Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №16 (декабрь) 2014
Разделы: Юриспруденция
Размещена 16.12.2014.

«Полезное государство» и система «открытой власти»

Будзиев Руслан Александрович

Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л.Хетагурова

ассистент кафедры гражданского процесса и трудового права

Аннотация:
В статье автор проанализировал развитие системы «открытой власти» в современном информационном обществе в России, выявил некоторые проблемы, а также предложил пути их решения.


Abstract:
In the article author has analyzed the development of «open authority» system in today's informational society in Russia, has identified some of problems and proposed solutions.


Ключевые слова:
полезное государство; открытая власть; открытое правительство; открытый регион

Keywords:
helpful state; open authority; open government; open region


УДК 342.51

Определенно, еще со времен рождения идеи, разработки теорий и, собственно, самого становления демократии в мире постулат «государство для человека, а не человек для государства» всегда был основным принципом формы политического режима, продекларированного нашим народом в ч.1 ст.1 основного закона. Однако, на мой взгляд, процесс становления демократии нельзя считать завершенным одним только указанием на это в Конституции, точно также нельзя считать наше государство правовым, поскольку это скорее одни из идеалов, к которым необходимо стремиться на протяжении всего государственного строительства как непрерывного процесса, чем и занимаются страны мира уже на протяжении столетий. Отличие этой цели конституционного строительства от, скажем, декларации права каждого на жилище в ст.40 Конституции РФ в том, что в ч.2 ст.40 К РФ поясняется, что органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, что уже дает ощущение некоего процесса, а демократию необходимо избрать изначально как форму самоопределения, несмотря на то, что по сути это такая же цель, разве что в достижении куда более сложная и основополагающая.

XXI век можно без преувеличения назвать веком информационным, по крайней мере, таковым является его начало. Информация и информационные технологии занимают все большее место в жизни человека и общества и, безусловно, обладают немалым потенциалом в сфере государственного управления. Основным изобретением второй половины прошлого века многие ученые склонны считать именно глобальную компьютерную сеть Интернет. Здесь люди могут обмениваться информацией, соблюдая при этом международное и национальное законодательство. Однако субъектами обмена информацией могут быть как отдельные физические лица, так и организации, то есть юридические лица любых форм собственности и, естественно, само государство в лице своих органов. Хотелось бы также обратить внимание на введенный еще несколько лет назад термин «информационное общество» и согласиться с авторами Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти в следующем: «информационное общество может эффективно и поступательно развиваться исключительно на основе взаимодействия государства, предпринимательского сообщества и гражданского общества и на принципах свободного и равного доступа к информации и знаниям. Сформировать информационное общество невозможно силами одних только органов государственной власти, а также исключительно путем создания информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, развивая соответствующие сервисы в различных областях общественной жизни». [2]

Также неоспоримым является тот факт, что право народа на управление делами государства (ч.1 ст.32 Конституции РФ) не может ограничиваться реализацией избирательного права, и именно здесь свою роль играет открытость власти для народа. Рассмотрим, что входит в содержание понятия «открытость власти» в данном контексте. На мой взгляд, оно состоит из двух аспектов: получение информации народом, то есть выкладывание органами власти полной информации о принимаемых решениях на специальных сетевых ресурсах, и второй – обратная связь, то есть выражение людьми своего мнения по поводу того или иного вопроса, которое, естественно, должно учитываться государством и носить не только рекомендательный характер, но и обязательный (условия и механизм последнего, конечно, разработаны отдельно). Оба аспекта, как две стороны одной монеты, не могут существовать друг без друга и составляют залог эффективного участия народа в управлении государством.

Итак, из всего сказанного можно сделать выводы о том, что мы живем в государстве, которое названо демократическим и стремится этой форме соответствовать; одним из основных принципов демократии является служение государства народу, для чего необходимо участие всего народа в управлении государством; полная реализация права человека на участие в управлении делами государства возможна только путем создания системы «открытой власти». Следовательно, для достижения идеалов демократии и реализации принципа «полезного государства» нам необходимо развивать систему открытого управления государством.

Если взглянуть на систему государственного управления сейчас, то можно увидеть, что многое в обозначенном мною выше направлении уже сделано, однако необходимо сделать больше. Система развивается всего несколько лет, а потому на сегодняшний день можно констатировать наличие многих проблем. Скажу лишь о некоторых.

Одним из инструментов реализации системы открытой власти является Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения. Согласно информации, размещенной на сайте «Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения regulation.gov.ru организован в целях  повышение информационной открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти и реализации конституционного права граждан, их объединений и организаций участвовать в управлении делами государства».[1] Портал был создан в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке нормативных правовых актов и их общественного обсуждения», а также Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318.

Однако выкладывание текста акта и даже пояснительной записки не означает, что каждый сможет с ним ознакомиться, ведь изложение юридического текста порой достаточно сложно для понимания обывателей, поэтому, мне кажется, было бы целесообразно вместе с проектами нормативных актов выкладывать комментарии к ним с примерами для более ясного восприятия, полного понимания и возможности определения собственного отношения к предлагаемым нормам.

Кроме того, хотелось бы заметить, что популяризация подобных ресурсов по общественному обсуждению нормативных актов оставляет желать лучшего. За последние несколько лет лично я всего несколько раз услышал об обсуждении некоторых особо важных законов на новостных каналах и иногда встречал информацию об этом в сети Интернет. Весь смысл открытости власти и управления теряется, если в стране с населением около 140 млн. человек проект закона увидят несколько тысяч, а выразят свое мнение и того меньше. Необходима специальная программа по распространению соответствующей рекламы по телевидению, в печатных СМИ, и, конечно, в сети Интернет, особенно в социальных сетях. Желаемого результата контроля за деятельностью органов власти также можно достичь путем создания заинтересованности населения в использовании данных информационных ресурсов, иначе просто некому будет ее контролировать и, как часто случается, по сути великолепные идеи государственного масштаба на практике разбиваются о неэффективность их реализации.

Итак, не нуждается в доказательствах факт, что огромное значение имеет как скорость, так и адекватность реакции законодателя на изменение постоянно развивающихся общественных отношений с учетом растущих темпов развития в современном мире, и здесь большую роль играют системы электронной взаимной связи государства и общества. Решением поставленных временем вопросов призвана стать система «Открытое правительство», которая включает в себя построение новых средств взаимодействия органов власти, гражданского общества и экспертного сообщества. С учетом обширности территории Российской Федерации особый интерес представляет система «Открытый регион», поскольку именно она позволяет применить принципы открытости государственного управления к отдельным регионам и муниципалитетам, используя индивидуальный подход.

Конечно, угрозу таит в себе сама природа информационных сетей общего пользования, поскольку хакерство в России развито так же, как и по всему миру, но системы защиты тоже совершенствуются, и отказываться от преимуществ электронных сетей только из страха взлома злоумышленниками не представляется возможным.

В целом, хотелось бы выразить надежду, что наблюдаемая тенденция к развитию использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет для реализации принципа открытости управления государством и права граждан на участие в управлении делами государства сделает нас ближе к заветной конституционной цели построения демократии, а государство приблизит к решению важнейшей задачи на этом пути – становиться полезнее для народа.

Библиографический список:

1. О портале // Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения. URL: http://regulation.gov.ru/about.html (Дата обращения: 13.12.2014 года);
2. Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти // Открытое Правительство. URL: http://большоеправительство.рф/upload/iblock/aaf/aafbe102b0f65b043a23174ebad6136d.doc (Дата обращения: 13.12.2014 года).




Рецензии:

17.12.2014, 12:09 Бойко Наталья Николаевна
Рецензия: Избранная тема актуальна, имеет научную ценность и рекомендуется к печати.

18.12.2014 21:21 Ответ на рецензию автора Будзиев Руслан Александрович:
Благодарю за оценку.



Комментарии пользователей:

4.01.2015, 17:34 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: 03.01.2015. Адибекян Оганес Аександрович, д.ф.н. Статья не столько юридическая, сколько политологическо-информационная. В ней полноценное действие в стране демократии увязывается с возможностью рядовых граждан быть в курсе законотворческих и указательных действий власти при внимании, учете политиками оценок, желаний, предложений этих лиц. Но дело не только в прозрачности принимаемых управленческих норм, но и в позициях средств массовой информации: насколько у них желательна откровенность, если не добавлять возможность? Но есть зависимость и от самих граждан. Если они не будут верить в возможность собственного влияния на политику, они, разве, будут читать "законы", "постановления", "указы"? Проблема стоит более широко, чем это может показаться скромной по размеру статье. Стоит все это учесть, если нужен серьезный, больший результат. Но в статье погрешностей, которые помешали бы ее публикации, нет.


22.01.2015, 22:25 Будзиев Руслан Александрович
Отзыв: Спасибо за отзыв.


Оставить комментарий


 
 

Вверх