Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №17 (январь) 2015
Разделы: Педагогика
Размещена 08.01.2015. Последняя правка: 19.01.2015.

Особенности представлений о здоровом образе жизни у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Фомина Оксана Вячеславовна

ГрГУ

преподаватель

Аннотация:
Статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Приводятся экспериментальные данные, характеризующие особенности представлений о здоровом образе жизни у данной категории учащихся.


Abstract:
Аrticle is devoted to a problem of formation of a healthy lifestyle at younger school students with intellectual insufficiency. The experimental data characterizing features of ideas of a healthy lifestyle at this category of pupils are given.


Ключевые слова:
учащиеся; младший школьный возраст; интеллектуальная недостаточность; представления; здоровый образ жизни

Keywords:
pupils; younger school age; intellectual insufficiency; representations; healthy lifestyle


УДК 376

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) населения является одним из стратегических направлений государственной политики Республики Беларусь, ведь именно здоровье нации определяет экономическое, социальное и демографическое благополучие страны. Нормативной основой организации работы в данном направлении являются: Концепция реализации государственной политики формирования здорового образа жизни населения Республики Беларусь на период до 2020 года и отраслевого плана мероприятий по формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья населения Республики Беларусь на период до 2015 года [8]; Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.02.2011 № 115 «О совершенствовании работы по формированию здорового образа жизни» [10] и др.

Ученые О.С. Васильева [1], Л.Г. Татарникова [12], З.И. Тюмасева [13] и др. отмечают, что формированием ЗОЖ учеников должны заниматься не только врачи, но и педагоги, считая, что воспитательно-образовательная работа в большей степени способствует формированию здорового уклада жизни школьников, чем медицинские мероприятия. Ведущими документами для организации работы образовательных учреждений в данном направлении являются: Кодекс Республики Беларусь об образовании [7], Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь [11]. В соответствии с данными документами учреждения образования должны не только создавать условия для охраны здоровья школьников, но и вести пропаганду и обучение навыкам ЗОЖ.

Формирование ЗОЖ учащихся является одним из приоритетных направлений и в олигофренопедагогике. Это связано с трудностями обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью, более слабым здоровьем, недостаточно сформированной мотивационно-волевой сферой, что подтверждается исследованиями А.Н. Гамаюновой [2], Н.Ю. Гомзяковой [3], А.А. Дмитриева [4], С.В. Летуновской [9] и др. Так А.А. Дмитриев указывает, что одной из приоритетных задач вспомогательной школы является концентрация усилий всего педагогического коллектива на формировании ЗОЖ ученика. Это касается условий проживания, питания, режима, учебно-познавательной деятельности, занятий физической культурой и спортом [4].

Работу по формированию навыков ЗОЖ необходимо начинать с развития представлений данной категории. Это положение находит отражение в трудах И.И. Капалыгиной [5], О.Н. Кобцевой [6], Э. Чарлтона [15]. Исследования представленных ученых показывают, что для формирования прочных умений и навыков ЗОЖ у учащихся должны быть сформированы полные, правильные и осознанные соответствующие представления.

Для определения особенностей представлений о ЗОЖ у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью был проведен констатирующий эксперимент (методы исследования: анкетирование, интервьюирование, беседа). Контрольную группу составили школьники с сохранным интеллектом (N = 18), экспериментальную – школьники с интеллектуальной недостаточностью (N = 18).

Анкеты анализировались по количественным и качественным параметрам. Количественная оценка предполагала начисление баллов: по 2 балла за каждый правильный ответ, по 1 баллу за каждый частично правильный ответ, 0 баллов – за неправильный ответ. Максимальное количество баллов – 156. При качественной оценке учитывались критерии: правильность / ошибочность представлений о ЗОЖ; полнота / фрагментарность представлений о ЗОЖ; системность / отрывочность представлений о ЗОЖ; самостоятельность / использование помощи экспериментатора при выполнении задания. Общая оценка представлений о ЗОЖ осуществлялась в соответствии с количеством набранных баллов, качественными показателями представлений о ЗОЖ, выявленными в ходе анализа анкеты. Предлагаемые уровни сформированности представлений о ЗОЖ у учащихся младшего школьного возраста:

Высокий уровень: 120–156 баллов. Учащийся владеет основными валеологическими терминами, демонстрирует полные, правильные представления по всем компонентам ЗОЖ. Понимает причинно-следственные связи между своими действиями и состоянием здоровья. Может аргументировать свой ответ.

Средний уровень: 80–119 баллов.Учащийся владеет некоторыми валеологическими терминами, демонстрирует полные, правильные, представления по отдельным компонентам ЗОЖ, на вопросы отвечает не полно, не всегда правильно. Испытывает незначительные трудности при ответах на отдельные вопросы. Понимает причинно-следственные связи между своими действиями и состоянием здоровья.

Поверхностный уровень: 40–79 баллов.Учащийся не владеет валеологическими терминами, демонстрирует частичные представления по отдельным компонентам ЗОЖ. На вопросы отвечает не полно, не всегда правильно, не понимает зависимость состояния здоровья от своих действий. Нуждается в наводящих вопросах и помощи взрослого.

Низкий уровень: 0–39 баллов. Учащийся не владеет валеологическими терминами, демонстрирует фрагментарные представления по отдельным компонентам ЗОЖ. Не понимает зависимость здоровья от своих действий.Помощь взрослого не принимает.

Анализ анкет показал следующее. В контрольной группе (рисунок 1) представления о ЗОЖ находятся преимущественно на высоком уровне (77,8 %). Учащиеся набрали от 120 до 156 баллов, их знания отличались полнотой, точностью, правильностью и системностью. Учащиеся давали обоснованные и полные ответы на вопросы по всем компонентам ЗОЖ, продемонстрировали владение основными валеологическими терминами («режим дня», «закаливание», «гигиена тела», «вредная привычка», «здоровое питание» и др.), понимание зависимости состояния здоровья от совершаемых действий.


Рисунок 1 – Представления о ЗОЖ у учащихся контрольной группы

22,2 % учащихся (Антон Л., Захар Х., Никита М., Фарид К.) продемонстрировали средний уровень представлений о ЗОЖ. Количество баллов, набранных учениками, составило от 80 до 119. Данная группа школьников испытывала трудности при характеристике основных валеологических терминов, при описании некоторых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. По отдельным компонентам («Гигиена помещения», «Гигиена питания») представления учащихся оказались неполными и неточными. Так, например, Антон Л. ответил, что руки надо мыть только перед едой, а смотреть по телевизору можно все, что нравится. Учащийся не дал правильные определения терминам «режим дня», «здоровое питание», «вредная привычка», «закаливание». Фарид К. дал неправильные определения валеологическим терминам: «режим дня», «здоровое питание», «закаливание», не понимал значение режима дня, зарядки и закаливания для здоровья организма. Учащийся нуждался в дополнительной помощи (в виде наводящих вопросов) со стороны педагога. Никита М., отвечая на вопрос «Нужно ли человеку двигаться, почему?» ответил, что «Да, нужно, чтобы двигаться и все делать», на вопрос «Нужно ли человеку бывать на свежем воздухе?» ответил: «Да, чтобы лучше дышать». Захар Х., даже с помощью педагога, не дал ответы на вопросы «Что такое режим дня, для чего он нужен?», «Что такое закаливание?», «Для чего нужно закаливаться?», «Нужно ли человеку бывать на свежем воздухе?» и др. Однако, данная группа учащихся продемонстрировала понимание зависимости состояния здоровья от образа жизни человека, полные, правильные представления по отдельным компонентам ЗОЖ.

В экспериментальной группе (рисунок 2) представления о ЗОЖ у 16,7 % учащихся (Андрей В., Владислав П., Кирилл Д.) находятся на высоком уровне: школьники продемонстрировали владение основными терминами и понятиями ЗОЖ, давали полные и правильные ответы на большинство вопросов анкеты.

Рисунок 2 – Представления о ЗОЖ у учащихся экспериментальной группы

У 27,8 % учащихся (Антон Ч., Вадим Т., Никита Д., Роман Я., Эрика Н.) изучаемые представления находятся на среднем уровне сформированности. Валеологические термины у учащихся сформированы частично, о чем свидетельствует соотношение понятия лишь с отдельными видами деятельности, входящими в данное определение. Например, Эрика Н. считает, что «режим дня – это тихий час, сон днем и ночью». Учащиеся продемонстрировали правильные и полные представления лишь по отдельным компонентам ЗОЖ («Гигиена тела человека», «Профилактика вредных привычек», «Профилактика простудных заболеваний» [14]). Данные учащиеся испытывали трудности в определении функций отдельных органов, например: «нос нужен, чтобы высмаркиваться», «мозг нужен, чтобы разговаривать» (Никита Д.), «кожа нужна, чтобы красивой быть» (Эрика Н.). Учащиеся не полностью понимали, почему важно выполнять то или иное действие. Например, Вадим Т.: «Человеку нужно двигаться, чтобы быть сильным», Эрика Н.: «Человеку нужно быть на свежем воздухе, чтобы хорошо дышать».

У 33,3 % учащихся (Александр Б., Александра С., Вадим Я., Даша П., Игорь А., Юлия Е.) представления о ЗОЖ находятся на поверхностном уровне. Данные учащиеся не владели валеологическими терминами (например, Вадим Я.: «здоровое питание – это овощи, яблоко», Александра С.: «здоровое питание – это не болеть») или отказывались от ответа (Юлия Е., Вадим Я.). Учащиеся продемонстрировали фрагментарные представления по отдельным компонентам ЗОЖ, на вопросы отвечали неправильно, не понимали зависимость состояния здоровья от совершаемых ими действий. Общее представление об организме и здоровье у учащихся не сформировано. Например, Александр Б.: «уши нужны, чтобы закрывать», «сердце – чтобы лечиться у кардиолога», Юлия Я.: «глаза нужны, чтобы читать, писать». Школьники данной группы нуждались в наводящих вопросах и помощи взрослого. Количество баллов, набранных учащимися, составило 40–79.

У 22,2 % учащихся представления о ЗОЖ находятся на низком уровне (Ариана Е., Никита Дем., Илья А., Руслан П.). Учащиеся продемонстрировали неполные, неточные и фрагментарные представления по всем компонентам ЗОЖ. По результатам анкеты можно отметить низкий уровень знания валеологических терминов и понятий, так ученики не знали, что такое «здоровье», «режим дня», «правила гигиены». Школьники затруднялись или не отвечали на вопросы о том, сколько раз в день надо чистить зубы, как нужно следить за своим здоровьем, что делать, чтобы не заболеть и др.

Обобщая сказанное, отметим, что представления о ЗОЖ у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отличаются количественным и качественным своеобразием от аналогичных представлений у школьников с сохранным интеллектом. Их представления о ЗОЖ являются фрагментарными, неполными и неточными, преимущественно находятся на поверхностном, среднем и низком уровнях, в то время как у школьников с сохранным интеллектом на высоком уровне. Характерно отсутствие взаимосвязанного комплекса знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы в данном направлении.

Библиографический список:

1. Васильева, Т.П. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников : автореф. дисс. …канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.П. Васильева; Гос. НИИИ семьи и воспитания Рос. акад. образования и Мин-ва труда и соц. развития РФ. – М., 2000. – 26 с.
2. Гамаюнова, А.Н. Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся с нарушением интеллекта / А.Н. Гамаюнова // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 6. – С. 34–38.
3. Гомзякова, Н.Ю. Педагогические условия повышения эффективности обучения основам здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида : автореф. дисс. ...канд. пед. наук : 13.00.03 / Н.Ю. Гомзякова; Моск. открытая соц. академия. – М., 2009. – 24 с.
4. Дмитриев, А.А. Проблемы укрепления здоровья и психофизического развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ 8-го вида / А.А. Дмитриев, С.И. Веневцев // Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. – 1999. – № 4. – С. 30–44.
5. Капалыгина, И.И. Укрепление здоровья и формирование навыков здорового образа жизни младших школьников : теория и практика / И.И. Капалыгина. – Минск : Тесей, 2009. – 198 с.
6. Кобцева, О.Н. Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни младших школьников : автореф. дисс. …канд. пед. наук : 13.00.01 / О.Н. Кобцева; Армавирский гос. пед. университет. – Армавир, 2010. – 28 с.
7. Кодекс Республики Беларусь об образовании : с изм. и доп. по состоянию на 12 марта 2012 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2012. – 400 с.
8. Концепция реализации государственной политики формирования здорового образа жизни населения Республики Беларусь на период до 2020 года и отраслевого плана мероприятий по формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья населения Республики Беларусь на период до 2015 года [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.minsksanepid.by/node/6375. Дата доступа : 20.12.2014.
9. Летуновская, С.В. О необходимости проведения специальной работы с умственно отсталыми детьми по формированию у них здоровьесберегающего поведения [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://psyjournals.ru/files/55476/Basilova_Sbornik_Letunovskaya.pdf. – Дата доступа : 03.01.2014.
10. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.02.2011 № 115 «О совершенствовании работы по формированию здорового образа жизни» [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.minsksanepid.by/node/6375. Дата доступа : 20.12.2014.
11. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011–2015 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=W21124085. Дата доступа : 04.01.2014.
12. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития / Л.Г. Татарникова. – СПб. : Петрос, 1995. – 350 с.
13. Тюмасева, З.И. Валеология и образование / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. – СПб. : Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности, 2002. – 380 с.
14. Фомина О.В. Сформированность представлений по компонентам здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью / О.В. Фомина // Современные научные исследования и инновации. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34259. – Дата доступа: 19.05.2014.
15. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э. Чарлтон // Вопросы психологии. – 1997. – № 2. – С. 3–14.




Рецензии:

8.01.2015, 10:46 Сычикова Яна Александровна
Рецензия: РЕЦЕНЗИЯ на статью преподавателя ГрГУ Фоминой Оксаны Вячеславовны «Особенности представлений о здоровом образе жизни у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью» Статья Фоминой О.В. «Особенности представлений о здоровом образе жизни у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью» посвящена актуальной проблеме формирования здорового образа жизни у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. В статье представлены результаты экспериментального исследования автора. Методом исследования автор выбрала анкетирование, который является наиболее приемлемым и целесообразным для анализа представлений о здоровом образе жизни у младших школьников. Результаты эксперимента обобщены и представлены в виде графических диаграмм. Результаты исследований являются достоверными, так как констатирующий эксперимент был проведен в двух группах – контрольной и экспериментальной. Присутствует статистическая обработка данных. Выводы соответствуют поставленной задаче исследования, которая заключалась в установлении наличия представлений о здоровом образе жизни у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Список библиографии содержит 15 источников, состоит из нормативных документов и исследований ведущих специалистов в области педагогики и валеологии. Исследование автора соответствует последним достижениям науки. Статья написана на высоком научном уровне с использованием соответствующего тематике терминологического аппарата. Можно выразить пожелание к автору – в дальнейших исследованиях представить рекомендации по проведению коррекционной работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Таким образом, статья написана научным языком, доказательна, приведенная аргументация и эмпирические данные не вызывают сомнений. В ней четко обозначен личный вклад автора в решение заявленной научной проблемы. Статья рекомендуется к публикации в журнале «SCI-ARTICLE.RU». Рецензент: кандидат физико-математических наук, доцент кафедры методики преподавания физико-математических дисциплин и информационных технологий в обучении Бердянского государственного педагогического университета Сычикова Я. А. 8.01.2015.



Комментарии пользователей:

16.01.2015, 14:54 Кузьмина Татьяна Ивановна
Отзыв: Статья посвящена очень актуальной проблеме, затрагивающей многомерные аспекты коррекционной педагогики и психологии. Однако, есть несколько вопросов к автору: 1) В тексте четко не указан возраст участников контрольной и экспериментальной групп. Каков был возрастной диапазон участников эксперимента? Это важно, потому что в младших классах массовой школы учатся действительно дети младшего школьного возраста, а вот в младших классах коррекционной школы могут учиться подростки 2)Какой характер носили вопросы анкеты: открытые, закрытые ,смешанные? Это связано с тем, что при предъявлении диагностических методик субъектам с интеллектуальной недостаточностью они обязательно должно быть адаптированы с учетом их интеллектуальных и лингвистических возможностей, т.е. нужно учитывать : понимают ли умственно отсталые дети инструкцию или заданный вопрос. Каким образом проверялось понимание детьми экспериментальной группы задания? 3) Достаточно ли одного анкетирования для исследования запаса знаний и представлений о ЗОЖ у умственно отсталых детей? Если да, то хотелось бы увидеть позицию автора по этому вопросу, отраженную в тексте. 4) По возможности необходимо убрать имена испытуемых из статьи во исполнение соблюдения конфиденциальности представленной информации. Статья может быть опубликована с учетом доработок по вышеуказанным пунктам. с уважением, Кузьмина Т.И.


19.01.2015, 23:03 Фомина Оксана Вячеславовна
Отзыв: Уважаемая Татьяна Ивановна, спасибо за оставленный комментарий. Отвечаю на поставленные Вами вопросы: 1. В эксперименте участвовали учащиеся 3, 4 классов. Контрольная группа – 18 учащихся, из них:9 учащихся 3 класса (возраст 8-10 лет), 9 учащихся 4 класса (возраст 9-11 лет). Экспериментальная группа – 18 учащихся, из них 8 учащихся 3 класса (возраст 9-10 лет), 10 учащихся 4 класса (возраст 10-11 лет). 2. В анкете использовались смешанные вопросы. Часть вопросов носила закрытый характер. Например: «Чем лучше перекусить, когда проголодаешься?»: а) конфетой, печеньем; б) пирожком, бутербродом; в) овощами, фруктами; Часть вопросов носила открытый характер. Например: «Для чего надо быть здоровым?». Закрытые вопросы предполагали наличие как одного, так и несколько правильных ответов. Для оценки открытых вопросов были разработаны отдельные критерии. Например, вопрос «Для чего надо быть здоровым?» предполагал три уровня ответа: – высокий (правильный ответ) – ребенок понимает причинно-следственные связи, зависимость качества и продолжительности жизни от уровня здоровья (например: «Чтобы долго жить», «Чтобы быть сильным, красивым» и т.д.). – средний (частично правильный ответ) – неполное понимание важности здоровья для жизни человека, называние несущественных причин (например: «Чтобы ходить в школу»). – низкий (не правильный ответ) – не понимание важности здоровья для жизни и качества жизни человека или нет ответа (например: «Чтобы пить таблетки»). Использованная анкета была разработана на основе анкеты «Представления о здоровом образе жизни» (по Г.К. Жвиридовской [Здоровый образ жизни : из опыта работы учителей начальных классов СШ № 2 г. Ошмяны. – Гродно : Учреждение образования «Гродненский ОИПК и ПРР и СО», 2002. – 92 с.]). Часть вопросов была переформулирована, некоторые – адаптированы, некоторые – добавлены. Таким образом, была получена анкета для выявления представлений по основным компонентам ЗОЖ: «Режим дня», «Гигиена тела», «Гигиена одежды и обуви», «Гигиена помещения», «Органы чувств. Уход за зрением и слухом», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактика вредных привычек». Для предупреждения усталости анкетирование проводилось в несколько этапов, поскольку не все участники экспериментальной группы читали, экспериментатор проводил с ними исследование в виде интервью (по заранее намеченному плану), с использованием тех же вопросов и заданий. Для уточнения использовался также метод беседы. 3. Частично ответ на этот вопрос представлен выше. Конечно, использовать в качестве единственного метода анкетирование нецелесообразно. Это может привести к механическому выбору ответов, непониманию вопросов – и как следствие неправильным ответам и т.д. 4. Представляется возможным оставить имена испытуемых в тексте статьи, т.к. конфиденциальность соблюдена (представлены только имена и начальная буква фамилии). Удаление же имен приведет к трудностям описания ответов учащихся и сложности восприятия текста статьи. С уважением, О.В. Фомина.


Оставить комментарий


 
 

Вверх