Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №16 (декабрь) 2014
Разделы: Экономика
Размещена 15.12.2014. Последняя правка: 17.12.2014.

АНАЛИЗ ВНЕШНИХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Юкаева Нина Олеговна

ЮУрГУ

магистрант

Бутрина Юлия Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск


Аннотация:
В данной статье произведен анализ источников финансирования малого и среднего бизнеса в России. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что развитие малого бизнеса – важное условие стабильности экономики, полноценных рыночных отношений. В статье рассмотрены различные источники финансирования малого и среднего предпринимательства, детально изучены условия предоставления материальной помощи.


Abstract:
This article analyzes the sources of financing for small and medium business in Russia. It is very relevant article due to the fact that the development of small businesses is an essential condition for economic stability, full-fledged market economy. The article describes the various sources of financing to small and medium-sized entrepreneurship, studied in detail the conditions for granting financial assistance.


Ключевые слова:
источники финансирования малого и среднего бизнеса; ассигнования из государственного бюджета; кредитование; лизинг.

Keywords:
sources of financing small and medium-sized businesses; public budgets; loans and leasing.


УДК 33

Актуальность данной статьи заключается в том, что развитие малого бизнеса – важное условие стабильности экономики, полноценных рыночных отношений. В настоящее время малый бизнес обладает огромным потенциалом, позволяющим ему сделать рывок вперед в целях подъема российской экономики. Обеспечение занятости населения, наполнение потребительского рынка товарами, создание необходимого уровня конкуренции, формирование среднего класса – эти задачи выполняет малый бизнес. Но возникает масса сложностей в процессе создания и развития малых предприятий. Одна из наиболее важных проблем – недостаток денежных средств.

Для создания малого или среднего бизнеса необходим стартовый капитал. Не имея определенной денежной суммы для приобретения основных средств или капитальных вложений, необходимо рассмотреть следующие варианты финансирования проекта:

Таблица 1 – Сравнительный анализ способов финансирования инвестиционного проекта

Критерии сравнения

Способы финансирования проекта – покупка основных средств

ассигнования из бюджетов разных уровней

привлечение банковского кредита

приобретение в лизинг

Источник финансирования

Муниципальные, региональные и Федеральный бюджет РФ

Банковский кредит до 100 % стоимости оборудования

Собственные и привлеченные средства лизинговой компании

Сроки финансирования

Единовременно

От 1 до 3 лет (зависит от вида оборудования икредитной истории заемщика)

От 1 до 7 лет

(зависит от вида имущества и срока его полезного использования)

Условия оплаты

Погашение «тела» кредита траншами в течение срока действия договора

Ежемесячные платежи в течение всего срока договора лизинга (возможна отсрочка первого платежа)

Стоимость способа финансирования

Уплата в бюджет города не менее 50 % от общей суммы налогов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в период действия договора о предоставлении субсидии

Проценты по кредиту + различные комиссии

Общее удорожание имущества за срок договора лизинга, отнесенное к стоимости имущества

Источники погашения привлеченных средств

Амортизационные отчисления, чистая прибыль

Оборотные средства

 

Дополнительные требования, связанные со способом финансирования

1. Отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на день подачи Заявки.

2. Отсутствие проведения в отношении субъекта МСП процедуры ликвидации или банкротства на день подачи Заявки.

3. Отсутствие приостановления деятельности субъекта МСП в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи Заявки.

4. Отсутствие нарушений субъектом МСП договорных обязательств, обеспеченных за счет средств бюджета города на день подачи Заявки.

5. Отсутствие незавершенных договоров на предоставление субсидии из бюджета города на день подачи Заявки.

6. Срок со дня государственной регистрации предприятия не превышает двух лет.

Требования банка о предоставлении гарантии, поручительств, обоснование эффективности проекта и расчета окупаемости. Открытие счета в банке и поддержание установленных оборотов по счету

Возможность ежемесячного аккумулирования денежных средств для обеспечения лизинговых платежей

 

 

 

Дополнительные гарантии по возврату инвестиций

Обязательное предоставление поручительства, залог ликвидного имущества, частичный аванс по финансированию проекта из собственных средств

 

 

Залогом является само имущество, переданное в лизинг, находится в собственности лизингодателя до полного исполнения условий договора. Аванс по договору лизинга до 30 % от стоимости имущества

Недостатки

1. Субсидии предоставляются в размере не более 50% общего объема затрат субъекта МСП на реализацию Проекта, определяемого суммой как фактически заявленных и документально подтвержденных затрат, так и планируемого объема затрат, предусмотренного сметой Проекта и обоснованного в бизнес-плане Проекта.

2. Большой список претендентов.

3. Длительный срок рассмотрения Заявки (10 рабочих дней) по сравнению с банковским кредитом (2 часа).

Изменяется соотношение собственных и заемных средств (увеличенная доля заемных средств в текущих пассивах)

Невыгодно для небольших сделок, для малорентабельного бизнеса, для предприятий, использующих упрощенную систему налогообложения.

 

 

 

Преимущества

1. Безвозмездное предоставление денежных средств.

2.Не требуется предоставления залога, поручительства, гарантии.

1. Возможность снижения налога на прибыль путем отнесения процентов по кредиту на себестоимость в размере ставки рефинансирования.

2. В некоторых случаях дешевле, чем лизинг.

1. Возможность применения ускоренной амортизации.

2. Перераспределенная во времени уплата налога на прибыль за счет ускоренной амортизации.

3. Экономия в уплате налога на имущество за счет ускоренной амортизации.

4. Лизинговые платежи в полном объеме уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

5. Обязательства по лизингу не влияют на соотношение собственных и заемных средств

6. Срок договора лизинга сопоставим со сроком амортизации имущества.

 

Изучив таблицу 1, можно сделать вывод, что у каждого из предложенных способов финансирования есть свои недостатки и преимущества, поэтому необходимо их рассмотреть на более конкретных примерах.

Развитию малого и среднего предпринимательства, как основному источнику трудоустройства населения и повышения их социального благосостояния, уделяется повышенное внимание со стороны Правительства РФ. Государственная помощь малому и среднему бизнесу рассматривается как своего рода форма государственных инвестиций в обеспечение устойчивого социально-экономического роста. Финансовая поддержка малому бизнесу поступает от администраций разного уровня.

На федеральном уровне, в соответствии с законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 23 июля 2013 г. № 238-ФЗ [1], создана программа «Экономическое развитие и инновационная экономика». В рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» – распределение и предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего бизнеса. Целью данной подпрограммы является увеличение субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике РФ. Ассигнования из федерального бюджета на реализацию подпрограммы составляют: на 2013 год – 19815041,8 тысяч рублей, на 2014 год – 21569755,1 тысяч рублей. Ожидаемые результаты: увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тысячу человек населения Российской Федерации с 42,2 единицы в 2012 году до 52,7 единицы в 2020 году;общее количество получателей государственной поддержки к 2020 году не менее 1 650 000 единиц;общее количество вновь созданных рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства к 2020 году не менее 980 000 рабочих мест.

Динамические и структурные параметры дальнейшего развития малого бизнеса во многом зависят от своевременной реакции органов власти на изменение ситуации в экономике региона. Особое значение в создании благоприятной среды имеет разработка региональной программы поддержки и развития малого предпринимательства.

В соответствии с законом Челябинской области от 27.03.2008 г. № 250 ЗО «О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области» [2] утверждена областная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2012–2014 годы». Целью данной программы является:

– увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тысячу человек населения в 2013 году – до 45,5 единицы, в 2014 году – до 46,7 единицы;

– увеличение доли оборота малых и средних предприятий в общем обороте организаций в 2013 году – до 26,3 процента, в 2014 году – до 27,2 процента;

– увеличение выпуска товаров (выполнения работ, оказания услуг) субъектами малого и среднего предпринимательства – получателями поддержки на один рубль вложенных бюджетных средств в 2013 году – до 130,1 рубля, в 2014 году – до 131,5 рубля.

В 2013 году в рамках областных программ на развитие и поддержку предпринимательства было направленно более 260 млн. рублей, в том числе привлечено порядка 190 млн. рублей федеральных средств.

В Стратегии развития города Челябинска до 2020 года развитие малого и среднего предпринимательства определено «точкой роста» экономики города.

Особое значение малый и средний бизнес приобретает в наблюдаемых сегодня условиях нестабильности экономики (кризисных явлений), так как это динамичная форма хозяйствования, быстро приспосабливающаяся к изменяющимся условиям.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ) [4] и ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ) [1] администрацией г.Челябинска утверждена муниципальная программа «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Челябинске в 2013-2016 годах».

Общий объем финансовых средств на реализацию Программы составляет: 34 261,87 тысяч рублей, в том числе: средства бюджета города Челябинска – 26 761,87 тысяч рублей, средства федерального бюджета – 7 500 тысяч рублей.

В результате реализации Программы предполагаемое количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку составляет: 2013 год – 55 субъектов, 2014 год – 38 субъектов, 2015 год – 40 субъектов, 2016 год – 40 субъектов.

Теоретически существует множество государственных программ по поддержке малого и среднего предпринимательства, но как показывает практика, получить существенную безвозмездную финансовую помощь со стороны государства, практически невозможно. Предпринимателю ничего не остается кроме, как обратиться в банк с целью получения кредита.

На сегодняшний день 804 банка ведут свою деятельность в Российской Федерации. Большинство из них занимаются кредитованием малого бизнеса, однако, условия для выдачи кредита у всех разные. В таблице 2 представлены некоторые из банков, функционирующих в г. Челябинске, которые предлагают кредитование малого бизнеса.

Таблица 2 – Анализ банковских программ кредитования малого и среднего бизнеса в Челябинске
Параметры кредита
Название банка
Сбербанк
Уральский Банк Реконструкции и Развития
ВТБ 24
АК БАРС
Цель кредита
Кредит для запуска собственного бизнеса с «нуля»
Пополнение оборотных средств (приобретение товарно-материальных ценностей)
Финансирование циклических производственных процессов, получение сезонных и торговых скидок при больших объемах закупок, пополнение оборотных средств.
Приобретение товарно-материальных ценностей, пополнение оборотных средств, приобретение/ремонт оборудования, автотранспорта и прочих основных средств для целей бизнеса, оплата услуг, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Сумма кредита
От 100 000 до 3 000 000 рублей
От 300 000 до 30 000 000 рублей
От 4 000 000 рублей
От 500 000 рублей до 
2 000 000 рублей.
При наличии положительной кредитной историиКлиента в ОАО «АК БАРС» БАНК возможно увеличение максимальной суммы кредита до 3 000 000 рублей
Срок погашения кредита
До 5 лет
От 6 месяцев до 1 года
До 2 лет
От 3 месяцев до 3 лет
Ставка по кредиту
 
18,5 %
16 %
 От 12,5 %
От 19,5 %
Материальное
обеспечение
  • Залог приобретаемого в рамках проекта имущества
Недвижимость, оборудование, транспортные средства
  • Товары в обороте, оборудование, транспорт, недвижимость, залог третьих лиц. Возможность не обеспечивать залогом до 15 % суммы кредита.
 
Возможность получить кредит без залогового обеспечения
Поручительство
1.Поручительство Партнера Банка
2.Поручительство физического лица
Фактические собственники кредитуемого бизнеса, способные оказать существенное влияние на деятельность бизнеса и/или учредителей
Фонд поддержки малого предпринимательства
Срок существования бизнеса
Не менее 6 месяцев
Не менее 6 месяцев
Не менее 6 месяцев (не менее 12 месяцев при наличии сезонности в бизнесе)
Требования к заемщику
Возраст заемщика: от 20 до 60 лет включительно. После получения одобрения кредита со стороны Банка, клиенту необходимо зарегистрироваться в качестве Индивидуального предпринимателя или Общества с ограниченной ответственностью. Отсутствие текущей предпринимательской деятельности в течение последних 90 календарных дней.
Возраст заемщика от 21 до 65 лет (до 60 лет для женщин). Юридическое лицо, Индивидуальный предприниматель – резиденты РФ. Объем выручки предприятия (группы предприятий) сферы торговли и других отраслей, кроме производства, не превышает 700 млн. рублей в год (без НДС). Стоимость имущества предприятия (группы предприятий) сферы производства на балансе согласно данным официальной отчетности не превышает 60 млн. рублей.
 
Юридические лица с годовым объемом выручки по группе компаний до 400 млн. рублей (без НДС). Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица с годовым объемом выручки по группе компаний до 400 млн рублей (без НДС).
 

Отталкиваясь от сведений, приведенных в Таблице 2, отметим, что получить кредит на создание малого бизнеса с «нуля» можно только в Сбербанке, причем процентная ставка составляет существенные 18, 5 %, а срок его погашения не должен превышать пяти лет. В зависимости от величины суммы заемных средств, для начинающих предпринимателей погашение такого кредита возможно, но весьма затруднительно. В других рассмотренных банках процентные ставки ниже, но и срок погашения кредита сокращается в разы.

В случае если малый бизнес успешно создан предпринимателем, но финансовых средств недостаточно на покупку оборудования, то он может обратиться в лизинговую компанию. Условия получения оборудования некоторых лизинговых компаний в настоящее время описаны в таблице 3.

Таблица 3 – Сравнительный анализ требований, выдвигаемых лизинговыми компаниями для создателей малого и среднего бизнеса

Критерии

Название лизинговой компании

МСП Лизинг

ХМЛК «Открытие»

Абсолют Банк

Сумма финансирования

От 150 000 до 60 000 000 рублей

От 1 000 000 рублей

От 10 000 000 до

100 000 000 рублей

Предмет лизинга

Станки, оборудование, транспортные средства, железнодорожные вагоны. Оборудование для пищевой отрасли(пекарен, ресторанов и кафе), для агропромышленного комплекса (для молочной переработки, для выращивания бройлеров, овощехранилище). Грузовой транспорт для производственных и транспортных компаний, в том числе для предприятий строительной и добывающей отраслей. Автобусы, энергетические/энергоэффективные комплексы.

 

Новое оборудование, автотранспорт, спецтехника

Автомобильный и железнодорожный транспорт, спецтехника, самоходные машины и оборудование

Аванс

От 20 %

От 20 %

Не менее 20 % для автомобильного и железнодорожного транспорта, спецтехники, самоходных машин. Не менее 40 % – для торгового оборудования

Срок лизинга

До 5 лет

До 5 лет

До 60 месяцев – для оборудования и железнодорожного транспорта. До 36 месяцев – для автомобильного транспорта, спецтехники и самоходных машин. Но не более срока амортизации имущества

Удорожание в год

 

От 9,3 %

От 5,9 %

От 7,3 %

Срок фактической деятельности компании

Не менее 1 года

Не менее 3 лет

Не менее 18 месяцев

Требования к лизингополучателю

Основные: является субъектом малого и среднего предпринимательства с организационно-правовой формой ООО, ОАО, ЗАО. Выручка за последний год не более 1 млрд. рублей, количество сотрудников – не более 250 человек, отсутствие убытков за последний отчетный период. Доля в уставном капитале государственных компаний, нерезидентов, крупных организаций не более 25%. Положительная кредитная история предприятия. Наличие бизнес-плана по использованию техники.

Дополнительные: в рамках отдельных проектов для обеспечения может потребоваться наличие поручительств (со стороны другой компании или личных) и гарантий (со стороны региональных фондов поддержки МСП).

 

 

Организационно-правовая форма – ОАО, ЗАО, ООО.

Система налогообложения – обычная.

Размер выручки за последний отчетный год – не менее 100 млн рублей.

Размер внеоборотных активов на последнюю отчетную дату – не менее 20 млн. рублей.

Положительный собственный капитал в течение года на все отчетные даты.

Деятельность должна быть прибыльной в течение года на все отчетные даты.

Отсутствие просроченной задолженности по налогам, сборам и кредитам.

Положительная кредитная история.

Размер текущих кредитов не превышает 40 % от годовой выручки.

Лизингополучатель осуществляет деятельность в городе/области присутствия Абсолют Банка или в областях, прилегающих к Московской области.

Индивидуальному предпринимателю требуется страхование жизни и здоровья на сумму выдаваемого кредита в аккредитованной Банком страховой компании не позднее 15 дней с момента подписания акта-приема передачи предмета лизинга

Судя по предложенной Таблице 3, взять оборудование в лизинг, может только предприятие, занимающееся довольно прибыльной деятельностью, так как одним из требований является получение выручки за последний год не менее 100 миллионов рублей. У предпринимателей только что создавших малый бизнес нет возможности воспользоваться услугами лизинговых компаний, так как срок фактической деятельности компании должен быть не менее года.

По состоянию на 1 октября 2013 года в России было зарегистрировано 234,5 тысяч малых предприятий, что на 1,5 % меньше, чем по состоянию на 1 октября 2012 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тысяч жителей снизилось на 2,8 единицы и составило 163,6 единиц [4].

Не смотря на достаточное количество источников финансирования малого бизнеса, условия предоставления материальных средств достаточно серьезные. Чтобы малому предприятию получить государственную субсидию необходимо пройти строгий конкурсный отбор, да и суммы предоставляемых денежных средств, не всегда достаточно на развитие бизнеса, а создание его с «нуля» просто невозможно. Чтобы соответствовать требованиям лизинговых компаний, обладателю малого бизнеса необходимо вести очень прибыльную деятельность. Наиболее оптимальный вариант для недавно организованных малых предприятий – получение кредита в банке по программе поддержки малого бизнеса. Требования, выдвигаемые заемщику вполне осуществимые. Суммы заемных средств достаточно на развитие малого бизнеса. Количество функционирующих банков, дает заемщику право выбора наиболее подходящих для него условий.

Библиографический список:

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 23.07.2013 г. № 238-ФЗ – Правовая Система Гарант, 2009.
2. Региональный закон Челябинской области от 27.03.2008 г. № 250-ЗО «О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области» – Правовая Система Гарант, 2009.
3. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ – Правовая Система Гарант, 2009.
4. smb.gov.ru/statistics/officialdata – Официальная статистика – Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. Министерство экономического развития Российской Федерации.




Рецензии:

15.12.2014, 20:19 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: статья очень актуальна, но автор использует обороты не соответствующие научному стилю исследования, таблицы очень объемны и их названия не информативны, необходимо доработать стилистические моменты. После доработки рекомендуется к публикации

16.12.2014 23:23 Ответ на рецензию автора Юкаева Нина Олеговна:
Спасибо за рецензию! Внесла все поправки. Что же касается объемных таблиц - это необходимо для детального изучения требований,выдвигаемых к заемщику или лизингополучателю.

17.12.2014, 9:53 Исаева Джамиля Гамзатовна
Рецензия: Рецензия на статью Юкаевой Нины Олеговна «Анализ источников финансирования малого и среднего бизнеса в России» Статья очень актуальна. Автор рассматривает только внешние источники финансирования, необходимо добавить и собственные. Статья написана последовательно. Предложенные методы могут быть использованы предприятиями. Статья рекомендуется к печати с учетом замечаний. Рецензент к.э.н., доц. Исаева Д.Г.
17.12.2014 22:22 Ответ на рецензию автора Юкаева Нина Олеговна:
Спасибо за рецензию! Считаю, что для малого бизнеса более актуальны внешние источники финансирования. Но ваше замечание имеет место быть. Для того, чтобы содержание статьи соответствовало ее названию, будут внесены поправки в название статьи.

27.12.2014, 15:32 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации.
04.01.2015 16:16 Ответ на рецензию автора Юкаева Нина Олеговна:
Спасибо за рецензию!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх