Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №16 (декабрь) 2014
Разделы: Экономика
Размещена 07.12.2014. Последняя правка: 28.12.2014.

МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. ЭПОХА НАЛОГОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Казарян Ася Багратионовна

Ставропольский государственный аграрный университет

Студентка

Научный руководитель: Шамрина Светлана Юрьевна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансового менеджмента и банковского дела, Ставропольский государственный аграрный университет


Аннотация:
Цель данной работы – доказать важность развития налогового законодательства как основы построения эффективной и процветающей экономики. Кроме того, в работе производится оценка налоговой системы России как основы экономического роста и развития предпринимательства в стране и даны рекомендации по повышению эффективности (конкурентоспособности) российской налоговой системы.


Abstract:
The purpose of this paper – to prove the importance of the tax laws as a basis for constructing efficient and prosperous economy. In addition, work is assessed Russia\'s tax system as a basis for economic growth and development of entrepreneurship in the country, and recommendations to improve the efficiency (competitiveness) of the Russian tax system.


Ключевые слова:
налоги; налоговая конкуренция; предпринимательство; капитал; инвестиции; развитие экономики

Keywords:
taxes; tax competition; entrepreneurship; capital; investment; economic development


УДК 336.2

На современном этапе развития цивилизации приоритетом развития стран становится превращение страны в «центр притяжения капитала», иными словами, правительства стремятся создать такие условия, при которых в страну будет приходить иностранный капитал – иностранные инвестиции, а отечественный капитал не будет уходить из нее. Создаются условия, не только привлекающие иностранные компании перерегистрироваться из «родных» юрисдикций в юрисдикцию другой страны, но и стимулирующие отечественные компании не уходить в другие страны.

Основным инструментом создания комфортных экономических условий является удобное налоговое законодательство, которое и является тем самым показателем, по которому оценивают страну иностранные и отечественные предприниматели, с помощью которого создается удобный инвестиционный климат, привлекается капитал и развивается экономика. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день одним из важнейших показателей оценки государства должно быть именно развитие налогового законодательства, его простота и понятность, оно должно поддерживать развитие, а не обременять. Иными словами, мы живем во время борьбы за эффективное налоговое законодательство – в «эпоху налоговой конкуренции».

Налоги являются особым универсальным инструментом, который способствует наполняемости бюджета для государства, уменьшению социальной несправедливости между самыми обеспеченными и самыми бедными гражданами, препятствует образованию монополий, способствует развитию экономики за счет привлечения инвестиций и создания благоприятных условий для развития предпринимательства, а значит, росту благосостояния граждан.

Стоит выделить в качестве подтверждения вышесказанного, что сегодня такие основные мировые рейтинги, как рейтинг Всемирного Банка Ведение бизнеса («Doing Business»), выделяют налогообложение как один из важнейших показателей, который в свою очередь состоит из ряда таких переменных, как налоговая ставка, время и количество выплат. В рейтинге стран по уровню процветания  (The Legatum Prosperity Index Rankings) один из наиболее важных показателей – развитие экономики и предпринимательства, которые не могут развиваться без эффективного инвестиционного климата и «простого и понятного налогообложения», что подтверждается переменными, из которых они состоят (например, экономическое окружение предпринимателей, стартовые затраты и др.). Аналог рейтинга Всемирного Банка Ведение бизнеса («Doing Business») – Bloomberg Best for doing business, полностью построен на таких переменных, которые невозможны без влияния налогового режима. Например: стоимость создания бизнеса, расходы по ведению бизнеса (включая налогообложение и бухгалтерский учет).

По приведенным выше рейтингам инвесторы не только определяют потенциал страны, но и риски вложения инвестиций в страну. И сегодня правительство России и многих других стран уделяет все больше внимание этим рейтингам, так как они показывают правовое и инвестиционное, а главное, налоговое развитие страны относительно других стран. Конкуренцию за инвесторов и инвестиции, за процветание и экономику можно свести к такому единому термину, как  «борьба налоговых юрисдикций» за инвесторов и за развитие экономики.

Правоту этого мнения подтверждают примеры процветания таких стран и отдельных экономик, как Сингапур, Швейцария, Кипр, Мальта, Нидерланды, специальные административные районы КНР – Гонконг, Макао и многие другие. Именно эти государства занимают лидирующие позиции в общепризнанных мировых рейтингах, тем самым привлекая в свою экономику инвесторов и инвестиции, создавая благоприятные налоговые режимы, обеспечивают стабильность и рост экономики в своих странах.

Главным трендом времени следует обозначить то, что государство осознает всю важность создания эффективной (конкурентоспособной) налоговой системы, стремится реформировать её, определяет ключевые показатели оценки реформ, а также видит в этом залог успеха для создания удобных налоговых условий для ведения бизнеса и привлечения капитала, развития экономики регионов и городов.

Эффективную налоговую систему можно построить именно модернизацией законодательства, и если законодательство станет более эффективным, то тем самым будет создан благоприятный инвестиционный климат, сразу будет отмечен рост предпринимательства, будут создаваться новые рабочие места и даже целые производства, расти экономика и благосостояние граждан. Поэтому современная экономика требует от государства не многомиллиардных вложений в модернизацию производств, а лишь упрощение законодательства – модернизацию налоговой системы, создания условий для эффективной работы. Именно таким образом нынешние процветающие страны, которые занимают ведущие позиции в мировых рейтингах, превратились в мировые центры притяжения капитала.

Можно выделить факторы, влияющие на развитие налогового законодательства и на все проводимые реформы в целом:

- высокая офшоризация экономики. Это больно бьет по экономике нашей страны, которая теряет темпы роста, что особенно чувствительно в нынешней непростой ситуации. Проблема излишней офшоризации российской экономики назрела давно. За последние двадцать лет, по различным оценкам, из России было выведено в офшоры от 800 миллиардов до триллиона долларов. Сейчас, по оценкам Центрального банка, ежегодно из страны уплывают около 100 миллиардов рублей. Правительство по поручению президента России сейчас работает над внедрением системы мер по деофшоризации экономики [1];

- Действующая ставка рефинансирования Банка России на декабрь 2014 - январь 2015 года осталась равной - 8,25 % (к примеру, в Евросоюзе – 0,05%). Совет директоров Банка России, состоявшийся 16 декабря 2014 года оставил её без изменения. А вот ключевая ставка с 16 декабря 2014 года резко повышена до уровня 17,00% годовых, т.е. на 6,50 пп. Срок действия новой ставки Советом Банка России не определён. Все эти факторы ведут к удорожанию кредитов [2];

- постоянно увеличивающаяся налоговая нагрузка. Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки, или налогового бремени, на налогоплательщика является достаточно серьёзным измерителем качества налоговой системы страны. Научно доказано, что при увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика (рост количества налогов и увеличение ставок налогов, отмена льгот) эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, но затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимыми, так как определенная часть налогоплательщиков или разорятся, или сворачивает производство, другая часть находит как законные, так и незаконные пути минимизации установленных и подлежащих к уплате налогов;

- отсутствие стабильности в налоговом законодательстве (постоянно вносимые в законодательство изменения, которые не дают возможности просчитывать риски в долгосрочной перспективе).

- высокая коррупционная составляющая (согласно индексу восприятия коррупции среди 174-х стран мира в 2014 году Россия находится на 136 месте [3]). Размах коррупции в современной России настолько высок, что не идёт ни в какое сравнение с предыдущими эпохами в истории государства Российского. Коррупция охватила все органы власти от самых низов до Кремля. Судебную систему, правоохранительные органы, государственную и муниципальную власть поразила коррупция. Особо тревожное положение сложилось в Российской Армии. Должности командиров продаются в соответствии с таксой, которая неуклонно исполняется. Хочешь занять вышестоящую должность, просто заплати по таксе, тому командиру, от которого зависит продвижение по службе;

- сложность понимания законодательства, что заставляет предпринимателей прибегать к помощи юристов и налоговых консультантов. Понимание системы налогообложения, с одной стороны, позволяет понимать интересы государства в развитии тех или иных отраслей хозяйственной деятельности, с другой стороны, - прогнозировать изменения, вносимые в систему налогообложения. Налогоплательщик, как правило, стремится сэкономить на налогах. Поэтому возникает спрос на специалистов, которые могут разобраться в налоговом законодательстве и помочь налогоплательщику платить законно установленные налоги, но не переплачивать их, т.е. грамотно использовать все предусмотренные законодательством преференции и льготы;

- наличие теневой экономики, которая приводит к уменьшению налоговых поступлений (государство постоянно недобирает минимум 40 % налогов) и ослаблению бюджета, а как следствие – государство теряет  финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.

Также необходимо отметить, что российская налоговая система не способствует развитию предпринимательства, эффективность органов ФНС можно оценить на 3 балла (по пятибалльной шкале), а затруднение в предсказывании будущих налоговых реформ является крайне отрицательным показателем государственной политики в сфере реформирования налогового законодательства.

Можно выделить 3 основные отрицательные тенденции в реформировании российского законодательства в сфере налогов и сборов:

- увеличение коррупционной составляющей;

- увеличение налоговой нагрузки;

- налоговое законодательство постоянно усложняется;

Тем не менее, несмотря на все проблемы в российском законодательстве, в налоговом законодательстве отмечаются тенденции к его улучшению, а именно:

- развивается электронный документооборот;

- стимулируется предпринимательство;

- разрабатываются и утверждаются дорожные карты и другие документы, связанные с развитием налоговой политики и экономики в целом, которые дают возможность более четко прогнозировать риски ведения экономической деятельности.

Важнейшим условием обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, возврата в страну вывезенных капиталов, а также повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов является осуществляемая в стране налоговая реформа, связанная с совершенствованием действующего законодательства о налогах и сборах. Основными задачами реформирования российской налоговой системы являются:

- снижение налогового бремени на налогоплательщиков, путем снижения налоговых ставок, объектов обложения и налоговых баз, изменения порядка исчисления и уплаты налогов;

- обеспечение соблюдения принципа справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех хозяйствующих субъектов, отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на предпринимательскую деятельность налогов и сборов, исключение из механизмов применения конкретных налогов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;

- упрощение налоговой системы путем:

а) установления исчерпывающего перечня налогов и сборов при одновременном сокращении их числа;

б) минимизации налогов и сборов, имеющих целевую направленность;

в) максимальной унификации действующих режимов налогообложения;

- достижение оптимальной комбинации между динамичностью и стабильностью налоговой системы, что позволит налогоплательщикам осуществлять планирование налоговых платежей в текущем периоде и на длительную перспективу;

- повышение качества и эффективности налогового администрирования, в результате чего возрастает уровень собираемости налогов и сборов.

И если государство прислушается к требованию времени и приведет в соответствие налоговое законодательство, то в России упростится ведение бизнеса, повысится эффективность (конкурентоспособность) налогового законодательства, государство получит эффективный инструмент для развития экономики и сможет превратить Россию в «мировой центр притяжения капитала».

Библиографический список:

1. Триллион из тихой гавани - [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.rg.ru/2013/11/15/kapital-site.html (дата обращения 28.11.2014) 2. Центральный банк Российской Федерации - [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.cbr.ru (дата обращения 01.12.2014) 3. Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции – информация об исследовании // Центр гуманитарных технологий - [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info (дата обращения 04.12.2014) 4. Methodology The Legatum Prosperity Index - [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.prosperity.com/#!/methodology (дата обращения 20.11.2014) 5. Methodology Bloomberg Best for doing business - [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.bloomberg.com/visual-data/best-and-worst/best-for-doing-business-countries (дата обращения 30.11.2014)




Рецензии:

7.12.2014, 15:11 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Статья актуальная и интересная, рекомендуется к печати

28.12.2014 13:13 Ответ на рецензию автора Казарян Ася Багратионовна:
Благодарю Вас.

23.12.2014, 23:19 Довготько Наталья Анатольевна
Рецензия: Статья Казарян А.Б. весьма актуальна, в ней даны рекомендации по повышению эффективности (конкурентоспособности) российской налоговой системы. К резервам статьи можно отнести следующее. 1. Автор выделил факторы, влияющие на развитие налогового законодательства, но оставил их без каких -либо комментариев. 2.Выделяя важные, по мнению автора, меры по реформированию налогового законодательства,следует осуществить их характеристику, подробно раскрыть. После доработки статья рекомендуется к печати.
28.12.2014 13:13 Ответ на рецензию автора Казарян Ася Багратионовна:
Уважаемая Наталья Анатольевна, спасибо за Ваши замечания, все учла, статью доработала.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх