдельные секторы, которые формируются в соответствии с их направлениями: археологическая керамика, гончарство Правобережной Украины, гончарство Левобережной Украины, гончарство Полтавщины, гончарство Опошни (давнее: конец ХІХ века – 1940-е года; современное: 1950-е года – наши дни), произведения современных художников-керамистов. В основу формирования упомянутых собраний  положено несколько ключевых принципов: хронологический, функциональный, географический. На территории Музея гончарства постоянно функционируют уникальные керамологические экспозиции: Национальная галерея монументальной и садово-парковой глиняной скульптуры под открытым небом и Галерея символических панно ведущих художников-керамистов и гончаров Украины, в которых представлены работы как украинских, так и зарубежных мастеров. Поскольку анализ самого фонда керамики Музея гончарства, как и других музейных керамологических источников, слишком объёмный, то это станет материалом для последующего отдельного исследования.

Большой группой керамологических источников есть письменные материалы, в которых зафиксированы разнообразные сведения о гончарстве во всех его проявлениях, а также исследования развития гончарного ремесла специалистами разных направлений. Эти источники делятся на две большие группы: печатные материалы и рукописные. С целью формирования обеих групп в Музее гончарства было создано два структурных подразделения – библиотеку и архив. В 1987 году основано специализированную библиотеку по проблемам гончарства Украины и других стран − научно-исследовательский информационный центр, фонд которого составляет около 100 000 экземпляров. Ныне Гончарная Библиотека Украины владеет самым большим собранием  литературы по проблемам украинского и мирового гончарства в Украине. В ней хранится редкая литература, касающаяся проблем керамологии, истории, археологии, искусства, музееведения, традиционных ремёсел и промыслов. Представлены в библиотеке также издания по вопросам философии, религии, литературоведения, публицистики, произведения классиков украинской и мировой литературы, мемуарные, периодические издания (газеты и журналы), прежде всего «гончарные», из многих стран Европы и Северной Америки. В фондах библиотеки собрано более 1 000 томов справочной литературы.

В 1992 году с целью популяризации керамологических знаний и аккумуляции их в отдельные специализированные печатные издания  в структуре Музея гончарства основано новый отдел − издательство «Украинское Народоведение». Это научное издательство, полностью ориентированное на развитие национальных духовных ценностей, народного искусства, в частности гончарства как уникального феномена этнической культуры. В настоящее время это единственное научное издательство, расположенное в сельской местности. Однако, несмотря на это, объем материалов по проблемам народного гончарства, опубликованных издательством за период его деятельности, превзошел все, что было напечатано по вопросам керамологии в течение XIX-XX веков. Работы издательства неоднократно отмечались наградами престижных отечественных конкурсов книги и книгоиздателей. Первым его серьёзным научным достижением стало издание Национального культурологического ежегодника «Українське Гончарство», первая книга которого вышла в 1993 году. До конца ХХ столетия в свет вышло еще четыре книги издания [4-7]. Этот сборник стал заметным событием в популяризации керамологических материалов. Его ценность в том, что в нем впервые комплексно печатались материалы различных авторов, в которых поднимались вопросы формирования и сохранения керамологических коллекций в музейных собраниях Украины, освещались события, связанные с открытием музеев гончарства в Украине, печатали материалы этнографических экспедиций по гончарных центрах Украины, которые иллюстрировали состояние исследования гончарства в Украине и за рубежом. В целом же, по мнению керамолога Олеся Пошивайло «Українське Гончарство» было основным масс-медийным проводником идеи организованного структурирования отечественной керамологии [3, с.225].

В 1993 году в Музее гончарства был создан Национальный архив украинского гончарства, хотя материалы для его фонда собирались с первых лет деятельности Музея гончарства. В фондах архива хранятся кино-, фоно- и видеозаписи, фотографии, слайды, сделанные во время знаменательных событий в жизни Музея гончарства (выставки, конкурсы, симпозиумы, конференции), а также бумажные материалы, привезенные из керамологических экспедиций, диссертации известных исследователей гончарства, личные фонды украинских ученых, художников, краеведов, связанных с изучением и популяризацией гончарства, изготовлением гончарных изделий. Все архивные материалы систематизированы по отдельным направлениям, формируется электронный банк данных. В настоящее время в фондах Национального архива украинского гончарства находится более 25 000 единиц хранения.

В архиве сформирована наибольшая в Украине коллекция фильмов на темы гончарства, как украинского, так и США, Японии, Англии. Съёмкой и монтажом материалов занимается созданная одновременно с архивом Аудиовизуальная студия украинского гончарства «Відродження». Ее сотрудники специализируются на поиске, сборе и сохранении аудиовизуальных материалов по истории украинского гончарства, особенностям гончарного производства, формам и орнаментике глиняных изделий, специфике инструментов гончаров, о традиционном и современном быте мастеров, занимаются фотографированием и видеосъёмкой производственных процессов, связанных с гончарством, обычаев и обрядов гончаров, особенностей традиционного быта. Ныне ни один этнографический или художественный музей Украины не занимается созданием профильных для него фильмов (сюжетов) и не имеет в своей структуре подразделений по сохранению аудиовизуальных источников. Создание и деятельность в небольшом провинциальном посёлке аудиовизуальной студии, самостоятельно занимающейся съемкой видеосюжетов и созданием художественных фильмов, − явление уникальное не только для Полтавщины, но и, в целом, для Украины. За годы существования студии снято и архивировано около 4 тысяч видеосюжетов по проблематике украинского гончарства.

Итак, как видим, благодаря широкомасштабной деятельности Национального музея-заповедника украинского гончарства в Опошне, стало возможным создание широкой уникальной исследовательской керамологической источниковой базы. Относительно небольшой период деятельности музея (14 лет) сделал возможным создание новой академической керамологической институции − Института керамологии − отделение Института народоведения НАН Украины, которая специализируется на изучении гончарства и утверждении украинской керамологии как полноправной науки.

Библиографический список:

1. Наукова концепція Музею гончарства в Опішні. – Опішне: видання Музею гончарства в Опішні, 1989. – 24 с.
2. Пошивайло Олесь. Гончарство і Україна // Українське Гончарство: Національний культурологічний щорічник. За рік 1994. – Опішне: Українське Народознавство, 1995. – Кн.2. – С.15-17.
3. Пошивайло Олесь. Українська академічна керамологія ХХІ сторіччя. Теорія, історія, сучасний ужинок, майбутній поступ / Олесь Пошивайло. – Опішне: Українське Народознавство, 2007. – Книга 1 (2001−2005). – 776 с.: іл.
4. Українське Гончарство: Національний культурологічний щорічник : Науковий збірник за минулі літа / упоряд. Олеся Пошивайла. – Київ − Опішне: Молодь − Українське Народознавство, 1993. – Кн. 1. – 520 с.
5. Українське Гончарство: Національний культурологічний щорічник. За рік 1994. – Опішне: Українське Народознавство, 1995. – Кн. 2. – 576 с.
6. Українське Гончарство: Національний культурологічний щорічник. За рік 1995. – Опішне: Українське Народознавство, 1996. – Кн. 3. – 576 с.
7. Українське Гончарство: Національний культурологічний щорічник. За роки 1996−1999 / за ред. Олеся Пошивайла. – Опішне: Українське Народознавство, 1999. – Кн. 4. – 656 с.
8. Шафонский А. Черниговского наместничества топографическое описание с кратким географическим и историческим описанием Малыя России. – К.: Университетская типография, 1851. – Ч.2. – С.137-697.




Рецензии:

14.01.2015, 10:59 Гресь Сергей Михайлович
Рецензия: Рецензия на статью Лыковой Оксаны Григорьевны научного сотрудника национального музея-заповедника украинского гончарства в Опошне Формирование керамологических источников в Национальном музее-заповеднике украинского гончарства в Опошне для научного журнала «SCI-ARTICLE.RU» Данная статья посвящена истории формирования национального музея-заповедника украинского гончарства в Опошне. Работа носит обзорный характер, однако достаточно интересна. Автор смогла аргументировать необходимость керамологического изучения истории и сделала детальный анализ, как это происходит на Украине. Обращение к этническим корням и специфике керамических изделий на разных территориях даёт возможность историкам изучать взаимовлияние соседних племён друг на друга. Кроме того историки-этнографы, судя по данным приведённым в статье получают в своё распоряжение богатый материал для исследований. С этих позиций публикация данной статьи полностью оправдана. Содержание работы соответствует заявленной теме и полностью раскрывает её. Вместе с тем в работе имеются некоторые недостатки, которые оказывают влияние на восприятие: 1. много грамматических ошибок; 2. непонятно с литературой автор в тексте приводит одно название книги, а в библиографическом списке другое (О. Пошивайло); 3. «До конца ХХ столетия напечатано четыре книги издания [].» Что это такое? После внесения исправлений работу можно публиковать. Доцент, кандидат исторических наук УО «Гродненский государственный медицинский университет» Гресь С.М.

14.01.2015 17:17 Ответ на рецензию автора Лыкова Оксана Григорьевна:
Здравствуйте, Сергей Михайлович. Большое спасибо за положительную рецензию. Относительно замечаний. 1. Сегодня-завтра постараюсь исправить грамматические ошибки. 2. Я немного не поняла относительно названия книги О.Пошивайла. В библиографическом списке два пункта. К какому из них замечание? Возможно − название статьи «Гончарство и Украина», поданное в тексте на русском, а в литературе на украинском языке? 3. Относительно фразы: «До конца ХХ столетия напечатано четыре книги издания [].» − это моя оплошность. Я дополню ссылку на эти издания в библиографический список.

3.02.2015, 9:29 Надькин Тимофей Дмитриевич
Рецензия: Статья Лыковой О. Г. действительно интересна с точки зрения опыта сохранения и изучения культурного наследия украинского народа. Судя по тексту автор постаралась исправить высказанные в ее адрес замечания предыдущего рецензента. Можно публиковать.



Комментарии пользователей:

15.01.2015, 21:53 Гресь Сергей Михайлович
Отзыв: Добрый вечер Оксана Григорьевна. Позиция 2 в библиографическом списке не соответствует названию в тексте. Возможно я не правильно перевёл.


Оставить комментарий


 
 

Вверх