Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №15 (ноябрь) 2014
Разделы: Педагогика
Размещена 30.11.2014. Последняя правка: 05.12.2014.

ШВЕДСКИЙ ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

Волошина Татьяна Александровна

кандидат педагогических наук

ПетрГУ

доцент

Аннотация:
Статья посвящена вопросам рассмотрения современных подходов в области построения многоуровневой системы обучения предпринимательству в Швеции. Представлены основные положения «Государственной стратегии развития предпринимательства в образовании». В связи с поставленными Правительством Швеции задачами представлены важнейшие направления деятельности, нацеленные на интеграцию предпринимательства во всю систему образования.


Abstract:
Article is devoted to the review of current approaches in the field of construction of multi-level system of entrepreneurship education in Sweden. The main provisions of the "National Strategy for Enterprise Development in Education". In connection with the Government's objectives of Sweden presented the most important activities aimed at the integration of entrepreneurship in the entire education system.


Ключевые слова:
государственная стратегия развития предпринимательства в образовании; предпринимательский подход в обучении; бизнес-практика; сотрудничество с бизнес-структурами; молодежное предпринимательство

Keywords:
national strategy development of entrepreneurship in education; entrepreneurial approach in teaching; business practices; cooperation with businesses; youth entrepreneurship


УДК 37.014

В современных экономических условиях все больше внимания уделяется не только вопросам поддержки предпринимательства как значимой компоненты развития экономики государства, но и обучения молодого поколения основным принципам и культуре предпринимательства. Во многих странах разрабатываются многоуровневые концепции обучения предпринимательству, основывающиеся на принципах преемственности и системности. Интересный опыт такой работы представлен Шведским Национальным Агентством по образованию как центральной административной власти шведской системы государственных образовательных учреждений детей, молодежи, взрослых и дополнительного образования.

Основная задача Агентства состоит в том, чтобы работать на достижение целей и руководящих принципов дошкольного и школьного образования через «Закон об образовании», учебные планы и т.д., определенных Правительством и Парламентом Швеции.

Сегодня в Швеции действует Государственная стратегия развития предпринимательства в образовании, определяющая интеграцию этого особого социокультурного феномена на разных уровнях обучения. В этой стратегии, разработанной Национальным агентством по образованию Швеции, отмечено, что инновационная составляющая предпринимательства играет важную роль в увеличении занятости населения, укреплению и развитию экономического потенциала и конкурентоспособности Швеции в более глобализированном мире. Образование, нацеленное на создание позитивной мотивации к предпринимательству, может помочь молодым людям приобрести навыки и интерес для открытия своего дела, развитию молодежного предпринимательства и инновационных идей в бизнесе [1].

Большое значение в предложенной стратегии уделяется приобретению предпринимательских навыков, которые повышают шансы молодого человека открыть свое дело или начать работать в компании. К ним относятся: определение возможностей, инициатива, ответственность, умение воплощать новые идеи в действие и др. Эти навыки являются ценными как для личности, так и для общества в широком смысле; их воспитание необходимо с точки зрения работодателей всем молодым людям с целью самореализации на рынке труда. Обучение предпринимательству также вдохновляет людей на творчество и умение принять собственную ответственность, направленную на достижение цели. Система образования играет важную роль в обеспечении того, чтобы молодые люди развивали знания, навыки и подходы по реализации собственных идей и их трансформации их в экономических, социальных или культурных областях.

В Стратегии отмечено, что Правительство Швеции считает значимым аспект интеграции предпринимательства в системе общего и профессионального образования. На протяжении средней школы и пост-среднего образования, целесообразно уделять больше внимания специальным знаниям и навыкам, необходимым для открытия и развития бизнеса. На уровне высшего образования, программы обучения предпринимательству могут включать в себя теоретические и практические исследования всего процесса предпринимательской подготовки: от тестирования на коммерческую жизнеспособность идей создания компании на рынке до подготовки к работе в области управления изменениями, как в частном, так и государственном секторе.

Реформы Шведской системы образования в настоящее время нацелены на изменение образовательных стандартов и более эффективное удовлетворение потребностей рынка труда. Для этого в основные задачи школы включены функции по созданию системы сотрудничества с рабочей средой, благодаря которой молодые люди будут лучше подготовлены к решению будущих профессиональных задач. Это отмечено и в некоторых инициативах, принятых Европейским Союзом, которые декларируют высокую значимость обучение предпринимательству молодежи: компетенции в области предпринимательства является одним из восьми ключевых навыков человека на протяжении всей жизни [2, с.9].

В связи с этим Правительство Швеции в «Стратегии развития предпринимательства в области образования» ставит перед общим и профессиональным образованием следующие задачи:

1. В обязательную школьную программу будут включены методы, стимулирующие у учащихся любознательность, уверенность в себе и способность принимать решения, имеющих жизненно важное значение для развития предпринимательства. В своем постановлении Правительство намерено поставить одной из задач Национальному агентству по образованию рассмотрение вопроса интеграции предпринимательского подхода в соответствующие учебные программы школы.

2. Большое внимание обучению предпринимательству будет уделяться в старших классах средней школы для самоопределения и подготовки к обучению в профессиональных учебных заведениях. Правительство поручает Национальному агентству по образованию рассмотрение вопроса интеграции предпринимательского подхода в соответствующие учебные программы средней школы.

3. Правительство предложило введение в старших классах средней школы новой профильной программы с опорой на экономику и предпринимательство. Эта программа будет готовить учеников не только для поступления в высшие учебные заведения на специальности экономической направленности, но и для запуска выпускниками собственного бизнеса. Знание права, маркетинга и бухгалтерии будет важным компонентом образования, что позволит улучшить потенциальные возможности будущих выпускников преуспеть в качестве предпринимателя. Важно также поощрять школьников к разработке новых идей и проявлению на практике своих деловых навыков. Правительство предлагает Национальному агентству по образованию исследовать, как аспект предпринимательства может быть включен в программу практико-ориентированных дисциплин.

4. Полное среднее профессиональное образование будет более тесно связано с трудовой жизнью компаний. В профессиональное обучение будет введена бизнес-практика, где ученики будут погружаться в предпринимательскую деятельность предприятий. Этому будет способствовать тесное сотрудничество с деловыми кругами и предпринимателями. Обучение на рабочих местах будет важным компонентом будущего среднего профессионального образования. Правительство инициирует сертификацию студентов, включенных в пилотный проект, где половина обучения проводится на рабочем месте, т.е. на высшей ступени среднего профессионального образования учащимся предоставляется возможность проверить свои профессиональные навыки в деловом контексте.

5. Должна быть разработана Новая концепция конкурсного отбора на школьном уровне. Учащиеся разных профилей средней школы должны быть в состоянии бросить вызов самим себе и конкурировать с другими школьниками в овладении профессионально-техническими навыками. Правительство ставит перед Национальным агентством по образованию задачу: разработать систему тестирования по новой концепции профессионального отбора на школьном уровне, а также организацию национальных профессиональных чемпионатов (олимпиад и конкурсов).

6. Правительство поручило Национальному агентству по образованию разработать систему поддержки школ в вопросах поощрения работы по направлению обучения предпринимательству. Это может включать, например, развитие сотрудничества с бизнес-структурами, повышение квалификации, содействие обмену опытом и распространению программ развития в других учреждениях страны.

7. Правительство поручило Национальному агентству по образованию разработать систему анализа и распространения опыта обучения предпринимательству в школах. В рамках этих усилий Национальное агентство по образованию примет во внимание работу, проводимую в рамках предпринимательской программы Шведского агентства экономического и регионального развития и международного опыта.

8. Обучение предпринимательству студентов профессионально-технических училищ уже ведется по квалифицированным программам профессиональной подготовки в тесном сотрудничестве с представителями местных компаний. Обзор, анализ этих программ и обмен опытом на национальном и международном уровне может помочь развивать это направление и дальше. Это будет особенно интересно, если мы можем отследить, в какой степени эти программы способствовали росту предпринимательской активности. Правительство считает, что обзор, анализ и поддержка этих программ должно быть возложено на Национальное агентство по вопросам высшего профессионального образования.

9. Многие университеты и другие высшие учебные заведения уже сегодня предлагают программы на основном, продвинутом и исследовательском уровне, направленные на поощрение предпринимательства и организации бизнеса. Большинство из этих программ существуют уже много лет. Однако, нет общей картины существующих программ и их содержания, а также результатов, в какой степени эти программы способствовали росту предпринимательской активности. Поэтому правительство поручило шведскому Национальному агентству по высшему образованию провести обзор и анализ наличия наиболее успешных инновационных программ, способствующих развитию предпринимательства.

10. Правительство закрепляет обязанность за Шведским агентством экономического и регионального развития разработать систему поощрения и поддержки мероприятий, которые стимулируют предпринимательство в университетах и других высших учебных заведениях.

11. Правительство намерено осуществлять целевые инициативы по развитию новейших программ в области предпринимательства и инноваций. Расширенный уровень программ в области предпринимательства и инноваций на уровне самых высоких международных стандартов позволит помочь в развитии экономического роста государства. На Шведское национальное агентство по высшему образованию возложена задача обработки предложений от высших профессиональных учебных заведений с помощью международных экспертов.

На основе внедрения в деятельность предложенного закона о развитии предпринимательства в области образования, правительство объявило о своем стремлении интегрировать предпринимательство во всю систему образования и широкомасштабные реформы системы образования в настоящее время уже осуществляются. Правительство уже приняло решения по ряду инициатив, поддержки развития предпринимательства в школах и высших учебных заведениях. Исходя из поставленных Правительством задач, Национальным агентством по образованию Швеции были определены следующие направления деятельности:

1. Обзор всех существующих программ и проектов по обучению предпринимательству, их оценка на эффективность в практической деятельности.

2. Повышение квалификации учителей в области предпринимательства и обучение новым программам, обогащенных предпринимательской компонентой.

3. Создание системы сотрудничества между учебными заведениями и бизнес-структурами.

4. Организация системы субсидирования средств для организации молодежного предпринимательства.

5. Реализация проектной политики в вопросах разработки программ и обучающих технологий по предпринимательству.

Реализуя представленные направления деятельности, Национальное агентство по образованию организует ежегодную конференцию, на которой студенты и школьники представляют свои бизнес-проекты, а учителя обмениваются опытом по организации педагогического процесса в области обучения предпринимательству.

В процесс профессиональной подготовки включена 2-х недельная предпринимательская практика на производстве по выбранному направлению деятельности. На последнем году обучения она может составлять до 15 недель. Ответственность за эту работу несет советник (специально созданная должность) который ведет работу со студентами, определяя область интересов учащихся, а затем создает систему сотрудничества с бизнес-структурами, где студенты смогут пройти эту практику.

Для учителей разработан дистанционный курс повышения квалификации, который ведут преподаватели из университета. Курс направлен на обучение написанию проекта по финансированию идей предпринимательства в образовании. Например, проведения конкурса «Всплески гениальности» или «Семена будущего общества» и др.

Для обмена опытом создан web-сайт, где опубликованы необходимые документы, программы, грантовые конкурсы, школьные проекты и др.

В целом предложенная стратегия развития предпринимательства в образовании позволяет выстроить единый многоуровневый комплекс мероприятий, позволяющий сформировать у учащихся предпринимательские качества и потенциальную возможность в будущем самореализоваться в организации и продвижении своей идеи.

В результате анализа разработанной в Швеции концепции Государственной стратегии развития предпринимательства в образовании, можно сделать следующие выводы:

во-первых, формирование предпринимательской культуры нового поколения может сформироваться только в результате постоянного погружения в подобную деятельность – не разово и стихийно, в виде краткосрочных курсов и тренингов (как это принято в российской системе образования), а системно и в четко простроенной логике;

во-вторых, обучение предпринимательству должно носить практико-ориентированный характер, т.к. само предпринимательство является ничем иным как самостоятельным и инициативным видом деятельности;

в-третьих, ключевым фактором развития предпринимательского подхода в образовании служит подготовка кадров – учителей, способных побуждать к творчеству, инициативе, самостоятельности;

в-четвертых, необходимо включать в систему обучения предпринимательству разные социальные институты: предпринимателей, родителей, ровесников, информационные ресурсы и др.

Представленный опыт Агентства по образованию Швеции может послужить основанием для разработки Концепции развития предпринимательства в образовании в Республике Карелия и позволит выстроить уже сложившийся и наработанный опыт в нашем регионе в единую и стройную систему, нацеленную на результат – готовность будущего поколения к развитию экономики своей республики.

Библиографический список:

1. Волошина Т.А. Молодежное предпринимательство: опыт стран северной Европы – Петрозаводск: КИТ, 2011. – 36с.


2. Волошина Т.А. Формирование предпринимательских качеств студентов педагогического вуза в процессе интерактивного обучения. Дисс. канд. пед. наук 13.00.08. СПб., 2011. 262с.1.
3. Государственная стратегия развития предпринимательства в образовании. Шведское Национальное Агентство по образованию [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.skolverket.se/skolutveckling/larande/entreprenorskap (дата обращения 23.06.2013)




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх