Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 20.12.2014. Последняя правка: 28.12.2014.

Налог на добавленную стоимость: проблемы и перспективы возмещения из бюджета.

Шабалина Юлия Сергеевна

ЛФ РАНХиГС

Студентка

Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент


Аннотация:
Данная статья посвящена вопросу о проблеме возмещения НДС из бюджета. Рассматриваются основные способы и методы, применяемые для борьбы с неправильностью возмещений. Представлены рекомендации оптимизации данного налога в Российской Федерации.


Abstract:
This article is devoted to a question of a problem of compensation of a value added tax from the budget. The main ways and methods applied to fight against abnormality of compensations are considered. Recommendations of optimization of this tax in the Russian Federation are submitted.


Ключевые слова:
налог на добавленную стоимость; декларация; налогоплательщик; субъект экономических отношений

Keywords:
value added tax; declaration; taxpayer; subject of the economic relations


УДК 336.2

Государству необходимы финансовые ресурсы для реализации своих функций, это означает, что оно не может существовать без бюджета, формируемого за счет налоговых поступлений.  Налог на добавленную стоимость, как один из федеральных налогов, играет большую роль в формировании бюджета государства и приносит основной доход. Анализ поиска путей реформирования данного налога является значительной задачей на сегодняшний день.

На практике бюджет нашего государства недополучает в полном объеме уплату НДС из-за неправильного возмещения из бюджета. В первую очередь, это связано со сложностью структуры экспортных цепочек и количеством участников, которые ничем не ограничены. Среди таких участников могут быть фирмы, которые имеют льготы, показывающие прирост недоимки, а так же подставные фирмы-однодневки, в которые переносят налогооблагаемую базу, а деньги с помощью определенных схем переводятся в другие фирмы. В результате таких махинаций может сложиться ситуация, когда к возмещению из бюджета предъявляется сумма, которая превышает объем НДС, оплаченный в бюджет на всех стадиях создания реализуемого товара.

Налог на добавленную стоимость является относительно молодым налогом. Большее количество налогов было введено в эксплуатацию еще в 19 веке. Но сам НДС стал применяться только в 20 веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом Морисом Лоре, на основании его работ, он и был введен во Франции в 1958 году.  Так же, еще с конца прошлого века, добавленная стоимость начала применяться в аналитических и динамических целях.

В Российской Федерации налог на добавленную стоимость действует с 1 января 1992 года. Порядок исчисления и уплаты налога изначально определялся законом «О налоге на добавленную стоимость». Данный налог регламентируется Главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации статьями 143-178.

В настоящее время около 40 % лиц, обязующихся уплачивать налог, не перечисляют НДС в бюджет. Если поставщик не подает отчет в налоговые органы, следовательно, он никогда не перечислит полученный НДС в бюджет, а покупатель, который имеет доказательства отплаты товара, предъявит оплаченный поставщику налог к возмещению из бюджета. К сожалению, привлекать налогоплательщика, который намеренного заключил договор с не отчитывающейся организацией, к ответственности нет возможности, даже если будет доказано, что сделка произведена незаконно.

Правонарушения, встречающиеся в реальности, которые связанны с неправомерным возмещением НДС, весьма разнообразны. К ним можно отнести [1, с. 588]:

-  Использование для доказательства обоснованности применения налоговой ставки 0% фальшивых документов, предусмотренных статьей 165 Налогового Кодекса Российской Федерации;

- Составление поддельных документов, которые послужат основанием для произведения налоговых вычетов, например счет – фактур, поставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (услуг, работ), где выделена отдельной строкой сумма НДС, которая якобы подтверждает фактическую уплату суммы налога;

- Оформление документов от имени мнимых организаций, которые были зарегистрированы по утерянным или украденным документам;

Для раскрытия круга действий, который необходим для эффективной борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, потребуется детальный анализ неправомерного возмещения из бюджета НДС.

Так же в налоговом законодательстве Российской Федерации необходимо будет учесть экономическую область действия горизонтального налога на добавленную стоимость и установить взаимосвязь в исчислении НДС хозяйствующих субъектов. Данная взаимосвязь предполагает добровольное взаимное отражение одной и той же хозяйственной операции в налоговом и бухгалтерском учете у лиц, которые ее совершили, и определение зависимости между вычетом сумм перечисленного покупателем поставщику сумм налога на добавленную стоимость и уплатой последним налога в бюджет. В результате право на возмещение за счет бюджета сумм входного НДС у налогоплательщика возникнет только в том случае, если будет наличии уплаты выходного НДС его контрагентом – другим налогоплательщиком. Таким образом, сначала должна быть уплата в бюджет сумм выходного НДС, а затем возмещение из бюджета сумм входного НДС.[2]

Для эффективного и скорейшего решения проблем, с которыми сталкиваются при контроле возмещения налога на добавленную стоимость, необходимо исходить от уже имеющихся государственных и рыночных институтов с учетом их реальной эффективности. Одним из таких, наиболее развитых и прогрессирующих, является институт коммерческих банков и Банка России. Он характеризуется относительной полнотой необходимой законодательной базы и достаточно современной технической базой.

Изменения, касающиеся налога на добавленную стоимость, планируется осуществить в два этапа. Они предусмотрены Федеральным законом от 26.06.2013 года № 134-ФЗ.[3]

Первый этап начал свою работу с 1 января 2014 года. В нем предполагается, что большая часть предприятий и компаний должны будут в обязательном порядке предоставлять декларацию в электронном виде. Исключением составят налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или лица, освобожденные от него. Последние вправе, по-прежнему, присылать декларацию в налоговые органы в бумажном виде. Кроме этого, все посредники, а именно агенты, комиссионеры и поверенные, не являющиеся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, обязаны будут вести журнал учета полученных и выставленных счет-фактур.

На втором этапе, который должен стартовать 1 января 2015 года, предполагается, что всем плательщикам налога на добавленную стоимость необходимо будет включать в декларацию сведения из книг продаж и книг покупок. Лица, которые не являются плательщиками данного налога, но выставившие хотя бы один счет-фактуру, будут указывать в декларации сведения из данного счета-фактуры. Посредники же в свою очередь в неукоснительном порядке должны будут включать в декларацию информацию из журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур в части, которая относится к посреднической деятельности.

По завершению реализации второго этапа государственные органы смогут свободно и досконально сверять данные, указанные в декларации покупателя и продавца. Такая операция позволит удостовериться, что каждый счет-фактура своевременно отражен как в книге продаж у поставщика, так и в книге покупок у покупателя.

Так же, не исключено, что малые агенты, которые в свою очередь не являются плательщиками налога на добавленную стоимость или лица, избавленные от него, но исполняющие обязанности посредников, обязаны будут сдавать декларацию исключительно в электронном виде.

При этом выше перечисленные решения должны быть выгодными и для государства, и для бизнеса. Также они должны реализоваться на практике. Это означает, что никаких принципиальных организационных, технических, а также особо значительных финансовых затрат требоваться не должно.

Если сверка деклараций двух субъектов экономических отношений не даст положительного итога, то есть, счет-фактура, который зарегистрирован в книге покупок у покупателя не был отображен в книге продаж у поставщика.

В данной ситуации налоговые органы не станут сразу предпринимать какие-либо санкции, а в первую очередь потребуют пояснения у поставщика и у покупателя, и только на основании предъявленных пояснений примут решение о возможности возмещения заявленных покупателем вычетов.

Таким образом, решение выявленной задачи, в первую очередь, лежит в корректировке правил функционирования налога на добавленную стоимость так, чтобы с одной стороны, налоговые и другие проверяющие органы могли обеспечить администрирование налога, а с другой стороны, любые добросовестные налогоплательщики (производители и экспортеры), были в более выгодном положении, чем они располагаются сейчас. В итоге у предприятий и организаций появится стимул добровольно и добросовестно следовать указанным новым правилам.

Библиографический список:

1. Комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации, частям первой и второй, под общ. ред. Квашин Ю.Ф. М.: Юрайт-Издат, 2009. 1319 с.
2. http://www.consultant.ru/law/interview/kruglova (дата обращения 2.12.2014)
3. http://www.consultant.ru/document/cons_doc ( дата обращения 30.11.2014)




Рецензии:

23.12.2014, 20:41 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Уважаемый автор, перечитайте предоставленный материал, очень много стилистических и грамматических ошибок!!!!! Особое внимание обратите на 2 абзац: (На практике бюджет нашего государство недополучает в полном объеме уплату НДС из-за неправильного возмещения из бюджета. В первую очередь это связано из-за сложности структуры экспортных цепочек и количеством участников, которые ничем не ограничены. Среди таких участников могут быть фирмы, которые имеют льготы, показывающие прирост недоимки, а так же подставные фирмы «однодневки», в которые переносят налогооблагаемую базу, а деньги с помощью определенных схем переводятся в другие фирмы. В результате таких махинаций может сложиться ситуация, когда к возмещению из бюджета будет предъявляется сумма, которая превышает объем НДС, оплаченный в бюджет на всех стадиях создания реализуемого товара. Статья в предложенном виде не рекомендуется к публикации!!!!!

28.12.2014 18:18 Ответ на рецензию автора Шабалина Юлия Сергеевна:
Спасибо большое за замечания. Я учла ваши рекомендации и все исправила.

30.01.2015, 17:24 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Необходимо доработать статью, по стилистике не соответствует научному стилю изложения ("налог на добавленную стоимость действует") уместнее написать налогообложение...."решение выявленной задачи, в первую очередь, лежит в корректировке правил"-доработайте материал

30.01.2015, 21:18 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Согласна с мнением Демчук Н.И., что статья требует научной редакции. Также следует уточнить цель и предмет исследования. Статью надо доработать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх