Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №16 (декабрь) 2014
Разделы: История, Медицина
Размещена 13.12.2014. Последняя правка: 12.12.2014.

ТЕРАПИЯ СИФИЛИСА В СРЕДНИЕ ВЕКА

Кистенева Ольга Алексеевна

к.и.н.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ "БелГУ")

доцент кафедры факультетской терапии

Ружицкая Лидия Валерьевна, Мельниченко Валерия Игоревна, Голиусова Любовь Сергеевна (студентки 3 курса факультета лечебного дела и педиатрии Белгородского государственного национального исследовательского университета)


Аннотация:
В статье рассмотрены основные методы терапии сифилиса и лекарственные средства от «тайной болезни», которая волновала многих исследователей средневековья.


Abstract:
The article describes the main methods of treatment of syphilis and medicines from a "mystery illness" that preoccupied many researchers of the middle ages.


Ключевые слова:
терапия; сифилис; повальные болезни; методы лечения; средние века.

Keywords:
therapy; syphilis; endemic diseases; methods of treatment; the middle ages.


УДК 61:1. 76.01.09

Сифилис известен человечеству много тысяч лет. Еще Гиппократ II Великий (460—400 гг. до нашей эры) описал болезнь, внешними проявлениями напоминающую современную клиническую картину сифилиса. Но вопрос о происхождении сифилиса не разрешен и по настоящее время.

В древние времена и в раннем Средневековье врачи широко применяли для лечения сифилиса ртуть в виде мази и вдыхания паров. Первое средство для лечения сифилиса предложил знаменитый Парацельс. Он писал: «Сифилис нужно лечить мазью из ртути, а также употреблением внутрь этого металла, поскольку ртуть есть знак планеты Меркурий, который, в свою очередь, служит знаком рынка, а сифилис подхватывают на рынке» [4, с. 175].

В процессе приготовления мази врачи иногда смешивали ртуть в чугунной ступке с уксусом, сливочным маслом, свиным салом, скипидаром и серой, миррой. Полученную мазь втирали в язвы. Некоторые лекари толкли ртуть с куриной кровью, живыми лягушками, змеиным ядом, а иногда и с человечиной. Из всех ингредиентов этих мазей заметный «лечебный» эффект давал только один – ртуть. Ее токсичное действие вызывало у людей неудержимое слюнотечение. Большая часть пациентов умирала задолго до окончания лечения, в основном от отравления ртутью, обезвоживания, сердечной недостаточности и удушья. Некоторые предпочитали лечению самоубийство. У тех, кто по счастливой случайности прошел курс лечения до конца выпадали зубы и волосы, развивалась тяжелая форма анемии с уменьшением количества эритроцитов в крови, диспепсические расстройства [2, с. 36].

 Один из крупнейших французских писателей Франсуа Рабле (1494-1553) в одном из своих произведений описал облик сифилитиков, прошедших ртутное лечение: «Их лица сияют, как надгробные камни, зубы пляшут, как клавиши органа или спинета под пальцами маэстро, а в глотке клокочет пена, как у кабана, окруженного сворой гончих».

Некоторые врачи средневековья пытались доказывать, что такое лечение опаснее самой болезни, но в целом медицинский мир был твердо убежден: ртуть — единственное средство от сифилиса. И к сожалению, большинство считало, что, не помучившись, от сифилиса не избавишься, поэтому отдавало предпочтение ядовитому металлу. В результате начиная с XVI в. во всех медицинских учебниках ртуть указывалась как главное средство от всевозможных кожных заболеваний.

Немецкий историк-эпидемиолог профессор Г. Гезер в своем двухтомном труде «История повальных болезней» отмечает, что «благодаря» сифилису появились парики, которые из-за большого количества сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе, и в Северной Америке [1, с. 159].

Ртуть и ее препараты применяли в течение 450 лет. Между тем эксперименты с лекарствами от сифилиса продолжались. Больным рекомендовали, например, пить отвар из муравейника, заклеивать язвы пластырями из дождевых червей и даже привязывать мертвых цыплят к гениталиям. Использовали и такие средства, как сиропы розового меда, меда с уксусом, отвары алоэ, потогонные и слабительные средства.

Немецкий рыцарь и писатель Ульрих фон Гуттен (1488-1523) одним из первых опробовал альтернативное лечение. В качестве лекарственного средства он применял росный ладан, или гваяковую смолу, которую получали из гваякового дерева, завезенного в Европу из испанских колоний в Америке. Пациент сидел в жарко натопленной комнате, укутавшись в одеяло, соблюдая строгую диету - пил гваяковый настой и обильно потел. Спустя месяц лечения врачи констатировали выздоровление. Дело в том, что первичная стадия сифилиса с характерными для нее язвами развивается и сама собой исчезает в течение месяца-двух после заражения. А вот вторичная и третичная стадии появляются спустя месяцы и годы и диагностировать их гораздо сложнее [3, с. 61].

Сьесе де Леоне – испанский священник, солдат, гуманист, историк и географ в своей книге «Хроника Перу», изданной в 1553 году, впервые описал растение сассапариль (или сарсапариль), которое использовали индейцы из Гуаякиля (Эквадор) для лечения сифилиса. Корни этого растения были очень полезны от многих болезней, а также от сифилиса [el mal de bubas] и болей, которые при этом чувствовал человек. Те люди, которые хотели вылечиться, должны были находиться в горячем месте, укрыться так, чтобы холод или воздух не навредили болезни и принимать только слабительное, есть только отборные плоды, и воздерживаться от пищи, и пить напиток из этих корней [5, 286].

Знаменитый гуманист и правозащитник Эразм Роттердамский в свое время высказал наиболее радикальную точку зрения на методы борьбы с этой страшной болезнью. Он предложил сифилитиков сжигать заживо и публично [7, с. 829]. Кроме того он проповедовал развод между супругами, и даже сожжение сифилитических супругов. Такая негуманная проповедь звучала в интересах нравственности и общественного здоровья.

Подобно Эразму,  король Англии Яков IV в 1497 году 20 сентября  приказал погрузить всех сифилитиков Эдинбурга на корабли и вывезти в море «для дальнейшего выздоровления». О судьбе этих людей исторические хроники больше ничего не упоминают.

К медико-полицейским мерам так же относится и постановление парижского парламента от 6 марта 1496 г. против «grosse verole» («тайная болезнь» - фр.), и Нюрнбергский закон того же года, запрещающий банщикам допускать сифилитиков в бани и употреблять для других лиц ножницы и ножи, служившие для сифилитиков. Наконец сюда относится устройство сифилитических больниц [6, с. 150].

В Средние века католической церковью были объявлены грехом все половые отношения, не направленные на рождение детей. Однако это не помогло верхушке церковной конфессии — сифилисом страдали три Римских Папы: Александр VI (1431-503), Юлий II (1443-1513), Лев Х (1475-521).

Таким образом, на данном этапе истории человечества методы лечения сифилиса были далеко несовершенны, в связи с недостаточностью знаний и открытий.  Прогресс в лечении сифилиса наметится только во второй половине XIX века.

Библиографический список:

1. Гезер Г. История повальных болезней, пер. с нем. – СПб.: Изд. мед. департамента МВД, 1867. – 180 с.
2. Картамышев А.И. Кожные и венерические болезни. – М., 1953. – 219 с.
3. Милич М. В. Эволюция сифилиса: 2-е изд. – М.: Медицина, 1987. – 164 с.
4. Рохлин Д. Г. Новые данные о древности сифилиса / Д. Г. Рохлин, А. Е. Рубашева // Вестник дерматологии и венерологии. – 1938. – № 3. – С. 175-180.
5. Сьеса де Леон Педро де. Гл. LIV // Хроника Перу. Часть первая / Под ред. А. Скромницкого. — Киев: Kuprienko.info, 2012. – 302 с.
6. Friedberg. Venerische Krankheiten im Alterthum u. Mittelalter. – Berlin, 1865. – p. 199.
7. Roterodami E. Opera, Lugd. – Batav. 1733. – p. 851.




Рецензии:

15.12.2014, 10:52 Лахтин Юрий Владимирович
Рецензия: Статья авторов интересная. Фактический материал этой работы можно использовать при написании монографии, пособия на тему венерических заболеваний. О стиле изложения статьи на историческую тему, думаю, выскажутся специалисты. По содержательной части замечаний нет. Рекомендую статью коллектива авторов к публикации.

15.12.2014 14:14 Ответ на рецензию автора Кистенева Ольга Алексеевна:
Спасибо большое, Юрий Владимирович за Вашу рецензию!

17.12.2014, 17:52 Надькин Тимофей Дмитриевич
Рецензия: Статья довольно интересная и поучительная. Интересно, а в античное время какие методы использовали для лечения сифилиса, были ли они столь же неадекватные как в средневековье? Полагаю, можно рекомендовать к печати.

12.01.2015, 10:10 Гресь Сергей Михайлович
Рецензия: Рецензия на статью Кистенёвой Ольги Алексеевны кандидата исторических наук, доцент кафедры факультетской терапии (Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ "БелГУ"), Мельниченко Валерии Игоревны, Ружицкой Лидии Валерьевны, Голиусовой Любови Сергеевны (студентов 3 курса факультета лечебного дела и педиатрии НИУ БелГУ) Терапия сифилиса в средние века для научного журнала «SCI-ARTICLE.RU» Данная работа служит продолжением уже представленной темы, соответственно необходимо установить некую связь с предыдущей статьёй. Рассмотрев основные пути заражения сифилисом, естественно нельзя не изучить возможности его лечения. С этой точки зрения логичность публикации полностью оправданна. В то же время статья, как и предыдущая, носит обзорный характер и на мой взгляд, требует дополнения фактологическим материалом. Ещё одним недостатком работы является малый объём (всего 5806 знаков). В статье значительное место отводится рассмотрению вопросов лечения сифилиса ртутью, а другие способы лечения не получили должного внимания. В остальном материал, представленный в публикации, изложен авторами логично, грамотно, легко читается и воспринимается. Согласен с мнениями других рецензентов по практической направленности. Статью рекомендую к публикации, после исправлений недостатков. Доцент, кандидат исторических наук УО «Гродненский государственный медицинский университет» Гресь С.М.



Комментарии пользователей:

30.12.2014, 13:33 Кистенева Ольга Алексеевна
Отзыв: Уважаемый Тимофей Дмитриевич, спасибо Вам за рецензию. В античности гонорея, вероятно, рассматривалась как незаразная болезнь с воспалительными выделениями. О сифилисе в античные времена еще мало знали. Хотя в древнем востоке мы находим много упоминаний о сифилисе. Так, в индийских ведах - древнем своде знаний о природе и способах лечения болезней (2-3 тыс. до н.э.) указано, что соединения ртути высоко ценились в индийском врачевании: "Врач, знакомый с целебными свойствами кореньев - человек, знающий силу молитв - пророк, знающий свойства ртути - бог". С уважением, О.А. Кистенева


Оставить комментарий


 
 

Вверх