Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Менеджмент, Экономика
Размещена 24.12.2014. Последняя правка: 24.12.2014.

Современные тенденции развития финансового менеджмента в Томской области

Емелина Светлана Анатольева

Томский Политехнический Университет

Студент

Научный руководитель: Давлетгареева Татьяна Борисовна, кандидат экономических наук, Доцент, Кафедра инженерного предпринимательства, Томский Политехнический Университет


Аннотация:
Современная рыночная экономика не может успешно функционировать без хорошо отлаженной системы управления финансами. Финансовая деятельность большинства предприятий России приводит их к нулевой результативности применяемых методов и распылению имеющихся финансовых ресурсов из-за отсутствия системности в их действиях.


Abstract:
It is a necessity for the modern market economy to have a well-functioning financial management system. The lack of constituency in the financial activity of main Russian enterprises leads to great method efficiency and negative expense.


Ключевые слова:
Менеджмент; финансовая деятельность; эффективность; контроль

Keywords:
Management; financial activities; efficiency; control


УДК 005.915 (517)

Анализ финансово-экономических результатов российских организаций в современных условиях дает понять, что отсутствие профессионализма и системного подхода в управлении финансовой деятельностью являются одними из главных причин, которые способствуют ухудшению их положения. Финансовый менеджмент сегодня – это управление денежными потоками, направленное на получение прибыли в перспективе и обеспечении текущей платежеспособности. Несмотря на разную степень развития предприятий в России, можно выделить единые базовые принципы организации финансов для предприятий любой отрасли и правового статуса:
  • Экономическая самостоятельность и самофинансирование
  • Материальная заинтересованность
  • Финансовая отчетность
  • Контроль (в том числе аудит)
  • Резервирование под финансовые риски
Однако, учитывая различную степень финансовой устойчивости предприятий, главные цели финансового менеджмента могут существенно отличаться. Так, для организаций с очень высокой степенью финансовой устойчивости главной целью может являться лидерство в борьбе  с конкурентами, тогда как предприятия, имеющие материальные затруднения с финансовыми ресурсами, ставят во главу угла избежание банкротства и крупных финансовых неудач. В целом же целями финансового менеджмента являются:
  • Выживание в условиях конкурентной борьбы
  • Максимизация рыночной стоимости предприятия
  • Сокращение расходов
  • Обеспечение рентабельности
  • Увеличение объемов производства и реализации
Финансовый менеджмент на современном предприятии выделяет 4 функции – это планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование подразумевает определение целей деятельности предприятия, основное направление его развития. Здесь основным элементом является бизнес-план, который включает в себя анализ рынка, маркетинговую и финансовую стратегии. Он разрабатывается на ближайшие несколько лет и отражает положение фирмы на текущий момент и возможности дельнейшего развития.

Организация – это создание структуры предприятия и координация взаимодействия его подразделений, направленные на достижение поставленных целей.

Контроль – это соотношение реальных результатов с запланированными и корректировка в работе.

Финансовый менеджер действует в заданных обстоятельствах и должен исходить из тех возможностей, которые соответствуют действующему законодательству в стране. Сегодня же в России присутствует недостаточное развитие законодательной и юридической базы. Неоднократное перераспределение собственности и банковские кризисы привели к неравномерному развитию финансового менеджмента в России. Кроме того, большинство предприятий возникали или проходили становление на этапах экономики переходного периода. Распад Советского Союза усложнил управление российской финансовой системой, поскольку поставил ее в кардинально новые условия. Важные производственно-экономические и финансовые отношения были разорваны. Плановая система управления финансами не была приспособлена, а соответственно не справлялась с новыми условиями, такими например, как рыночное ценообразование. Поэтому сегодня финансовые показатели, финансовые ресурсы и их расходование для отдельных российских предприятий стали зависимы от неустойчивых рыночных цен. На многих предприятиях отсутствует какая-либо комплексная система управления финансами, применяются неэффективные источники финансирования или не разработаны методики мотивации персонала. Кроме того, в современных российских условиях специалистам приходится ставить на первый план оптимизацию налогообложения, а не увеличение стоимости компании, что предполагает эффективный финансовый менеджмент. Для России характерны низкая финансовая дисциплина, не соответствующая действительности финансовая отчетность, отсутствие ведения  учета вообще. Все это затрудняет развитие современного российского менеджмента. Поэтому финансовым специалистам различных компаний приходится разрабатывать свою концепцию и структуру управления.

Если говорить о финансовом менеджменте в Томской области, то Дума города Томск приняла решение «Об утверждении положения «О департаменте финансов администрации города Томска», в котором говорится о том, что департамент финансов является финансовым органом администрации Города Томска. Департамент обязан обеспечивать проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики и координировать деятельность в этой сфере других органов администрации Города Томска.

В процессе выполнения своих обязанностей  департамент финансов активно взаимодействует с участниками бюджетного процесса в муниципальном образовании «Город Томск» в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Так как департамент финансов является  субъектом бюджетного планирования , то перед ним были поставлены стратегические цели:
1.   Обеспечение выполнения расходных обязательств муниципального образования «Город Томск» и создание условий для их оптимизации.
2.  Создание условий для эффективного и ответственного управления общественными финансами.
3.  Оптимизация управления единым счетом бюджета, учета бюджетных обязательств и проведения бюджетных платежей.

Таким образом, первая цель дает определение ключевой сфере деятельности департамента финансов. Вторая и третья цели предполагают выработку и реализацию финансовой политики в соответствующих сферах с учетом эффективного исполнения расходных обязательств, администрируемых департаментом финансов.

Качественное, а главное своевременное формирование отчетности об исполнении бюджета дает возможность дать оценку выполнению расходных обязательств муниципального образования «Город Томск». Также она предоставляет участникам бюджетного процесса информацию, которая необходима для планирования, управления и анализа бюджетных средств, обеспечивает подотчетность деятельности органов администрации, а также администраторов доходов бюджета, оценить финансовое состояние муниципальных бюджетных и автономных учреждений.

Выполнение принципов ответственного управления общественными финансами является  непосредственным результатом регулятивной деятельности департамента финансов, которая направлена на формирование бюджетной отчетности и организацию исполнения бюджета, является. Принципы ответственного управления основываются на налогово-бюджетной прозрачности, а также наличии эффективной системы исполнения бюджета, что, в дальнейшем, способствует подконтрольности исполнения бюджета и его прозрачности, а главное, соответственно, они приводят к снижению нецелевого использования бюджетных средств. Департамент финансов в пределах своей компетенции создает нормативные и методологические основы, а также обеспечивает их выполнение. Все эти мероприятия ведут к оптимизации действующих и вновь принимаемых расходных обязательств муниципального образования «Город Томск», которые необходимы для эффективной реализации функций и полномочий органов местного самоуправления Города Томска. Выполнение первой цели также предполагает осуществление бюджетной политики, которая направлена на повышение эффективности управления общественными финансами.

В прошедшие годы бюджетный процесс в целом существенным образом изменился, что повлекло за собой изменения на всех его этапах, включая контроль за исполнением бюджета, исполнение и планирование, требующие более высокого качества финансового менеджмента на уровне главных распорядителей бюджетных средств. Дальнейшая реформа бюджетного процесса должна сосредоточить свое внимание на внедрении в деятельность главных распорядителей бюджетных средств современных процедур и методов финансового менеджмента.

В 2010 году департаментом финансов разработан и утвержден порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента, который осуществляется главными распорядителями средств бюджета муниципального образования «Город Томск». В соответствии с указанным постановлением департамента финансов от 25.05.2010 №01-01/28 утвержден регламент проведения мониторинга. Муниципальным учреждением «Муниципальные информационные технологии», подведомственным департаменту финансов, разработана автоматизированная система обработки показателей для мониторинга.

В целях внедрения процедуры мониторинга финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, в 2010 году проведен пилотный проект, участниками которого определены два главных распорядителя бюджетных средств - администрация Советского района Города Томска и управление культуры администрации Города Томска. По результатам проведения пилотного проекта выявлен низкий уровень качества финансового менеджмента, который связан с полным отсутствием ведомственных правовых актов, регулирующих процедуру подготовки бюджетных проектов.

С 2011 года проведение мониторинга качества финансового менеджмента по всем главным распорядителям бюджетных средств является ежеквартальным. По итогам 9 месяцев 2011 года наблюдается низкий уровень качества финансового менеджмента, который объясняется в основном неоптимальным уровнем планирования расходов бюджета и отсутствием правовых актов об организации ведомственного финансового контроля и регулирующих внутренние процедуры подготовки бюджетных проектировок. Аналогичные результаты проведенного мониторинга качества финансового менеджмента были получены и в 2013 году.

Для того, чтобы улучшить качество работы бюджетных учреждений, а также повысить эффективность использования бюджетных ассигнований, которые выделяются  на финансовое обеспечение оказания муниципальных услуг, был разработан порядок формирования и финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий. Этот порядок устанавливает общие требования к составу, качеству и объему, условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг. Регулярная оценка качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, и использование муниципальных заданий при составлении проекта бюджета будут являться непосредственными результатами осуществления функции администрирования.

Если говорить в целом, то на развитие финансового менеджмент в Томске влияет отсутствие необходимого количества специалистов в управления финансами и квалифицированных менеджеров. Профессиональный уровень специалистов крайне низок, не смотря на то, что во многих томских вузах можно получить специальность, которая связана с управлением финансами. Процесс международного признания квалификация специалистов получивших образование в РК, связан с серьезными трудностями. И на данный момент, ситуация, связанная с управлением государственным бюджетом, является не на самом лучшим этапе, но развитие финансового менеджмента набирает обороты и решает проблемы, приносящие отрицательный результат. Также проводятся многочисленные мероприятия, которые способствуют повышению качества финансового менеджмента и развитию муниципальных заданий в качестве инструмента бюджетного планирования.

К причинам безуспешного применения различных методов управления финансами могут быть отнесены соответствующие действительности данные, которые были зафиксированы в финансовой отчетности, низкая финансовая дисциплина и полное отсутствие ведения учета. Все эти негативные факторы и позволил выявить мониторинг качества финансового менеджмента, который проводится в Томске ежеквартально. Регулярность этого процесса позволяет улучшать эффективность управления бюджетными средствами, а так же позволяет уменьшить расходы. В заключении хотелось бы сказать, что финансовый менеджмент является неотъемлемой частью компании, и он требует постоянного планирования, организации и контроля. И если смотреть на примере управления финансами города Томска, то для получения высокой эффективности финансового менеджмента требуется слишком много времени.

Библиографический список:

1. Бригхэм, Ю.Ф. Финансовый менеджмент: Экспресс-курс / Ю.Ф. Бригхэм. - СПб.: Питер, 2013. -С. 34-37.
2. Просветов, Г.И. Финансовый менеджмент: Задачи и решения: Учебно-методическое пособие / Г.И. Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2014. - С.22-23.




Рецензии:

28.12.2014, 9:20 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Исследование достаточно основательное. Но в аннотации лучше указать не актуальность проблемы, а цель, результаты исследования автора.Не полным считаю перечень функций финансового менеджмента, в частности,отсутствует АНАЛИЗ.Переходы между частями излагать логичнее, не стоит употреблять конструкцию "Если говорить о ..."

3.01.2015, 9:45 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: Статья нуждается в доработке: необходимо проанализировать работы ученых, практиков в данной области и расширить список литературных источников.

1.02.2015, 16:11 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Согласен с предыдущими рецензентами. Кроме того, считаю необходимым расширить функции финансового менеджмента. Планирование, организация, мотивация и контроль, о которых пишет автор, являются функциями общего менеджмента. А где же специфические функции финансового менеджмента? Статью целесообразно доработать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх