Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №17 (январь) 2015
Разделы: Педагогика
Размещена 02.01.2015. Последняя правка: 31.12.2014.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ УКРАИНЫ

Горбатюк Роман Михайлович

доктор педагогических наук, профессор

Тернопольский национальный педагогический университет имени Владимира Гнатюка

заведующий кафедрой

Аннотация:
В статье обозначены основные тенденции информатизации сферы образования в современных условиях. Выявлены основные проблемы, препятствующие использованию информационных технологий в учебном процессе ВУЗа. Обоснована целесообразность использования электронных учебно-методических комплексов для подготовки высококвалифицированных специалистов.


Abstract:
The main trends of the educational process’s informatization in the modern are indicated in this article. The basic problems that prevent to using the informational technologies in the teaching process are determined. It’s grounded that the using of electronic training-methodical packages is very reasonable point in the teaching process in the higher school.


Ключевые слова:
информатизация; электронный учебно-методический комплекс; Moodle; профессиональные компетентности; информационные технологии; программная среда; взаимодействие «преподаватель-студент».

Keywords:
informatization; e-training-methodical packages; Moodle; professional competences; informational technologies; software environment; the interaction of «teacher-student».


УДК 378.147

Социально-экономические изменения в современном украинском обществе выдвинули новые требования к качеству обучения, содержанию образовательной деятельности, которая влияет на формирование профессиональных компетенций.  Подготовка будущих специалистов в высших учебных заведениях – сложный процесс, конечной целью которого является формирование компетентностей для обеспечения успешного выполнения профессиональной деятельности. Поэтому неотложной задачей для высшего образования Украины является развитие и использование новейших достижений в области науки и технологий не только на производстве, но и в обучении.

Согласно «Национальной доктрины развития образования Украины» система образования должна обеспечивать подготовку квалифицированных специалистов, способных к творческому труду, профессиональному развитию, мобильности в освоении и внедрении новейших наукоемких и информационных технологий (ИТ) [1]. Поэтому для полноценного развития отечественных вузов, их интеграции в мировое научное сообщество, нужно комплексно решать проблему информатизации образования, учитывая большинство направлений использования информационных технологий [2].

Анализ основных концептуальных и программно-нормативных документов по информатизации образования [3; 4] дает основания с оптимизмом смотреть на дальнейшее развитие современных информационных технологий. Информация, представленная в этих документах, свидетельствует о важности проблемы в национальном образовании. Возрастает интерес пользователей к онлайн-содержанию информации на образовательных порталах и усилению ее роли в процессе обучения. Все это способствует улучшению качества учебных материалов, наращиванию технической базы образовательных заведений, что обеспечивает доступ к информации, подготовку будущих специалистов к овладению информационно-коммуникационной компетентностью и т.д. Однако, сегодня актуальным остается вопрос использования в учебном процессе ВУЗа «качественных» электронных ресурсов, обеспечивающих мобильность и эффективность подготовки студентов.

Учитывая это, целью исследования является определение сущности и перспективных путей применения электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе ВУЗа.

На уровне отдельно взятого учебного заведения информатизация предусматривает несколько базовых направлений.

Административно-управленческое направление характеризуется применением ИТ для оптимизации управленческих процессов, автоматизации основных функций: планирования, организации, контроля и т.п. Использование ИТ в управленческих процессах ВУЗов влияет на его организационную структуру путем создания факультетов.

Следует отметить, что базовой сферой применения информационных технологий в ВУЗе является организация учебного процесса и научно-исследовательская работа. Сегодня обмен информацией происходит посредством сети Интернет и ее инструментария.

Использование информационных технологий влияет на качество процесса обучения, ведь с помощью ИТ можно автоматизировать обмен информацией, учебным материалом, изменить роль студентов в образовательном процессе, увеличить интерактивность обучения и др.

Сегодня востребованными становятся дистанционные технологии обучения. Их сочетание с ИТ улучшает эффективность достижения поставленных целей. Создание дистанционных курсов (включая разработку электронных учебников) является главной задачей на этапе внедрения дистанционной формы обучения. Первоочередная задача этого процесса – систематизация учебных материалов, подготовка электронных вариантов лекций и методических указаний для проведения лабораторных (практических, семинарских) занятий, их адаптация к дистанционным курсам [5].

Современный курс, который применяется в системе дистанционного обучения целесообразно строить на следующих концептуальных педагогических положениях:

– в центре процесса обучения должна находится самостоятельно-познавательная деятельность студента;

– необходимо наличие, с одной стороны, гибкой системы образования, что позволяет приобретать знания когда удобно. С другой стороны, важно чтобы студент не только овладел определенными знаниями, но и научился самостоятельно приобретать их, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые он мог бы использовать в дальнейшем;

– самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер;

– использование новейших педагогических технологий;

– возможность общаться с преподавателем и студентами;

– система контроля знаний должна носить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи, так и отсроченного контроля [6].

В связи с созданием единой информационной системы необходимо создать все условия для самостоятельной работы студентов, разработать новые дидактические материалы, которые бы отвечали требованиям информационного общества. Эти материалы целесообразно объединять в электронные учебно-методические комплексы (ЕУМК). Для организации учебного процесса в ВУЗе, а также для создания условий дистанционного обучения, нами выбрана система управления контентом (CMS – Content Management Systems), которая позволяет создавать каталоги интерактивных графических, звуковых, аудио-видео-, текстовых и других учебных материалов, хранить и манипулировать этими материалами. Эта система обеспечивает возможность создания ЕУМК, которые отвечают всем требованиям организации учебно-воспитательного процесса современного ВУЗа [7].

Современный электронный учебно-методический комплекс – это обучающая програмная система, которая:

– базируется на использовании информационных технологий, сети Internet и обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения;

– обеспечивает обучение студентов по индивидуальным учебным программам и управление учебным процессом;

– предусматривает информационную поддержку изучения общеобразовательных и профессионально-ориентировочных дисциплин, контроль уровня знаний и умений, информационно-поисковую деятельность, групповую и индивидуальную работу студентов.

Кроме этого, ЕУМК предусматривает применение различных методов и средств активизации познавательной деятельности студентов (изучение проблемных ситуаций, постановку и выполнение заданий исследовательского характера путем привлечения дополнительных источников и др.) с использованием различных программных средств. Под содержанием ЕУМК не следует понимать только те дидактические материалы, которые включены в него как база знаний. ЕУМК должен дополняться ресурсными и деятельностными возможностями, которые определяют многовариантность форм учебно-познавательной деятельности.

ЕУМК имеет модульную структуру. Проведенный нами анализ модульного обучения позволяет определить его как информационную технологию, которая основана на личностно-деятельностном подходе, поэтому ее относят к категории высокотехнологичных [8]. Модульное обучение заключается в создании для студентов развивающегося пространства, которое функционирует на объективных (культурных) нормах, которые одновременно являются предпосылкой саморазвития человека. Основным дидактическим средством модульного обучения есть модульная программа, состоящая из отдельных модулей [9; 10].

Организационное время, отведенное на изучение курса, традиционно делится на две части: аудиторные занятия, самостоятельная и индивидуальная работа студента.

Элементы ЕУМК находят применение в организации всех видов учебной деятельности в различных формах работы и взаимодействия преподавателя со студентами, обеспечивая целостную электронную поддержку дидактического цикла изучения общеобразовательных и профессионально-ориентировочных дисциплин.

Мы выделяем следующие организационные формы работы, которые последовательно выполняются при изучении каждого учебного модуля:

1) аудиторная работа;

2) повторение теоретического материала;

3) практические занятия;

4) самостоятельное выполнение дополнительных заданий;

5) тренинг, тестирование в режиме самопроверки;

6) итоговое тестирование в аудитории.

Каждая форма работы ориентирована на соответствующие элементы электронного курса, с помощью которых достигается цель и решаются учебные задачи. Таким образом, методика организации занятий и самостоятельной работы студентов с использованием ЕУМК не только обеспечивает будущих специалистов необходимыми знаниями и умениями для получения профессионального образования, но и помогает сориентироваться в будущей профессиональной деятельности, осознать роль и значение информационных технологий, создать надлежащий уровень мотивации.

Проблема информатизации высшего образования является одной из наиболее острых, поскольку в ее основе отсутствуют продуманные концепции реализации. Как и во многих других отраслях, информатизация высшего образования имеет неоднородный характер: это касается закупок техники для вузов, чаще всего, хаотичного и бессистемного информационного обеспечения образовательных учреждений, к которому понятие «стандартизация» применить нельзя. В большинстве случаев, это частично устаревшее, самостоятельно написанное програмное обеспечение, несовместимые программные платформы и т.д. Это приводит к возникновению проблем совместимости информационных систем различных образовательных учреждений. Однако уже сегодня ВУЗы Украины могут применять единую програмную среду Moodle для реализации учебных целей  межвузовского взаимодействия.

Перспективами дальнейших исследований является разработка учебной платформы (разработка дополнительных модулей и возможностей программы) на основе Moodle с целью оптимизации учебного процесса для студентов высших учебных заведений Украины.

Библиографический список:

1. Національна доктрина розвитку освіти // Освіта України. — 2002. — № 33 (329). — 24 с.
2. Закон України «Про освіту» № 1060-XII, зі змінами від 19 грудня 2006 р. : за станом на 1 берез. 2008 р. [Електронний ресурс] / Верховна рада України // Освітній портал. — Режим доступу до порталу : http://www.osvita.org.ua/pravo/law_00/
3. Постанова Кабінету Міністрів України вiд 31.08.1998 р. № 1352 „Про затвердження Положення про формування та виконання Національної програми інформатизації” [Електронний ресурс] // Офіційний web-сайт Міністерства освіти і науки, молоді та спорту України. — Режим доступу до порталу : http://www.mon.gov.ua/
4. Постанова КМУ від 7 грудня 2005 р. № 153 «Про затвердження Державної програми «Інформаційні та комунікаційні технології в освіті і науці» на 2006-2010 роки» (Постанова, паспорт, заходи) [Електронний ресурс] // Офіційний web-сайт Міністерства освіти і науки, молоді та спорту України. — Режим доступу до порталу : http://www.mon.gov.ua/
5. Горохова Ю. А. Структура ЭУК в СДО Мооdle / Ю. А. Горохова // Информационная среда ВУЗа XXI века : мат. Всероссийской науч.-практ. конф. (Петрозаводск, 15-17 сентября 2008) [електронний ресурс]. –– режим доступа: http://it2008.petrsu.ru/publication.php/
6. Карпенко М. П. К вопросу о становлении новой педагогической парадигмы и ее технологическом обеспечении / М. П. Карпенко, В. Н. Помогайбин // Мир психологии. – 1998. – № 4. – С. 34–37.
7. Болюбаш Н. М. Використання сучасних інформаційних технологій у професійній підготовці економістів / Н. М. Болюбаш // Інформаційні технології і засоби навчання [Електронне видання] – Київ, 2009. – №5(13). – Режим доступу : http://www.ime.edu-ua.net/em13/emg.html.
8. Романюк І. М. Модульно-рейтингова технологія навчання та контролю засвоєння знань у вищому військовому закладі освіти : дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Романюк Ігор Миколайович. — Київ, 2003. — 208 с.
9. Нагаєв В. М. Методика викладання у вищій школі : навч. посіб. / В. М. Нагаєв. — К. : Центр учбової літератури, 2007. — 232 с.
10. Спірін О. М. Теоретичні та методичні засади професійної підготовки майбутніх учителів інформатики за кредитно-модульною системою : монографія / О. М. Спірін ; за наук. ред. акад. М. І. Жалдака. — Житомир : Вид-во ЖДУ ім. І. Франка, 2007. — 300 с.




Рецензии:

2.01.2015, 11:00 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статя рекомендуется к публикации.Основания: 1.Мотивационный стиль автора. 2.Стратегический характер основного интерпретационного контента в условиях изменениях в социально-политической и экономической обстановкой в Украйны. 3.ЕУМК как дидактическая парадигма по отношению информационного обезпечения процессах в ВУзах имеет достойные операциональные еталоны, которые могут стать нужной основой для разработки учебной обучающей платформой(в данном случае на основе позиционирования Moodle).

03.01.2015 0:00 Ответ на рецензию автора Горбатюк Роман Михайлович:
Спасибо за рецензию



Комментарии пользователей:

3.01.2015, 22:45 Попова Галина Валентиновна
Отзыв: Проблема информатизации подготовки включает априори еще один, не затронутый автором вопрос - психологической готовности среднестатистического (массового) обучаемого к замене традиционно лекционного обучения новым - техническим (включая контроль). Эта проблема поднималась и ранее в общем виде (как проблема этапов кардинального развития личности и общества) в психологии (в частности, в работе А.В.Петровского), где пока еще нет однозначного ее решения. "Человеческий фактор" в этом случае может оказаться на практике самым сильным "тормозом" "техническогог" внедрения. Именно поэтому, на наш взгляд, статью имеет смыл размещать в том числе и в психологическом разделе, и разделе "Образование", хотя бы в целях информирования научной общественности сопряженных отраслей.


10.02.2015, 16:12 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: 10.02.2015. Адибекян Оганес Александрович, д.ф.н. Затронутая тема актуальна, работа достойна публикации. но нужно считаться с тем, что только информационный подход всех слабостей системы образования не преодолеет. На переднем плане мотивация студента,ведь он может считать,что кто меньше знает, тот самый умный и лучше подвержен быстрейшей карьере, обогащению.У работы студентов с печатной продукцией свои преимущества, несколько текстов можно поставить рядом и соспоставлять. Если что-то на странице не ясно, развернул предыдущие посмотрел повторно. С электроникой не так. Но это мелочь по сравнению с тем, что можно распечатать чужой реферат, диплом и сдать не прочитав, не надписав своей фамилии. Чем они хуже диссертантов-плагиатщиков? Стоит затронуть освоение Россией "Болонской конвенции".


10.02.2015, 20:01 Горбатюк Роман Михайлович
Отзыв: Благодарю всех за интерес к материалам моей статьи.


Оставить комментарий


 
 

Вверх