-
Волгоградский государственный университет
Студентка 5 курса факультета управления и региональной экономики
Лихоманов Олег Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Математические методы и информатика в экономике» Волгоградского государственного университета
УДК 338.001.36
К сожалению, большинство аварий происходит по причине нарушения правил дорожного движения. Водители транспортных средств зачастую пренебрегают правилами, надеясь, что никто не увидит или на то, что никакого другого транспортного средства нет поблизости. Но эти надежды не оправданы и опасны для жизни и здоровья. Безусловно, причиной подобной ситуации можно назвать и менталитет нашего населения. Современный россиянин все время куда-то спешит, и не задумывается над теми последствиями, которые могут возникнуть от, казалось бы, безобидного действия.
Рассмотрим Таблицу 1. Показатели аварийности из-за нарушения ПДД водителями с марта 2012 по февраль 2013 года.
Таблица 1. Показатели аварийности из-за нарушения ПДД водителями с марта 2012 по февраль 2013 года[1]
Дата |
ДТП по вине водителей, всего |
Погибло, всего человек |
Ранено, всего человек |
мар.12 |
10014 |
1293 |
13503 |
апр.12 |
11972 |
1483 |
15724 |
май.12 |
15496 |
1949 |
20276 |
июн.12 |
17502 |
2303 |
23174 |
июл.12 |
19512 |
2760 |
26333 |
авг.12 |
19546 |
2877 |
26190 |
сен.12 |
18551 |
2639 |
24037 |
окт.12 |
16903 |
2426 |
21747 |
ноя.12 |
14448 |
2014 |
19010 |
дек.12 |
13669 |
1755 |
18387 |
янв.13 |
10465 |
1370 |
14508 |
фев.13 |
8541 |
1026 |
11254 |
Сокращение на % |
56,30 |
64,34 |
57,26 |
Число ДТП по вине водителей (нарушения ПДД) в августе 2012 года было зафиксировано на максимальной отметке, и начиная с сентября стало снижаться. К февралю 2013 года по сравнению с августом 2012 года сократилось на 56,3%, а число погибших на 64,4 %. Число раненых достигло пика в июле 2012 года и сократилось к февралю 2013 года на 57, 26%. Эти сокращения можно объяснить сезонными колебаниями (летом ПДД нарушают чаще), а также слаженными действиями работников ГИБДД.
Еще одна причина, которая лидирует, это чрезмерная спешка. Работники ГИБДД непрестанно предупреждают о том, чтобы автолюбители выезжали на пол часа раньше, чем требуется, чтобы добраться до нужного места, ведь первоначальный расчет времени может оказаться неверным из-за погодных условий или пробок на дороге. Самонадеянность и невнимательность является еще одной важнейшей причиной аварий. Кроме того, некоторые водители считают, что им можно употребить алкоголь перед ездой за рулем.
Рассмотрим Таблицу 2.Показатели аварийности с участием водителей в состоянии опьянения с марта 2012 по февраль 2013 года.
Таблица 2.Показатели аварийности с участием водителей в состоянии опьянения марта 2012 по февраль 2013 года[1]
Дата |
Управление ТС в состоянии опьянения, всего ДТП |
Погибло, всего человек |
Ранено, всего человек |
мар.12 |
569 |
104 |
817 |
апр.12 |
966 |
140 |
1451 |
май.12 |
1351 |
211 |
1948 |
июн.12 |
1521 |
255 |
2174 |
июл.12 |
1642 |
280 |
2423 |
авг.12 |
1632 |
244 |
2372 |
сен.12 |
1457 |
249 |
2073 |
окт.12 |
1094 |
203 |
1556 |
ноя.12 |
904 |
167 |
1302 |
дек.12 |
669 |
97 |
1005 |
янв.13 |
501 |
80 |
752 |
фев.13 |
405 |
63 |
570 |
Сокращение на % |
75,33 |
77,50 |
76,48 |
Аналогично предыдущему показателю максимум достигается летом. К февралю число ДТП в состоянии опьянения сократилось на 75,33%, число погибших на 77,5%, раненых на 76,48%.
Сокращение объясняется рейдами «трезвый водитель», проводимыми по всей стране, а также ужесточением наказания за вождение в нетрезвом виде.
Рассмотрим другую причину ДТП. Она отличается от предыдущих тем, что она обособлена от действий водителя, а зависит от материальной обеспеченности водителя, а также от его знаний устройства и сроков технического обслуживания транспортного средства. Большая часть транспортных средств эксплуатируется в ненадлежащем для этого состоянии. Люди продолжают использовать транспортное средство, возраст которого уже требует утилизации.
Рассмотрим таблицу 3. Возрастная структура парка автомобилей в 2000-2011гг.
Таблица 3. Возрастная структура парка автомобилей в 2000-2011гг. (на конец года; в процентах к итогу) [1]
|
2000 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Легковые автомобили - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе находящиеся |
||||||
в эксплуатации, лет: |
||||||
до 5 |
20,6 |
21,7 |
27,9 |
27,1 |
27,2 |
27,9 |
5,1 – 10 |
32,2 |
27,7 |
26,2 |
25,1 |
24,6 |
24,2 |
более 10 |
47,2 |
50,6 |
45,9 |
47,8 |
48,2 |
47,9 |
Автобусы - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе находящиеся |
||||||
в эксплуатации, лет: |
||||||
до 5 |
19,3 |
26,2 |
27,6 |
26,1 |
24,9 |
23,1 |
5,1 – 10 |
37,5 |
26,8 |
27,5 |
28,1 |
28,6 |
28,4 |
более 10 |
43,2 |
47 |
44,9 |
45,8 |
46,5 |
48,5 |
Грузовые автомобили - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе находящиеся |
||||||
в эксплуатации, лет: |
||||||
до 5 |
14,4 |
14 |
17,6 |
17 |
17 |
17 |
5,1 – 10 |
34,8 |
23,5 |
20,5 |
20,1 |
19 |
18,6 |
более 10 |
50,8 |
62,5 |
61,9 |
62,9 |
64 |
64,4 |
Согласно данным таблицы автопарк «стареет», с каждым годом доля автомобилей со сроком эксплуатации более 10 лет растет. Обеспечение безопасности дорожного движения – главная задача ГИБДД. Проведение профилактических мероприятий, а также дорожное патрулирование обеспечивают баланс безопасности движения на дороге.
Ежедневно на дорогах России возводятся специальные сооружения, обеспечивающие безопасность, такие, как ограждения, бордюры, транспортные развязки и т.д. Рост числа подобных сооружений определенно, способствует сокращению аварийности. Однако, в условиях нашей страны обеспечить безопасность движения, не просто сложная, а практически невыполнимая задача.
В нашей стране крайне разнообразные природно-климатические условия. Однако, люди всегда селились на территориях с благоприятным климатом и природными условиями. Лишь малая часть населения селилась в отдаленные районы с менее благоприятными условиями, что поощрялось различными льготами со стороны государства.
На основе комплексной оценки природных условий России выявлено, что почти 3/4 площади России крайне неблагоприятны или малоблагоприятны для жизни человека. Лучшие условия для жизни имеются в Центральном, Северо-Западном (западная часть), Поволжском (север¬ная часть), Центрально-Черноземном, Северо-Кавказском экономических районах. Значительная часть территории России имеет очень суровые природные условия. 70% площади страны (или 12 млн. км2) приходится на планетарную зону Севера. Здесь живут свыше 10 млн. чел., или почти 7% населения. Для России характерны значительные различия природных ресурсов и условий в разных ее частях[2].
Подобные условия разрушают дорожное покрытие, под действием сильных морозов асфальт трескается и образуются ямы. На ремонт дорог уходят миллионы, и зачастую его результаты остаются только на сезон, уже весной его можно делать заново. Плохое состояние дорог отличает Россию от других европейских стран. Многие считают состояние дорог – главной «бедой» страны.
Можно назвать еще множество причин, однако, эти являются главными. Осознание причин может предотвратить аварию, а также ее последствия.
Рецензии:
5.01.2015, 9:44 Барлыбаева Сауле Хатиятовна
Рецензия: В статье Боковой Н.А. "Основные причины и условия возникновения ДТП в Российской Федерации" указаны основные причины возникновения ДТП в России, приведены три таблицы, показывающие аварийность на дорогах за 2012-2013 годы, в том числе с участием водителей в состоянии опьянения и с учетом структуры парка автомобилей и состоянием автомобильных дорог в стране.
Статья рекомендуется к публикации.
С.Х.Барлыбаева
Комментарии пользователей:
2.02.2015, 19:39 Копылов Алексей Филиппович Отзыв: Замечательная статья. Выводы из прочтенного: Во всем виноваты плохие дороги, злодеи-водители, которые ездят пьяные, на старых машинах, заранее не выезжают, торопятся. Где же несчастным гаишникам с ними справиться! Слава Богу, у нас опять виноват народ, он слишком плохой достался нашим славным руководителям. Уж они-то все на новых машинах! Пяные - но за рулем не они, а их трезвые шоферы, толстые гаишники вообще ни при чем - они святые! Бдят о нас и заботятся как папы и мамы! Все это давно известно, и выдавать это за науку - то же, что и бороться с ДТП - бесполезно. Где новизна материала? Где идеи по поводу того, что надо делать? Дело идет к защите диплома! Кстати, для диплома статья на самом деле хорошая. Написал водитель с 42-летним стажем. |