Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 02.01.2015. Последняя правка: 31.12.2014.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Широких Кирилл Владимирович

4 курс

ЛФ РАНХиГС

студент

Научный руководитель: Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономический наук, доцент, ЛФ РАНХиГС


Аннотация:
Предпринимательская деятельность является важнейшей частью рыночных отношений. Не только в развитых, но и в развивающихся странах развитию малого бизнеса уделяется особое внимание, т. к. налоги от малого бизнеса формируют значительную часть бюджетных доходов. С каждым годом количество индивидуальных предпринимателей в России сокращается из-за множества проблем. Также в статье рассматривается опыт некоторых зарубежных государств и обосновывается необходимость и важность налогового стимулирования.


Abstract:
Business activity is the most important part of the market relations. Not only in developed, but also in developing countries the special attention since taxes from small business form considerable part of the budgetary income is paid to development of small business. Every year the number of individual entrepreneurs in Russia is reduced because of a set of problems. Also in article experience of some foreign states is considered and need and importance of tax incentives locates.


Ключевые слова:
Предпринимательская деятельность; индивидуальный предприниматель; налоговые льготы; государственная поддержка; специальный налоговый режим.

Keywords:
Business activity; individual entrepreneur; tax privileges; state support; special tax regime.


УДК 338.001.36

В настоящее время в  России  насчитывается  около  3,5  миллионов  индивидуальных  предпринимателей.  Наша  страна  существенно  уступает  странам  с  развитой  рыночной  экономикой  по  количеству  малых  предприятий  на  тысячу  жителей.  Так,  в  среднем  в  России  приходится  всего  лишь  10  малых  предприятий  на  тысячу  человек,  тогда  как  в  развитых  европейских  странах  —  не  менее  35.  Если  сравнить  долю  вклада  малого  бизнеса  в  ВПП  в  России  и  в  Европе,  то  данный  показатель  по  европейским  странам  будет  примерно  в  4—5  раз  больше,  чем  в  нашей  стране.  Такое  различие  связано  со  многими  факторами,  например:  инвестиционный  климат  страны  и  структура  экономики  в  целом,  а  также  уровень  налогов.  Рассмотрим  подробнее  проблему  налогообложения  малого  бизнеса.
Налоговый  кодекс  РФ  —  это  основной  документ,  регулирующий  отношения  между  государством  и  субъектами  малого  бизнеса.  Одной  из  основных  задач  налоговой  политики  является  установления  баланса  между  налогоплательщиками  и  государством.  В  РФ  субъектами  малого  предпринимательства  считаются  потребительские  кооперативы,  коммерческие  организации  и  физические  лица,  осуществляющие  предпринимательскую  деятельность  без  образования  юридического  лица,  а  также  крестьянские  хозяйства,  соответствующие  определенным  условиям [1].  Тем  не  менее,  в  налоговом  кодексе  нашей  страны  отсутствует  понятие  «субъект  малого  предпринимательства»,  а  значит,  специальных  условий  налогообложения  малого  бизнеса  нет.  В  России  действуют  два  вида  налоговых  режимов  для  рассматриваемых  субъектов:  общий  или  ОСН  (уплата  федеральных,  региональных  и  местных  налогов)  и  специальный  (предполагает  уплату  одного  определенного  налога,  размер  которого  устанавливается  в  упрощенном  порядке,  вместо  нескольких  основных  налогов).
При  общей  системе  налогообложения  уплачиваются  следующие  виды  налогов:  налог  на  прибыль  организаций  (20  %),  НДФЛ  (выплачивается  предпринимателями  вместо  налога  на  прибыль  —  13  %),  НДС  (18%)  и  налог  на  имущество  организаций  (1—1,5  %),  а  также  вне  зависимости  от  системы  налогообложения  предприниматель  обязан  уплачивать  взносы  в  Пенсионный  фонд,  Фонд  социального  страхования  и  Фонд  обязательного  медицинского  страхования.  Субъектами  малого  предпринимательства  ОСН  практически  не  используется.  Вместо  этогов  зависимости  от  различных  показателей  выбирается  один  из  5  или  сразу  несколько  специальных  налоговых  режимов: 

- Единый  налог  на  вмененный  доход  (ЕНВД);

- Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

- Упрощенная  система  налогообложения  (УСН);

- Система  налогообложения  для  сельскохозяйственных  товаропроизводителей  (ЕСХН);

- Патентная  система  налогообложения  (ПСН) [2].

Количество индивидуальных предпринимателей в России резко сократилось с января 2012 года.

Рис. 1 - Численность индивидуальных предпринимателей за 2008-2014 годы [4]

 

Такая отрицательная динамика численности индивидуальных предпринимателей связана со множеством проблем:

- Недостатки налоговой системы (Налоговый прессинг)

- Отсутствие оборотных средств                                              

- Низкий платежеспособный спрос населения
- Высокая арендная плата
- Экономическая политика государства
- Недоступность кредитов
- Дороговизна сырьевых ресурсов
- Слабое развитие внутреннего рынка
- Высокие тарифы на перевозки
- Отсутствие производственных площадей.

Обратимся  к  мировой  практике.  Система  налогообложения  в  западных  странах  носит  целостный  характер  и  поэтому  налоговая  база  для  всех  субъектов  малого  предпринимательства  определяется  одинаково.  Теперь  рассмотрим  наиболее  удачные  примеры  налогообложения  малого  бизнеса  в  некоторых  зарубежных и европейских  странах.
Как  и  в  России,  в  зарубежных  странах  применяется  особый  режим  налогообложения  малого  предпринимательства.  Практика  показывает,  что  принятая  во  многих  странах  прогрессивная  шкала  налогообложения  благоприятно  сказывается  на  развитии  малого  бизнеса,  т.к.  дает  возможность  таким  предприятиям  на  этапе  становления  платить  налоги  по  минимальным  ставкам.
Развитию  малого  бизнеса  в  США  уделяется  особое  внимание.  И  для  того,  чтобы  это  развитие  происходило  более  эффективно,  существует  ряд  стимулов  и  льгот,  которые  облегчают  налоговое  бремя  на  малые  предприятия.  Например,  уплата подоходного налога по более низким ставкам. Налоговая ставка в размере 15 %, если годовая налогооблагаемая прибыль 50 000 долл.; если прибыль составляет от 50 000 до 70 000. долл., то применяется ставка 25 %; если прибыль составляет от 75 000 до 10 000 000 долл., то ставка 34 %; если прибыль свыше 10 000 000 долл., то ставка 35 %. Также в США собственники малых и средних предприятий освобождаются от налогов по доходам, полученным вследствие прироста капитала, т. е. налоговые льготы применяются к доходам, которые были получены от продажи акций «квалифицированных малых предприятий». Под «квалифицированным малым предприятием» понимается предприятие, у которого совокупные активы менее 50 000 000 долл., которое не занимается ни одним из следующих видов деятельности: банковским делом; страхованием; проектно-конструкторскими работами; юридической деятельностью; бухгалтерским учетом или консультирование; добычей нефти и газа; гостиничным или ресторанным делом. 
В  Великобритании  требования  к  отчетности  менее  строгие.  У  предприятий  существует  возможность  применения ускоренной  амортизации.   По законодательству Великобритании предприятия с доходом менее 15 000 фунтов стерл. имеет право заполнять простую налоговую декларацию, не приводя подробных данных о своих активах и деятельности. Так же предприятие освобождается от авансовых платежей, если его годовые суммарные обязательства менее 500 фунтов стерл. Среди налоговых стимулов Великобритании можно выделить временные льготы, которые вводятся на определенный период времени.Тем  не  менее,  в  Лондоне  самый  высокий  налог  на  имущество  организаций,  т.  к.  он  уплачивается  не  с  балансовой,  а  с  рыночной  стоимости  имущества.
Возможность  ускоренной  амортизации  существует  также  во  Франции  и  Германии,  где  позволяется  40—50  %  приобретенного  оборудования  списать  в  первый  год.
Во  Франции  налоговым  законодательство  предусмотрены  специальные  налоговые  режимы,  согласно  которым  применяются  упрощенные  и  вмененные  налоги,  а  также  есть  возможность  использовать  упрощенные  налоговый  режим  декларирования  прибыли.  Также  только  созданные  предприятия  освобождаются  от  уплаты  налогов  на  первые  2  года.  Особое  внимание  государство  уделяет  тем,  кто  хочет  создать  малый  бизнес  в  экономически  слабо  развитых  районах,  на  такие  предприятия  распространяются  скидки  и  они  освобождаются  от  уплаты  налогов  в  социальные  фонды. В современной Франции сильно распространена практика предоставления бесплатных консультаций различных специалистов в области юриспруденции, учета и аудита, менеджмента, маркетинга и т. д.
В  Эр-Рияде  (Саудовская  Аравия)  и  Гонконге  предприниматели  не  уплачивают  налог  на  имущество.  Также  в  ряде  мегаполисов  субъекты  малого  предпринимательства  не  уплачивают  транспортный  налог.
Ставка  налога  на  прибыль  среди  мегаполисов  варьируется  от  10  %  до  20  %.
Подводя  итог,  рассмотрим  основные  налоговые  стимулы  и  льготы  для  малого  бизнеса:

·     более  низкие  процентные  ставки  по  сравнению  с  крупными  предприятиями;

·     применение  налоговых  вычетов;

·     упрощенный  порядок  подачи  отчетности;

·     инвестиционные  налоговые  кредиты;

·      льготные  условия  налогообложения  предприятий  в  первые  годы  жизни [3].

Надо  отметить,  что  не  во  всех  развивающихся  странах  условия  для  развития  малого  бизнеса  благоприятные.  В  некоторых  мегаполисах  отсутствуют  льготы  для  малых  предприятий,  а  ставки  на  прибыль  высоки.
Тем  не  менее,  российское  налоговое  законодательство  отстает  от  законодательств  зарубежных  стран.  Можно  выделить  следующие  недостатки:

·    сложная  процедура  бухгалтерского  учета;

·    небольшое  количество  налоговых  льгот;

·    начиная  с  первого  года  существования,  предприятие  вынуждено  нести  налоговое  бремя;

·    сложность  в  трактовке  положений  налогового  законодательства.

Все  вышеперечисленные  проблемы  можно  решить,  проведя  грамотную  реформу  существующей  системы  налогообложения  малого  бизнеса.  Для  этого  можно  использовать  успешный  опыт  других  стран.  Также  важно  повышать  уровень  знаний  самих  предпринимателей  в  сфере  налогообложения.  Только  при  таких  условиях  российский  малый  бизнес  сможет  развиваться  и  быть  конкурентоспособным.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Статья 4
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. От 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 24.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.12.2014)
3. Налогообложение малого бизнеса в условиях глобального рынка: Москва и мегаполисы мира. [Электронный ресурс]. // «ПрайсвотерхаусКуперс Раша Б.В.» — 2013. / — Режим доступа. — URL: http://www.pwc.ru/ru_RU/ru/private-companies/ (дата обращения: 10.12.2014).
4. Увеличение страховых взносов: так ли все плохо. [Электронный ресурс]. // «Клерк» - 2013. / — Режим доступа. — URL: http://www.klerk.ru/columnists/burykin/321080/ (дата обращения: 11.12.2014).




Рецензии:

2.01.2015, 13:35 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: тема актуальна, выполнен сравнительный анализ систем налогообложения малого бизнеса, рекомендуется к печати

7.02.2015, 18:21 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Материал изложен интересный, статья структурирована правильно. Но следует обратить внимание на замечания специалиста в данной области Измайловой М.А. и внести соответствующие коррективы в текст статьи. Думаю, что после устранения высказанных замечаний статья может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

4.02.2015, 16:49 Измайлова Мария Александровна
Отзыв: В статье много ошибочных утверждений например: максимальная ставка налога на имуществ юр. лиц не 1.5%, а 2.2%. Автор утверждает, что в налоговом кодексе нашей страны отсутствует понятие «субъект малого предпринимательства», а значит, специальных условий налогообложения малого бизнеса нет. Но необходимо помнить о том, что кроме НК существуют еще и Федеральные законы, такой например, как Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором в ст. 4 перечислены критерии, по которым фирмы относят себя к субъектам малого бизнеса. Соответственно, в законодательной базе информация, касающаяся малого бизнеса, имеется. Что касается специальных условий налогообложения для субъектов малого бизнеса, то снова автор искажает информацию. Спец. режимы налогообложения, такие как ЕНВД, УСН, Патент как раз и введены именно для субъектов малого бизнеса. Для крупного бизнеса целесообразнее применение ОСНО (общий режим), однако данный режим активно применяется и субъектами малого бизнеса. И это должно решаться на этапе налогового планирования. И еще одно замечание, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции малым бизнесом вообще не применяется. По моему мнению, данную статью однозначно необходимо полностью перерабатывать.


Оставить комментарий


 
 

Вверх