Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №15 (ноябрь) 2014
Разделы: Юриспруденция
Размещена 30.11.2014.

Органы и выборные лица территориального общественного самоуправления: порядок формирования и полномочия

Чернова Эльвира Рамилевна

кандидат юридических наук

Стерлитамакский филиал БашГУ

доцент кафедры теории и истории государства и права

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы, связанные порядком формирования и компетенцией органов территориального общественного самоуправления. Отмечено, что система ТОС представляет собой: высший руководящий орган – собрание (конференция) граждан, а также выборный постоянно действующий орган управления ТОС.


Abstract:
In article the questions connected by order of formation and competence of bodies of territorial public self-government are considered. It is noted that the system of TOS represents: the supreme governing body – meeting (conference) of citizens, and also electoral permanent body of management of TOS.


Ключевые слова:
местное самоуправление; территориальное общественное самоуправлении; органы территориального общественного самоуправления; конференция; вопросы местного значения

Keywords:
local government; territorial public self-government; bodies of territorial public self-government; conference; questions of local value


УДК 342.57

Территориальное общественное самоуправление (далее ТОС) является одной из наиболее популярных форм непосредственной демократии. Право на территориальное общественное самоуправлении закреплено в ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Территориальное общественное самоуправление можно определить как форму добровольной самоорганизации граждан по месту их жительства для решения вопросов местного значения самостоятельно.

Система территориального общественного самоуправления состоит из собрания (конференции) граждан микрорайонов, жилых комплексов, улиц, кварталов, домов и других территорий. Данный орган будет высшим руководящим органом [2, с.412].

Также существует орган управления ТОС – постоянно действующий орган территориального общественного самоуправления. Он является выборным и подчиняется и подотчетен собранию (конференции).

Таким образом, система ТОС представляет собой:

1. Высший руководящий орган – собрание (конференция) граждан;

2. Выборный постоянно действующий орган управления ТОС.

Возможно изменение данной структуры, а именно выбор не органа, а уполномоченных лиц ТОС, которые будут единолично исполнять определенные функции.

Органы территориального общественного самоуправления обычно создаются путем выборов на общих собраниях или конференциях по месту жительства. Граждане избирают их на такой же срок, как и представительные органы местного самоуправления. Но в тоже время на собраниях или конференциях население соответствующей территории может устанавливать по своему решению и иной срок.

Органы территориального общественного самоуправления – это:

1. Конференция или собрание граждан, которые являются высшим органом управления;

2. Совет территориального общественного самоуправления, являющийся руководящим постоянно действующим органом;

3. Председатель Совета ТОС, он обозначается как единоличный исполнительный орган;

4. Контрольно-ревизионная комиссия ТОС, то есть контрольный орган территориального общественного самоуправления;

5. Старший многоквартирного дома, подъезда, председатель уличного комитета. Они являются первичными базовыми органами ТОС [4].

Высшим органом управления ТОС является конференция или собрание граждан. Она должна проводиться не реже одного раза в год. Также может быть созвана и внеочередная. Например, это может сделать органы местного самоуправления, органы ТОС, а также инициативная группа, численность которой не менее 10 % от числа всех жителей, достигнувших 16 лет на  соответствующей территории.

Существуют несколько видов конференций в зависимости от полномочий граждан. Так есть конференции исключительной компетенции, а есть обычные.

К первому виду относится:

1.принятие Устава, внесение в него изменений и дополнений, принятие новой редакции Устава;

2. избрание органов территориального общественного самоуправления и досрочное прекращение их полномочий; 

3. установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

4. утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

5. определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления, принципов формирования и использования его имущества;

6. рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления;

7. принятие решения о реорганизации и ликвидации территориального общественного самоуправления [9, с.3].

К компетенции конференции граждан будет относиться:

1. внесение проектов муниципальных правовых актов в органы местного самоуправления;

2. принятие решения о вступлении ТОС в ассоциации (союзы) общественного самоуправления;

3. решение иных вопросов, не противоречащих действующему законодательству [8, с.108].

Вторым органом территориального общественного самоуправления является Совет ТОС. Это руководящий, постоянно действующий орган, избираемый для организации и непосредственной реализации функций по территориальному общественному управлению, выполнению определенных работ. Совет, избранный на конференции, наделяется организационно-распорядительными функциями, функциями, которые касаются инициатив граждан. Также в деятельность Совета входит и реализация решений, принятых на конференции, определения меры участия граждан в решении вопросов местного значения на соответствующей территории [5, с.156].

У Совета ТОС также наделяется рядом полномочий:

1. обеспечивает исполнение решений, принятых на собраниях улицы, дома, подъезда  и конференциях граждан;

2.представляет интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

3. утверждает штатное расписание ТОС, смету расходов на содержание аппарата и мероприятия ТОС, а также лимит финансовых средств в пределах которого председатель Совета ТОС может самостоятельно принимать решения;

4. вносит в администрацию проекты правовых актов, изданных орнами местного самоуправления;

5. осуществляет административно-хозяйственную деятельность, связанную с удовлетворением социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на данной территории,  а также по благоустройству территории и содержанию жилищного фонда;

6.осуществляет взаимодействие с администрацией муниципалитета на основе заключаемых между ними договоров и соглашений;

7. координирует деятельность первичных органов ТОС в границах своей территории;

8. утверждает документы на участие ТОС в конкурсах социальных проектов (грантов);

9. выдвигает своих делегатов для участия в других организациях;

10.вносит на рассмотрение конференции граждан предложения об объединении с другими некоммерческими организациями для создания общественных союзов и ассоциаций;

11. осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством, Уставом муниципального образования, Уставом ТОС [7, с.28].

Единоличным исполнительным  органом является Председатель Совета ТОС. В своей работе он подотчетен конференции и Совету.

Полномочиями председателя Совета территориального общественного самоуправления являются:

1.  представляет ТОС без доверенности в суде, в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами;

2. руководит текущей деятельностью, в том числе  для осуществления решений конференции граждан;

3. организует работу  ТОС по достижению целей, закрепленных в Уставе ТОС;

4. осуществляет руководство подготовкой заседаний и вопросов, выносимых на рассмотрение Совета ТОС;

5. созывает и ведет заседание Совета ТОС в соответствии с установленным на заседании регламентом;

6. докладывает Совету ТОС о положении дел на подведомственной территории;

7. издает приказы; принимает и увольняет работников в соответствии с принятой сметой либо при выполнении определённой работы при целевом использовании средств;

8. руководит работой Совета ТОС, деятельностью постоянных и временных комиссий Совета ТОС, координирует работу первичных органов ТОС, обеспечивает гласность и учет общественного мнения в работе Совета ТОС;

9. организует прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб, принятие по ним решений;

13. по согласованию с Советом ТОС заключает договоры от имени ТОС;

14. является распорядителем финансов в пределах установленного лимита [6 с.118].

Также в этот список можно добавить и все те полномочия по решению вопросов, которые не может решить конференция граждан и Совет территориального общественного самоуправления. Он принимает данные решения единолично.

Следующим органов территориального общественного самоуправления является Контрольно-ревизионная комиссия. Это орган, который создается специально для контроля и проверки финансовой деятельности территориального общественного самоуправления. Он подотчетен только конференции граждан и осуществляет проверку деятельности территориального общественного самоуправления.

У контрольно-ревизионной комиссии есть право на проведение такой проверки  по вопросам финансово-хозяйственной деятельности органов ТОС по поручению конференции или собрания граждан, по собственной инициативе, а также по требованию жителей, достигших 16 лет. Но данная инициативная группа должна состоять из не менее, чем 10 % от всех граждан, достигших 16 лет и проживающих на территории данного территориального общественного самоуправления [3, с. 25].

В ходе проводимой проверки контрольно-ревизионная комиссия имеет право требовать от должностных лиц и органов территориального общественного самоуправления необходимые документы, а также брать личные объяснения.

Последним органом территориального общественного самоуправления можно назвать первичные органы. Они отличаются тем, что всегда создаются по месту жительства. Это может быть старший по многоквартирному дому, председатель уличного комитета, старший подъезда.

Они являются выборными лицами, представляющими интересы жителей дома или подъезда перед организацией, которая обслуживает данный дом, органами территориального общественного самоуправления, иными учреждениями и организациями. О своей работе они отчитываются не реже одного раза в год.

 Полномочия старшего многоквартирного дома, подъезда, председателя уличного комитета:

1. он обязан созывать и организовывать всех жителей на проведение работ по благоустройству домов, а также придомовой территории;

2. ему предоставляется право требования от квартиросъемщиков и собственников жилья исполнения всей совокупности правил общежития и общественного порядка в доме;

3. он должен рассматривать все заявления, жалобы и предложения, которые поступают от жителей дома в пределах его полномочий, а после рассмотрения доводить их и результат до сведения Совета территориального общественного самоуправления, и, в случае необходимости до  соответствующих служб и органов;

4. хранит ключи от дверей мест общего пользования (подвалов, чердаков и т.д.);

5. он обязан оказывать помощь органам государственного пожарного надзора, которая заключается в осуществлении определенного рода мероприятий, направленных на обеспечение противопожарного состояния данного жилого дома, а также прилегающих к территории строений, если таковые имеются;

6. сотрудничает с участковыми  уполномоченными полиции, оказывая посильную помощь в проведении намеченных мероприятий. Вместе с участковыми уполномоченными полиции готовит материалы в административную комиссию по лицам, нарушающим общественный порядок;

7. оказывает содействие органам социальной защиты по выявлению и оказанию помощи     малоимущим гражданам, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию [1, с. 38].

Также данные лица имеют некоторые права:

1. созывать общие собрания жителей соответствующей территории по мере необходимости, но не реже 2 раз в год;

2. участвовать в рабочих совещаниях, проводимых обслуживающей дом организацией при обсуждении планов работы, связанных с эксплуатацией дома, согласовывать сроки текущего ремонта конструкций здания и подписывать акты выполненных работ;

3. обращаться по вопросам, затрагивающим интересы населения, проживающего на соответствующей территории, в организации, органы территориального общественного самоуправления, органы местного самоуправления;

4. осуществлять контроль за уборкой мест общего пользования (лестничные клетки, площадки и т.д.), придомовых территорий, а также за их использованием;

5. требовать от организации, обслуживающей дом, выполнения работ по техническому обслуживанию дома, а также благоустройству и оборудованию придомовой территории, осуществлять контроль за уборкой мест общего пользования (лестничные клетки, площадки и т.д.), придомовых территорий, за выполнением жителями дома установленных правил общежития, содержанием домашних животных.

Таким образом, органы ТОС создаются голосованием на собраниях или конференциях. К органам ТОС относятся конференция или собрание граждан, Совет ТОС, председатель Совета ТОС, контрольно-ревизионная комиссия ТОС, старший многоквартирного дома, подъезда или председатель уличного комитета. 

Библиографический список:

1. Башилов В.М. Участие субъектов территориального общественного самоуправления в системе социального заказа / В.М. Башилов // Проблемы местного самоуправления. 2003. – № 1. – С. 36-41.
2. Васильев В.И. Муниципальное право России. М.: Юстицинформ. – 2012 г. – 680 с.
3. Желтухова Н.А. Финансово-экономическая организация территориального общественного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. – Тюмень: Институт государства и права Тюменского государственного университета. – 2006. – № 5. – С. 24-29.
4. Житников М. Территориальное общественное самоуправление как одна из основ устойчивого развития гражданского общества в Российской Федерации: правовой аспект и проблематика. // Социальная сеть для юристов Zakonru.URL:http://zakon.ru/Blogs/territorialnoe_obshhestvennoe_samoupravlenie_kak_odna_iz_osnov_ustojchivogo_razvitiya_grazhdanskogo_/5038
5. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России. – М.: Юристъ. – 2005. – 384 с.
6. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право: Учебник. М.: Юрист. – 2003. – 326 с.
7. Максимова Н.В. Самоорганизация населения как важнейший фактор эффективности местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. – Республика Татарстан. – 2008. – № 6. – С. 25-31.
8. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 185 с.
9. Усков В.И. Проблемы взаимодействия органов территориального общественного самоуправления и местного самоуправления муниципального образования «Город Екатеринбург». –Екатеринбург: Политучеба. – 2007. – 70 с.




Рецензии:

17.12.2014, 12:08 Бойко Наталья Николаевна
Рецензия: Статья содержательная и весьма актуальная. Автором представлен сравнительный анализ формирования и компетенция органов территориального общественного самоуправления. Таким образом, статья заслуживает внимания и рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх